21 февраля, 8 лет назад, в одной из клиник Санкт-Петербурга, не стало великого отечественного режиссёра — Алексея Юрьевича Германа. Его оригинальность и фанатичное внимание к деталям, ценили не только на родине, но и за её пределами. В этом тексте хотелось бы вспомнить, за что его стоит ценить, и почему нужно обязательно смотреть.
Персонажи.
На первый, совершенно бытовой взгляд, может показаться, что в фильмах Германа нет ничего «контрреволюционного» для отечественного кинематографа. Сюжет и персонажи уже для всех привычные, таких героев мы видели в абсолютном количестве других фильмов советского времени. Однако, у Алексея все далеко не так просто. Его персонажи не являются сугубо положительными или отрицательными, их вообще сложно подобрать под какую либо «новоиспеченную» категорию. Это характеры и персонажи, именно того времени, в котором они в данный момент проживают. Это люди, устоявшиеся в своих взглядах, как им казалось, но попадающие в ситуации, в которых эти взгляды придется обдумать. Это будет типичный советский солдат, который всем нутром желает уничтожить всю «фашистскую гадину», но тут к нему придет солдат Красной Армии, вынужденный сдаться в плен Немцам и помогать им, иначе, его бы просто убили. С одной стороны, это «наш» солдат, который решил сбежать от врага, потому что «совесть замучила», с другой, «лучше уж умереть, чем пойти воевать на стороне врага». Такие неоднозначные вопросы ставит Герман перед своими персонажами, и в том числе, перед нами.
Атмосфера.
Но, самое главное качество всех его фильмов, это то, что нет и не было ни у одного отечественного режиссёра — абсолютно дотошное, кропотливое до «ненормальной» степени внимание к деталям. На производство его фильмов уходит по 6-8-10 лет, конечно, достаточно времени уходит на корректировку, но в основном, все время идет на чуть ли не документальное, окружение и пространство времени действия фильма. Каждый автомобиль, шкаф, настенная живопись, спичечный коробок — все, абсолютно каждая мелочь, играет на атмосферу киноленты. Во всех его фильмах, используется чёрно-белый фильтр, это играет на большую документальность фильма.
Повтор.
Как станет понятно, обычно, одного просмотра фильмов Германа — недостаточно. Пересматривая, к примеру: « Мой друг Иван Лапшин » можно заметить множество деталей и сюжетов, которые не увидеть при первом просмотре. В первый раз все внимание зрителя направленно в центр экрана, но как только начинаешь смотреть по углам, начинаешь замечать краткие, но в меру содержательные истории людей, совсем непричастных к сюжету фильма. Алексей создаёт полотна, которые можно пересматривать по 3-4 раза, и с каждым из них, начинаешь подмечать все больше и больше деталей. Это ли не гениальность? Когда для понимания всего масштаба фильма, одного просмотра недостаточно.
Тут я не останавливался на разборе индивидуальных деталей каждого фильма, потому что рекомендовал бы самим к этому приблизиться, такими особенностями режиссуры обладает далеко не каждый.За свою жизнь, Алексей Герман снял не так много фильмов, но каждый из них уникален по своему. Даже последний его фильм « Трудно быть Богом» по повести Стругацких, он не смог завершить в силу плачевных обстоятельств, в этом ему помог его сын Алексей Герман младший, который пошел по стопам отца, и стал режиссёром.
Фильмография.
Седьмой спутник/1967 https://www.youtube.com/watc? v=7CHhv8a57ao
Проверка на дорогах/1971 https://www.youtube.com/watc? v=QPIX3KOox-Q
Двадцать дней без войны/1976 https://www.youtube.com/watc? v=jIMOVl9—XQ
Мой друг Иван Лапшин/1984 https://www.youtube.com/watc? v=-L5l_GdXpLM
Хрусталев, машину! /1998 https://www.ivi.ru/watch/34338
Трудно быть Богом/2013 https://www.ivi.ru/watch/114384
Большинство фильмов доступно на Ютубе — совершенно легально.
С чего начать.
«Мой друг Иван Лапшин» и « Проверка на дорогах», это возможно, самые понятные картины. Если вам понравится режиссёрский стиль, после этого, стоит посмотреть все остальные его киноленты, они не менее великие.
Также, хотелось бы отметить недавно выпущенную книгу журнала «Сеанс» под названием «Герман»https://shop.seance.ru/german