Обзор «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса — фильма, достойного десяти «Оскаров»

31 января в российский прокат вышел новый фильм Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» с Оливией Колман, Рейчел Вайс и Эммой Стоун в главных ролях. Это уже третий англоязычный проект греческого режиссера и наиболее мэйнстримная работа Лантимоса. Картина стала одним из главных фаворитов (фавориток?) на «Оскаре-2019», получив целых десять номинаций в девяти категориях. Во всех фильм заслуживает победу — а в одной даже две, если бы позволяли правила. И в этом материале мы расскажем, почему.

У Йоргоса Лантимоса небогатая, но впечатляющая фильмография. Как и большинство начинающих режиссеров, свои первые работы Лантимос снимал на родине, в Греции, — в привычном окружении и полностью сосредоточившись на собственных идеях, которые не пресекались ни продюсерами, ни какими-либо условностями и взглядами со стороны.

Его «Кинетту», «Клык» и «Альпы» принято считать главными представителями так называемой «новой греческой волны» — или просто характерным, классическим артхаусом современного кинематографа.

В свое время «Клык» стал настоящим прорывом. Лантимос зарекомендовал себя как уникальный автор с необычным почерком и взглядом, что впоследствии и принесло греку первую номинацию на «Оскаре» за Лучший иностранный фильм и Каннскую ветвь в категории «Особый взгляд». То же было и с лентой «Альпы», ставшей лауреатом в Венеции.

Но одними фестивалями режиссер ограничиваться, очевидно, не собирался, и уже через несколько лет стал делать первые шаги к завоеванию мировой публики. Так вышел его первый англоязычный фильм «Лобстер» с Колином Фарреллом и Рейчел Вайс, а через два года — «Убийство священного оленя» с тем же Фарреллом, но уже в дуэте с Николь Кидман.

Обзор «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса — фильма, достойного десяти «Оскаров»

Обе ленты также получили ряд наград и номинаций, но нельзя сказать, что Лантимос смог добиться всеобщего признания. Безусловно, о нем начали много и часто говорить: на просьбу «посоветуйте какой-нибудь трэш или артхаус» имя Йоргоса Лантимоса теперь всплывает вслед за Дэвидом Линчем и Ларсом фон Триером. Греческий режиссер основательно влился в самую массовую часть независимого кинематографа.

Однако его работы по прежнему выглядели «странно» — далекими от массового зрителя, слишком вызывающими и некомфортными. Конечно, от греческих проектов Лантимоса «Лобстер» и «Убийство священного оленя» отличаются разительно — метафоры стали более открытыми, да и сюжет вертелся уже не вокруг одной импульсивной идеи, а пытался выстраивать логические цепочки и мягче погружать зрителя в повествование. Но идеальную формулу совмещения артхауса и массового кино Лантимос так и не выверил — она будто бы вертелась на кончике языка.

Тогда режиссер решил пойти ва-банк: взяться за проект с чужим сценарием 20-летней давности в жанре костюмированной исторической драмы и с еще большим количеством видных актеров — попытаться обработать что-то традиционное, а не создать с нуля свое. Бинго.

Обзор фильма «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса | - Изображение 2

«Фаворитка» — не просто ключевой фильм в биографии Йоргоса Лантимоса и главный претендент на большинство наград «Оскара-2019», но одно из важнейших достижений фестивального кино в его привычном понимании. Может быть, дело в накопленном опыте проб и ошибок, а возможно Лантимосу просто нужно было доверить написание сценариев кому-то другому (за сценарий «Фаворитки» отвечают Дебора Дэвис и Тони Макнамара, все предыдущие фильмы Лантимос прописывал со своим другом Эфтимисом Филиппоу — причем на чужом, английском языке).

Так или иначе, «Фаворитка» смогла добиться идеального стыка между жанрами — ее равноправно способны полюбить как зрители, противящиеся ранним работам грека, так и заядлые киноманы, следующие за режиссером еще со времен «Клыка».

И эта двойственность прослеживается практически в каждой черте фильма — режиссер не впал в мэйнстрим, но просто сыграл по его правилам, по-прежнему держа тузы в собственных рукавах.

Обзор фильма «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса | - Изображение 3

Формально «Фаворитка» представляет собой историческую драму, развивающуюся в Англии XVIII века. На троне в этот период сидит королева Анна Стюарт (Оливия Колман), но правит она далеко не единолично — большинство решений принимает Сара Черчилль, герцогиня Мальборо (Рейчел Вайс), ее фаворитка и, предположительно, любовница. Но вот на пороге дворца появляется некогда голубых кровей, а ныне падшая леди Эбигейл (Эмма Стоун) — кузина Сары, которая из грязи (буквально) снова пытается выбиться в свет и добиться расположения королевы. Иными словами — занять место фаворитки.

А способов оказывается предостаточно, потому что Анна — нестабильная, вспыльчивая, но достаточно хрупкая женщина с трагической судьбой. Стюарт фактически исполняет роль декора в стенах дворца, страдает подагрой, ожирением, одиночеством, бездельем, а в ее комнате стоят клетки с 17 кроликами — по одному на каждого умершего ребенка. В общем, манипулировать такой особой можно легко — да и не сказать, что сама королева этого не осознавала и не подыгрывала ради собственного утешения.

Однако Лантимос не был бы Лантимосом, если бы не внес поправки в исторически-верные события. Никто точно не знает, как люди жили при дворе в XVIII веке на самом деле — поэтому поверх фактов в ленте идет целый слой авторской фантазии. «Фаворитка» — это не экранизация военной или политической хроники, но камерная драма про интриги, сплетни и интимную жизнь двух женщин, борющихся за власть. А точнее, ошейник на поводке королевы. Причем борющихся настолько жадно, что и Вайс, и Стоун справедливее было бы номинировать на «Лучшую актрису в главной роли» вслед за Колман — ни одну из трех тут нельзя назвать «второстепенной».

Обзор фильма «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса | - Изображение 4

Заглядывая не с фактического, а более светского угла, Лантимос выветривает всю историческую духоту, освобождая место для более развлекательных, сценических элементов — как визуальных, так и сценарных. Например, в «Фаворитке» фигурирует целый лесбийский любовный треугольник, когда на самом деле все ограничивалось только романтическими письмами между королевой Анной и Сарой. Или же нам показывают традиционный танец придворных, в котором откуда-то появляются необычные движения под стать хореографии из современных музыкальных поп-клипов.

Да, это тот самый прием с подброшенными конверсами в «Марии Антуанетте» Софии Копполы — ненавязчивое осовременивание истории вековой давности.

Но на одних только деталях Лантимос не останавливается, даже стиль съемки здесь активно пытается вовлечь зрителя в повествование. Большая часть фильма снята с эффектом «подглядывающей» камеры — где зритель фактически представлен в роли главного героя хичкоковского «Окна во двор». Роли вуайериста, наблюдающего за развивающимся за дворцовыми дверьми шоу. Где в одной комнате герцоги и графы устраивают гусиные бега (инсайд: делайте ставку на гуся Горацио!), в другой закидывают мандаринами голого шута, а в третьей одна из фавориток ублажает стонущую (похоже, что от экзистенциального кризиса) королеву. Мы буквально наблюдаем за каждым шагом главных героев — равно как и Анна предвидит действия своих фавориток.

Обзор фильма «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса | - Изображение 5

Йоргос Лантимос не отказался от метафор и привычного совмещения несовместимого — он просто придал происходящей на экране несуразице более доступной зрителю логики, сделал ее менее вычурной. Так что читать лонгриды с объяснениями и изучать античные мифы после выхода с сеанса тут не придется, но и впечатления не развеются в первые же минуты, а оставят после просмотра запал на продолжительную рефлексию.

«Фаворитка» — это артхаус с элементами блокбастера. Или блокбастер с элементами артхауса. Это фильм, который вывел фестивальное кино на новый уровень — при этом ужившись с мэйнстримом. «Фаворитка» не растолковала абсурдистский стиль и философию режиссера, но просто запечатлела ее так, что никакого объяснения не требуется. И окончательно дала понять, что Йоргос Лантимос уже пробил свой путь через каннские ветви к американским «Оскарам». Так дайте же ему их, наконец, собрать.

 
Источник

Читайте также