Один фильм в пятницу вечером: «Бессонница» Эрика Шёлдбьерга

Стеллан Скарсгард в тревожном норвежском триллере о двух детективах, расследующих преступление в глухом городке.

Один фильм в пятницу вечером: «Бессонница» Эрика Шёлдбьерга

Два детектива из Осло (Йонас и Эрик) прибывают в отдалённую деревушку за Полярным кругом, в которой произошло убийство 17-летней девушки. Преступник действовал профессионально, не оставил никаких следов и даже тщательно вымыл жертве волосы.

Герои останавливаются в отеле, начинают знакомиться с материалами дела, осматривают труп, а затем Йонас неожиданно замечает, что здешние ночи ничем не отличаются от ясных дней.

Когда наступает вечер, темнота не опускается на местные скалы – она просто отсутствует тут как явление природы. В результате этого Йонас не может заснуть – его начинает мучить чудовищная бессонница.

Пять лет спустя, в 2002-м Кристофер Нолан снимет ремейк, в котором главные роли исполнят Аль Пачино и Робин Уильямс. Режиссёр, для которого это будет уже третий фильм (после «Преследования» и «Помни»), перенесёт место действия на Аляску, оставит общую канву сюжета, изменит несколько деталей, уберёт парочку неприятных сцен и разбавит вялотекущее повествование зрелищным экшеном.

Позвав на главные роли знаменитых актёров и придав истории некий масштаб, Нолан качественно скопировал оригинал, но не смог убедительно передать это кошмарное ощущение пробивающейся сквозь жалюзи реальности, от которой не получится спрятаться, укрывшись одеялом.

Пейзажи Аляски ослепительно красивы, но норвежские горы отчего-то внушают больше страха. Аль Пачино – это Аль Пачино, но в глазах Стеллана Скарсгарда будто совсем нет жизни. Нолан радикально изменил всю концовку, но у Шёлдбьерга чего только стоит один финальный кадр.

У нас с вами есть секрет – мы знаем, как легко убить человека.

Йонас вдруг оказывается в незавидной ситуации, а сюжет перестаёт напоминать типичный триллер про маньяка и превращается в противостояние двух равных по силам противников.

Страдающий от бессонницы герой погружается в кошмар наяву – его начинают преследовать галлюцинации, а проблемы наваливаются одна за другой, заставляя детектива действовать за гранью закона.

Ночь, в которой не существует тьмы, ночь, которая ослепляет, будто на небе сияет солнце, ночь, не позволяющая спрятать улики и просто так улизнуть – в такой ночи добро и зло смешались вместе и не отделить уже одно от другого.

Здесь полицейский в какой-то момент понимает, что от убийцы он не так уж сильно отличается – в непроглядном тумане все равны, все похожи друг на друга, все – на одно лицо.

Однажды утром мы просыпаемся, в номере стоит парочка. Я встаю, пытаюсь выпроводить их, а они настаивают, что это их номер. Настаивают, что это их номер…

«Бессонница» не утаивает имя преступника до самой развязки, наоборот, фильм в какой-то момент буднично покажет злодея, а затем будто спросит: «Ну и что с этим делать?»

И вроде бы очередной провинциальный триллер, вроде всё как обычно, вроде всё как у всех, но эти местные меланхоличные пейзажи, этот белый белый свет, эта такая простая, но в тоже время такая чудовищная ситуация, не позволяют дебютному фильму Эрика Шёлдбьерга просто так вылететь из памяти.

Все полтора часа Йонас будет выкручиваться, балансировать на грани, иногда её переступая, существуя между явью и дрёмой, мечтая о том, чтобы хорошенько выспаться, ведь только по-настоящему заснув, можно понять: всё что случилось – было на самом деле.

А так хотелось, чтобы это оказалось всего лишь сном.

#мнения #обзоры #одинфильмвпятницу

 

Источник

Читайте также