Если вы открыли статью в надежде увидеть список строительных симуляторов вроде Sims4 или CitySkylines, вам придется остаться разочарованным. Речь пойдет о взгляде профессионального проектировщика на удобство 3D строительства в играх с открытым миром.
Песочница в открытом мире
Если судить по рейтингам Steam, песочницы все еще пользуются широкой популярностью: такие игры как Rust, ARK: Survival Evolved и даже нашумевший Starfield входят топ 100 по популярности среди прочих (по состоянию на 25 сен 2023 года).
О причинах их высокого места в рейтингах игровых магазинов можно спорить долго, меня же интересует конкретный аспект игр представленного жанра — 3D строительство.
Так сложилось, что меня всегда интересовали различные инструменты для творчества — компьютерные игры на сегодняшний день один из лучших по доступности и функционалу. В них можно создавать произведения разной сложности, даже не имея специальных навыков.
Творческая свобода — вот отличительная черта всех песочниц.
К великому сожалению эту особенность крайне сложно подвергнуть оценке. Разные представления о творчестве рождают разные запросы к функционалу, поэтому бывает сложно найти статью с рейтингом, где понятно описывают возможности игр по каждому из направлений.
Тогда я самостоятельно занялся поиском и сравнением конкретного, интересного мне, аспекта в играх этого жанра. И чтобы собранные мной сведения не потерялись — решил опубликовать статью. Возможно кому-то пригодится.
Список оцениваемых игр
Для первой части статьи мной были отобраны те, в которых мне довелось провести более 100 часов.
- Kenshi
- Fallout 4
- No Man’s sky
Жестокий Kenshi
Не слишком известная, но захватывающая игра для любителей атмосферного строительства в условиях сурового выживания.
Игру позиционируют как симулятор выживания отряда авантюристов посреди мира, выжженного войнами и катаклизмами. Заняться в игре можно всяким: поиски артефактов на руинах более развитой цивилизации, столкновения с враждебно настроенными обитателями диких территорий (среди них роботы, различных размеров монстры и хищники), поучаствовать в конфликтах за территорию между местными сообществами. Жизнь подконтрольной игроку фракции — сущий ад первые 50 игровых дней. Голод, смертельные ранения, дефицит ресурсов и нищета обеспечены.
Но глядя на красивые пейзажи, невольно возникает желание создать на каком-нибудь отшибе или склоне свой собственный аванпост или даже полноценный город.
После знакомства с местными реалиями, возникает осознанная необходимость в оборудовании базы.
На данный момент в игре представлено целых 2 способа обретения собственного пристанища: покупка зданий в городе, застройка пустующей территории.
Первый вариант подходит тем, кто не увлекается строительством: вам представят площадь в границах которой можно размещать интересующие вас объекты — кровати, сундуки, верстаки, некоторое производство. Однако на таких базах невозможно заниматься обычным сельским хозяйством и создавать крупногабаритное объекты, к тому же площади заметно ограничены. Зато в пределах города вас защищает местная фракция (что бывает неплохо, до первых разногласий).
Второй вариант в плане строительства недостатков не имеет, но потребует от вас хорошенько обдумать условия в которых вам придется обеспечивать выживание вашей базы. Если построиться в зоне влияния враждебной фракции, на вас смогут осуществлять набеги; если вступить в конфликт с нейтральной фракцией, к вам может заявиться рейд; если в доступности нет ресурсов (руды, воды, плодородия почвы) вам будет тяжело их доставлять.
Однако это все больше касается выживания. Поговорим конкретно о строительстве.
Интересные возможности и достоинства:
- Свободная 3D камера. Когда у тебя есть возможность парить над местностью, выставлять различный любой угол обзора, настраивать приближение — построить что-либо красиво становится проще.
- Нет явного ограничения на количество возводимых объектов. Движок игры наверное имеет какой-то предел, но достичь его крайне сложно. Можно возвести сотни мелких объектов или сотни крупных, разницы нет.
- Строй где хочешь! Ну или куда доберешься. Забавно, что построить аванпост здесь можно даже в таком месте, которое в принципе не предназначено для строительства и жизни. Игра почти вас не ограничивает в выборе места. Иногда даже можно восстановить руины, обустроив там себе приличную базу.
- Ориентирование объектов в пространстве. Обязательный атрибут для строительства. Он тут есть и позволяет вращать здание вокруг осей и изменять его высоту / глубину относительно поверхности, выравнивать объект.
- Свободное размещение внутри модульных зданий. С помощью объектов поменьше можно создавать целые интерьеры с функциональными объектами.
Плохо реализованные возможности и недостатки:
- Только модульные здания. В ванильной игре нет возможности возводить сборные дома свободной конфигурации, задавать произвольную форму и конструктивную схему.
- Плохо реализовано расширение границы аванпостов. Основной способ заключается в наставлении множества проектов домов (красная сетка) рядом друг с другом, при основании базы. Постепенно отступая подальше — вы увеличите радиус охвата, внутри которого будет автоматически задана зона влияния вашей базы.
- Ландшафтные ограничения. Хотя ты можешь построить что-угодно и где-угодно, не все впишется в рельеф. Некоторые крупные конструкции просто будет невозможно нормально использовать, потому что внутри них будут мешать неудаляющиеся камни, деревня и бугры располагающиеся на местности. Не все руины подлежат восстановлению.
- Дырявые текстуры модульных конструкций. Неприятная вещь, которая обнаруживается при осмотре снизу модульных домов. Их основание не имеет под собой текстуры, даже в виде заглушки — в итоге нпс проходят насквозь стен и полов, которые плохо сочетаются с ландшафтом.
- Ресурсы после снова остаются на месте сноса. Неудобный элемент выживания, который слегка мешает строительству.
Вывод: если вы хотите поиграть в симулятор строительства поселения в открытом мире постапокалиптичной пустоши с видом от третьего лица — игра идеально вам подойдет. К тому же, на неё уже вышло много модов, которые компенсируют перечисленные недостатки.
Менее мрачный Fallout 4
Потерянная атмосфера мрачного будущего из Fallout 3 оставила фанатов неравнодушными к этой игре. Однако в отличие от предыдущей части, здесь реализовали нормальной обустройство базы и строительство, которого явно не хватало в пустынной тройке.
В игре, где ты вынужден собирать и хранить множество лута — иметь свою базу крайне заманчиво. Хотя конкретно надобность превращать её в поселение для других обитателей пустоши — решение спорное. Не всем по душе заниматься обеспечением повседневных потребностей жителей в игре от первого лица.
На момент последней версии, в игре есть множество возможностей получить место для строительства собственной базы. Однако существенным отличием все также остается вид площадки строительства. Условно их можно разделить на два вида: участки и убежища.
Участок — это место под открытым небом, как правило, с доступом к почве. Подходит для создания частных домов или полноценных поселков.
Убежище — закрытое пространство в пределах которого можно размещать строительные объекты и проводить ограниченное изменение планировки.
Мне нравится обустраивать участки. Убежища в игре реализованы плохо: внутри недостаточно освещения, много не разрушаемых объектов и заблокированы быстрые перемещения. Некомфортно.
Исследуя строительные возможности Fallout 4, я пришел к следующему списку:
Интересные возможности и достоинства:
- Сборные конструкции и свобода планировки. Здесь можно возводить как цельные конструкции, так их отдельные их элементы. К тому же часть из них сочетаются друг с другом в привязке к сетке.
- Локации под строительные площадки. Все же Fallout это action-rpg с элементами песочницы, поэтому конкретные локации под строительство — разумно.
- Вариативность строительных объектов. Есть маленькие для обустройства интерьеров и комнат, есть большие структуры для масштабных работ.
- Логические машины и механизмы. Их редко используют, но развлечься с ними можно, создавая производственные линии или полигоны для врагов.
- Манипуляция положением и размерами объектов в пространстве. Многие задаются вопросом «где?» — конкретно на ПК, через правую панель с цифрами и стрелками (в игре об этом нет сведений, случайно наткнуться).
Плохо реализованные возможности и недостатки:
- Отсутствует свободная 3D камера. То, что наполовину убивает все веселье от строительства в этой игре: вам приходится бегать вашим персонажем с видом от первого лица, для того, чтобы починить, поставить или снести интересующий вас объект. Для маленьких объемов работ это терпимо, но в игре же предусмотрено создание больших поселений! Интересно, исправили ли они его в новых играх?
- Электрификация. Если вам кажется, что тянуть провода или электрические трубы через все строительные структуры — это хорошая идея, то четверка вас порадует! А еще, чтобы запитать что-либо проводом — он не должен иметь препятствий между точками подключения.
- Склеивание объектов. Очень спорное решение, из-за которого скрепляемые между собой объекты затрудняют перемещение или снос частей базы. Так разработчики плохо реализовали множественный выбор структур наскольких структур сразу.
- Неудобное меню строительства. Во-первых, его надо постоянно листать, переходя вперед / назад во вкладки (нельзя открыть несколько вкладок); во-вторых, в нем нет переключения отображения 3д моделей, что приводит к замедлению погрузки объектов в меню; в-третьих, отсутствует вкладка избранных объектов. Даже если вы сохраните объект, то он будет храниться внутри скрытой вкладки одного из строительных наборов.
- Плохая система привязки объектов друг к другу и сетке. Наверняка игроки часто сталкивались с ситуацией, когда не удается поставить новую стену, соединив с существующей ровно. Без консоли вообще сложно ориентировать объекты в пространстве.
- Очень маленький строительный лимит. Допускаю, что разработчики не были уверены в своем движке, потому что нет объективных причин сильно его ограничивать (давно появились моды, которые лимит совсем убирают).
Вывод: Fallout 4 это что-то странное, с одной стороны игра предоставляет достаточные строительные возможности и позволяет реализовать смелые строительные решения. Но удобство механик строительства под сомнением и требует человеческой адаптации. Если же вам придется по душе атмосфера игры, то лучше ставьте моды, которые исправляют перечисленные недостатки, и наслаждайтесь.
Реабилитировавший себя No Man’s sky
Тот самый проект, который обещал нам еще в 2017 году неограниченную галактику, в которой возможно будет не только путешествовать, но и строить собственные аванпосты на поверхности любой посещаемой планеты. Если бы я сравнивал её с другими играми про космос, то отдал бы первое место по разнообразию и красоте пейзажей — разработчики за несколько лет сделали из сырой игры отличную яркую красивую песочницу.
И пусть космос в игре далеко не реалистичен, хотя бы разок сыграть в NMS стоит — ради красивых пейзажей и необычной застройки баз.
В этой песочнице базы можно разделить на два типа — планетарная и корабельная.
Планетарная база — предназначена для колонизации поверхности планеты, в произвольной её области. Причем для этого достаточно выбрать место и воткнуть маяк. Почти не важно где вы это сделаете. А если вам вдруг не хватит места, просто воткнете еще один рядом.
Корабельная база — располагается на борту вашего флагмана. Здесь есть ограниченное пространство в пределах огромного отсека, где можно строить. Доступ к ней можно получить исключительно после приобретения большого грузового судна.
Без лишних предисловий, на данный момент я считаю её одной из лучших игр для 3D строительства (после Minicraft), вот почему:
Интересные возможности и достоинства:
- Универсальная и свободная 3D камера. Вы можете осуществлять строительство в пределах базы от первого лица или второго лица, но если вам неудобно — можно включить вид от третьего!
- Терраформирование. Универсальный инструмент (мультитул) позволяет преобразовать поверхность планеты до неузнаваемости. Хотите сравнять гору с землей или насыпать горку? Пожалуйста!
- Неограниченное разнообразие строительных площадок. Вам нравится песчаная полупустыня, а может быть зеленый лес? Нет, вам определенно подойдет ледяная пустошь или задыхающийся от копоти вулканический мир! Здесь можно строить и в небе, и под водой, и на земле, и под землей. От разнообразия может закружиться голова.
- Ориентирование объектов в пространстве. Относительно неплохо реализовано. Есть настройка привязки к сетке — её можно выключить. К сожалению, не у всех объектов настраивается размер.
- Логические механизмы. Они здесь присутствуют.
- Свобода планировки. Здесь достаточно объект средних и крупных размеров, которые позволяют создавать разнообразие в планировке и конструкциях зданий и сооружений.
- Режим созидания. Если вам надоело выживать, добывая ресурсы (хотя это в игре не вызывает особых сложностей), вы можете включить творческий режим, где у вас к ним неограниченный доступ.
Плохо реализованные возможности и недостатки:
- Очень маленький строительный лимит. Для такой игры, где у тебя может быть множество баз по всей галактике — смешно иметь ограничение в несколько сотен объектов.
- Неудобные силовые линии. То же, что в Fallout 4 с электрификацией. Вообще, тему с обязательным физическим прокладыванием проводки стоит забыть (В настоящем мире люди давно научились прятать коммуникации внутрь стен или под землю).
- Ломающие постройки обновления и патчи. Такое может случиться с любой игрой, но почему-то в NMS активно вносят изменения, которые заметно затрагивают строительные объекты. Неприятно, когда на твоей базе что-нибудь пропадает.
- Поломанная генерация флоры и фауны. Я давно заметил, что не стоит строить в местах рядом с зарослями и живностью. Даже после их зачистки, через некоторое время, они могут появиться снова на том же месте. В редких случаях это касается рельефа, но в основном нет.
Вывод: есть над чем еще поработать, но как песочница — игра стала отличным конкурентом всем вышедшим до 2022 года строительных играм про космос. Если вы играли только в сырую версию на релизе, рекомендую попробовать снова!
В заключение
Как всегда, мне не удалось найти игру, функционал и возможности которой превосходят упомянутый Minecraft (шутка).
Если говорить серьезно, в каждой из названных игр достаточно интересная система строительства, которая только дополняет атмосферу свободы возможностей играм тяготеющим к жанру песочницы.
Если вам понравилась эта статья, обязательно оцените и оставьте комментарий с названием игры, которую вы бы хотели включить в список лучших про 3D строительство в открытом мире.
Благодарю за внимание!