Обзор Ni no Kuni II: Revenant Kingdom

Есть сказки: об испытаниях, о глупости и находчивости, о ведомом волшебным феем мальчике, что хочет вернуть умершую маму. А есть фэнтези, в которых намешано героики, политики, дружбы – да и вообще всего понемногу. Эти два жанра не стоит путать, ведь у каждого из них свои правила подачи сюжета и построения законов мира.

Хорошие игры приятно хвалить, плохие – легко ругать. Но вот ругать не самые плохие игры бывает достаточно больно. О том, почему «Ni no Kuni II» не сказка, и играть неё стоит далеко не всем – мой, чёрт возьми, новый рассказ…

Структурно практически все японские ролевые имеют следующий вид: абсолютно линейный сюжет; партия из шести-восьми героев со снаряжением и инвентарём; большая карта мира с городами, монстрами и транспортом; бои пошаговые или в реальном времени; несколько уникальных, серьёзно проработанных механик. Рассказать обо всём этом – рассказать об игре. Начну с сюжета.

Роланд, президент неназванной страны, накануне международного саммита получает подарок стратегического назначения, но перед смертью успевает обратиться синими светлячками и перенестись во Второй Мир. Не по своей воле, но возражать смысла нет.

У соседей тоже неспокойно, ведь в королевстве Коронелл в самом разгаре государственный переворот, о котором только вступивший в должность король Эван ещё не в курсе. Помолодевший Роланд материализуется прямо в покоях Его Величества, и вместе они, преодолев начальное недопонимание, спасаются бегством из замка, в котором теперь властвует бывший министр – та ещё крыса. Выбравшись, решают не революции устраивать, как можно было подумать, а построить свою страну. С улыбками и расовой терпимостью.

Расы. Во Втором Мире не один лишь человек – венец эволюции. Компанию нашему виду составляют антропоморфные фурряки: мутировавшие собаки, кошки, мыши и рыбы, которых ещё Император завеща… А хотя знаете… Я не против.

Мои вкусы специфичны, но я вам о них не… А, ну да…

Геополитическая карта мира не изобилует сложностями. Королевств, включая наше, пять; форма гос. устройства простейшая – города-государства. Вассал есть только у одного правителя, да и тот – огромная бочка на побережье, которую кто-то по приколу назвал портом. Деление – по расовому признаку, хотя есть нюансы. В Лай Дзине живут лишь песусы; ихтосы делят Атлантос с антропосами (людьми); Гранд Фактория на восточном континенте – за людьми целиком. И только в несчастном Коронелле вместе уживаются коты-сильвестросы, мыши-раттусы (в оригинале называемые «маудзоку» – мышиное племя) и, снова же, люди. Получается у них, как видно из начала, не очень.

Итак, няшный король изгнан. Что его ждёт впереди? Сражения. Здесь, в отличие от первой части, бои проходят в реальном времени. У нас на вооружении быстрые, сильные и дистанционные атаки, блок с уворотами, навыки. Возможность смены персонажа налету присутствует. У каждого из них своё любимое оружие и набор навыков. Не всегда уникальный, ибо повторы встречаются.

Фишка в том, что снарядить на каждого героя можно аж три пухи ближнего боя и одну – дистанционного. Польза от снаряжения, в том числе и оружия, определяется не только параметрами атаки/защиты, но и наложенными свойствами, коих у вещи может быть две. Пул вариантов обширен: стихийная привязка, усиление типа атаки, улучшение уклонения, дополнительные опыт и золото, регенерация и кое-что ещё.

Постоянная ротация оружия позволяет максимизировать наступательный потенциал, атакуя тем, что больше всего подходит в данный момент. К тому же заряженное атаками на 100%, оно позволяет провести усиленную версию приёма, если таковая уже доступна.

Но главное отличие местной боёвки – фуняши. Фуняши. Фуняши… Никогда от этого не устану. Маленькие стихийные духи тоже имеют свои характеристики, пассивки и активируемые навыки: от мощной атаки до воскрешения павших соратников. Плюс ещё и в том, что фуняшей можно использовать для усиления приёмов, не прибегая к заряженному оружию. Полезные штуки.

Луч смерти Роланда, взрыв на заднем фоне, фуня-пушка справа. Скучный и ненасыщенный по местным меркам кадр.

Другая возможность настроить под себя сражения – боевой эквалайзер. Это отдельная страница с кучей параметров, которые можно прокачать за специальные очки, отсыпаемые с каждым новым уровнем героев. Загнать в потолок все значения не выйдет по двум причинам. Во-первых, по достижении определённого порога очки перестанут начислять. Во-вторых, в трёх из четырех менюшек показатели связаны: усиление одного лишает возможности прокачать другое. Ну а что будет полезнее – бонус к защите от стихии или негативного эффекта – решать игроку. На этом тему битв можно закрыть. Пока что…

Осталось не так много, всего-то две механики: менеджмент и войска. Начну со вторых. Войсковые сражения – отдельный тип миссий, стоящий особняком от сюжета. Под руководством Эвана, на карту заходят от одного до четырех отрядов нескольких типов: мечники, копейщики, молотоносцы и стрелки. Снова камень-ножницы-бумага, но жалоб нет, ведь схема рабочая. У каждого отряда своя пассивка и активируемый навык. Но независимо от выбранных отрядов, всё упирается в очки снабжения: за них возвращаются потерянные воины, за них же используются абилки. Довести снабжение до нуля – заявка на поражение, но проиграть можно и другими способами, в зависимости от конкретной миссии. Потерять ставку своих войск, например, или упустить убегающего босса.

Наконец, королевские дела. Мы же в правители метим как-никак. Эвалания стартует одиноким замком в окружении, так сказать, нерастраченного потенциала. Места под строительство домиков и сами домики определены, творческой свободы не завезли. Как и денег. Финансы партии и казна королевства – разные, не заменяющие друг друга вещи. Стартового капитала едва хватает даже на половину зданий, которые и работать-то будут вяло, спасибо персоналу. Точнее, его отсутствию. Наши будущие подданные раскиданы по миру и пока не подозревают об уготованной им великой чести.

Сами постройки выполняют три функции: добыча ресурсов, исследования, снабжение партии. Ресурсы нужны для заданий и крафта вещей, исследования открывают множество пассивных улучшений самых различных аспектов, ну а снабжение – магазины, в которых вещи и навыки не только торгуются, но и улучшаются.

Это лучшая градостроительная игра 2018! Перейди прямо по ссылке, чтобы…

Механик в игре чертовски много, я описал далеко не все. До сего момента шло достаточное сухое перечисление фактов, которое и обзором не назвать. Так и задумано. Это фундамент. Настоящий обзор начинается сейчас. И он объяснит, почему всё перечисленное… летит к чертям.

Есть в интернетах такая традиция: плюсовать всему яркому, доброму и ми-ми-мишному. Котикам, например. Просто по факту, потому что они милашки. Даже если оказывается, что любуются люди на чучело. Но всегда найдётся умник, что во весь голос скажет: «А король-то голый!» – за что его назовут эстетствующим мудаком. Дорогой интернет, сегодня эта роль досталась мне.

Знаете, что такое японские ролевые игры? Это приключения. Очень долгие: от восьми до двухсот часов в зависимости от игры и амбиций игрока. Времени прохождения с лихвой хватает на то, чтобы раскрыть персонажей в диалогах, а мир оживить деталями, исследованием опциональных данжей и секретами. Знаете, на что «Ni no Kuni II» тратит свои шестьдесят пять часов? На шлак.

Я презентую вам основной способ времяпровождения в игре – «охоту за головами». Эвалании нужно население. Всего по миру рекрутировать можно сто душ. Делается это… MMO’шными квестами по убийству монстров и доставкой мусора (a.k.a. «важные инструменты», «ингредиенты», «секретные документы» и прочее). Большая часть людей набирается через дядюшку Беркута, который выдаёт запросы аналогичного характера, а за выполнение награждает монетами, идущими на привлечение переселенцев.

В игре сто пятьдесят квестов. Часть из них награждает новым жителем, другие – просто бесполезным хламом, вроде морально устаревшего снаряжения. В игре сто пятьдесят проклятых квестов. Я с трудом могу вспомнить содержание пятнадцати, из них с хоть сколько-нибудь забавным художественным содержанием – девять. Принеси четыре хлопка, убей монстра, достань жёлто-синюю нить, передай посылку, покажи мантию, убей монстра, отдай двух осьминогов, ЖЕНЩИНА, ДА ГОНИ ТЫ УЖЕ ГРЁБАНУЮ ПАСТУ!.. Получение и сдача заданий проходят настолько сухо и однообразно, насколько это вообще возможно.

Она нарывается. Серьёзно.

Кто-то может сказать: «Они необязательны. Пропусти, если так не нравятся». Не буду даже говорить, что за контент уплочено, а значит… Чёрт, уже сказал. Важнее другое: там, где другие «жи-эр-пэ-гэ» рассказывают о лоре мира или показывают перепалку членов партии, углубляя их характеры, «Ni no Kuni II» предлагает убить десять песчаных червей.

Где-то на четвёртом часу перебора одноликих квестов я практически достиг сатори, но на заданный самому себе вопрос «какого дьявола я играю в четырнадцатую «Финалку» и гоняю по полям свою микотейку, когда обзор Второго Мира пилить нужно» ответить не смог, и просветление ушло.

Возможно, спасает основной сюжет? Мой ответ «да»… если вам нравится слушать брифинги вместо разговоров. Поводов подать голос у героев ровно два: чтобы озвучить, к какому сюжетному неписю идти дальше, и чтобы лишний раз напомнить, до чего же Эван охрененный король.

Вам знакома сюжетная структура, по достижении определённого события в которой сразу понимаешь, что будет дальше, ведь сюжет просто не может свернуть в другую сторону, иначе история не получится? В «Возрождении Короля» именно так: вся интрига заканчивается после сюжетной арки Лай Дзиня, он же – первое королевство на нашем пути. Ненадолго она возвращается в седьмой и восьмой главах, но это уже практически конец, а сами главы суммарно длятся в лучшем случае часа полтора.

Может, хоть действующие лица не подведут? Снова мимо. Знакомьтесь ещё раз… Эван – изгнанный монарх, желающий построить королевство, где все улыбаются. Всё, больше мы о нём никогда ничего не узнаем. Роланд – президент-неудачник из Первого Мира. Имел сына. А ещё его обижали в детстве. Всё. Зоран – воздушный пират. Шанти – дочь Зорана, воздушного пирата. Сеси… напомните мне, кто этот парень? На фоне этих жертв массовой амнезии выгодно смотрится последний член группы, инженер Шария – обладатель самой богатой предыстории, которую показывают в арке Гранд Фактории аж четырьмя картинками.

Кстати, вы обратили внимание, что хоть игра и воспевает оды дружбе народов, все члены партии – люди. Даже Эван больше человек, нежели кошак. Вот тебе и плюрализм. Проклятые лицемеры…

Первый и последний раз, когда Зоран удостаивается центрального места в кат-сцене. Кажется, он об этом и сам подозревает.

Не далее как восемь минут назад я с упоением описывал кучу боевых механик. Почти страницу заняло… На свалку. Эквалайлер, фуняшей, переключение оружия – всё на свалку. В утиль. Потому что они не нужны. Вообще. На полном серьёзе заявляю, что не помню, когда в последний раз гонял что-то, НАСТОЛЬКО боящееся бросать игроку вызов. Любой сюжетный босс – груша для битья. Про обычных мобов и говорить не приходится.

«Пробуждение», о котором я раньше не упоминал, превращает персонажа в совсем Наруто: атаки усиливаются, а навыками, ввиду бесконечной маны, можно спамить.

Навыки, к слову, прокачиваются на базе за ресурсы и скромную плату. После того, как эту механику презентовали, я начисто про неё забыл. Не вспоминал аж до тридцатого часа, пока мне не захотелось вспомнить, что же магическая лаборатория производит. В ней моему взору предстал заметно пополнившийся список заклинаний, которые, по достижении определенного порога улучшения, открывают доступ к новым навыкам. Желание посмотреть на эти новые приёмы – единственная причина, по которой я вообще потратил время на то, чтобы сделать лёгкую игру ещё легче.

А вот на прокачку снаряжения силы тратить не стал. Ничего нового она не открывает, просто улучшает характеристики. Смысла нет. То же относится к созданию новых вещей. Хоть возможность такая была, усиливать партию продвинутыми обвесами я не захотел. И без того грустно. Заняться крафтом пришлось только один раз – по квесту.

Со зверьём тоже проблема. Видите этих достойнейших представителей местной фауны? Красивые, правда? И анимации загляденье. Можете не спешить их запоминать, ведь вы ещё встретитесь. Не раз. Не десять. Не сто. Рескины для ролевух, особенно японских, – дело обычное. Огромные миры с десятками локаций не заполнить уникальными врагами. Но эта игра лежит за границами добра и зла. Слизни, феи, скелеты, крысы, волки и птицы – ваши вечные попутчики. Каждую секунду. В горах, в пещерах, храмах, канализациях, полях, пустынях и даже на крайнем севере – куда бы вы ни пошли, клятый секстет будет преследовать вас до самого конца.

“Мы найдём тебя даже на краю земли! Слышишь?! На краю земли!”

Обидно и то, что создателям не хватило смелости шагнуть за рамки здравого смысла. Лай Дзинь, в котором государственные решения определяются броском кубика – самое необычное, что может предложить история. Даже не так – единственное необычное, что может предложить история. Поэтому «Ni no Kuni II» не сказка. Поэтому ей не получается прощать глупые сюжетные ходы, отсутствие логики и бесконечные «рояли», благодаря которым герои превозмогают. В этот мир просто не веришь.

В первой половине игры нам ни раз говорят, что история Второго Мира – история войн. Вот только как можно принять это за чистую монету, если все вокруг – няши-друзьяши? Все мирные, все хотят жить спокойно, вкусно кушать и греться на солнышке. Даже грёбаные пираты.

«Шин, где были твои глаза? С одного взгляда на трейлер понятно, что игра детская! Чего цепляешься?» – можете подумать вы. Нет, игра не детская. В природе вообще не существует такого понятия, как «детская JRPG». Этот жанр – для всех возрастов. «Tales of», «Финалки», «Ys», «Trails», «Легенда о Драгунах», «Lost Odissey», «Xenoblade» и даже насквозь мультяшные «Dragon Quest» – все они подходят как детям, так и взрослым. «Eternal Sonata», с которой у меня при прохождении возникали ассоциации, тоже справляется лучше, а ведь это далеко не самый мощный представитель жанра. Повторюсь, «Ni no Kuni II» не наивная. Она дегенеративная.

Осталось пройтись по картинке и звуку, но тут всё понятно без моих слов. Рассказ вышел достаточно долгим. Нравится вам местное звучание или нет, вы уже определились сами. С графикой ещё проще – она божественна. Дизайны персонажей, причём не только героев, но и неписей, превосходны. Города им не уступают. Анимации в боях плавны и детальны. По карте мира и той приятно гулять. От себя добавлю, что художники умудрились нарисовать красивейшую воду. Это первый раз, когда я пожалел об отсутствии HDR монитора. Если кто и божил всю дорогу, то это они.

Дико обидно, что во всех остальных местах «Возвращение Короля» проседает уровней на пять. У меня осталось ещё немного заметок о проблемах локализации, неприятных технических аспектах и озвучке – привилегии кат-сцен (практически всё остальное время персонажи общаются междометиями, частицами и союзами). Но на фоне описанных проблем, эти – мышиная возня.

Дева справа очень хочет поверить. Роланд… более скептичен.

Возможно, я был бы не столь категоричен, если б не три вещи.

Эта.
Эта.
И, особенно, вот эта.

В магазине дядюшки Гейба за последние годы появилось множество JRPG – есть из чего выбирать. В них будут рабочие механики, захватывающие сюжеты и проработанные персонажи, пусть картинка и не порадует глаз так сильно. К тому же до денег они не столь охочи.

Полный ли это провал? Нет. В какой-то момент у меня даже получилось насладиться происходящим. Это произошло в Эвалании, когда количество подданных перевалило за семьдесят. Их диалоги менялись с приходом новых жителей, обновлялись вместе с движением сюжета. Мини-истории, глупые и забавные, благодаря своему количеству раскрыли характеры всех этих людей больше, чем генеральный сюжет сделал это с героями. Жаль только, через пару часов игра закончилась.

Полное ли это разочарование? Оно самое. Есть лишь две категории людей, которым, как мне кажется, «Ni no Kuni II» подходит идеально: совсем юным игрокам, которым «красивые переливашки» заменяют смысл происходящего, и людям, в жизни не прикасавшимся – нет, не к жанру – к играм. Но если тебе, мой дорогой читатель, больше десяти лет или (что ещё хуже) хотя бы три японские ролевые за плечами – мои соболезнования, ты в пролёте. И я с тобой за компанию.

Откуда тогда столь высокие оценки? Повторю то, что сказал в начале: в интернетах не принято минусовать котиков. Разработчики, зная это, специально сделали Эвана полукровкой-сильвестросом, чем обеспечили себе подушку безопасности. Японцы хитрые, а Шин – офф.

 
Источник: DTF

Читайте также