Авторы — Антон Емельянов, Сергей Савинов
Привет. Сразу признаюсь, эту рецензию частично, в безобразном и недописанном виде я изложил ещё в апреле 2021 года прочитав только 6 книг из доступных на тот момент 12 томов. Тогда я просто не смог осилить эту мешанину, цикл мне показался безумно затянутым и бездарно убитым после первых 3х неплохих томов. Чтоб вы понимали, за 2 года авторы испражнились ещё пятью томами, их теперь 17, последний том пишется. Пусть я и начал с негатива, но считаю о цикле нужно говорить, как о примере почему так не нужно писать.
Не люблю бросать начатое и это первый цикл, который поставил меня перед дилеммой добить или закрыть и забыть. С творчеством Антона Емельянова и Сергея Савинова ранее знаком не был, цикл «Мир Карика» начал читать после «Играть чтобы жить» Дмитрия Руса, «Путь Шамана» Василия Маханенко и «17е обновление» Георгия Смородинского. С жанром ЛитРПГ/РеалРПГ немного на ты.
Первые 3 книги цикла вполне себе неплохое чтиво, хитросплетения, интриги, знакомство с миром и героями, много загадок и, вроде бы, интересный задел на будущее, хотя есть много поводов придраться. И все это (кроме поводов придраться) заканчивается к середине третьей книги цикла.
Дальше будут спойлеры.
Сразу начну с невкусной каши. Очки характеристик, очки способностей, куча действующих лиц и у каждого что-то свое, уникальное, уровни героев и уровни способностей, также их редкость от обычного до легендарного, активные и неактивные маски, их уровни, души, артефакты, разновидности уникальных стат и умений, бафы, дебафы, метки, проклятия, гейсы, секреты, кристаллы разных стихий и куча всего намешано… Очень. Много. Всего. Можно поднять окурок с земли и у него будет 1001 параметр. И ты будешь читать каждый из них. И этот окурок обязательно сыграет ключевую роль. Казалось бы, ну обычное ЛитРПГ, игровые характеристики, параметры, механика ролевой игры, но нет, в этом произведении все это подается тоннами и сразу, в последующем увеличивая градус. К обычным очкам способностей добавляются другие параметры, потом другие способности, следом их редкость, далее еще что-то новое и в итоге мы имеем мешанину из цифр и параметров, в которых ты буквально утопаешь.
Представьте себе кашу на экране какого-нибудь азиатского ММО и попытайтесь все до мельчайших деталей перенести в текст через одну страницу в промежутках между диалогами. Представили? Умножьте на 110 и будет примерное сходство. И ладно если вся эта сборная солянка неприличных масштабов просто существует с возможностью читать между строк, но нет, протагонист потом активно использует имеющиеся очки вкладывая в атаки, взоры, внушения и т.д. Если не запоминать характеристики и цифры, возникает чувство, будто он просто рожает себе рояли из ниоткуда (по сути так и есть). Ни в одном из прочитанных книг жанра я с такой мешаниной не сталкивался. Это перебор.
Нелогичная байда с взаимоотношениями персонажей вносит свою лепту в общий абсурд. Протагонист спасает сопернице жизнь пересадив ей сердце, а та вскоре предает его по тупейшей причине, хотя понимает, что после смерти пересаженный орган может не восстановиться и единственный выход для неё союзничать со спасителем, который сможет повторно помочь. Ей плевать. Без преувеличения, причинно-следственные связи здесь, мягко говоря — натянутые. Логики нет, но тебе прямым текстом пытаются внушить ее наличие, просто ставя перед фактом. Если даже сильно постараться и не думая следовать повествованию, рано или поздно, насколько бы глупым не был читатель, у него возникнут вопросы, почему все так тупо и безосновательно.
Казалось бы, весь цикл основан на тесных хитросплетениях людей, но человечностью здесь и не пахнет. Действующие лица все как один будто альтернативно одаренные манекены, с вживлённым искусственным интеллектом хитрости и подлости, они совершенно не дружат с дедукцией, логикой и рациональностью. А если они еще и собираются в толпу, то превращаются в стадо бездумных обезьян поддающихся манипуляциям без особых усилий. Откровенный сюр во всей красе, через абзац ловишь испанский стыд. А как легко они адаптируются под условия нового мира, это вообще отдельный абсурд для обсуждений. Человека вытаскивают из его штатного существования и отправляют в другой мир после жесточайшего испытания, его там несколько раз убивают в первые пару дней пребывания и он каждый раз воскресает согласно условиями мира, встает у надгробия, чуток возмущается и идет дальше. Действующих лиц пытают, калечат, насилуют и убивают, боль реальна, конечности отрубаются чуть ли не в каждой главе и ничего, будто все так всегда и жили, обычный четверг, мать его. Ну как это воспринимать? Как человек может адекватно покончить с собой, а потом встать и пойти по своим делам, будто он себе каждый час горло вспарывает? Даже у психбольного кукуха пробила бы остатки вменяемого сознания, если его несколько раз заживо сжирала бы какая-нибудь тварь.
Сам протагонист, он же главный герой, в произведении представлен псевдо-уникальным, единственный в Мире Карика, кто использует магию. Вот только у всех есть способности и работают они как магия, а главный герой вот такой вот особенный. Вот на него вешают проклятие, но это не магия. А вот он вешает проклятие и вот это уже магия. Вы разницу видите? А она есть. Даже не спрашивайте, просто верьте сердцем, авторы гении.
С самых первых дней появления в Мире Карика главный герой собирает всю информацию по крупицам, но всякий раз любой с кем он встречается знает значительно больше, чем он. Даже статисты, массовка и другие попаданцы. При попытке выяснить чуть больше у «Сильных мира сего» его ставят перед фактом, что слишком большое количество ключевой информации может повлечь за собой последствия и на это обратят внимание другие заинтересованные «Сильные мира сего». Вот только ВСЕ почему-то всё знают, а вот для главному герою ни-ни, нельзя, давай как-нибудь сам.
Я не буду возникать по поводу того, что главный герой грузчик-гений. Авторы на разных ресурсах активно поясняют, что его история раскрывается в следующих книгах и мол он не просто какой-то там грузчик. Но извините меня, прочитано 6 томов, ещё дальше? А не поздновато ли раскрывать протагониста, который уже характеризуется, как рояльный болванчик? Ну ок, грузчиком может работать кто-угодно, каждая работа важна, каждая работа нужна, ведь необязательно что бы грузчик обязательно был тупым. Но… Весь цикл, уверен и после 6й книги тоже, протагонист выезжает на двойных стандартах, а его тупейшие выводы и теорекрафтинг вызывают крайнюю степень диссонанса. События безосновательно меняются в угоду пера авторов наплевав на вменяемые рамки и простейшую логику. Главный герой, он же гений мысли, постоянно формирует внезапные умозаключения, основанные на высосанных из пальца доводах и преподносится все так, будто это аксиома. Беглый пример нелепости — чел становится свидетелем смертельной стычки отряда высокоуровневых бойцов и сильным предводителем против огромного голема, который заявлен абсолютно неуязвимым, а через пару глав он в тупую прёт на такого же голема со словами «если много раз повторить атаку, рано или поздно сниму защиту»… И, мать его, снимает…
Безумие — делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата. Но в Мире Карика это не безумие, это абсурдная закономерность.
Помимо прочих профессиональных способностей главный герой весьма хорош в психологических манипуляциях (ну типа). Чел с легкостью хитрит, обманывает и манипулирует сознаниями, начиная от простых умов, заканчивая Жнецами, Королями, Императорами, Высшими духами и Богами. И он же, будучи грузчиком-гением, пересаживает человеческое сердце в дыру вместо груди, сращивает ребра, соединяет ткани, артерии и все это бесплатно, без смс и регистрации. И это всего лишь небольшие примеры знатока, мастака и умельца. Челу ~30 лет, он и чтец, и жнец, и на дуде игрец, ну и грузчик по совместительству… Это настолько нелепо, что я слов не нахожу своим возмущениям. Напомню, цикл пишут сразу два автора. Казалось бы, это даже хорошо, но в данном случае совсем нет, как говорится — одна голова хорошо, а две уже некрасиво.
О мешанине сказал, а о воде умолчал, непорядок. Весь цикл состоит из бесконечных рассуждений главного героя. И от этого мир произведения становится очень скудным, не остается места для описания окружения, создания какой-либо атмосферы. Лес это лес, гора это гора, город это город, без подробностей, читатель сам создает себе образ локации описанной парой слов и порой подобные представления по скудным описаниям не совпадают с атмосферой происходящего. Ты визуализируешь одно, а имеется ввиду другое. В итоге, если капнуть глубже, то получается какая-то постановка пьесы на сцене, а не целый мир. У меня вот до сих пор представление городов в Мире Карика в масштабах маленькой деревушки, а не города, и отнюдь не из-за скудной фантазии. В большинстве произведений описаниям окружения и прочии деталям отведено очень много внимания и чаще всего тебе хочется поменьше подобной воды, но в этом цикле вода совсем другого характера и налита совсем в другую ёмкость, баланс полностью нарушен.
————————
Даже не знаю какую оценку по десятибалльной шкале поставил бы этому циклу, да и не буду, поскольку прочитал менее половины. Но я сильно озадачен мешаниной, которую буквально навалили на меня в процессе чтения. Ключевой недостаток Мира Карика, это скудность самого мира и никакущая атмосфера (если забыть про чрезмерную мешанину). Могу сравнить лишь с каким-нибудь типичным многосерийным сериалом, где подавляющая часть действий происходит в одном помещении и вся история повествует о взаимоотношениях группы людей а-ля «Счастливы вместе». И если я правильно понимаю, авторы даже и не думали завершать цикл, видимо будет еще продолжение (астанавитесь!).
В общем, ничего не имею против авторов и тех, кому произведения зашли, но сам я недоволен циклом, для меня это крайне помойный продукт и я стойко убежден, что такое нельзя выпускать в свет, особенно за деньги. Даже если платят читателю. Вот настолько мне не понравилось.