Олимпийские боги, Сатана и даже Иисус: как авторы комиксов обходили цензуру ради религиозных «камео»

Кроссоверы, которые мы заслужили.

Мультивселенные из комиксов, будь то Marvel или DC, полны самых разных персонажей и существ. В одном мире вполне уживаются как оригинальные герои — будь то Человек-пауки или Халк, — так и легендарные, включая олимпийский пантеон богов, Сатану и даже самого Иисуса Христа.

Пересказываем материал Polygon о некоторых неожиданных «камео» во вселенных Marvel и DC — религиозные темы продолжали появляться в комиксах даже несмотря на цензуру.

Олимпийские боги, Сатана и даже Иисус: как авторы комиксов обходили цензуру ради религиозных «камео»

Мифические и религиозные мотивы попали в комиксы ещё давным давно — на первых порах Золотого века комиксов, в конце 30-х годов. Например, первый персонаж, который носил псевдоним «Чёрной вдовы» — это девушка по имени Клэр Воянт, которую «завербовал» Сатана после её смерти. Она вернулась на Землю, чтобы убивать злодеев и отправлять их души в Ад. Тогда цензуры комиксов ещё не существовало, поэтому такие выпуски с такими сюжетами спокойно находились в продаже.

Рассказы про Клэр Воянт издавались Timely Comics, которую позже поглотила Marvel — поэтому со временем героиня появилась и в основном таймлайне мультивселенной. Например, она мелькнула во флешбеке «Чудес» (Marvels), где была среди команды героев, сражавшихся против нацистов во Второй мировой.

В комиксах оригинальная Чёрная вдова не появлялась с 2012 года, а к Наташе Романофф никакого отношения она не имеет.

Другой пример — Спектр из вселенной DC. Полицейского Джима Корригана убили бандиты — закинули его в бочку с цементом, а затем сбросили в воду (это было до того, как в комиксах появилась цензура). После смерти Голос (по сути, Бог) заставил его вернуться на Землю в новом обличье.

В той же DC присутствует также Дитя вечности — ребёнок, которого убила немецкая подводная лодка во время Второй мировой. Впрочем, как выяснилось, это была «ошибка» Хранителя, следящего за душами — ребёнок умер на 75 лет раньше положенного, и чтобы её исправить, сверхъестественные силы воскресили его. Ему были даны супер-способности — например, он мог призывать любую историческую или мифическую личность, а также сделать себя невидимым или нематериальным.

Но после окончания войны всё изменилось. Ещё до сороковых годов считалось, что в комиксах может присутствовать «сомнительное содержание, совращающее детей» — против чего особенно ратовали учителя и церковь. Вопрос вновь подняли уже в 50-х годах — на фоне значительного присутствия эротики и хоррор-комиксов, где создатели не гнушались рисовать, например, отрубленные головы.

В итоге в 1954 году большинство изданий, чтобы не иметь проблем с обществом и законом, организовали Comics Code Authority — кодекс, регулирующий содержание комиксов. Он был рекомендательного характера, однако без пометки CCA магазины отказывались принимать товары в магазин.

Среди прописанных правил были следующие вещи: нельзя было выставлять преступников в хорошем свете, а правительство — в плохом. Запрещено изображение «девиантного» поведения сексуального характера, а также тем вроде наркотиков, алкоголизма и ультранасилия. В комиксах больше нельзя было появляться демонам, ведьмам, ходячим мертвецам, каннибалам и оборотням.

Соответственно, начиная с того момента авторам пришлось быть куда более избирательными в выборе тематик. Но это не мешало продолжать сценаристам черпать вдохновение из мифов, легенд и вероучений — просто делалось это теперь в обход цензуры.

Так, например, в Amazing Fantasy №15 (1962 год) — в том самом выпуске Стэна Ли и Стива Дитко, в котором впервые появился Человек-паук — была история под названием «Человек в саркофаге», где мумия обманула вора. При этом не показано, чем мумия являлась на самом деле — восставшим мертвецов или же обычным переодетым мужчиной.

В том же году Стэн Ли и Джек Кирби написали первый выпуск истории Доктора Дума — одержимого злодея, изучившего книги «Демоны» и «Наука и чародейство». Он увлекался чёрной магией — но так как Дум описывался исключительно как плохой человек, для комиксов это было нормально, что он интересовался подобными вещами.

Позже авторы комиксов начали вдохновляться идеями Артура Си Кларка — в частности, тем, что сверхтехнологии внешне могут быть неотличимы от магии. Поэтому благодаря Ли и Кирби в Marvel появился Тор — наравне с остальными богами скандинавского пантеона, которых представили как сверхпродвинутую расу. Более того, вселенную населили ещё и олимпийские и египетские боги — потому что «она была достаточно большая, чтобы в ней сосуществовали столько созданий».

В DC Тор, как и все остальные скандинавские боги, тоже есть — вот только вряд ли кого-то из них можно назвать героями.

Параллельно сценаристы добавляли всё больше злых существ. В ранних историях о Докторе Стрэндже появились Кошмар и Дормамму. Технически они были демонами, но фактически ими не являлись, так как жили не в Аду, а параллельном измерении. Затем появился Мефисто, названный в честь демона Мефистофеля из «Фауста» — в его царстве жили порабощённые человеческие души.

Но в комиксах есть и свои «боги» в классическом понимании. Например, в Marvel в 1967 году дебютировал Живой Трибунал — трёхликий судья и представитель Всевышнего (создателя всего), один на всю мультивселенную, следящий за балансом в ней.

Спустя пару месяцев в том же году в DC появился Мертвец — бывший гимнаст по имени Бостон Брэнд, которого убили во время выступления. За все его добродетели он отправился не на небеса, а вернулся на Землю — в качестве невидимого призрака. Его наделила суперспособностями богиня по имени Рама Кушна, аналогично Кришне из индуизма. Позже Бостон сказал, что Кушна, скорее всего, одна из многих ипостасей Бога.

Так как Кушна была оригинальным персонажем, а Бостон — скорее «ангел», нежели зомби или вампир, к обоим героям не было никаких претензий со стороны Кодекса.

В 1971 году в Кодексе смягчили некоторые ограничения касательно не-живых и демонических персонажей: с тех пор «вампиры, гули и оборотни разрешены к использованию лишь при обращении к классическим героям — Франкенштейну, Дракуле — и произведениям прочей высокой литературы».

Это вновь открыло дорогу к отсылкам на религиозную тему — в частности, христианскую. Например, в DC демон Этриган прибыл не из другого измерения, а из самого Ада.

А в Marvel появился Призрачный гонщик, который заключил соглашение с Сатаной — хоть и читателям позже сказали, что это был Мефисто в другом обличье. Впрочем, далее выяснилось, что Сатана и Мефисто — существа-соперники из разных измерений, и никто из них не был Дьяволом в христианском понимании.

Кого в Marvel и DC боялись показать, так это Иисуса. Одна из арок «Болотной твари» должна была закончиться встречей существа и плотника из Назарета — но издательство сочло выпуск «спорным» и отказалось его печатать. А в онгоинге Призрачного гонщика появление Иисуса окрестили «иллюзией» в последний момент перед публикацией.

В 90-х цензура окончательно ослабла, и потому авторы были вольны делать что угодно. В комиксах «Болотная тварь», «Призрачный гонщик», «Песочный человек» герои путешествовали по разным мирам, в том числе загробным — а их сюжеты поднимали вопросы о религии.

Ангелы и демоны продолжали упоминаться в комиксах и порой эпизодически в них появлялись. В 2004 году Фантастическая четвёрка даже попала в Рай, где они встретили Бога — который очень сильно напоминал Джека Кирби.

На самом деле, примеров персонажей из религии в DC и Marvel куда больше, чем описывает Polygon — вспомнить те же истории про Джона Константина или Люцифера. Расцвет таких комиксов пришёлся как раз на то время, когда цензура ослабла.

Авторы Marvel и DC всё ещё придерживаются старого принципа — их вселенные создал не тот самый Бог из христианской, мусульманской или любой другой религии. Сведения о происхождении мира в этих вселенных остаются неясными и обрывочными — в той же DC, например, герой Крона изобрёл машину, которая позволила наблюдать начало времён. Устройство показало гигантскую синюю руку, сжимающую крупицу — мультивселенную.

Над комиксами работали сотни сценаристов и художников, зачастую разрозненно — поэтому единую историю о создании и развитии мира этих вселенных проследить сложно. Поэтому сейчас, спустя почти сто лет после начала жизни Marvel и DC, мы наблюдаем что есть — а именно смесь из самых разных несвязанных историй, каким-то образом сосуществующих друг с другом.

#marvel #dc

 

Источник

Читайте также