Один фильм в пятницу вечером: «Ночь страха» Тома Холланда и «Пропащие ребята» Джоэла Шумахера

Два образцовых вампирских хоррора про школьников, которые весело и со вкусом мочат упырей.

Один фильм в пятницу вечером: «Ночь страха» Тома Холланда и «Пропащие ребята» Джоэла Шумахера

Чарли обожает смотреть по вечерам программу «Ночь страха», в которой её ведущий Питер Винсент сражается с вампирами и каждый раз отправляет кровососов на тот свет. Однажды ночью парень замечает, что в дом по соседству въехал странный житель – днём он не появляется на улице, его помощники в темноте таскают гроб, а в округе начинают находить трупы. Мальчик решает провести расследование и понимает – его новый сосед Джерри самый настоящий вампир.

В 1985-м году Том Холланд, до этого писавший сценарии к «Классу 1984» и «Психо 2», а после приложивший руку к «Байкам из склепа», «Детским играм» и «Лангольерам», решил серьёзно освежить жанр вампирского хоррора, наполнив его иронией, но не забыв об уважении к классике. Так появилась «Ночь страха» – микс из подростковой комедии и готического ужаса, удивительно органично смотрящихся здесь вместе.

Вместе с двумя помощниками – приятелем Эдом и подружкой Эми, Чарли пытается остаться в живых, ведь вампир прознал о любопытном школьнике и мечтает от него избавиться. Естественно, подростку не верит ни полиция, ни даже его мама, и единственный оставшийся шанс на спасение – тот самый Питер Винсент из ночного телешоу.

Вот только на деле знаменитый истребитель упырей никак не тянет на современного Ван Хельсинга – он остался без работы, погряз в долгах, а с вампирами умеет сражаться только на съёмочной площадке. В одной из сцен актёр жалуется, что «теперь зрителям подавай слабоумных болванов в масках, гоняющихся за невинными детишками». И правда, год назад, в 84-м, на экраны Америки вышел «Кошмар на улице Вязов», после которого злодеи, просто пьющие человеческую кровь, как-то перестали вызывать у зрителей дрожь в коленях.

Тем удивительнее, что колья, кресты и святая вода не оказались типичными киношными клише, а действительно работают против нечисти в жизни. Джерри, выглядящий не как безжалостный убийца, а как модель из журнала моды, не отражается в зеркале, спит по ночам в гробу и умеет летать – всё точь-в-точь как в любимых полуночных лентах категории B.

Пока всё идет так, как в моих киносценариях!

Дом вампира внутри напоминает собой готический особняк – к этой части фильм меняет стилистику и из американского пригорода будто переносится в древние румынские замки. Лёгкие эротические сцены, огромная летучая мышь и, конечно же, спасительный утренний свет – собранная из знакомых элементов история во второй половине словно начинает подтрунивать над зрителем, вдруг неожиданно переместившимся из школьной комедии в классический фильм ужасов.

Практические эффекты (особенно в сцене с оборотнем) до сих пор выглядят впечатляюще, недаром ими занималась команда, которая всего годом ранее приложила руку к первым «Охотникам за приведениями».

Вампиры даже в 80-х уже всем давно надоели, поэтому фильм Тома Холланда, удачно заигрывающий со штампами, но не скатывающийся в чистую пародию, оказался глотком свежего воздуха и стал настоящим хитом кинопроката лета 85-го.

Сюжет о том, что американские детишки обнаруживают за своим окном настоящее зло, прямо как в любимых страшилках, и пытаются справиться с ним самостоятельно, затем и сам станет клише, но это случится немногим позже.

Через два года, в 1987-м, на экраны выйдут «Пропащие ребята» Джоэла Шумахера, в которых образ вампира претерпит ещё большие изменения, превратившись из пугающего монстра в кумира подростков и настоящий секс-символ.

Изначально фильмом должен был заниматься Ричард Доннер, два года назад уже имевший опыт в постановке подростковых «Балбесов». Но сценарий перешёл к Джоэлю Шумахеру, решившему из детской сказки сделать стильный молодёжный хоррор. Шумахер начинал свою карьеру в кино как художник по костюмам и в «Пропащих ребятах» чувствуется уверенная рука человека, понимающего, как должны выглядеть эффектные киногерои.

Мать-одиночка с двумя сыновьями (Сэмом и Майклом) переезжает в Калифорнию, в городок Санта-Карла к своему престарелом отцу, занимающемуся таксидермией. В Санта-Карле самый высокий процент в штате людей, пропавших без вести – вся округа завешана пугающими объявлениями с чёрно-белыми фотографиями.

Дедушка живёт в глуши, а дома нет телевизора и, самое главное – MTV. Сэм отправляется в магазин комиксов, где встречает двух подростков, настоятельно рекомендующих ему почитать журнал о вампирах, а Майкл на концерте влюбляется в девушку, которая знакомит его с зловещей бандой байкеров, обитающих в заброшенной базе на побережье.

22-летний Кифер Сазерленд со светлыми волосами гоняет по пляжу на мотоцикле под Lost in the Shadows, прыгает с железнодорожных мостов и убедительно предлагает доверчивому Майклу выпить особенного «вина» в честь знакомства.

В кадре – тусующиеся рокеры, панки, хиппи, за кадром – уже культовый саундтрек, и кто тогда мог бы подумать, что рассказывать о детстве, дружбе и любви можно именно так – с трупами, убийствами и зубастыми мордами.

«Пропащие ребята» напоминают эдакий «Клуб «Завтрак», а рядом с Шумахером у камеры будто стоял сам Джон Хьюз и иногда подсказывал, как правильно нужно снимать. Превратив вампиров в готичных модников, режиссёр сделал их, и правда, похожими на никогда не взрослеющих мальчишек из сказок о Питере Пэне, которые вечно будут зажигать на тусовках, веселиться и пить чужую кровь.

– Чеснок меня не берёт.

– А вот тебе святая вода, упырь!

Когда здешние любители комиксов, вооружившись кольями, проникают в вампирское логово, понимаешь, что «Пропащие ребята» всё же больше комедия, нежели хоррор, ведь на экране после этого начинает твориться настоящее жанровое безумие.

К финалу фильм превращается в натуральный «Один дома», где школьники решают объявить войну нечисти, чесноком наполняют целую ванну, святой водой заряжают водяные пистолеты, а с кровососами расправляются под завывания рока.

Задолго до «От заката до рассвета», «Блэйда» и, тем более, «Сумерек», Шумахер понял, что вампиры теперь не должны напоминать высохшие мумии, а обязаны соответствовать эпохе, обязаны быть юными, обязаны быть сексуальными. Жанр отошёл молодым, старики-Дракулы остались в прошлом.

В том же 1987-м году Кэтрин Бигелоу тоже расскажет о вампирах в своём «Почти стемнело», превратив историю о кровососах в неовестерн.

И «Ночь страха», и «Пропащие ребята», помимо концентрированной атмосферы 80-х, замечательного грима и чёрного юмора, вывели на первый план в борьбе со злом не священников или брутальных вояк, а детей, выросших, в отличии от взрослых, на правильных фильмах.

И вот оказалось, что, разбавив непроглядный туман и кладбищенский морок знатной долей иронии, можно даже самому закостенелому образу придать новизны. Конечно, пафосно скалить клыки – это здорово, но куда круче – с улюлюканьем отправлять злодеев на тот свет, понимая, что бороться со злом ты научился не в школе, а благодаря ночным посиделкам у своего старого ТВ.

#мнения #обзоры #одинфильмвпятницу

 

Источник

Читайте также