Когда почти невозможно полюбить вопреки.
Первая Deadly Premonition запомнилась не только атмосферой маленького городка, населённого эксцентричными жителями и в котором творится чертовщина, но и техническими проблемами. На PS3 и ПК в неё действительно было трудно играть, поэтому то, в каком состоянии вышла Deadly Premonition 2 многие восприняли с юмором — дескать, сиквел остался верен оригиналу.
На самом деле, всё обстоит несколько иначе. На Xbox 360 оригинал, пусть и с оговорками, вполне играбелен. Да и изначальный релиз на консоли от Sony не был столь проблемным — правда в своём «чистом» виде Deadly Premonition была доступна только в Японии. По-настоящему плохо стало с выходом The Director’s Cut.
Именно оно вышло на PlayStation 3 на Западе, а позже и досталось игрокам на ПК. Дополненное издание слегка расширяло историю оригинала, но пестрило багами, а фреймрейт частенько опускался до неприлично низких значений. А занималась Director’s Cut студия Toybox Inc. Ясухиро Вады — она же разрабатывала Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise.
Deadly Premonition совсем не нуждалась в сиквеле, а эпилог Director’s Cut, кажется, обрывал любую его возможность. Однако авторы второй части нашли весьма необычную лазейку, и совместили в одной игре и продолжение истории Йорка, и приквел к событиям, произошедшим в Гринвейле.
Таким образом, в Deadly Premonition 2 сразу две временные линии. В 2019 году агент ФБР Алайа Дэвис допрашивает Френсиса Зака Моргана о событиях, случившихся 14 лет назад в городе Ле Карре, расположенном на берегу Миссисипи. Основное действие происходит как раз здесь в 2005-м — за 5 лет до Deadly Premonition.
Френсис Йорк Морган, будучи в отпуске в Ле Карре, оказывается втянут в расследование убийства наследницы семьи Кларксон, владеющей почти всем городом. Расчленённое тело девушки нашли на импровизированном алтаре под мостом, и за неимением морга поместили на склад, где хранятся замороженные продукты. Оттуда оно таинственным образом пропало, а обнаружилось лишь в 2019-м. Поэтому агент Дэвис решает допросить Зака по закрытому много лет назад делу.
Обособленная, казалось бы, история, на деле сильно связанна с тем, что произошло в первой Deadly Premonition. Это не просто ещё одно расследование Йорка, но очередной экскурс в глубины его личности и развитие идей, заложенных оригиналом. Гринвейлские события оставили след в душе и без того не вполне здорового агента. К детским травмам добавились новые, не менее тяжёлые.
К началу A Blessing in Disguise Йорк — это жалкое подобие человека. Разбитый, одержимый наркотиком Сейнт-Руж затворник, страдающий от рака и панически боящийся красного цвета. На контрасте с ним Йорк из прошлого, из 2005 года — молодой и увлечённый, обаятельный и разговорчивый даже пуще самого себя из 2010-го. Несколько лишённый эмпатии, с неуёмной любовью к кино и странным взглядом на него, но всё равно невероятно харизматичный и добрый.
Хидетака Суэхиро проделал колоссальную работу, осторожно выписывая психологический портрет персонажа. Он не просто взял старого героя и поместил его дальше на временной шкале, но сделал того мягче и наивнее, благодаря чему Йорк из оригинальной игры теперь кажется более мудрым и суровым человеком, прошедшим через серьёзные испытания. Поэтому сперва изменения в характере протагониста могут сбить с толку даже поклонников первой части.
Его личность раскрывается как через диалоги с Заком, так и через взаимодействие с дочкой шерифа Пэтти — не по годам умной девочкой, вечно следующей за агентом по пятам. Поначалу она, как и игрок, не согласна с методами Йорка, не воспринимает его всерьёз. Но правила мира Deadly Premonition 2 таковы, что главный герой всегда оказывается прав.
Например, в одном из побочных заданий Йорк встречается с Дэнни Кларксоном, чью жену убили и чью руку откусил аллигатор. Агент видит, как тот страдает и злится, и приходит к парадоксальному выводу — наверное, Дэнни потерял какую-то важную для себя вещь. И ведь так оно и оказывается.
Нелогичные выводы Йорка в итоге оборачиваются непреложный истиной. Агент просто делает первое, что приходит ему в голову, и почти никогда не ошибается, потому что сам сценарий подыгрывает ему. Получается такой частный случай Мэри Сью — остроумный и здорово подходящий общей атмосфере игры.
В отличие от первой части, где расследованию и переживаниям протагониста уделялось одинаково внимания, сиквел сосредотачивается на втором, дополняя образ Йорка и завершая его личную историю. Здесь нет эффектных сюжетных поворотов в духе оригинала, однако знакомый с ним игрок к финалу, скорее всего, испытает сравнимый по силе катарсис.
Теперь это будет уже не какое-то неожиданное открытие, а разрывающая сердце грусть — та самая, которую испытываешь от прощания со старым другом. Ты будто бы знал его всю жизнь, видел, как он менялся, пережил с ним всё, что только можно. Но теперь пришла пора расставаться навсегда. Слёз не будет, ведь ты понимаешь, что его необходимо отпустить — лишь так у него всё будет хорошо.
Финал Deadly Premonition 2 — светлый, грустный и очень личный как для Йорка, так и для игрока. Это тот завершающий штрих, которого так не хватало первой части и который был так топорно добавлен в Director’s Cut.
Что же до расследования, то Deadly Premonition 2 демонстративно плюёт на законы детективного жанра с его поиском улик и зацепок. Йорк и в прошлой части прибегал к весьма специфическим методам в стиле Дейла Купера, но здесь он всецело полагается на откровения таинственного шамана Хунгана, являющегося ему в отражениях.
Расшифровывая его послания, агент выясняет, куда нужно отправиться, где поискать и с кем поговорить. При этом сам Йорк практически не проявляет дедуктивные способности, а тупо следует указаниям свыше.
В результате A Blessing in Disguise, несмотря на интригующую завязку с ритуальным убийством, не получается воспринимать как полноценный детектив — слишком уж рваным и надуманным выглядит расследование. Но игра осведомлена об этом и не упускает шанса поиронизировать над собственным сюжетом.
Все персонажи здесь, за исключением Йорка, понимают, насколько глупо верить какому-то мистическому шаману, и постоянно говорят об этом. Да и сам агент порой занимается профанацией детективного дела — однажды он всерьёз будет рассматривать форму балки моста, выискивая в ней связь с жертвой или убийцей. И, разумеется, это сыграет свою роль, ведь сценарий, как было сказано ранее, подстраивается под героя.
Но если не считать разницы в подаче расследования и основной темы, то A Blessing in Disguise — это практически та же самая оригинальная Deadly Premonition, только теперь тяготеющая скорее не к «Твин-Пиксу», а «Настоящему детективу». Маленький северный городок сменился более обжитым, но оттого не менее глухим, вдохновлённым Новым Орлеаном. Ле Карре, как и Гринвейл, полон чудаковатых жителей, со своими странностями, неврозами и заботами.
Вообще, кажется, что в этот раз Swery65 решил сделать персонажей как можно более сумасшедшими — настолько, что порой они становятся карикатурой на самих себя. Пастор и врач, открывший клинику прямо в церкви и регулярно повторяющий фразу «The LORD Hungers»; шериф, говорящий фразами из трейлеров к несуществующим фильмам; бармен, рассекающий по городу почти без одежды, потому что «Америка — это земля свободы» — вот неполный перечень тех, с кем сталкивается Йорк.
Почти все они выглядят нарочито дико и поначалу даже вызывают раздражение. Но Deadly Premonition 2 обладает восхитительным свойством помещать даже самые безвкусные сценарные решения в такой контекст, где они будут смотреться не просто уместно, но действительно смешно, а иногда даже величественно и трогательно.
Персонажи при этом не становятся глубже, их гипертрофированные черты тоньше, а глупые присказки не теряют в глупости, однако воспринимаются они в такие моменты совершенно иначе. Да, это обман — игроку просто пускают пыль в глаза, водят за нос, но делают это настолько искусно, что, приняв правила, по которым тут работает нарратив, совсем не хочется жаловаться.
Так, три из четырёх эпизодов игры завершаются этакой постлюдией — выступлением джазового квартета. В отрыве от сюжета это выглядит просто смешно: полуголый бармен, неуклюжие анимации, пошлые пролёты камеры. Но в контексте восприятие совсем иное — это не просто плохая кат-сцена, но предвестник чего-то захватывающего. И ожидания, как правило, оправдываются.
Сложная концептуально, необычная и прекрасно написанная, A Blessing in Disguise могла бы стать выдающейся игрой, если бы в неё не было так больно играть. Первая часть также страдала от сомнительных геймдизайнерских решений, но в сиквеле они сильнее бросаются в глаза.
По сути, геймплейная рутина осталась прежней и здорово напоминает серию Shenmue. Игроку для исследования открыт небольшой городок, живущий по строгому расписанию. Немногочисленные заведения открываются и закрываются в разное время; утром люди отправляются на работу, вечером некоторые из них наведываются в бар, затем — домой, а по воскресеньям — ходят в церковь. Этот цикл повторяется раз за разом, вынуждая Йорка подстраиваться и порождая весьма неприятные ситуации.
К примеру, в одном из сюжетных заданий главному герою нужно заказать определённое блюдо в местном кафе. Однако подают его исключительно по понедельникам, поэтому, если вы взялись за миссию, скажем, во вторник, то придётся либо проматывать время с помощью сигарет и кровати в гостиничном номере, либо шататься по городу вплоть до наступления нужного дня.
Выбирать второй вариант бессмысленно — Ле Карре лишён и толики очарования Гринвейла. Весь город заставлен однотипными домами-коробками, будто бы прямиком из Unity Asset Store, а за его пределами только болота, ограниченные непреодолимыми кустами и холмами. Редкие прохожие, агрессивные белки, бродячие собаки, да временами проезжающие мимо автомобили — вот и всё, что можно здесь встретить. Спокойный, по замыслу разработчиков, городок, на поверку практически мёртв.
При этом порой приходится преодолевать весьма внушительные расстояния. Кататься на машине как в прошлой игре, к счастью, не дают — на смену автомобилю пришёл скейтборд, контролировать который не сильно проще. Впрочем, его характеристики, включая управляемость, можно улучшать с помощью талисманов, создаваемых из всякого мусора, в обилии валяющегося под ногами.
Своеобразной прокачке поддаются также показатели главного героя вроде здоровья, выносливости и сопротивляемости различным эффектам, и единственное оружие в игре — пистолет «Аллигатор». Скудность арсенала компенсируется тем, что теперь пушке можно добавить элементальный урон, заставить её стрелять, например, огненными пулями или снарядами, вызывающими у врага отравление.
Однако всё это без толку, потому что A Blessing in Disguise — до смешного простая игра. Почти все рядовые противники тут мрут с пары выстрелов и даже боссы не представляют серьёзной угрозы. Аптечки и патроны валятся чуть ли не из каждого побеждённого врага, поэтому и в менеджменте ресурсов отпадает нужда.
Каждую полночь улицы города наводняют красные демоны, а все сюжетные эпизоды завершаются боевым сегментом — пробежкой по одинаковым коридорам в потустороннем мире. Но в эти моменты ощущаешь не напряжение, а лишь скуку и раздражение, ведь целиться и стрелять тут так же неудобно, как и в оригинале.
Что ещё способен предложить Ле Карре? Побочные задания, да несколько мини-игр. Первые примитивны и однообразны, сводящиеся, чаще всего, к поиску какой-то вещи и (намного реже) отстрелу аллигаторов, агрессивных белок и бродячих собак.
Мини-игры представлены тут боулингом, пусканием «блинчиков» по воде, гонками на скейте и рельсовым тиром. Они могут ненадолго увлечь, но смысла ставить какие-то рекорды нет — в награду дают либо бесполезные, как уже было сказано выше, талисманы, либо материалы для их крафта.
Единственное, что может заставить игрока выполнять сайд-квесты и решать задачки в боулинге, так это сопутствующие диалоги. Они остроумны и раскрывают с разных сторон как обитателей Ле Карре, так и самого Йорка.
На низкую сложность, отвратительный дизайн уровней и кривые механики можно закрыть глаза ради потрясающей истории и отличных персонажей — в конце концов, первую Deadly Premonition любят, невзирая на все проблемы. Но A Blessing in Disguise — это уникальная игра, которая вышла в столь плачевном техническом состоянии, что рассматривать её в отрыве попросту невозможно.
Deadly Premonition 2 не нужны разборы Digital Foundry, потому что одного взгляда на неё достаточно, чтобы понять, на каком уровне тут держится кадровая частота. При таком фреймрейте исследование открытого мира и сражения, и без того раздражающие, превращаются в настоящую пытку.
Deadly Premonition 2 не нужны ролики Shesez из цикла Boundary Break, потому что игра не стесняясь показывает своё «закулисье». Врагов, которые должны вылезать из-под земли, временами застаёшь сидящими на поверхности; «блинчики» проваливаются сквозь воду, а за ними иногда следует и Йорк.
Наконец, Deadly Premonition 2 изначально выглядит так, будто побывала в руках авторов YouTube-канала LowSpecGamer.
Добавьте к этому ситуативные баги, поломанные скрипты, утечки памяти, проблемы со звуком, опечатки в текстах, а также мужика из рекламы Mafia City, и получите игру, которую при всём желании невозможно полюбить вопреки.
Патч до версии 1.0.2, вышедший 21 июля, слегка исправил ситуацию, но Deadly Premonition 2 по-прежнему остаётся практически неиграбельной. С технической стороны здесь плохо всё, за что ни возьмись и, в отличие от Fallout 76 и Left Alive, это даже не веселит.
За фасадом из проблем у Deadly Premonition 2 скрывается потрясающая история. Но это не тот случай, когда можно сказать, что «стоит потерпеть и закрыть глаза», нет. И дело не только в том, что A Blessing in Disguise катастрофически сломана.
Она просто не удивляет так, как первая часть. Там где оригинал демонстрировал изобретательность, сиквел следует уже проверенной геймплейной формуле и делает почти то же самое, только хуже.
Это, а также плотная сюжетная привязка к первой части, позволяет рекомендовать Deadly Premonition 2 в нынешнем состоянии разве что фанатам серии, готовым стерпеть всё ради ещё одной истории про Йорка — яркой и богатой на события.