Один фильм в пятницу вечером: «Успеть до полуночи» Мартина Бреста

Роберт Де Ниро и Чарльз Гродин в идеальном приключенческом роуд-муви про бывшего копа, который должен доставить через всю страну одного доброго мошенника.

Бывший полицейский Джек Уолш теперь охотится за беглыми преступниками. Ему выпадает срочный заказ – найти и привезти из Нью-Йорка в Лос-Анджелес Джонатана «Герцога» Мардукаса, укравшего у преступного босса 15 миллионов долларов. Но из-за того, что Джонатан боится летать на самолете, Джеку вместе с ним придётся отправиться в путешествие по земле, а их, в это время, начинает преследовать мафия и агенты ФБР.

В 1984-м Мартин Брест ворвался в жанр полицейской комедии, сняв сверхуспешного «Полицейского из Беверли-Хиллз», окончательно сделавшего большой звездой Эдди Мёрфи. Спустя четыре года режиссёр возвращается в жанр, который оказался ему по силам – только в этот раз это полноценное бадди-муви, главные герои – ненавидят друг друга, а действие выбирается за пределы города и с масштабом разворачивается по всей стране.

Мы знакомы пару минут, но ты мне уже не нравишься.

Роберт Де Ниро, после съемок в «Неприкасаемых» (1987), очень хотел попробовать себя в комедии, поэтому согласился на роль саркастичного сыщика, не особо соблюдающего закон. И согласился не зря – его герой в чёрной кожаной куртке, уставший от своей работы, постоянно отпускающий шуточки, курящий сигарету за сигаретой и матерящийся без конца и края, будто вышел из фильмов Скорсезе и вдруг очутился не в том десятилетии, появился не в криминальном эпосе, а в добродушном балагане, где вместо кровавых разборок все просто хлопают друг друга по плечу.

Вот что я тебе скажу. Будешь мне мешать – заболеешь кулакофобией.

Джонатан Мардукас, которого сыграл Чарльз Гродин – не совсем обычный преступник. Он совершенная противоположность циничному Уолшу – бухгалтер, не терпящий вредные привычки, заботящийся о своём здоровье, который почти все украденные средства потратил на благотворительность. Он больше похож на примерного семьянина, которого зачем-то заковал в наручники неуравновешенный псих, повсюду размахивающий украденным удостоверением агента ФБР.

Джону Эштону, игравшему сержанта в «Полицейском из Беверли-Хиллз», тут досталась роль Марвина – охотника за головами и одновременно соперника Уолша, также желающего заполучить особо ценного преступника и преследующего парочку главных героев через все штаты.

Джек хочет, как можно скорее довезти своего клиента, ведь для него это последнее дело. На вырученные 100 тысяч он мечтает, как это бывает часто у бывших полицейских, открыть своё собственное кафе. Вот только путь до Лос-Анджелеса неблизкий – впереди вся Америка, а времени в обрез – «Герцога» нужно доставить к полуночи в пятницу.

После вступления на экране начнётся одно большое путешествие, остросюжетное роуд-муви, во время которого герои заглянут и в провинциальные городки, и в индейскую резервацию, прокатятся на поездах, на автобусе, угонят по пути несколько машин, взорвут вертолёт.

«Успеть до полуночи» идеально вписывается в тогдашнюю моду 80-х на комедийные приятельские боевики – здесь тоже упор делается на отношения двух совершенно разных героев, здесь тоже царит несерьёзная в общем-то атмосфера, здесь тоже во главе угла поставлен микс из комедии положений и блестяще снятых экшен-сцен, приправленных задорным саундтреком.

Мардукас, узнав, что у Уолша есть жена и дочь, с которыми он давно не виделся (ещё обязательная характеристика бывшего копа) пытается помирить своего конвоира с семьёй. Выглядит это умилительно и здесь хватает подобных трогательных сцен (хотя бы взять монолог Уолша про часы), придающие картине Бреста обаятельный и тёплый шарм, который можно назвать ламповым и, кажется, этот фильм с удовольствием можно смотреть под Рождество или на Новый Год.

– Как они выносят твой сарказм?

– Превосходно. Я не видел их обеих девять лет.

Удивительно, что Бресту удаётся в простоватый комедийный сюжет запихнуть так много – он за два часа не только раскроет характеры своих персонажей, каждый из которых окажется не так-то прост, но и сумеет провезти их по всей Америке, демонстрируя на фоне уютные забегаловки, пустынные трассы, телефонные автоматы, неоновые вывески, по которым так легко формируется образ эпохи.

Брест в «Успеть до полуночи» достигает почти высшей формы приключенческого роуд-муви – здесь действие не прекращается ни на секунду, остроумные диалоги и перепалки между двумя героями поддерживают весь этот градус беззаботного веселья, а дуэт ведущих актёров выдаёт одну мастерски сыгранную сценку за другой.

На втором плане, тем временем, мелькают в небольших, но прекрасных ролях Филип Бейкер Холл и Яфет Котто, сыгравший шефа из Федерального бюро расследований, который охотится на главу мафиозного клана и, между делом, умыкает сигареты у задержанных.

Думаю, при других обстоятельствах, ты и я, наверное, также ненавидели ли бы друг друга.

В 1992-м Мартин Брест снимет «Запах женщины» с Аль Пачино, а в начале 2000-х, после провала «Джильи» (2003), он насовсем уйдёт из режиссуры.

Приятельские фильмы 80-х постепенно сойдут на нет – их отголоски ещё будут звучать какое-то время, вместе с попытками реанимировать жанр, но стоит честно признать – то десятилетие было лучшим временем, чтобы рассказывать истории про двух непохожих друг на друга парней, попадающих в неприятности.

И совершенно точно сейчас никому не под силу вернуть дух, царивший в лентах тех лет, ведь в современном фильме всё-таки невозможно, например, повторить сцену, в которой Джек Уолш, сделав впервые за долгое время наконец-то правильный выбор, вдруг понимает, что теперь ему придётся идти пешком. И от этого становится совсем легко на душе.

#мнения #обзоры #одинфильмвпятницу

 

Источник

Читайте также