Или как провести Хэллоуин тем, кто не горит желанием трястись от страха
Октябрь подходит к концу, не за горами Хэллоуин. Тыквы, страшилки, ряженые, Сладость-или-Гадость и прочая, популярная среди детей младшего школьного возраста кринжатина, на которую либо с ностальгической тоской, либо со снисходительной усмешкой взирают взрослые дяди и тёти. Но даже если вы серьёзный, состоявшийся человек, и костюмированные забавы вам не по статусу или просто не по душе, может так случиться, что в глубине души всё же забрезжит желание хоть ненадолго проникнуться духом «ужасного» праздника.
Для этого необязательно вырезать «фонари Джека», вылавливать ртом яблоки из тазика, перечитывать Стивена Кинга или смотреть «Сияние» и «Кошмар на улице Вязов», а потом с трудом засыпать при включённом свете и ходить в туалет с бейсбольной битой (да, некоторые взрослые дяди и тёти так делают), – есть много других способов встретить канун Дня Всех Святых, при этом нестрашных, но атмосферных.
Например, поиграть в October Night Games — цифровую настолку, вдохновлённую «Ночью в одиноком октябре» Роджера Желязны. О ней и пойдёт речь ниже.
Пара слов о литературном источнике
«Ночь в Одиноком Октябре» – фантастический роман Желязны, который я хотела бы порекомендовать… да всем! Небольшой, остроумный, полный обаятельных персонажей, с кучей оммажей, читается легко и приятно, и лично мне прекрасно поднимает настроение в тоскливые октябрьские деньки. Короче, лучшего чтива для второго осеннего месяца не найти.
Сюжет романа так и напрашивается на геймификацию: раз в несколько десятилетий, когда Хэллоуин выпадает на ночь полнолуния, ткань реальности истончается и обнажает врата в мир тёмных богов. Кто-то стремится выпустить Великих Древних, а кто-то, наоборот, доволен устоявшимся миропорядком и прикладывает все усилия, чтобы никакие Ктулху не портили людям жизнь. Так появляются «Открывающие» и «Закрывающие», начинается Игра.
Уже с 1 октября участники готовятся к Событию: ищут всевозможные ингредиенты и артефакты, вычисляют место, где должны открыться Врата, и пытаются разгадать, кто из подозрительных соседей друг, кто враг, а кто просто мимокрокодил.
В решающую ночь 31-го игроки сойдутся в финальной битве, чтобы решить судьбу мира. Ну хотя бы на ближайшие полтора десятилетия.
Первое, что хотелось бы отметить, говоря об October Night Games, – это любовное отношение разработчиков к первоисточнику. Созданная небольшой группой энтузиастов, данная настолка довольно точно, на мой взгляд, передаёт всю суть лежащей в центре повествования Игры.
Структура
Книга состоит из 31-й главы, по числу дней в октябре. Столько же длится и стандартная партия в October Night Games. Один день – это одна глава в романе и один ход в игре. Основной геймплей приходится на период с 1-го по 30-е, когда игроки собирают ингредиенты, проводят вспомогательные ритуалы и готовятся к сражению за Врата.
Игроков всего шестеро, они разделены на две команды – «Открывающих» и «Закрывающих» (или «Вершителей» и «Хранителей») – по три человека в каждой. Кто в какой команде, неизвестно, но будет возможность выяснить это в процессе.
Победителей определит финальное сражение, и… на этом всё – начинаем новый забег.
Персонажи и фамильяры
Из книги в игру перекочевала не только логическая структура, но и некоторые герои романа. Уже на экране выбора персонажа легко опознать ведьму Джилл, монаха Растова, натуралиста Ларри Тальбота, Графа и, конечно, Джека. Животные-спутники тоже выглядят знакомо: змей Ползец, филин Ночной Шорох, летучий мышь Игл, кошка Серая Дымка, а вон тот лохматый пёс, должно быть, сам Снафф.
Правда, здесь персонажей и фамильяров зовут по-другому. Скорее всего, из-за трудностей с лицензией. Получить которую, очевидно, не удалось. Однако мне это совершенно не помешало увидеть в персонажах игры старых знакомых. Очень уж они похожи на свои прототипы. И внешне, и по описанию. А то, что Джек вдруг стал Джоном, – лишь нюанс, на котором не стоит задерживаться.
Лучше задержусь на парочке неожиданных чаров – Кукольнице и Укротителе демонов. Их разработчики взяли не из головы: прообразом Кукольницы стала злая ведьма мадам Мэндилип из «Гори, ведьма, гори» А. Меррита, ну а гроза демонов Чжун Куй – популярный персонаж китайского фольклора. В список фамильяров, кстати, тоже затесался «новичок» – большой чёрный кот, похожий на булгаковского Бегемота.
Мне нравится, что разработчики добавили в игру новые лица (и морды!). Они отлично вписываются в коллектив, а главное – есть в таком заимствовании что-то от самого Желязны. Ведь он сделал в своё время то же самое: взял известных героев чужих произведений и так талантливо вплёл их в повествование, что это стало настоящей фишкой романа.
Начало игры
Играть можно любым из перечисленных героев, и в компаньоны ему сгодится любой пет. В отличие от книги, здесь нет строгой привязки к фамильяру и даже к команде. Хотите играть Джеком/Джоном на стороне открывающих и в компании Змея? Пожалуйста. Хотите играть закрывающим тандемом Ведьмы и Пса? Без проблем.
У каждого перса есть свои особенности или уникальные предметы-артефакты. Они предполагают определённый стиль игры, так что, скорее всего, вам, как и мне, захочется провести Хэллоуинский Ритуал не один раз, чтоб потестить всех.
То же можно сказать и о фамильярах. Пусть они не принимают активного участия в боях, но дают своим хозяевам уникальные пассивные умения.
Последнее, с чем надо определиться, прежде чем приступить к основному этапу игры – роль персонажа. Ролей всего три: Хозяин Палочки (Открывающей или Закрывающей, так хорошо знакомых по роману), Знаток Книги и Несущий Фонарь. Роль мало на что влияет, поэтому не буду сейчас заострять на ней внимание.
Основной этап
Основной этап длится тридцать ходов/дней, в течение которых участники занимаются примерно тем же, чем и персонажи книги (за некоторым исключением): (1) собирают ингредиенты, (2) стараются не привлекать к себе лишнего внимания, но в случае опасности не гнушаются вступать в бой, (3) проводят сомнительные ритуалы и (4) пытаются определить, кто из игроков союзник, а кто – соперник. В романе, чтобы добиться успеха в Игре, важно было правильно вычислить координаты Врат, но в October Night Games такой механики нет – под конец все участники просто переносятся к месту решающей битвы.
Зато здесь больше стычек и сражений. Как с NPC, так и с другими игроками. Так что готовьтесь осваивать искусство битвы на дайсах.
Сбор ингредиентов
Город и кладбище – два излюбленных места сбора материалов в «Ночи в одиноком октябре». В игре к ним добавляется ещё одна территория – лощина, (почти сонная, ага). За ход можно посетить только одну локацию. Куда пойти, решаете в зависимости от того, чего вам не хватает для проведения ритуала.
Придя на место, увидите три предмета: один можно взять безболезненно, другой – болезненно, то есть с получением урона по характеристикам, а за третий, как правило, придётся сразиться с противником-NPC. Где какой – неизвестно. Разве что проницательный Снафф может учуять опасность, витающую над одним из ингредиентов.
Битвы на кубиках
Как уже говорила, за одним из трёх предметов в локации часто закреплена встреча с зловредным NPC. В городе бродят Полисмены и Обеспокоенные граждане, на кладбище – Гули и Живые трупы, а в лощине – Лесные духи и Младые Шуб-Ниггураты. Никто не запрещает поступить во время встречи с ними по примеру Джека и Снаффа, то есть попросту съебаться, но в этом случае вы не получите свой ингредиент. В отличие от урона. Вот его вы получите, потому что NPC всегда атакуют первыми, то есть успеют хоть один раз, да цапнуть, прежде чем вы нажмёте кнопку «Отступить». Так что не будем малодушничать, а закатаем рукава, бросим кости и ляжем костьми, но покажем врагу, где Дагоны зимуют.
Если до этого вы играли хотя бы в одну настолку, где есть битвы на дайсах (типа The Witcher Adventure Game), то суть вам уже ясна. Если нет, станет ясна после одного-двух сражений, никаких особых премудростей тут нет.
Вы с противником по очереди кидаете игральные кости. Некоторые грани костей – подсвечены коричневым – отвечают за физический урон. Выбросили три коричневые грани – нанесли три единицы урона здоровью. Здоровье противника упало до нуля – поздравляю, вы победили, ваш соперник-NPC мёртв!
Другие грани костей – зелёные – отвечают за уклонение. Выбросили две зелёные грани – увернулись от двух единиц урона.
Грани, подсвеченные синим, наносят урон по менталке. Выбросили пять синих граней – нанесли пять единиц урона разуму противника. Уклониться от такой атаки нельзя. Понизили разум противника до нуля – поздравляю, теперь он пользователь DT.. ой, то есть миньон или, иными словами, послушный раб. Принесите его в жертву, когда того потребует ритуал, а до тех пор он будет время от времени притаскивать рандомные ингредиенты. Или помогать другим способом, в зависимости от того, какой тип противника вы пленили.
Если кубик выпал белой гранью, он совершенно бесполезен, обязательно перебросьте его.
Чем ближе Роковая Ночь, тем больше шансов, что на вас нападёт кто-то из Игроков. Сражения с ними происходят по тем же правилам, что и с NPC, за одним исключением: подчинить их нельзя. Поэтому в таких дуэлях лучше полагаться на старый добрый физ. урон.
Это основные принципы ведения боя на дайсах, но есть ещё нюансы. В зависимости от того, кем вы играете, разные грани кубика будут считаться «коричневыми», «синими», «белыми» и т.д. Во внутриигровой справке это по-умному названо гексаграммой боя. Смысл в том, что у Джека, например, на игральных костях две грани коричневые, две – белые, одна – синяя и одна – зелёная. Очевидно, что при таком раскладе коричневая сторона кубиков будет выпадать чаще, чем синяя, а значит, персонаж будет чаще наносит физический урон. Добавьте к этому особое умение «Ярость» (при активации у Джека появится по дополнительному дайсу за каждый недостающий пункт HP), и вы получите брутального перса, который уверенно чувствует себя в сражениях.
С мадам Мэндилип дело обстоит иначе. У неё на игральных костях две белых грани, две зелёных, две синих, а коричневых нет вовсе. Но это не значит, что она непригодна для сражений. Две зелёные грани делают её изворотливой, а абилка «Проклятье дьявольских кукол» трансформирует белые стороны дайсов в синие, благодаря чему мадам Мэндилип с лёгкостью превращает даже самых упёртых врагов в своих марионеток.
Всевозможных тонкостей, трансформирующих гексаграммы боя персонажей, много. У той же Кукольницы куча разных механик, помимо озвученной, а ведь есть ещё приобретаемые в Особом магазине предметы…
Особый магазин
В магазине The Wicked Things продаются полезные ништячки. Правда, купить можно только один товар за ход. Ассортимент меняется изо дня в день, но незначительно. Как правило, в наличии есть эликсир, восстанавливающий здоровье (физическое или ментальное), оружие (например, осиновый кол или пистолет с серебряными пулями), яд, чтобы отравить другого участника…
Оплачивается всё это добро не деньгами – их в игре нет в принципе, – а очками статов. Хотите приобрести Чёрные капли, чтобы поправить пошатнувшийся рассудок? Взамен поплатИтесь здоровьем или репутацией. Кстати, о репутации. Пора упомянуть и об этом стате персонажа.
Репутация падает, когда собираете компоненты в городе или на кладбище. Детишки увидели, как вы раскапываете могилу? Минус две репутации. Бдительная гражданка засекла вас при попытке отрезать у неё кусок подола? Ещё минус репутация. Если этот злосчастный стат упадёт до нуля, взбешённые горожане начнут кидать камни в окна и испортят что-то из ваших ингредиентов. Кроме того, вы окажется в розыске, а на локациях начнёт встречаться новый NPC – Охотник.
В целом репутация не самый жизненно важный стат, в битвах вообще ненужный, так что сильно над ней не тряситесь. А если всё-таки захочется восстановить доброе имя, просто приобретите в магазине пару белых перчаток.
Совершать сделки в магазине почти всегда выгодно. А если в качестве пета вы выбрали кошку Дымку, то выгодно вдвойне: каждый раз, когда что-то покупаете, она с большой вероятностью тащит дополнительный предмет с витрины. В общем, не забывайте пользоваться услугами «Нехороших вещей» каждый ход. И помните: магазин открывается только для тех, кто уже совершил свой первый ритуал!
Ритуалы и алхимия
Допустим, ваша вылазка в город или на кладбище закончилась успехом, и вы вернулись домой с руками полными костей, черепов, мухоморов и других полезных в хозяйстве материалов. Значит, пора приступать к подготовительным ритуалам – инвокациям древних богов. Для них, собственно, и собирались ингредиенты.
Поначалу ритуалы просты и не требуют серьёзных вложений.
Последние ритуалы уже намного затратнее. В них не обойтись без жертвоприношений и эссенций.
С жертвами, вроде, разобрались – на их роль пойдут захваченные в плен миньоны, – а эссенция добывается алхимическим путём, сочетанием трёх материалов. Хотим получить эссенцию с элементами Марс-Сатурн? Тогда в меню алхимии соединяем три ингредиента таким образом, чтобы первый имел элемент «Марс», последний – «Сатурн», а центральный – оставшиеся элементы первого и последнего ингредиентов. Другими словами, чтобы получить эссенцию АС, надо соединить Аb-bd-dC. Или Af-fe-eC. Или составить любую другую комбинацию предметов, начинающуюся с A, а заканчивающуюся на С.
Каждый проведённый ритуал даёт дополнительный дайс для финальной битвы. Чем больше ритуалов вы и ваши тиммейты проведёте до 31-го, тем большее преимущество получите в схватке за Врата.
Пользу от проведённого ритуала вы почувствуете не только в финале: заручившись поддержкой одного из древних богов (кстати, неважно за чью сторону вы играете, боги и их «подарки» одинаковы как для «Вершителей», так и для «Хранителей»), вы сразу полУчите приятный бонус в виде, например, повышения статов, артефакта или даже возможности посещать две локации за один ход вместо одной.
Дедукция
Перед финальной битвой 31 октября всё тайное станет явным, роли и стороны всех участников откроются, но что делать до этого?! Как узнать, кому подкинуть купленный в магазине яд и стоит ли помогать Графу, когда тот взывает о помощи? Чата в игре нет, и словами правды не добьёшься. Специально для этого разработчики припасли особую механику – дедукцию! («Мои пездюки!» – с гордостью подумал Великий Сыщик).
Определить кто есть кто помогут случайные события. Раз в несколько дней игра «вылавливает» трех персонажей из шести – одного Хозяина Палочки, одного Несущего Фонаря и одного Знатока Книги – и ставит их перед выбором, который повлияет на расстановку сил. Если в результате решений баланс сил сместился в сторону закрывающих, значит, как минимум двое из этой тройки – Хранители.
Методом исключения, анализируя исходы каждого события, выясняем ху из ху, чтобы потом со спокойной душой гадить соперникам.
Но иногда выяснить правду не удаётся. Был случай, когда игра «вызывала» на ивент всё время одну и ту же тройку участников. Здесь уж ничего не поделаешь: маловато информации, чтобы делать выводы.
Финальная битва
Финальная битва – не самая интересная часть игры. На мой взгляд, она проходит слишком быстро и скомканно, впрочем, у Желязны с концовкой та же беда, так что всё канонично.
Игроки обеих команд по очереди кидают игральные кости, но не те – уже привычные по предыдущим боям – кубики, а восьмигранные дайсы. Две стороны дайса (с изображением солнца) символизируют Врата, остальные шесть соответствуют персонажам. Команда, чьи участники выбросят большего всего «солнц», активирует печать на Вратах. Кто первым активирует четыре печати, тот и победил.
Другой способ одержать победу – устранить всех противников. Выиграть таким образом легко, когда соперники приходят на бой в уже плачевном состоянии. Добивайте их, выбрасывая на дайсах соответствующие героям символы.
На этом правила битвы за Врата, конечно, не заканчиваются – тут и выбранные в самом начале роли/атрибуты заиграют новыми красками, – но я не буду их перечислять. Во-первых, чтобы не душнить ещё больше, во-вторых, потому что знание всех правил не критично для победы. Главное, проведите как можно больше ритуалов на основном этапе, чтобы получить дополнительные дайсы в финале, а дальше ебашьте не думая и не глядя, успех всё равно обеспечен. В свои первые забеги я именно так и поступала, потому что внутриигровая справка, прекрасно работавшая и дающая геймплейные подсказки до этого, под конец не открывается. А прочитать и выучить правила заранее я, как любой нормальный человек, не удосужилась.
Концептуальные ачивки
Ну и напоследок пара слов для тех, кто любит закрывать игры на все 100%. Ачивки здесь есть, и некоторые довольно… интересные.
«Джек и Снафф».
В своё первое прохождение хотела воздать должное истории Желязны, – если знакомы с содержанием романа, то уже знаете какими персонажами, с каким артефактом и за какую сторону я пришла к победе – и была приятно удивлена, когда оказалось, что разработчики не оставили такой подход без поощрения.
«Канун Дня Всех Святых»
По-настоящему проникнуться духом Игры можно только в один день:
Или есть ещё одна подходящая для такого мистического развлечения дата?
«Вальпургиева ночь»
Помнится, в The Stanley Parable была ачивка «Не играйте в «Стэнли» в течение пяти лет». Так вот, создатели этой настолки пошли ещё дальше.
«Полнолуние на Хэллоуин»
Эту ачивку получили только те, кто брал настолку в день релиза или незадолго после:
Вот это я понимаю – верность букве первоисточника! October Night Games вышла 29 октября 2020 года, то есть за три дня до того знаменательного события, когда полнолуние выпало на канун Дня Всех Святых. В следующий раз такая оказия подвернётся только в 2039-м. Ну что ж, значит…
Увидимся снова через шестнадцать лет, дорогие Джек, Джилл, Снафф и Дымка! Я обязательно к вам вернусь, правда, сама в это не верю.
P.S. Кто играл в October Night Games, не знаете, случаем, как получить ачивку «Безумная кошатница»? Это единственная не привязанная ко времени, которую пока не удалось сделать, а руководства по достижениям не нашла 🙁
P.P.S. Другие хэллоуинские списки-подборки с родного трёхбуквенного для тех, кто не любит цифровые настолки или просто хочет пощекотать нервишки:
На этом всё. Спасибо за внимание, всем бу!