Боксерский ринг на льду.
В тексте встречаются спойлеры, если вы еще не успели ознакомиться с историей Тони Хардинг, то лучше обзор не читать.
Какими отличительными чертами можно описать жанр байопика в кино? Внешнее сходство с реальным героем, приметы времени, узнаваемые детали, с помощью которых зритель связывает события в фильме с реальностью. А еще важна достоверность.
С последним у ленты «Тоня против всех», не всё так просто. Если взглянуть на реальный инцидент, связанный с Тоней Хардинг, то вскроется много несовпадений в рассказах героев, найдется место лжи, отрицанию фактов и недомолвкам. Каждый из персонажей рассказывает свою историю: мать Тони вещает о любви к неблагодарной и бездарной дочери. Бывший муж фигуристки болтает о своей несчастной любви к жестокой и холодной женщине, а сама Тоня говорит о том, что единственное чего она хотела – добиться успеха и завоевать любовь всей страны. И чем больше слушаешь Тоню и ее родных, тем больше осознаешь – все три истории об одном: о том, что никакой любви в жизни этих людей и не было.
Фильм-биография Тони Хардинг, американской фигуристки, преступницы и рекордсменки (она первая в США сделала тройной аксель, а это, поверьте, очень сложный элемент), рассказывает о ее детстве и о взрослой жизни. Из эпизодов складывается картина характера, сложного, озлобленного, но уникального человека. После титров кажется: никакого другого исхода для фигуристки не было, её жизнь вела к трагическому финалу карьеры. И, в этом калейдоскопе жестокости, удар телескопической дубинкой по ноге Нэнси Кэрриган, соперницы и коллеги по спорту, кажется таким невинным поступком, что судить Хардинг за это просто невозможно.
Тоню бьют гораздо больнее, причем не только посторонние люди, но и милые родственники. Мать удар за ударом «воспитывает» благодарность и артистизм в дочери. Муж частенько «проявляет свою любовь» в кулачном бою с женой. Приложить о зеркало, разбить губу или просто обозвать, им нет никакой разницы — Тоня как груша для битья. Всё это они делают, походя, даже сама Хардинг принимает это как должное, как неотъемлемую часть своей жизни. Только с несправедливым судейством и любовью страны к другим спортсменкам она не может смириться. И отвечает всему миру тем же: мужу дает сдачи, от матери сбегает, судей поливает отборным матом, а в тренера, со злости, летят коньки. Фигурное катание для нее и для зрителя к финалу прочно свяжется с физическим и моральным насилием.
В контексте таких больных отношений даже не кажется странным, что после завершения карьеры, Тоня Хардинг ушла в бокс, спорт, где в равной степени важны спортивные тренировки и физическое насилие – бесконечное избиение соперника. Правда в нем Хардинг реализовалась хуже, чем в фигурном катании: продержавшись в боксе несколько лет, и победив всего 4 раза, бывшая фигуристка покинула ринг, чтобы стать матерью и заняться малярным делом и оформлением газонов.
Фильм рассказывает о Хардинг с помощью интервью, основанных на реальных записях героев, номерах, с которыми Тоня выступала на соревнованиях, и эпизодов из личной жизни. В таких очень «личных» кадрах персонажи, иногда, ломают четвертую стену, разговаривая со зрителем напрямую. «Я в него не стреляла» — обращается Тоня в камеру. И перезаряжает дробовик, из которого только что выстрелила в мужа. Она немного расстроена, что промахнулась. Такие эпизоды рассказаны четким и простым языком, но в них, несмотря на жестокость происходящего, остается место иронии и юмору.
Работу Эллисон Дженни, сыгравшую роль матери Тони, Лавоны, отметили критики всех мастей и рангов. Актриса получила и «Золотой глобус», и «Оскар» и BAFTA за эту роль. А вот про Марго Робби они незаслуженно забыли. Несмотря на то, что Робби, в основном известна как актриса, сыгравшая в «Отряде самоубийц», она действительно талантливая исполнительница, а в «Тоне», так вообще переиграла сама себя.
В ее исполнении, Тоня стала не только отчаянной фигуристкой, спортсменкой, борющейся за признание и любовь, но и человеком с очень сложным, многогранным характером, и это, отнюдь, не заслуга диалогов, хотя они бесспорно хороши. О Тоне Марго Робби рассказывает больше жестом, мимолетным взглядом и на секунду показавшимися слезами, на лице, озаренном улыбкой. Этот надрыв чувствуется все время, Хардинг как натянутая струна, грозящая порваться в любую секунду.
При этом Робби удается сохранить образ Тони, который создали ей СМИ – неотесанной грубиянки из трущоб, эдакой дочери реднеков. Походка, ухмылка, постоянные выпады в сторону матери, нелепые костюмы на почти мужской фигуре. Ее Тоня немного сутулится и смотрит исподлобья, словно ожидая удара, готовая всегда дать отпор. А на льду она преображается, неловкость деревенской девчонки сменяется уверенными пластичными жестами и стремительными, отточенными движениями. Но это заслуга не только Марго Робби.
Для создания сцен выступлений Тони использовалась компьютерная графика: лицо Марго Робби переносили на тело фигуристок Анны Малковой и Хайди Мунгер — самые сложные элементы программы Хардинг может выполнить не каждая фигуристка. Так как выступления Хардинг воссоздали точно как в реальности, а это не то, чего может достигнуть фигурист-любитель за три-четыре месяца, понадобилась графика.
Особая сложность была в том, что режиссер Крейг Гиллеспи, хотел акцентировать внимание зрителя на выражениях лица Тони во время прыжков и тройного акселя, показывая элементы в слоу-мо, на средних и крупных планах. Для режиссера было важно сделать графику незаметной, чтобы зритель задавался вопросом: как это снято? И этот прием себя оправдывает, даже если вы не испытываете интереса к техническим элементам фигурного катания, качество графики сделает свое дело – после просмотра хочется найти номера Хардинг и почитать что же это за зверь такой – «тройной аксель».
Обязательно дождитесь титров, там будут интервью реальных героев, и это очень сильный аккорд. Фильм фотографически копирует записи: одежда, антураж комнат, детали. Даже про попугая на плече матери Тони не забыли. Всё то, что воспринималось как гротеск, внезапно, оказывается реальностью, беспощадной, горькой и немного смешной.
Источник: DTF