Я слушаю Окси с 2008 года. И я чертовски рад, что он проиграл Versus с Гнойным. Нет, не злорадствую. Да, Мирон все еще лучший артист страны и моральный компас рэпа на русском. Но задумайтесь вот над чем. Мирон — разносторонний исполнитель, который проложил шпалы баттл-рэпа в России. Окей, до него были Драго, Стим и много кто еще, но именно Федоров сформулировал, заявил и популяризовал баттл как творческую адженду.
Когда он читает про то, как поднял «Версус» и «Слово», ему безоговорочно веришь. Я не забыл времена, когда Мирон вместе с Грин Парк-тусовкой фристайлил на онлайн-трансляциях и в угаре выплевывал строчки из своего тогда еще не выпущенного трека Hangover. Помню его утопичные идеи собрать наиболее лояльных фанатов, чтобы делиться с ними треками, лампово обсуждая «хопчик», поднимая комьюнити и сея семена любви к чужой культуре, которая в стране существовала разве что на уровне питерских «Хуяксов» или Мертвых Фонтанов в Хабаровске. Помню 14 неофициальный баттл «Хип-Хоп.ру», помню обмен любезностями с Бабангидой, все помню. Такой запал не прогорает, даже от кокаина и депрессий.
Но давайте честно. Конкретно сейчас культуре и слушателям Мирон-артист нужнее, чем Мирон-баттл-рэпер. И «слитый» им «Версус» выполнил главную функцию — пробудил человека, который переизобретет себя, а вместе с собой и стандарты хип-хопа.
Поясню. Творческий путь Окси, угол, под которым он смотрит на мир — это преодоление, превозмогание и немного самоанализа ржавой киркой. Мирон в своих текстах часто обращается к образам, в которых намеренно умаляет себя: задрот, чужак, хоббит. При этом конечная цель лирического героя всегда идет на контрасте, она несоразмерна ожиданиям от него.
Классическая арка героя, который героем быть не хотел, а пришлось. Задрот добивается уважения тех, кто раньше поддевал за ролевые игры и беготню с толкинистами в парках. Чужак находит признание на родине, а хоббит — плавит кольцо в недрах Роковой Горы. Мирон ровно об этом же читает в третьем раунде «Версуса» с Гнойным, про сюжетную арку героя, про тысячи историй, которые все являются вариациями одного и того же сюжета. Важны не враги, а факт свершения чего-то важного и невыполнимого. Подвига. Важен путь, борьба; весь рэп Мирона про это. Но что интереснее всего в пути героя? Его провалы. Неудачи. Моменты неверия окружающих. И, конечно, его финальный, блистательный триумф, который признают все. Пожмут руки, хлопнут по плечу и на закате трогательно заглянут в глаза:
«Я говорил, что ты будешь обузой? Что ты не выживешь в походе? Что тебе не место среди нас? Я никогда так не ошибался в своей жизни».
Оксимирон — амбассадор Reebok в России. Недавно он прервал свое молчание очередным промо, выпущенным в рамках своего сотрудничества с брендом.
Проблема в том, что в последние годы Мирону было нечего и некому доказывать. «Горгород» расхвалили и обсудили вообще все (кроме рэпера Гнойного, его 11 раз изнасиловали). Туры — сплошные солдауты. Баттлы — ну, Джонибой и ST под собственную нудятину прогулялись по рее. Где челлендж? Чего добиваться, когда главные цели уже достигнуты? В чем превозмогание, если тебя заметили и показали даже там, у Урганта? И самое главное, как заставить себя снова быть интересным, в первую очередь самому себе? Ведь успех — это самая скучная часть геройской арки, которую всегда оставляют за скобками истории. Жизнь после Подвига. Сытая, амбассадорская и промозгло скучная.
И эта скука ссучивает Мирона как артиста. Страдания и челленджи порождают эмоции; эмоции порождают истории; истории делают тебя интересным. Когда у тебя все хорошо, ты либо диджей Кхалед (уникальный случай), либо тебя выворачивает от собственного успеха и ты ищешь способ сдвинуть мир с места и запустить новый цикл похода к Башне. Третий вариант — стухнуть. Объясню на примере Эминема. Да-да, каждый второй сравнивал с ним Мирона, но, во-первых, это уместно, а во-вторых — мне пофиг.
Эминем также начинал с баттлов и выстраивал свою адженду вокруг превозмогания. Набор тот же: белая ворона, неловкий гик, баттлы. Вся карьера Маршалла Мэтерса держится на оголенном нерве нарратива. Песни про убийство жены, дисс на родную мать, куплеты про из грязи в князи.
Ранний, добивающийся Эминем оглушителен. Это луч выжигающей энергии, хреначащий из визора Циклопа. Кем он стал? Добился, пережил смерть лучшего друга, вернулся со стерильным Recovery. И стух. Сегодняшний Эминем до жути скучен. Ему нечего вам рассказать, у него нет новых историй, нет честных эмоций. Он — это успех (и застой).
В Rap God Эм буднично лупит панчлайнами, более-менее подтверждая статус рэп-иконы. И только в Guts Over Fear делится чем-то человечным, нероботизированным, но посмотрите, как грустно звучит мель артиста, построившего свою карьеру на личных историях: «Больше нет эмоций, из которых я мог бы черпать [вдохновение], просто пачка слушабельных песен, которые я пишу для собственного развлечения, так что к рассвету я опять начну переделывать все ту же старую песню».
Слава б-гу Мирон из тех, кто эволюционирует через провалы. Нет-нет, он не захочет спечься и творчески истощиться. Лучше он сломает то, что и так работает — чтобы ему было что чинить и откуда черпать те самые эмоции и истории. Он не смирится.
Мирон — эгоманьяк, зависимый от желания заткнуть рты всем, кто в нем сомневается. И потому в моменты своих lowest points он на самом деле всегда в пике своей рэп-формы: целеустремленный, трудолюбивый, сфокусированный на Подвиге.
Вспомню главные «страгглы» карьеры Окси и проведу очевидные связи с лучшими песнями в его творчестве.
- Бедность, обида и неприятие, вылившиеся в маниакально-депрессивный психоз и надрывную ненависть к русскому рэпу. Самые яркие треки бунтарского, самого голодного периода: «В говне», «Лондон против всех», «Последний звонок» (в этом треке Мирон расстреливает одноклассников), «Я хейтер». Несправедливый проигрыш Честу на 14 неофициальном баттле «Хип-Хоп.ру»: «Мой менталитет», создание лейбла Vagabund, «Сага об орлах и канарейках», «То густо, то пусто». «Лещевание» от Ромы Жигана, распад Vagabund, конфликт с бывшим коллегой по лейблу рэпером Schokk: «Признаки жизни», «Больше Бена», «Детектор лжи», «Не от мира сего» (лучшие песни Окси!).
Тот самый «Версус», на котором Оксимирон проиграл Гнойному со счетом 5:0.
После Vagabund Мирон откатал крупные туры, популяризовал «Версус», выпустил «Горгород» и потихоньку начал утопать в признании — и вместе с тем скучнеть. Но теперь, когда Окси прилюдно, на камеру растерзали (я все равно считаю, что его выступление — лучшее шоу, которое только показывали на этой рэп-площадке, но интернет видит все черно-белым), Федорова начнут ненавидеть, в нем засомневаются.
А чего — вот прецедент, в который можно тыкать и (не делайте так) с серьезным видом заявлять: «Ваш король — голый!» Но король не голый. Король просто заскучал.
И Гнойный, читавший про роли ментора и спасителя, сам замотивировал Мирона, дал причину превозмогать и лезть к вершине. А из превозмогания, повторюсь, рождаются эмоции; из эмоций — истории; из историй — гениальные песни, которые Окси одной левой пишет во время турбулентности.
забились! надеюсь, что не съедешь. одно условие, Мирон: верни замаю лайк на клип, который ты вероломно снял 🙂
— Неотстой Продакшн (@gnojnyj) July 28, 2016
Я НОВЫЙ ОКСИ
— Неотстой Продакшн (@gnojnyj) August 7, 2017
ПОСТМИРОНИЯ
— Неотстой Продакшн (@gnojnyj) August 7, 2017 Песня-издевка, выпущенная Гнойным перед выходом «Версуса».
Впрочем, тряски начались чуть раньше, в 2015-м, когда Мирон в приступе мегаломании заявил о «перевороте игры», а потом забрал эти слова назад после альбома Скриптонита. Наверняка тогда эти признания дались артисту нелегко – но эти же угрызения эго помогут ему пересобрать себя и засиять так, как Янг Тризи Крейзи Молодому Тризини и не снилось.
Творческий допинг необходим Мирону еще и потому, что впереди у него схватка с одним из самых грозных баттл-рэперов планеты – Dizaster. На английском языке. Сытым и обустроенным в такие эпохальные баттлы не ходят, это самоубийство (да-да, именно этого Dizaster упоминает Эминем в мясорубке под названием Rap God). Так что Гнойный – спасибо тебе за этот ушат холодной воды в лицо лучшему исполнителю России.
Непонятно, правда, что теперь ждет нас на стадионном туре «Империум», который стартует уже этой осенью. Вероятно, артист планировал представить там свой новый альбом, но «Версус» с Гнойным мог здорово перетряхнуть его планы –альбом в текущем состоянии может и не отражать превозмогающего Мирона версии 2017-го. Но очередным переносам я не удивлюсь и не расстроюсь.
Как говорил сам Окси, недовольные слушатели уходят, а музыка остается. И именно по музыке через десятки лет рассудят, кто был архитектором реальности, а кто – скоморохом с лукошком сырков.
Источник