Давай сразу определимся — спойлерить сюжет я тебе не буду. В фильме нашлось место для сюрпризов, поэтому я не хочу тебе их испортить. Просто расскажу, стоит ли идти на фильм в кино или нет. Ну и немного про общие впечатления. Но обо всем по порядку.
Продолжение спустя 30 лет
Первые «Охотники за привидениями» вышли 37 лет назад — в 1984 году. Хоть в прокате они собрали неплохую кассу и окупили себя несколько раз, но сиквел вышел только спустя 5 лет — в 1989 году. С тех пор полнометражных продолжений не выходило. Было правда несколько анимационных сериалов, видеоигр и даже одна попытка в «женский ребут», но о ней лучше не вспоминать.
И вот Sony объявили, что выходит продолжение с символичным подзаголовком «Afterlife», которое в российской локализации превратилось в «Наследники». Конечно же, многие восприняли эту новость скептически: воспоминания о провале ребута еще никуда не ушли, а актерский состав оставлял много вопросов. Кэрри Кун? Пол Радд? Финн Вулфхард из «Очень странных дел»? Это будет очередной фильм с подростками, а-ля «Оно», или чего нам вообще ждать?
Но съемочная команда привлекала внимание: оригинальный каст актеров пообещал вернуться, часть продюсеров и сценаристов тоже. А в режиссерское кресло сел Джейсон Райтман — талантливый режиссер и сценарист, у которого есть несколько номинаций на «Оскар» и один победный «Золотой глобус». Но примечательно в Джейсоне не только это. Отец Джейсона — Айвен Райтман, режиссер и продюсер оригинальных «Охотников за привидениями». И тут подзаголовок «Наследники» открывается с новой стороны. Во время съемок Джейсон не раз заявлял, что является ярым поклонником оригинальных фильмов и просто не позволит сделать с франшизой что-то плохое. Начала появляться надежда.
Но это все про ожидания, давай перейдем к самому фильму.
О чем фильм и для кого?
По трейлерам не совсем было понятно о чем будет фильм. Нам, конечно, показывают какие-то кадры, как со старенького «Ecto-1» сдувают пыль, как из протонных ранцев стреляют какие-то детишки и т.д. Но где и когда все происходит — непонятно.
В общем, чтобы зафиксировать — основной синопсис: действие фильма разворачивается через 30 лет после событий «Охотников за привидениями 2». Все уже забыли как про «охотников», так и про привидений. По сюжету мать-одиночка с двумя детьми-подростками селится на старой ферме в Оклахоме, оставшейся в наследство от отца, которого она не знала. Дети пытаются больше узнать о своем дедушке и внезапно открывают для себя наследие охотников за привидениями.
И тут чувствуется игра на ностальгии, которую использовали и в «Звездных войнах: Пробуждение силы»: про главных героев уже все забыли, их славные подвиги остались в далеком прошлом и т.д. Но здесь это сделано гораздо более органично — это не выбивается из общего повествования, а наоборот хорошо погружает в контекст. Ведь прошло действительно больше 30 лет не только для героев фильма, но и для нас. Мы, конечно, все знаем и любим «Охотников за привидениями», но в деталях помним далеко не все. И тут возникает новый вопрос: «А для кого этот фильм снимали?». Для ярых фанатов? Или для нового поколения кинозрителей, которые могут и не знать сюжет оригинальных фильмов?
Ответ тебя удивит — он для всех. Нам постепенно напоминают о событиях, которые произошли в прошлых фильмах, показывая их через призму детского восприятия. Для этого в фильме есть не только подростки, но и герой Пола Радда, который и рассказывает «наследникам» про «охотников». Его персонаж — это зеркало типичного фаната. Он тащится от ловушек, протонных ранцев и прочего. Для него это такое же путешествие в прошлое, как и для нас. Повествование построено таким образом, что нас очень аккуратно погружают не просто в воспоминания о сюжете, а прямиком в само детство, когда мы эти фильмы смотрели. Но об этом позже, давай разберем, получился ли фильм в общем.
Тяжелое бремя
Снимать продолжение культового фильма спустя четверть века — всегда сложно. Тут образуется опасная комбинация: огромная любовь публики, большие ожидание и минимум лояльности. Покажи хоть что-то иначе, сразу получишь тонну негатива. Такие сиквелы зачастую проваливаются в прокате или получают лучи ненависти от части зрителей. Примеров за последние несколько лет было много: уже упомянутые «Звездные войны: Пробуждение силы», недавний «Бегущий по лезвию 2049», «Джуманджи: Зов джунглей» и т.д. Как же тогда сделать хорошее продолжение? Ответ, на самом деле, очень простой — любить оригинал и относиться к нему с почтением. Да, часть зрителей возненавидит сиквел в любом случае, этого не избежать. Но менее радикальных людей можно очень порадовать.
И лично меня Джейсон Райтман смог порадовать. И судя по реакции в кинозале — не одного меня. Чтобы погрузить зрителя в воспоминания, Джейсон не просто показывает различные предметы из оригинальных фильмов. Он бьет по всем фронтам: и через саундтрек, и через визуальные эффекты, и даже через пиротехнические эффекты. Да, часть эффектов, например образы некоторых привидений или же отдельные сцены, специально адаптировали под формат оригинальных фильмов. Грубо говоря, есть сцены, когда ты видишь привидений из оригинальных фильмов, которые разбивают какой-нибудь автомобиль, у которого разлетаются все стекла на манер старых фильмов. И все это сопровождает саундтрек из оригинальных «охотников». Во время просмотра таких сцен особенно сильно «сводит олдскулы».
Плюсы и минусы
Но ладно, давай без лишней воды я тебе предметно расскажу про плюсы и минусы. Начнем с плюсов:
- Интересный сюжет. Постепенное погружение, море отсылок и пасхалок, смотрится на одном дыхании.
- Яркие герои. Про новых персонажей хочется узнать больше.
- Оригинальный саундтрек. Who you gonna call?
- Классные актеры. Главная звезда фильма — Маккенна Грейс. Помимо этого и Кэрри Кун, и Пол Радд отлично себя показали.
- Возвращение оригинального каста. Что классно: персонажи прошли свой путь за эти годы, но все равно остались собой и это чувствуется.
- Уровень проработки и погружения. Тут выше всяких похвал: они буквально смогли воссоздать атмосферу 80-х.
- Зефирные человечки. Они очаровательны.
- Душевность: позже объясню.
Как видишь, список не маленький, но соответствовать оригинальным «Охотникам» — тоже не самая простая задача. Не знаю помнишь ли ты, но помимо того, что эти фильмы были очень весёлые, они были еще и чертовски страшные. Удивительное сочетание, которое редко можно встретить. И вот с этим есть проблема у «Наследников» — они не пугают. Да, они веселые, отлично передают дух оригинала, но не пугают. Нет этого чувства, что героям грозит смертельная опасность. Но я опять увлёкся, вернемся к списку — минусы:
- Не раскрыли второстепенных персонажей. Финна Вулфхарда (тот пацан из «Очень странных дел») везде указан, как главная звезда, но роль у него совершенно второстепенная, а персонажа не раскрыли от слова совсем.
- Не пугает. Ты сразу знаешь, что у героев все получится. Не возникает чувства, что «зло» может победить.
Минусов значительно меньше, но они все же есть. Лично моя рекомендация — смотреть в оригинале, потому что дубляж «режет» много шуток и отсылок. Но это уже дело каждого, а теперь давай подведем какой-то итог.
Вердикт
«Охотники за привидениями» — это культовый фильм, который надолго останется в сердцах многих зрителей. Сделать продолжение столь значимой картины — крайне сложная задача. Но, как мне кажется, у Джейсона Райтмана это получилось. По крайней мере это значительно лучше, чем можно было ожидать. Все потому что Джейсон рос, как и многие из нас, вместе с «Охотниками». Для него это не просто герои какого-то блокбастера — это его семья. Это то, что практически передал ему его отец. Они — его наследие.
И кажется, что фильм смог сделать невозможное — на целых 2 часа вновь вернуть тебя в детство. И тебе снова 10, завтра в школу, а ты опять смотришь, как какие-то забавные ребята с помощью пушек ловят привидений и просто радуешься этому. У тебя нет других забот, ты вместе с ними исследуешь мир и искренне за них переживаешь. А в конце, когда происходит особо трогательный и эмоциональный момент, ты не выдерживаешь и позволяешь себе всплакнуть. И не понимаешь как это произошло — это ведь не какая-то душераздирающая драма. А потом слышишь, как твой сосед шмыгает носом. Смотришь на другого, а он вытирает глаза. И в этот момент ты понимаешь, что это и есть лучший показатель того, что фильм удался — искренние слезы бородатых мужчин, которые хоть на какое-то небольшое время смогли снова почувствовать себя детьми.