Кристиан Бэйл и Мэттью МакКонахи в провалившемся, но культовом фантастическом боевике, которому этим летом исполнилось 20 лет.
В 2020-м году власть на земле захватили огнедышащие драконы, уничтожившие почти всё человечество. Небольшая группа людей под предводительством Куинна (Кристиан Бэйл), укрывается в старинном британском замке, надеясь на лучшее. Всё меняется, когда к ним неожиданно заявляется отряд охотников на чудовищ, возглавляемый отчаянным американским воином Ван Заном (Мэттью МакКонахи).
«Власть огня» (2002) – удивительный пример фильма, который каким-то образом вообще появился на свет. Изначально придуманный сценаристами-новичками, он спустя шесть лет получил финансирование, отличных актёров на ведущие роли, а потом вышел в прокат, где был холодно принят критиками и с трудом окупил собственный бюджет, постепенно забывшись на фоне других культовых блокбастеров нулевых. И только со временем эта необычная картина превратилась для многих зрителей во что-то особенное.
Первоначальный сюжет был создан в 1996 году Греггом Шабо и Кевином Петерка – двумя авторами, которые до этого ни разу не писали сценарии и не имели никакого отношения к киноиндустрии. После выхода «Власти огня» они бесследно пропали с радаров – картина 2002 года так и осталась их единственной работой в кино.
Сценарий был продан Spyglass Entertainment, в 2000-м нанявшая профессионального сценариста Мэтта Гринберга довести эту сумасшедшую историю до ума, ведь экранизация стоила бы невероятные на то время 300 миллионов долларов. Гринберг, который сам в колледже изучал средневековье, урезал масштаб и попытался превратить оригинальное сюжетное безумие в приличный и, самое главное, снимаемый студийный фильм.
Занявший место режиссёра Роб Боумен прекрасно понимал с чем предстоит иметь дело и как уложиться в выданные ему 60 миллионов долларов. До этого, он долгое время занимался сериалами и работал над «Квантовым скачком», «Джамп стрит, 21», «Спасателями Малибу» и самое главное – над «Секретными материалами». Боумен был тем самым режиссёром, который должен был справиться с хаосом – и он почти справился.
В качестве выжженной огнём постапокалиптической пустыни были выбраны безлюдные пейзажи Ирландии. Несмотря на то, что в стране сохранилось около 30 тысяч замков, для съёмок все декорации отстроили с нуля.
Очевидно, черпавший идеи из «Безумного Макса, «Горца» и множества фантастических «бэшек» прошлых десятилетий, сюжет «Власти огня» был изначально рожден где-то в середине 90-х, когда смесь постапокалипсиса, фэнтези и фантастики являлась совершенно обыденным делом. Получившийся фильм похож на мечту тринадцатилетнего школьника, который смог её каким-то чудом воплотить на экране и во всем этом нет, на самом деле, ничего плохого.
Танки и средневековые замки, солдаты и драконы, а еще «архангелы», которые живут всего 17 секунд после прыжка с вертолета, хаммеры с пулеметами, бритый татуированный Мэттью МакКонахи с сигарой в зубах и клыком чудовища на шее – от здешней смеси романтических образов и брутальной панковской разнузданности перехватывает дыхание, и появляется желание спросить: «А что, так можно было?»
Оказывается, можно.
И вот классические драконы, словно сошедшие с средневековых фресок, атакуют военный конвой, в нужный момент верный конь легко заменяет ненадежный мотоцикл, а для поимки летающих бестий герои используют, подобно древнегреческим гладиаторам, обычные сети.
Смешивая такие, казалось бы, совершенно разные стили, режиссёр не порождает безвкусицу, наоборот, «Власть огня» обладает органичным, цельным миром и своей уникальной атмосферой дистопичного будущего, которая моментально узнается даже спустя годы.
Реалистичный подход ко всему, несмотря на безумный сценарий, позволил фильму прекрасно сохраниться. Снимая мифических существ в отдалении на фоне реальных природных ландшафтов, Боумен добился впечатляющих визуальных эффектов и задолго до «Игры Престолов» создал на экране правдоподобных драконов.
Кристиан Бэйл на тот момент не был звездой первой величины – «Американский психопат» вышел в 2000-м, «Эквилибриум» появится на экранах почти одновременно с «Властью огня», а до «Бэтмена: Начало» ещё пройдёт три года. Карьерный же триумф Мэттью МакКонахи и Джеральда Баттлера вот-вот начнётся и тот факт, что трое этих актёров собрались вместе в этом удивительном фильме – большая кинематографическая удача.
В любой момент работы над проектом всё могло пойти кувырком – элементарный сюжетный промах, неудачная идея, бездарная постановка, и фильм сразу же отправился бы на свалку второсортных трэш-провалов, которыми были так богаты и 90-е, и 2000-е. Этого не случилось – видимо, драконьи звезды сошлись.
Наконец, 9 июля 2002-го картина вышла в прокат и не смогла заинтересовать зрителей. Получившийся B-movie блокбастер оказался слишком нестандартным, чтобы привлечь массовую публику и слишком грубым, чтобы понравиться критикам.
Но даже сейчас трудно удержаться перед его изобретательной энергетикой и прямолинейной, но цепкой историей, ведь, в конце концов, за сражениями людей и драконов здесь стояла сказка о силе человеческого духа, который оказывается могуче любых тварей, спящих в глубинах земли.
И главное, что «Власть огня» просто есть – фильм не создал ни полноценной франшизы, ни сиквелов, ни ремейков, ни ТВ-адаптаций. Одна лишь видеоигра по мотивам, вышедшая на PlayStation 2 и Xbox, где можно было поиграть и за людей, и за чудовищ.
Вспоминая о картине, Боуман говорил, что если бы «Власть огня» снималась сегодня, то у команды получилось бы реализовать весь потенциал изначального сценария. Но в 2002-м у них просто не было необходимых технологий, чтобы воплотить на экране огнедышаший конец света.
Уже после, Боуман поставит провалившуюся супергероику «Электра», а затем уйдёт обратно туда, где когда-то начинал – на телевиденье и займётся такими сериалами, как «Новый день», «Касл», «Новичок».
Но сегодня он с особенной теплотой вспоминает об этом странном боевике из начала 2000-х, который вроде бы и не должен представлять из себя что-то особенное, но на деле – остаётся в памяти. Есть в нём какая-то ребяческая искра, искреннее киношное баловство, первобытный фантастический дух из тех времен, когда у воображения сценаристов и режиссеров, кажется, не было совершенно никаких пределов.