Всем привет! К сожалению, очень мало фильмов, где применяются гигантские боевые роботы. Ну и, конечно же, ещё меньше высококачественных работ. Многие из вас сталкивались с «Трансформерами» или «Тихоокеанским рубежом», но мало кто слышал про робота Jox и фильмы, связанные с ним.
Стюарт Гордон приобрел известность среди режиссеров, когда начал снимать фильмы ужасов. Также он интересовался фантастикой и хотел когда-нибудь опробовать себя в этом жанре. Стюарт стал поклонником анимационных произведений «Трансформеры» и «Макрос», после того как придя в магазин Toys «R» Us, он увидел иллюстрации на коробках с моделями. Особенно ему нравились те, где были изображены бригады технического обслуживания, лазящие по гигантским роботам. После этого он задался целью перенести мехи на большой экран через фильм.
Для анимации и спецэффектов был приглашён Дэвид Аллен. Для многих он станет известен в 1989 году после фильмов «Дорогая, я уменьшил детей» и «Охотники за привидениями II». После демонстрации ролика было выдано 7 миллионов долларов, что сделало Robot Jox самым дорогим фильмом, когда-либо созданным Empire International Pictures. Стюарт решил создать альтернативную историю на основе «Илиада» Гомера. За помощью с реализацией этой идеи он обратился к своему другу Джо Холдману, автору военного фантастического романа «Бесконечная война», в котором интерпретируется война во Вьетнаме через межзвёздную борьбу против инопланетной цивилизации.
Холдеман хотел снять серьезный фильм под названием Mechanics, но эту идею отклонили. Причина была в том, что Стюарт хотел сделать научно-фантастический спектакль, полный эффектов. В одном из интервью Холдеман сказал, что попытался превратить науку в нечто разумное, создать правдоподобных персонажей с трагической историей, перенести все ужасы войны.
Сюарт пригласил Рона Кобба, чтобы он спроектировал роботов в соответствии с тем, как такие машины будут работать в реальном мире. До этого Рон Кобб отвечал за дизайн кораблей и некоторых существ в первой трилогии «Звездных войн», спроектировал «Ностромо» и его интерьеры в кинофильме «Чужой», а также колонию в продолжении «Чужие». Он был известен своими реалистичными интерьерами. Например, робот главного героя меняет свою конфигурацию на ракету, а кабина внутри переоборудуется, чтобы противостоять перегрузкам при выходе в атмосферу.
Кобба также попросили разработать детали роботов из сверхпрочного пластика (с металлической арматурой под ним), которые Аллен мог изменять во время основных трансформаций роботов. Для фильма решили использовать сочетание приемов кукольного искусства и миниатюр, с добавлением эффектов покадровой анимации.
После отснятых сцен в Риме для удобства и сокращения бюджета основные действия перенесли в пустыню Мохаве. Благодаря этому можно было без проблем использовать пиротехнику и взрывать части моделей. Также Девид сконструировал несколько макетов, которые позволили сделать практически бесшовную передачу изображения, благодаря настоящим фонам за роботом. Созданные модели были высотой от 45-и сантиметров до 1-го метра. Самая тяжелая анимация была у финальной стадии робота антоганиста, которая заняла две недели.
Для специальной тренировочной комнаты решили возвести зал в натуральную величину. По сюжету среди персонажей проводился отбор. Они должны были взобраться на вершину комнаты по металлическим стержням, которые тряслись, нагревались, били током и отпадали. В этой сцене участвовали настоящие каскадеры, которые исполняли сложные трюки.
Стюарт решил погрузить зрителя в реалистичность происходящего. Поэтому очень часто будут показывать вид из кабины, где пилот выполняет специальные движения, а мех имитирует их. Связь осуществляется через специальные костюмы, которые подключены к программной системе роботов.
Стюарт поделился своей идей с главой компании Empire International Pictures Чарльзом Бэндом. Расходы казались колоссальными, и чтобы убедиться в необходимости полноценных съемок, Чарльз попросил сделать демо-ролик со спецэффектами.
Но проблемы были ещё впереди. До съемок Холдеман несколько раз переписал первоначальный сценарий. Затем он решил направиться в Рим, где разворачивалось производство фильма, чтобы наблюдать за происходящим и на ходу добавлять правки.
Но Стюарт настаивал на добавлении клише и различных карикатур. Стоит заметить, что Холдеман участвовал в войне во Вьетнаме, из-за чего его роман «Бесконечная война» выглядел очень правдоподобно, несмотря на фантастический стиль. Но здесь все члены команды его игнорировали, что очень сильно раздражало. Суммарно было написано 11 черновых сценариев.
Сюжет представляет из себя постапокалипсис после ядерной войны. Выжившие разделены на два лагеря: Республика и Федерация. Масштабные сражения были запрещены, и все территориальные вопросы решались победой или поражением гигантского робота «Джокс» в битвах.
Рост роботов составляет 36 метров, они могут стрелять ракетами, лазерами, пушками, использовать дрели и пилы для рукопашного боя. Причем за последнее оружие Стюарт в будущем принесет извинение, так как механизм выдвигается из паха робота, наводя зрителя на соответствующие ассоциации.
Пилоты получали хорошее жалование и должны были обязательно проводить по 10 боев, чтобы выполнить условия контракта. Главный герой Ахиллес (которого играет Гэри Грэм, в будущем известный по Star Trek) должен сражаться с чемпионом Федерации по имени Александер за территорию Аляски. Параллельно этому тренируется группа генетически модифицированных людей, которые были созданы для управления мехами. Среди них подающая надежды девушка Афина, в которую по ходу действия влюбляется Ахиллес.
Так как в то время была Холодная война, то небольшой отпечаток остался. Федерация по большей части контролируется бывшим СССР, а пилот Александер жестокий и свирепый. Но при этом вне боя рассудительный и старается по большей мере проявлять уважение.
Для наполнения мира Стюарт стал читать книги Герберта Уэллса, так как это было первое его фантастические произведение, и он хотел создать живой мир. Например, на заднем плане развешаны большие плакаты с беременными женщинами, побуждающие людей заново заселить Землю. Даже использовали статистов, которые ходили по сцене с прикрепленными животами. В другой сцене Ахилл навещает своего брата, где полно детей, а жена снова беременна. Стюарт хотел показать, что мир перестраивается и пытается вернуться к прежней жизни.
В самом разгаре съемок в 1987 году у студии Empire International Pictures начались проблемы с бюджетом. Из-за этого часть сцен решили вырезать и сказали заканчивать со съемками. Но уже было поздно. В скором времени студия объявила о банкротстве. Epic Entertainment, Crédit Lyonnais и Trans World стали договариваться с Empire о распределении ресурсов между ними. Из-за этих разбирательств съемки в пустыни отменялись два раза.
Это отложило намеченную дату выхода фильма Robot Jox на 1989 год, и фильм застыл на стадии постпродакшена. Наконец, в ноябре 1990 года три студии профинансировали последние доработки, после того как увидели почти законченную картину.
Фильм демонстрировался через студию Triumph Films, которая отвечала за распространение произведений вышеуказанной троицы. За короткое время пребывания в кинотеатрах Robot Jox заработал 1,2 миллиона долларов от проката. Это было очень далекое значение от потраченных 7 миллионов. В 1991 году фильм стал распространяться на видеокассетах за 100$. В 2015 году про него снова вспомнили и сделали blu-ray переиздание.
Стюарт всё равно гордится своей работой и считает, что Гильермо дель Торо использовал основные моменты его фильма для создания «Тихоокеанского рубежа». Гильермо отказывается комментировать это утверждение, хотя и так всё было очевидно. При этом Стюарт не отрицает, что и сам заимствовал дизайны из японских работ.
Несмотря на провал этого фильма, студия Full Moon решила позаимствовать идею для своего произведения Crash and Burn, который на видеокассетах назывался Robot Jox 2. Такое название не случайно. Дело в том, что в фильме Robot Jox фраза Crash and Burn часто звучала на протяжении фильма. Считается, что в разработке этого фильма участвовали члены из оригинальной команды. Теперь режиссером стал Чарльз Бэнд, который решил позаимствовать ещё и идею терминатора.
В Crash and Burn вместо ядерной войны наступил мировой экономический кризис, Америкой руководит крупная корпорация «Unicom», запрещающая использование компьютеров, строительных роботов и синтетических андроидов, похожих на людей.
В пустынной местности группа людей, пытается создать собственный подпольный телевизионный канал, по которому транслируется правда о корпорации. Туда прибывают как главный герой, обычный курьер, так и несколько женских персонажей. Через некоторое время выяснится, что среди группы людей замаскирован андроид, который собирается уничтожить каждого присутствующего человека.
И возникает вопрос: «А где используется робот Джокс?». И это самый великий обман, который использовали для завлечения на просмотр этого произведения. Робот появляется три раза: в самом начале, в середине, когда проводится настройка его параметров, и в самом конце. Всё, больше нигде.
Сценарий просто ужасен. Характеры не прописаны, все герои шаблонны. Ни за кого не хочется переживать, антагонист ведет себя не как машина для убийств, а как обиженный ребенок. Единственное, что удалось, так это грим разбитого андроида, который походил на первого терминатора.
В 1993 году выходит фильм Robot Wars, который тоже считался продолжением Robot Jox. На этот раз режиссером стал отец Чарльза Бэнд Альберт Бэнд. Сюжет повествует о 2041 годе, когда большая часть Северной Америки превратилась в безжизненную пустыню. Для восстановления своей экономики бывшие Соединенные Штаты хотят продать противоборствующей стороне огромного робота скорпиона, который используется для туристических переправ через пустоши.
Через некоторое время всё выходит из-под контроля, и «Скорпиона» крадут. Чтобы противостоять новой угрозе, группа людей пытается найти затерянного робота, который сможет уничтожить вражескую машину.
В отличие от Robot Jox, все съемки проходили в пустыне. Были возведены небольшие кабины для пилотов и корпуса в виде небольших зданий. Также использовались миниатюрные модели, которые размещались на закрепленной поверхности на фоне пустыни.
По отношению к Robot Jox фильм Robot Wars уступал из-за плохо прописанного сценария. Некоторые моменты смотрелись глупо, особенно когда показывали пустынных рейдеров. Ну серьезно, какой разумный человек будет носить в пустыне черные кофты с капюшоном под шлемом, если, конечно, он не хочет зажариться. Миниатюрные роботы получились довольно хорошими, но изначальная модель а-ля «Джокс» слишком могущественная по сравнению с новой линейкой.
Ну и наконец, в 1996 году по сценарию Стюарта Гордона выходит фильм Robo Warriors. Стюарт решил использовать уже проверенную схему и снова раскрутил сюжет вокруг роботов гладиаторов.
Теперь уже к 2036 году Земля покорена инопланетной расой под названием Терадаксы. Чтобы доказать своё право на владение территорией, устраивались сражения между роботами двух фракций. Однако земляне потеряли всех своих роботов и смиренно покорились новым хозяевам.
Спустя некоторое время в джунглях был найден последний робот землян, который может помочь вернуть контроль над планетой. Бывший военный и сын его друга будут восстанавливать гиганта для финального боя.
Сценарий сделан прямо по заветам Стюарта. В основном фильм рассчитан на детскую аудиторию, где не применяются какие-либо моменты, нуждающиеся в цензуре. Инопланетяне похожи на клингонов-альбиносов, а миниатюрные модели роботов заменены на костюмы. От последнего действия даже есть плюсы. Покадровость больше не замечается, и движения выполняются в реальном времени.
Минусы, конечно, тоже есть. Супернаворотов тут ждать не стоит, доспехи сделаны максимально просто. Сражения происходят в середине и в конце фильма, так что большая часть хронометража состоит из разговоров.
Подведу итоги. Robot Jox опередил свое время. Из-за не особо оригинального сценария и трудных съемок фильм благополучно забыли на долгое время. С появлением высококачественной компьютерной графики основные идеи этого фильма получили новое раскрытие, что позволило поднять историю этой франшизы из глубин фантастики 90-х. Даже сейчас что Robot Jox, что часть его копий могут завлечь зрителя, а некоторые вспомнят детство, когда затирали кассеты с этими фильмами от частых просмотров.