Обзор альбома «Четырехглавый орет» группы Каста — бунтари повзрослели

Обзор альбома «Четырехглавый орет» группы Каста — бунтари повзрослели

А вы знали, что зарубежные туристические сайты часто называют Ростов-на-Дону самым криминальным городом Европы? Идеальное место для начала творческого пути настоящей рэп-группы. И именно здесь образовалась группа «Каста», которую вы все прекрасно знаете. Мотивирующие и веселые песни стоявшего у истоков русского рэпа коллектива насыщались сторителлингом, накладывались на биты Влади и закачивались на миллионы плееров по всей России. И вот уже в 2017 году эти ветераны впервые за девять лет решили выпустить совместный альбом – «Четырехглавый орет». А стоило оно того?

Если рассматривать громкие возвращения в хип-хопе последних лет, то на ум приходят три случая: Wu-Tang Clan спустя 7 лет, De La Soul спустя 11 лет и A Tribe Called Quest спустя аж 18 лет.

Это все очень разные релизы: звучание, подход к написанию, обстоятельства во время записи (например, участник A Tribe Called Quest – Phife Dawg – умер во время работы над альбомом) и, наконец, результат. Из всех трех, достиг успеха только «We Got It from Here…» от A Tribe Called Quest по одной простой причине – коллективу было что сказать не только своей аудитории, но и всей Америке, которая находилась в шоковом состоянии от процесса восхождения на престол Дональда Трампа:

We don’t believe you ’cause we the people

Are still here in the rear. Yo, we don’t need you!

«Мы тебе не верим, потому что мы, люди,

До сих пор находимся в тылу. Эй, ты нам не нужен!» 

«Каста» подошла к написанию долгожданного альбома совсем с другой стороны. Оглядываясь по сторонам, исполнители теперь смотрят на мир сквозь призму отцовства и материального благосостояния. Поэтому в первой же песне – «Сказочная» – участники группы представляются, как «волшебный садовник Шым», «благодушный великан Змей», «благородный блудодей Хамиль» и «озаренный маэстро Влади».

Мы действительно представляем некую сказку, сочиненную этими родителями для того, чтобы поведать детям историю своей жизни. «Сказочная», «Стоп-игра», «Скрепы», «Они», «Земная» – все эти песни показывают, что сами герои этой истории не изменились, поменялись лишь обстоятельства и декорации вокруг них.

Отдельно хочется отметить сатирические песни «Не держу зла» и «Серега-водолаз». В первой Шым выдает строчки, обличающие среднестатистическую целевую аудиторию федеральных каналов, которые слишком легко верит во все, что говорится по телевизору:

«Не, ну конечно я за мир во всем мире

Ну а как? Я ж не помешанный, что я похож на дурака?

Я желаю людям всем только добра, это понятно.

Всем, кроме тех ублюдков, что вредят нам.

Не, ну а как, разве ты не знаешь, кто нам сделал кризис?

Ты че, не смотришь телевизор?»

Во второй же песне нам представляют некоего ловкого парня Серегу-Водолаза, предположительно чиновника, который легко идет по жизни и преодолевает любые преграды, хоть и не всегда честными способами. Нечасто встретишь описание коррупционной сделки или «отката» при помощи героев древнегреческой мифологии:

«Но клятву я сдержал, и лично получил награду

От Посейдона, он мне сказал с глазу на глаз:

«Бери сундук, Серега-Водолаз»».

Уже более серьезно описываются события нескольких последних лет в треке «Новый путь». Группа Каста обличает всю абсурдность ситуации, при которой внешнеполитическая деятельность двух стран сталкивает друг с другом братские народы:

«И где теперь они? Что стало с братьями?

Братья нам стали врагами заклятыми.

Но где причина, чтобы идти на погибель?

Те, кто это помнят, давно в могилах.

Где их могилы? На надгробьях где их имена?

Все разрушила война».

К сожалению, это «сказочное» и сатирическое повествование, которое можно было принять за основную тему альбома, часто прерывается попытками «Касты» выйти на аудиторию современной молодежи, что портит общую картину. На целостность альбома плохо повлияли треки «На том конце», «Ледяная карусель», «Зомби-пати» и «Макарэна». Их проблема в том, что, поменяв биты, участники группы не стали 18-летними парнями.

Трек «Ледяная карусель» – самый яркий пример несоответствие музыкальной составляющей и текста. Поверх мягкого инструментала, на который какой-нибудь Брайсон Тиллер зачитал бы, иногда переходя на вокал, про времяпровождение со своей любимой женщиной, Змей проговаривает:

«Мой кот, укутанный шерстяным пледом

Все никак не перестанет зевать

Под колыбельную эту, что поет зима».

А песня «Макарэна» практически один в один копирует стиль популярной сейчас группы Грибы.

И именно для привлечения новой аудитории, видимо, и были использованы два гостевых куплета, но тоже неудачно. Ни Рем Дигга в песне «Привет», ни Sunsay в песне «Новый путь» не привносят в проект ничего уникального. 

В рэп-композициях припевы часто отдают певцам, чтобы они недоступным для рэперов способом, своим поставленным голосом, могли привнести мелодичность в композицию. Но не в этом случае. Оба музыканта вяло проговаривают свои несколько строчек скорее для виду, тем самым делая свое нахождение в альбоме «Четырехглавый орет» просто бесполезным.

Музыканты «Касты» придумали интересную концепцию альбома, но разбавила его необязательными композициями, половину из которых вполне можно было закинуть в виде бонус-треков, а другую и вовсе не выпускать на свет (в первую очередь сексуально-гастрономическую фантазию «Аленаташа», которая ни в какие рамки не лезет). Понятно, что Каста не боится экспериментировать и это похвально. Как раз отсутствие разнообразия негативно повлияло на последний альбом Wu-Tang Clan. Но все должно находиться в рамках стиля группы и интересов ее участников. Хороший альбом – совсем как фильм, в котором не может быть сцен, никак не влияющих на развитие сюжета или раскрытие персонажей. Именно поэтому мы лучше лишний раз послушаем, как четыре взрослых человека шутливо жалуются на своих любимых детей, мешающих им записывать не менее любимую ими музыку, чем очередную «Макарэну».

 
Источник

Мнение, Музыка

Читайте также