Хочу рассказать о несправедливо малоизвестном произведении, которое даст фору большинству классических фэнтези-романов, но всё ещё не обросло большим количеством почитателей. Возможно, из-за формата истории (веб-манхва).
Возможно, из-за яркой, но не гармоничной рисовки в первых главах. Возможно, из-за «романтика» в жанрах, когда на самом деле это фэнтезийный эпос про апокалипсис. В любом случае произведение малоизвестно и новые читатели особо не приходят. Собственно статистика за 7-8 лет на ридманге и мангалибе:
Почему же имена знакомы?
Потому что, как заметили знатоки, уже в названии мелькает имя одного из богов индуизма. В отличие от большинства полностью авторских вселенных, здесь пантеон богов — полные тёзки богов реальной религии. Кажется, это дополнительная причина непопулярности.
Индийская стилистика в общем сохраняется в архитектуре, но в остальном довольно сложно заметить какие-то сходства. Сходства нет и с привычными нам европейским фэнтези и даже азиатским. Разве что дело происходит в магическом мире.
Прорисовка зданий не поражает воображение, но не рисовкой славна эта манхва, тем более что для веб-манхв уже запредельно круто, когда автору не пофиг на задники:
Да, боги здесь всего лишь тёзки своих индийских собратьев. От оригинальных в них нет ничего: сам Кубера здесь даже не одноглазый!
Говорят, Карригом (авторша) вдохновилась на эту эпопею во время поездки в Индию.
Формат повествования
Это — манхва. Азиатский веб-комикс, вот уже больше 10 лет регулярно выпускающийся рулонами. При этом информации и деталей, значимых и влияющих на сюжет, так много, что немало людей (и я в том числе) считают, что всему произведению больше подходит вид романа, а не комикса.
Помню, где-то было сказано, что произведения Толкиена можно считать за научный трактат по Средиземью, где автор внимательно изучает его законы и скрупулёзно их описывает. В отношении «Кубера — последний бог« это будет верно даже в бОльшей степени. Взять хотя бы местных «демонов», расу сур: так много информации о том, как они живут и взаимодействуют с людьми и себе подобными, так много удивительных и уникальных черт у этих отношений, что трудно вспомнить хоть одного автора, который бы так проработал существование расы в своём мире. Практически каждый аспект жизни сур удивителен и интересен. Кроме того, периодически выходят главы, описывающие отдельные жизни некоторых из этих существ, что делает весь мир и конкретно отдельных персонажей гораздо более масштабными и глубокими.
В самом начале «Кубера» кажется очень обычной. До пресноты. Это позитивный герой-неудачник в главной роли и его мрачный помощник отправляются в путешествие с целью отомстить. Здесь сложно оценить масштаб, отстранённость и многочисленные удочки, расставленные тут и там и намекающие на то, чем это произведение будет в итоге. Сейчас, перечитывая, я не могу не удивиться, насколько другим оно выглядит в начальных главах. Из этого мог получиться относительно типичный сёнен про героя, который учится и превозмогает. Но это не он. Вообще не он.
История разворачивается постепенно, а авторша старается охватить каждую деталь, каждую ниточку и зацепку и включить её в повествование. Если говорить о «ружьях Чехова», то здесь их настолько много, а стреляют они так часто, что самой Карригом приходится порой давать ссылку на то, какое из ружей выстрелило сейчас. Это сильно удлиняет историю. Делает её гораздо сложнее и глубже, что порой откладываешь чтение новой главы из-за того, что надо над ней думать.
А ещё из-за недостатка моральных сил. В мире жёсткого противостояния и миллиардов трагедий никогда не знаешь, насколько глубоко тебя заденет новая глава. Очевидных злодеев тут нет. Тут все жаждут одного — жить счастливо. Реалистично, не так ли? И в самом начале злодеи, уничтожившие деревню ГГ, на самом деле не такие уж злодейские. Каждый из них — важный и значимый персонаж сюжета со своими переживаниями и противоречиями.
Магия
Система магии здесь будет знакома всем, кто играл за колдунов в дынде. Своей собственной магии люди не имеют и вынуждены её «одалживать» у существ более могучих, чем они. В самом сюжете это исключительно боги, но были и маги, берущие силу от сур.
Здесь магия — обыденность. При этом мы понимаем, что в настоящем времени магия угасает. Люди имеют очень мало заклинаний и небольшой запас сил. Довольно стандартно для фэнтези, но здесь мы видим причины этому, мы видим как рушится Вселенная и как человечество потихоньку становится вынуждено ютиться на одной планетке. Это же касается и магии.
Для мага важнее всего божественное сродство. Не очень понятно, что это за показатель, но он врождённый и показывает, сколько сил он может «одалживать» у бога. Не путать с маной, хоть Карригом и упоминала некую «энергию», но по моим впечатлениям это ближе к обычной выносливости. Божественное сродство же говорит о том, насколько отзывчивой и сильной будет магия.
Вторая важнейшая для мага вещь — способность быстро проводить вычисления в уме. Да, в конечном счёте тут всё сводится к этому. Чем быстрее и правильнее маг считает, тем лучше и точнее он использует магию. А в противном случае будет бить по себе. К сожалению (или счастью) , все вычисления остались за рамками повествования.
Итог
Честно, я и 1/100 шикарности этой эпопеи не передала. И, вероятно, я не самый классный маркетолог. И здесь я сообщу один из неочевидных нынешних недостатков «Куберы»: её трудно обсуждать.
Всякий раз, когда я ищу с кем бы её обсудить, оказывается что этот человек или душнила, или настолько очарован масштабом и крутостью, что и сказать-то нечего.
Это довольно серьёзный недостаток, так как мешает фанатам делиться и рассказывать о манхве и в итоге за десяток лет о ней почти ничего не слышно вне обновления на сайте манги.