Очень странные дела в Wizart Animation

Как 2020 год стал для российской анимационной студии совсем не весёлым.

Wizart: студия, история, репутация

Воронежская студия Wizart Animation (“Визарт Анимейшн”), без преувеличения, является лидером современной российской анимации. Основанная в 2007 г., студия стала преемником известного разработчика, локализатора и издателя игр — компании «Руссобит-М», руководители которого — Юрий Москвин и Владимир Николаев — стали соучредителями «Визарта». На начало 2020 г. основным владельцем и генеральным продюсером студии являлся Юрий Москвин (89% в «Визарт фильм» и 76% в «Визарт анимэйшн»), а исполнительному директору студии Владимиру Николаеву принадлежало 11% в «Визарт фильм».

Приоритетным направлением для студии стала полнометражная анимация. В 2012 году на экраны вышел мультфильм «Снежная королева», который стал началом целой франшизы анимации: на сегодняшний день студия выпустила уже 4 (!) полнометражных истории и анонсировала пятый фильм, а также запустила сериал «Снежная королева: Хранители чудес» для младшей аудитории.

Уже одно это, по меркам встающей с колен российской индустрии, — безусловное лидерство. Но “Визарт” не ограничивал себя одним успешным тайтлом.

  • Совместно с испанскими коллегами студия выпустила два сезона (52 эпизода) сериала «Йоко» (и спин-офф «Майя знает», который эксклюзивно вышел на платформе «Вконтакте»)
  • В 2016 и 2019 гг. «Визарт» выпустил полнометражные мультфильмы “Волки и овцы: Беезумное превращение« и »Волки и овцы: Ход свиньей“.
  • В 2018 — 2020 гг. студия запустила несколько новых анимационных проектов: полнометражные мультфильмы “Гензель и Гретель” и “Руслан и Людмила”, а также сериал Firebots.

Очевидно, с такими масштабами соревноваться с Wizart на российском рынке пока просто некому. Государственные студии не идут в полнометражную анимацию (“Паровоз”) или не имеют сколько-нибудь существенных кассовых достижений (“Союзмультфильм” никак не выпустит “Суворова”, а “Гофманиада” прошла как фестивальное кино). А частные студии пока либо полностью сконцентрированы на отечественном рынке (как “Мельница” — автор франшиз о богатырях и Иване-Царевиче), от которого получают львиную долю доходов, — либо значительно отстают от Wizart по количеству и кассовости фильмов за рубежом (как “КиноАтис”, развивающий “Белку и Стрелку” и погоревший на “Гурвинеке”, или “Лицензионные бренды”).

Более того, как пишет пресс-служба «Визарта» на сайте и в пресс-релизах, студия входит в ТОП-25 наиболее перспективных анимационных компаний в мире. И глядя на продуктивность воронежцев, этому охотно веришь.

При этом и с экономикой у Wizart Animation всё обстоит очень даже неплохо. Это точно не студия авторской анимации, живущая за счет спонсоров: с самого основания компания была нацелена на массовый рынок и активную монетизацию своих мультфильмов. И если «Машу и медведя» называют проектом, который проложил дорогу российским авторам на зарубежный рынок сериальной анимации, то «Визарт» то же самое сделал для полнометражных мультфильмов. Фильмы из франшизы «Снежная королева» становились самими кассовыми российскими продуктами на мировом рынке, обходя по собранному бокс-офису громкие игровые фильмы.

Поэтому неудивительно, что Wizart пользовался вниманием и поддержкой государства. Репутация локомотива отрасли и первопроходца на зарубежном рынке дала “Визарту” возможность постоянно получать субсидирование проектов из государственного бюджета — Фонда Кино и Министерства культуры. Примечательно, что ни одна из заявок студии на госфинансирование не была отклонена. Причем в середине славных 2010-ых это выглядело как справедливый выбор, а вот в 2019-ом году на счету студии уже было несколько серьезных провалов (оба фильма о “волках и овцах” оказались глубоко убыточными, а четвертый фильм о Снежной королеве собрал в России всего лишь 185 млн руб — то есть отбил всего лишь четверть своего бюджета в 356 млн руб). Тем не менее студия получила господдержку и в этот раз.

А еще в 2019 г. студия начала строить Дом анимации – новое здание для студии стоимостью 300 миллионов рублей и площадью около 4 тыс кв.м. И здесь часть расходов взял на себя бюджет Воронежской области, объявив этот проект особо значимым.

И разумеется, что когда над страной грянул Covid-19 и Министерство экономики сформировал список системообразующих предприятий, которым должна быть оказана первоочередная поддержка, — в этом списке оказался и Wizart.

Всё меняется, когда приходит 2020 год

Казалось бы, чего больше — живи, радуйся, делай мультфильмы и зарабатывай деньги при поддержке государства. Но тут наступил самый удивительный период в новейшей истории — 2020 год. И студия, которая буквально накануне отчитывалась об очередных успехах и делилась планами по обустройству Дома анимации, внезапно оказалась героем совершенно не анимационных событий.

В принципе, начиналось всё, как у всех: коронавирус, удаленка, решение проблем с организацией труда. В марте 2020 г. Юрий Москвин сетовал на проблему с отменой всех международных кинорынков, но не унывал и высказывал веру, что успешно продавать можно и в онлайн-формате (напомню, что в онлайн были переведены крупнейшие и важнейшие для аниматоров рынки, в том числе каннский Marche du Film и MIFA, проходящий во французском городе Анси). И действительно, по итогам рынков было объявлено об успешных сделках воронежской студии.

Но вот дальше, в июне, началась какая-то откровенная дичь.

Мошенничество

23 июня в новостях появилась информация о том, что вместо Юрия Москвина генеральным продюсером студии “Визарт” стал Владимир Николаев. Ну, казалось бы, стал и стал, ничего странного: один соучредитель передал пост второму. Однако если вспомнить, что Москвину как соучредителю принадлежат более 80% долей в юридических лицах студии, — начинаешь как-то задумываться, что же так внезапно произошло в руководстве компании. Особенно после комментария г-на Николаева о том, что “сегодня мы наблюдаем сильные изменения в индустрии кино и, думаю, темпы этих изменений будут стремительно нарастать“.

Но оказалось, что причина, по которой соучредитель-мажоритарий отказался от должности генерального продюсера, лежит совсем не в творческой плоскости. Накануне Юрий Москвин был… арестован в качестве фигуранта уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, вместе с подельниками, продюсер анимационной студии вымогал $3 миллиона у жены арестованного бывшего генерального директора одной из крупнейших российских лизинговых компаний. За эту сумму они обещали посодействовать в прекращении уголовного дела. Однако жертва вымогательств обратилась в правоохранительные органы. В результате Москвин, в числе остальных «вымогателей» был отправлен в СИЗО до 19 августа.

До сих пор уголовных дел в отношении продюсеров и руководителей российских анимационных студий не было. Хочется верить, что и этот случай не станет прецедентом (адвокат Москвина утверждает, что он там «оказался случайно»). По крайней мере, на сайте Ассоциации анимационного кино России Юрий Москвин всё ещё включен в список членов правления.

Навальный

Но, как выяснилось, это далеко не все «очень странные дела», которые произошли этим летом с анимационной студией.

18 июня упоминание студии Wizart внезапно оказалось в твите политика Алексей Навального.

Во вложении к твиту оказались скриншоты якобы сообщения Владимира Николаева к сотрудникам студии, в которых он, ссылаясь на поддержку, оказанную студии со стороны правительства, потребовал, чтобы все сотрудники пришли в офис и проголосовали — “для развития и нормальной работы студии”. Фейк это был или нет, неизвестно, да и сообщение довольно обыденное в российских реалиях, однако само появление студии в таком неприкрытом политическом контексте стало для многих неожиданностью.

Бунт удаленных сотрудников

Еще более обескураживающим стало появление 4 июля в блогах портала render.ru поста от лица «инициативной группы небезразличных людей» под красноречивым заголовком «Бесплатный труд в студии Wizart».

Автор поста написал о “прискорбном событии” — 4-месячной задержке выплат удаленным сотрудникам. Имен названо не было: как написал автор, “мы понимаем так же страх оказаться под давлением и поэтому не разглашаем имена людей, решившихся поговорить с нами и рассказать о несправедливости“. Впрочем, и другой конкретики в посте не было — это был своего рода крик о помощи и констатация “рабовладельческого отношения” к сотрудникам со стороны работодателя. Кроме информации о задержках оплаты (причем анонимно и без доказательств), единственным разоблачающим фактом стало то, что студия якобы уклоняется от заключения трудовых договоров с сотрудниками, вынуждая их получать статус индивидуальных предпринимателей (и тем самым перекладывая вопросы налогообложения на их плечи). Однако сама по себе такая форма работы с удаленными сотрудниками (к которым студия может обращаться по мере необходимости и для решения точечных задач) не является однозначным нарушением законодательства.

Так что пост больше походил на вброс и мог бы остаться незамеченным, если бы не комментаторы и “неравнодушные”, которые за несколько дней сделали его самым популярным пользовательским материалом “Рендер.ру” за этот год. Комментаторы припомнили “Визарту” всё: и неоплаченные работы, и задержки оплат по 5-10 месяцев, и напряженную атмосферу внутри студии, причем в ряде комментариев — не скрывая имен и фамилий.

Кроме того, пост вышел за пределы площадки, оказавшись в популярных профессиональных сообществах в “Вконтакте”, — где, разумеется, тоже нашлись пострадавшие.

Примечательно, что ни в разгар дискуссии, ни по ее итогам от самой студии Wizart и от ее руководства никаких объяснений и опровержений не поступало.

Политика вместо анимации?

После всего сказанного, думаю, не слишком удивительным будет последний (на сегодняшний день) информационный повод, созданный студией. Он не о мультфильмах, не о зарубежных рынках, не о творческом курсе студии. Он снова о политике.

10 июля экс-директор по продукту Wargaming, а ныне генеральный секретарь Партии прямой демократии Вячеслав Макаров провел в Воронеже пресс-конференцию. На ней он представил политическую программу, рассказал о планах на предстоящие выборы и заодно представил лидера регионального партийного списка. Им оказался Владимир Николаев — к этому времени уже генеральный продюсер студии Wizart.

По словам Макарова, «Wizart делает замечательное дело: строит большую экспортную историю, делает большой вклад в бюджет Воронежской области, в образование молодежи. Это очень хорошая и честная команда, которой всегда можно было доверять, я твердо знаю, что мы с Владимиром говорим на одном языке».

Студия Wizart Animation — одна из наиболее продуктивных и смелых анимационных студий России, которая стала настоящим и успешным первопроходцем не только в техническом плане, но и в вопросах продвижения российского контента на мировой рынок. Сегодня студия переживает период “очень странных дел”: последние несколько месяцев она попала в эпицентр событий, совсем не связанных с анимационным творчеством. Неизвестно, ждут ли студию в ближайшее время радикальные изменения курса, но хочется верить, что если и ждут — то только к лучшему.


 

Источник

Читайте также