Страдать не придётся.
Настольные игры по популярным видеоиграм выходят не каждый день, а их локализации — и того реже. В конце ноября в продажу поступила русскоязычная версия Bloodborne: The Card Game — настольная адаптация консольного хита от From Software. В июне мы проводили стрим по игре в англоязычную версию. Сейчас же, более подробно и в текстовом формате, разберём, что из себя представляет локализованное издание этой карточной игры.
Удалось ли ей передать мрачную атмосферу и напряжённый геймплей оригинала? Мы сыграли несколько партий, а теперь делимся впечатлениями.
С возвращением, добрый охотник
Первое, на что обращаешь внимание, беря в руки коробку — это её размер. Она меньше, чем стандартный короб 30 на 30 сантиметров, и это скорее плюс, чем минус: нередка ситуация, когда в огромный «гроб» издатель кладёт лишь пару колод карт и набор кубиков, и затем всё это там с грохотом болтается. Здесь, к счастью, такого нет: внутри упаковки с игрой лежит пластиковый органайзер, и все компоненты подогнаны так, чтобы ровно в неё уместиться и не занимать лишнего места.
Сами компоненты выполнены очень достойно: планшеты игроков из плотного картона со «льняным» покрытием, приятные на ощупь пластиковые жетоны «отголосков крови». На вес эти жетончики, кстати, тяжелее, чем кажутся: забирать их горстью с карточки побеждённого монстра — отдельное кинестетическое удовольствие. Немного разочаровывают только карты из тонкого картона и небольшой «люфт» в дисках подсчёта здоровья — вырубка верхней и нижней части не везде идеально симметричная, и будучи соединёнными между собой, они немного болтаются.
К графическому оформлению претензий никаких — все монстры и предметы перекочевали прямиком из игры, иногда даже кажется, что на карточках попросту распечатаны оригинальные арты и скриншоты.
Качество локализации также не вызывает вопросов: Lavka Games, российский издатель игры, заботливо перенёс все названия монстров и предметов из консольного оригинала. Есть, правда, небольшие неясности в правилах и даже пара карт с не совсем последовательными формулировками. Скажем, одна карта говорит: «охотник, у которого суммарно больше всех крови» — здесь всё понятно, речь о сумме накопленной крови и крови в хранилище. На другой карте написано: «если у вас не больше всех отголосков крови» — имеется в виду также суммарное количество? Или только накопленная кровь? Или только та, которая перешла в хранилище?
Такие «неровности» можно было бы сгладить в процессе локализации, но здесь, по всей видимости, они перешли прямиком из английской версии в русскую: на форумах BoardGameGeek пользователи задают те же самые вопросы, которые возникали и у нас в процессе игры.
Сами правила, тем не менее, предельно просты: порог вхождения в игру гораздо ниже, чем у её консольного «старшего брата». Группа охотников спускается в Подземелье Чаши и убивает одного монстра за другим на пути к главному боссу. Выбранный босс оказывает постоянный эффект на партию: скажем, при игре против Викария Амелии максимальное здоровье охотников снижается с восьми до шести единиц. А если хозяином подземелья выступает Ром, игра переходит в хардкорный режим: после второй смерти игрок выбывает из текущей партии.
Однако не стоит заблуждаться: хоть с монстрами игроки сражаются вместе, кооперативной игрой здесь и не пахнет. Выигрывает в партии только один — тот охотник, который смог нанести больше всех урона монстрам и, таким образом, набрать наибольшее количество отголосков крови в ходе сражений. Как и в оригинальном Bloodborne, при смерти персонажа все несохранённые отголоски крови теряются, так что баланс между нападением и защитой здесь также выходит на первый план.
За убийство монстров игроки получают «трофеи»: они бывают трёх типов и конвертируются в кровь при подсчёте очков в конце игры. У шкала пересчёта есть прогрессия (1, 2, 3, 5, 8), так что имеет смысл концентрироваться на одном или двух типах трофеев и по возможности поднимать их до максимума.
Игровой процесс выглядит следующим образом: вытащив из стопки очередного монстра, игроки выбирают и одновременно разыгрывают одну карту из имеющихся у них на руке. Этой картой могут быть холодное или огнестрельное оружие, специальный предмет с уникальным эффектом, а может быть и карта «Сон Охотника» — она позволяет перевести заработанные отголоски крови в «несгораемое» хранилище, восстановить здоровье, взять обратно в руку все разыгранные в предыдущих раундах карты, а также взять новое оружие или предмет из резерва.
Начинают игру все охотники с базовым инвентарём, поэтому, даже если здоровье на максимуме, периодически в Сон охотника стоит заглядывать, чтобы набрать в руку более мощные предметы. Иначе со временем вы начнёте отставать от других по эффективности.
Эффекты карт активируются строго по часовой стрелке начиная с игрока, который ходит первым. Так что, если у монстра осталось всего три отголоска крови, а ходите вы по счёту четвёртым, то велик шанс, что к вашему ходу с противника забирать будет уже нечего. Приходится хитрить: использовать карты с мгновенным эффектом, трансформировать оружие (это позволяет выложить карту после того, как все вскроют свои) или пытаться снизить чужой урон.
Карт, которые позволяли бы напрямую «ставить палки в колёса» другим игрокам, не так уж и много, но они есть — вплоть до нанесения прямого урона другим охотникам. Тем не менее, в «Эпичные схватки боевых магов» игра не превращается: в некоторых ситуациях лучше договориться и всем вместе поднажать, добив монстра, чтобы он не перекосил всю партию последним ударом. Другое дело, что выполнять такие договорённости никто не обязан — всё на доверии.
Поэтому не удивляйтесь, когда после совместного решения «накинуться со всем, что есть» вы окажетесь единственным, кто побежит на Отца Гаскойна с секирой наперевес. А остальные герои при этом уйдут в Сон охотника и оттуда будут наблюдать, как враг раскатывает вас по полу подземелья.
Несмотря на всё это, по впечатлениям от нескольких партий, смерть в игре наступает не так уж часто. Уж точно не чаще, чем в консольном оригинале. Всегда, конечно, может не повезти с кубиком урона монстра, но за полдесятка партий у нас такое было от силы раз или два. В целом, играется карточный Bloodborne быстро: от 30 до 45 минут на партию, как и указано на коробке. Так что по жанру перед нами чистейший филлер — быстрое и несложное развлечение, призванное заполнить время между партиями в другие, более долгие и серьёзные игры.
На коробке также указано рекомендованное количество игроков — от трёх до пяти. Причём чем больше играет народу, тем интереснее становится игра с тактической точки зрения — больше переменных, больше доступных одновременно карт с новыми предметами. Вшестером поиграть уже не удастся — компонентов в коробке только на пятерых. А вдвоём играть будет попросту неинтересно, механика игры к этому не располагает.
Подземелье Чаши ждёт
Когда мы играли первую партию, главным боссом выбрали Кормилицу Мерго — у неё больше всех жизней, но зато её постоянный эффект позволяет охотникам восстанавливать по одной единице здоровья в начале каждого раунда. Колода обычных монстров составляется из десяти карт, три из которых — карты промежуточных боссов.
Первым монстром против нас вышла «Юри, последняя ученица»: у неё мало здоровья, но очень большой урон. Было забавно наблюдать, как поначалу все осторожничали и выбрали слабенькую пилу-топор в качестве оружия, а девушка, которая с нами играла, даже решила не вступать в ближний бой и ограничилась выстрелом из пистолета.
Тем не менее, даже этих небольших усилий хватило, чтобы справиться с первым монстром. Вторым против нас сразу же вышел промежуточный босс — «Ибраитас, дочь космоса». Обычные противники могут убежать, если их не убить за один раунд, так что у охотников есть возможность передохнуть и восстановит силы. С промежуточными боссами не так, поэтому тут встала задача расправиться с противником как можно быстрее — пока не перебили весь отряд. Соответственно, все схватились за самое мощное из стартового оружия — Секиру охотника. Все, кроме вышеупомянутой девушки, которая продолжила осторожную тактику и использовала карту «Сон охотника».
В этот момент мы осознали две вещи: первое — на командные усилия в этой игре рассчитывать явно не приходится, а второе — решение воздержаться в этом ходу от сражения было не таким уж плохим. Уникальный эффект Ибраитас заключается в том, что охотник наносит соседу слева столько же повреждения, сколько он нанёс противнику.
В результате, после атаки монстра и после наших собственных атак мы чуть не поубивали друг друга секирами и еле-еле остались живы. Ушедшая же отдохнуть охотница восстановила себе здоровье и взяла из резерва «Магазинный пистолет» — предмет, который не только наносит повреждения монстрам, но и даёт иммунитет к урону на целый раунд.
Расправившись с Ибраитас и осознав потенциал улучшенных предметов из резерва, через пару раундов один из охотников ушёл в Сон с полным здоровьем только для того, чтобы взять Молот-меч — самое мощное холодное оружие в игре.
Следующие бои прошли относительно спокойно, мощных монстров на пути практически не попадалось, а эффект регенерации от главного босса позволял поддерживать здоровье на допустимом уровне даже не уходя в Сон охотника. В какой-то момент я подумал, что вся игра пройдёт без единой смерти и мне даже не удастся пошутить на тему знаменитой фразы «You died». Я ошибался.
Началось всё с того, что ближе к концу партии нам почти подряд выпало два монстра, которые позволяли игрокам вне очереди взять по одному предмету из резерва. Так в руки мне и девушке-охотнице попало по зловещей карте «Огнемёт» — при её розыгрыше игроки, использующие холодное оружие, получают двойной урон в текущем раунде. На себе я это почувствовал незамедлительно: в следующем же бою промежуточный босс «Возродившийся» снёс мне здоровье в ноль — охотница разыграла карту, а я оказался единственным, кто применил против монстра оружие ближнего боя.
Потеряв из-за смерти целых пять отголосков крови и задумав план жестокой мести, в следующем раунде Огнемёт использовал уже я. Тогда против нас вышел последний перед главным боссом монстр — Зимний Фонарь. Те, кто играл в оригинальную игру на PS4, знают, какими опасными могут быть эти отвратительные твари. И здесь они оказались ничуть не менее устрашающими, но об этом ниже. Благодаря использованной мной карте Огнемёта, остальные три охотника получили от Фонаря двойной урон, и этого оказалось достаточно, чтобы все трое отправились на тот свет.
Радость от свершившейся мести закончилась, когда я осознал, что сражаюсь с монстром один, а урона для победы явно не хватает. Соответственно, противник он убежит с поля боя, и тогда наступит эффект, который указан у него на карте: «При бегстве: охотник с наибольшим числом отголосков крови умирает». Просто так, без бросков — умирает и всё.
Очень похоже на консольный оригинал: либо ты за несколько секунд убиваешь этого монстра, пока у тебя не успела заполниться шкала Frenzy, либо ты труп. То же самое оказалось и здесь: я нанёс совсем мало урона, остался единственным живым игроком, и, ко всему прочему, у меня было больше всех отголосков крови. Итог — четыре трупа прямо перед последним боссом. Отомстил так отомстил.
Схватка с финальным боссом разочаровала. Причём речь не только о Кормилице Мерго: по прошествии нескольких игр можно сказать, что это справедливо для всех боссов из доступных пяти. Ощущения напряжённой схватки вообще нет. У боссов никаких особых эффектов во время боя, они не наносят высокий урон, против них не требуется какой-то особенной тактики. Это просто обычный монстр с увеличенным запасом здоровья. Совершенно непохоже на оригинальный Bloodborne или Dark Souls, где каждый босс требует уникального подхода и способен убить неосторожного игрока с одного-двух ударов.
Рассвет над Ярнамом
В целом, у Bloodborne: the Card Game хорошо продуманная механика. Было бы странно ожидать меньшего: Эрик Лэнг — это известный и уважаемый геймдизайнер, и за плечами у него уже не одна настольная адаптация популярных игровых и киновселенных. Особенно хорошо ему удалось адаптировать ряд присущих оригиналу геймплейных элементов: потеря накопленных отголосков крови при смерти, баланс между агрессивным и оборонительным стилем игры, эффекты некоторых монстров и предметов.
Однако многие элементы из оригинала в настолку не попали: нет прокачки оружия и персонажей, отсутствуют ощущение исследования мира и напряжённые сражения с боссами. Плюс, даже несмотря на мрачный графический стиль, игра оказалась не такой уж страшной и пугающей, как консольный оригинал, хотя и была ранее включена в нашу подборку настольных хоррор-игр.
О сложности прохождения и речи не идёт — монстры не восстанавливают здоровье, поэтому, даже если они будут убивать игроков каждый раунд, рано или поздно охотники их добьют и продвинутся дальше. Там, где PS4-эксклюзив требует от игроков постоянного обучения и адаптации, настольная версия просто заставляет повторять одни и те же действия до победного конца.
Кто знает, может быть перед создателями игры и не стояла задача полностью перенести консольный игровой опыт в настольную игру. Иначе мы бы скорее получили что-то в жанре dungeon crawler. Создатели Dark Souls: The Board Game пошли именно по такому пути: игроки выбирают класс и отправляются исследовать подземелья, постоянно сражаясь с монстрами и регулярно умирая — говорят, игра действительно очень сложная.
Один из главных недостатков Bloodborne: The Card Game вскрывается спустя несколько игровых партий. Вернее, подтверждается: увидев количество карт оружия и монстров, я заподозрил неладное ещё до самой первой партии. Игре очень сильно не хватает контента. Выбор предметов небольшой, и некоторые карты повторяются по два, а то и по четыре раза. Главных боссов всего пять, промежуточных — семь. Обычных монстров тоже от силы пара десятков — сыграв несколько партий, вы гарантированно увидите их всех.
Как результат — игра, скорее всего, очень быстро наскучит при частом использовании. Если бы не этот минус, она могла бы стать постоянным украшением игрового стола. Но для этого ей крайне не хватает вариативности. Хотя, это можно списать на жанровое ограничение: филлеры на то и называются филлерами, чтобы играть в них не постоянно, а по одному-два захода в перерывах между более серьёзными играми. Но даже при таком режиме у настолки есть все шансы надоесть, особенно если состав вашей игровой группы не меняется.
Эту проблему отчасти должно решить выходящее в первом квартале следующего года дополнение, Bloodborne: The Card Game — Hunter’s Nightmare. Однако о том, будет ли оно издаваться в России, пока ничего не известно. В издательстве Lavka Games прокомментировали, что это будет зависеть от успеха базовой версии игры на российском рынке.
Не стоит ожидать, что Bloodborne: The Card Game подарит вам те же ощущения, которые вы испытываете от игры в PS4-версию — это не столько прямая адаптация компьютерной игры, сколько размышления на тему. Также не стоит ждать, что вы позабудете все остальные настольные игры, приобретая эту — у неё просто нет такого ресурса, который бы удержал интерес игроков на протяжении нескольких десятков партий. По крайней мере до выхода дополнения.
Тем не менее, за свою цену (довольно демократичную для игр по популярным видеоигровым вселенным) — это хороший филлер с интересным геймплеем, качественными компонентами и отличным оформлением. Играется и раскладывается быстро, есть тактическая глубина и неплохой уровень взаимодействия между игроками. А ещё, как видно из описания нашей первой партии, способен порождать немало весёлых и неожиданных ситуаций за игровым столом. Большего от хорошей настолки требовать трудно.
Источник: DTF