«Общага»: экранизация Романа

Фильм «Общага» — это довольно свежая экранизация популярного романа Алексея Иванова («Общага-На-Крови»). В режиссёрском кресле дебютант — Роман Васьянов, до сей поры трудившийся оператором и задействованный во многих крупных проектах.

Человек, не понаслышке знакомый с кинопроизводством, к тому же с ВГИКовским образованием, решил снять собственный фильм, взяв за сценарную основу роман известного писателя. Звучит любопытно и перспективно. Давайте же поговорим о том, что получилось на выходе.

Итак, сюжет: в центре повествования первокурсник Забела (Геннадий Вырыпаев), скромный и прилежный молодой человек. В общежитии он живет в комнате с двумя старшекурсниками: Ваней (Никита Ефремов) — поэт и, соотвественно, алкоголик — и Игорем (Илья Маланин) — интеллигент и дамский угодник. По соседству проживают две девушки: Нелли (Ирина Старшенбаум) и Света (Марина Васильева). Вся эта компания живёт типичной общажной жизнью с посиделками под вино и любовными перипетиями. Но их беззаботному времяпрепровождению приходит конец, когда в общежитии случается трагедия: одна студентка кончает жизнь самоубийством…

Сюжет фильма до определённого момента ортодоксально следует первоисточнику. Разве что изменены имена некоторых персонажей. К примеру, главный герой не Отличник, — как было в книге — а Забела. Ещё время действий перенесено из начала девяностых (примерно) в конец восьмидесятых (1984). Это сделано по всей видимости для того, чтобы по излюбленной традиции наших современных киноделов охаять советский уклад жизни. Другие оправдания этому трудно найти. Или же год 1984 – это неуместная отсылка к всемирно известной антиутопии Джорджа Оруэлла. Неуместная потому, что оруэлловская вселенная не имеет практически ничего общего с историей в фильме. При желании, конечно, можно отыскать точки соприкосновения: дескать, в обоих случаях – герой, раздавленный системой. Но это не более, чем притягивания за уши. Ибо подобного рода аллегории можно найти даже между «Терминатором» и «Колобком».

Ближе к концу у фильма становится все больше отличий от книги. И далеко не все расхождения поддаются логическому объяснению. «Общага-На-Крови» — это тот редкий случай, когда текст можно перенести на экран, ничего при этом не расплескав. Роман строго структурирован и не затянут. А язык изложения изрядно кинематографичен. Сам Иванов отмечал, что ему важно добиться визуализации сцен — «чтобы читатель видел картинку». Отсюда можно сделать вывод, что режиссёр осознанно убрал или изменил некоторые моменты. Что ж, имеет право. Тем более Васьянов сумел сохранить главное — угнетённость вперемешку с беспросветно-серой панорамой.

В своём романе Алексей Иванов почтенно следует монументальному правилу русской литературы: если в повествовании есть люди, значит они все должны страдать, иначе никак. Если у персонажа каким-то образом все хорошо, то жди, что в скором времени он — как минимум — умрёт. В работе Васьянова хоть и смещены акценты, но закон о всеобщих муках никуда не делся. В фильме — как и в книге — нет счастливых людей. Есть положительные и отрицательные герои, но все они, в сущности, крайне несчастны.

В целом же, можно сказать, что режиссёрский дебют Романа Васьянова получился удачным. По технической части уж точно – всё на высшем уровне. В плане съёмки есть несколько интересных решений. Сказался громадный операторский опыт начинающего режиссера.

Впрочем, найдётся немало тех, кто будет воротить нос и повторять нетленную мантру «книга лучше». Эту часть аудитории вполне можно понять. Все-таки в первоисточнике история выглядит более целостно, а расставленные акценты — глубже и проникновенней. Однако, если рассматривать «Общагу» как отдельное произведение, то вопросов куда меньше. Конечно, картину нельзя отнести к выдающимся работам русского кинематографа. Дебютанту Васьянову ещё нужно отточить режиссёрское мастерство, задатки у него явно есть. А пока кинотека любителей отечественного кино пополнилась еще одним весьма добротным фильмом.

Картина, минуя прокат в кинотеатрах, сразу вышла на стримингвых платформах «Kion», «Кинопоиск» и «ТНТ-премьер» и доступен для просмотра в любой удобный момент.

#кино #литература #рецензия

#российскоекино

 

Источник

Читайте также

Меню