Первая мировая война, 1917 год: на фронте почти полностью отсутствует связь, надежда выжить и вера в то, что эта мясорубка когда-нибудь закончится. Двух британских солдат вызывают к начальству. Поставленная перед ними задача буквально жизненно важна: необходимо пересечь линию фронта, чтобы доставить срочное донесение об отмене обречённой на неудачу атаки. Если гонцы не успеют до рассвета, то 1600 человек угодят в смертельную ловушку – в том числе и брат одного из посыльных.
После нехитрой завязки зрителя ожидает снятая одним планом – без видимых монтажных склеек – двухчасовая экскурсия по войне. Понравится ли она вам? А понравилась бы вам война?
Картина оскароносного Сэма Мендеса предлагает пережить уникальный эстетический опыт: вы подробно рассмотрите грязь и ужас Первой мировой, но ощущения чернухи так и не возникнет, поскольку даже лошадиные трупы гниют здесь подчёркнуто высокохудожественно.
Сюжет «1917» сам Мендес описал как «тик-так-триллер», в котором главным врагом выступает время. А время не уболтать, так что не ждите от фильма каких-то вычурных диалогов. Да и разве разговоры так уж важны на войне? Даже приказы – те же слова, которые сами по себе стоят немного. Да, герои могут выполнить свою миссию и предотвратить самоубийственную атаку, на которую командиры решились из-за неверной информации. Но это не значит, что завтра этих же солдат не отправят на смерть из-за осознанной стратегической необходимости.
По той же причине заявленные звёзды-офицеры (Бенедикт Камбербетч, Колин Фёрт и Марк Стронг) низведены до функций винтиков в огромном механизме – как обычно и бывает на войне. В центре внимания окажутся куда менее известные актёры Дин-Чарльз Чепмен и Джордж Маккэй – простые бойцы, на которых в итоге держатся и армии, и кино. Но не волнуйтесь: молодёжь выглядит вполне убедительно, как впрочем и их более популярные коллеги.
Точно так же, как не стал «1917» высокопарной агиткой, не является фильм и боевиком. Будни солдата – это не постоянные битвы и перестрелки, а походы и ожидание смерти. Именно этим наполнена лента Мендеса. Кроме видеоряда от легендарного оператора Роджера Дикинса за создание хронического саспенса отвечает музыка не менее легендарного композитора Томаса Ньюмана. На двоих у этих маэстро 29 номинаций на «Оскар» (победа, правда, всего одна – всякое бывает)
Но кроме того, «1917» – на мой взгляд, более важный фильм, чем «Дюнкерк», или, например, «Спасти рядового Райана». Эти предшественники рассказывали о каком-то великом спасении, о достижении какой-то сверхцели, после которой судьба отдельного человека или целой страны переменится. Такие песни о героизме в конечном итоге не сложно перевести в некую военную оду. Но в фильме Мендеса описан более распространённый и куда менее выгодный для милитаристов вид подвига – обречённый на забвение, ни на что глобально не повлиявший. Которыми на самом деле и полнятся сражения. И очень важно об этом говорить, снимать и смотреть.
И он от меня получает честные 8.9 баллов !