Ну, зритель, погоди: всесоюзный успех погони волка за зайцем

Как создавался самый долгий советский мультсериал.

Ну, зритель, погоди: всесоюзный успех погони волка за зайцем

Классический сюжет, в котором волк гоняется за зайцем, хорошо знаком российскому зрителю. Сейчас сложно представить, что взамен этих героев лиса могла преследовать петуха. Также как и то, что волк мог говорить совершенно другим голосом.

Рассказываем, кто стоит за созданием «Ну, погоди!», почему Папанову пришлось спасать «Ну, погоди!» от закрытия и чем должен был закончиться легендарный мультфильм.

Рождение идеи

Первая встреча зрителя с легендарным дуэтом Волка и Зайца состоялась в 1968 году. Существует две версии происхождения знаменитого тандема. Согласно первой — мультфильм был ответом американцам. В 1959 году Никита Хрущёв посетил США, где в ходе визита попросил показать ему Диснейленд. Но советскому лидеру отказали под предлогом того, что не могут обеспечить его безопасность.

Разочарованный Хрущёв вернулся в СССР и распорядился подготовить проект собственного парка развлечения Советленда, а также «догнать и перегнать» голливудскую мультипликацию. Если с первой идеей распрощались почти сразу, то анимацию стали развивать с большим рвением. Так, якобы, чиновники, увидев американский мультфильм «Том и Джерри», распорядились сделать советский вариант.

По другой версии — «Ну, погоди!», хотя и был результатом госзаказа, только не в ответ американцам, а в нравоучительных целях. Ежегодно на студии «Союзмультфильм» составлялись планы, в одном из которых и была тема «Как научить старших детей не обижать маленьких». За идеями для картины обратились к молодым и талантливым юмористам — Александру Курляндскому, Аркадию Хайту и Феликсу Канделю (Камову).

Весёлая троица, определив жанр-погоню, стала подбирать подходящих для сюжета персонажей. Сразу было решено делать мультфильм о животных: выбор стоял между парами лиса-петух, лиса-заяц и волк-заяц. Последний тандем показался авторам наиболее традиционным — на нём и остановились. Название юмористы придумывали тоже все вместе.

У нас было железное правило: что родилось во время работы за общим столом — придумано всеми. Долго искали ключевую фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала зрителю надежду на продолжение в журнале «Весёлая карусель». На большее мы и не рассчитывали. Были варианты — «Ну, подожди!», «Ну, погодите!»… Точку поставил Феликс Камов, воскликнув: «Ну, погоди!»

Александр Курляндский

сценарист «Ну, погоди!»

Мультфильм было поручено снимать режиссёру Геннадию Сокольскому. Всего было написано три коротких зарисовки, объединённые общим сюжетом: большой Волк пытается съесть маленького Зайчика. Причем в первом эпизоде Заяц настолько маленький, что мама ещё везёт его в коляске.

Премьера состоялась в детском мультипликационном альманахе «Весёлая карусель». Сложно сказать, что именно приглянулось студии в той работе, но начальство решило развить сюжет и снять полноценный мультфильм на 10 минут.

По одной из версии, Соколовскому, как молодому режиссёру, не доверили продолжать работу над большим форматом. По другой — чиновники были готовы и дальше сотрудничество с ним, но попросили перерисовать главных персонажей, сделав их более добрыми. Соколовский отказался, так как у него и так было много работы в «Весёлой карусели» и проект ему показался слишком трудозатратным.

А вот Курляндский, Кандель и Хайт, напротив, были очень воодушевлены идеей мультфильма и сразу написали сценарий на три серии. Вот только кому они не предлагали взяться за режиссуру, все им отказывали.

Ну что это такое «Ну, погоди!»? Во-первых, непривычное название. Сейчас его уже пишут на стенах, сувенирах, везде есть. А тогда это было непривычно. Потом сюжет: волк гоняется за зайцем. Чему это всё учит наших замечательных детей?

Александр Курляндский

сценарист «Ну, погоди!»

После отказа очередного режиссёра Кандель вспомнил про начинающего постановщика Вячеслава Котёночкина, который не так давно снял смешной сюжет для журнала «Фитиль». Авторы мало на что рассчитывали, когда поймали его около лифта, но всё же решились показать ему свой сценарий.

Ставший уже легендарным ответ: «А в этом что-то есть» и дал старт мультфильму «Ну, погоди!» в том виде, в котором его полюбили не только в СССР, но и в 110 других странах, где его закупили для показа.

Создание персонажей

Справедливости ради важно отметить, что авторство в создании мультипликационных героев принадлежит сразу нескольким творцам — режиссёру-постановщику, художнику-мультипликатору и аниматорам.

Поэтому над образами Волка и Зайца также работали многие создатели.

Первый этап, замысел, — это дело рук режиссёра и художника-постановщика. Но так как у нас большинство режиссёров выросло из мультипликаторов, им проще рисовать, чем говорить. Делается черновик, художник-постановщик доводит его до совершенства, а затем мультипликаторы (или, как сейчас говорят, аниматоры) двигают. Они играют огромную роль, особенно в фильмах игровых, динамичных. Именно от них зависят походки, повадки, мимика героев. У нас в стране были лучшие аниматоры, мастера мирового класса! Так что это коллективный труд.

Светозар Русаков

художник-постановщик «Ну, погоди!»

Вячеслав Котёночкин начинал свою карьеру мультипликатора в зоопарке, куда ему посоветовали ходить более опытные товарищи-художники. Тренировался Котёночкин на зайцах — по иронии судьбы, в своей первой мультипликационной работе «Серая шейка» ему достались многочисленные сцены именно с ушастыми.

Задолго до мультфильма «Ну, погоди!», если меня просили что-нибудь нарисовать, я, как правило, рисовал зайца. Он у меня вместо подписи был.

Вячеслав Котёночкин

режиссёр «Ну, погоди!»

Пухленький, с голубыми глазками и розовыми щёчками — абсолютно положительный образ этакого Зайчика-отличника для «Ну, погоди!» сложился сразу. А вот над Волком надо было потрудиться.

Первый удачный эскиз появился благодаря подворотней шпане, с которой Котёночкин регулярно сталкивался, возвращаясь домой. Распахнутая рубашка, живот наружу, папироса в зубах, потрёпанная гитара — детали постепенно начинали складываться в образ.

Свой вклад в портрет Волка внёс и Светозар Русаков, который в интервью однажды признался, что у мультипликационного персонажа был реальный прототип, с которым художник встретился в 1941 году.

Я увидел такого типа в Новосибирске, где мы с мамой оказались в эвакуации. Мороз тогда стоял зверский, но я решил сходить на новый фильм. Пришел в кинотеатр, а там очередь. И вдруг лезет такая фигура — «свой», новосибирский! А мы – эвакуированные, вроде как уже второй сорт. Я взял его за шкуру, притянул к себе и говорю: «Слушай, джентльмен, куда лезешь?» Если бы вы видели его реакцию! «Это я джентльмен?! Как ты меня назвал?!» И он остался у меня в памяти на всю жизнь.

Светозар Русаков

художник-постановщик «Ну, погоди!»

А вот повадки и мимику волк унаследовал от Котёночкина. Многие знакомые и коллеги при просмотре «Ну, погоди!» невольно вспоминали высокого режиссёра с его походкой.

Некоторые черты Волка можно встретить и в другом персонаже, созданным Котёночкиным — Змей Горыныче из мультфильма «Межа», который, к слову, говорил голосом Анатолия Папанова.

Для озвучки Волка в «Ну, погоди!» актёр не был первым выбором режиссёра. Персонаж, по замыслу Котёночкина, должен был говорить голосом с хрипотцой Владимира Высоцкого.

Я приехал перед спектаклем. Встретились. Он стал отнекиваться: «Что ты, у меня сейчас репетиции, а тут куда-то ехать. Не могу». Я говорю: «Ты всё-таки почитай сценарий, у тебя там только два слова. На обороте есть мой телефон». Утром (в 8 часов!) звонит: «Слушай, я прочитал. Блеск! Только у меня одно условие: я напишу песню Волка».

Вячеслав Котёночкин

режиссёр «Ну, погоди!»

Режиссёр и сам хотел просить Высокого сочинить что-то для «Ну, погоди!», но планировал это делать, когда артист согласится на озвучку. А тут так удачно совпало.

Но сотрудничества так и не случилось — на пленуме ЦК комсомола было озвучено, что Высоцкий тлетворно влияет на молодёжь. Поэтому на предложение его кандидатуры директор «Союзмультфильма» Михаил Вальков отказал, растолковав отношение к барду чиновников и строго добавив: «А вы предлагаете Высоцкого в фильм для детей!»

Сам Высоцкий об отказе ничего не знал, поэтому через пару месяцев, случайно встретив Котёночкина поинтересовался, когда начнётся работа. А озвучка уже давно шла, только уже с Папановым. На что Котёночкин грустно сознался: «Я же не знал, что ты одиозная фигура и тлетворно влияешь на молодежь».

Впервые с Анатолием Папановым Котёночкин встретился как раз когда пригласил актёра озвучить злого Змея Горыныча для картины «Межа». Однако после беседы режиссёр был готов отказать Папанову, настолько его личный образ не соответствовал персонажу.

Котёночкин представить себе не мог как этот добрый, душевный, даже стеснительный актёр озвучат отрицательного героя. Но — рискнул и доверил ему роль. В дальнейшем режиссёр ещё не раз приглашал Папанова на озвучку своих сюжетов в «Фитиле», поэтому решился и показал актёру сценарий «Ну, погоди!».

Не забыть огорченное лицо Папанова, когда в роли Волка он обнаружил всего два слова: «Ну, погоди!». Долго вздыхал: «Где же тут артисту развернуться?». Но обижать меня отказом не стал.

Вячеслав Котёночкин

режиссёр «Ну, погоди!»

Позже в текст Папанова добавили ещё одну реплику — «Ну, заяц, погоди!». А потом уже в очередной серии сам актёр сымпровизировал и выдал: «Ну, чумадан, пого­ди!». Котёночкину находка Папанова сразу понравилась.

В том, как он произносит это слово — вся биография нашего горемыки. Его образование, его неустроенная жизнь. Все причины, почему он из серии в серию гоняется за благополучным зайцем.

Вячеслав Котёночкин

режиссёр «Ну, погоди!»

С голосом Зайца, как и с его образом проблем у авторов опять не возникло — Котёночкин, не задумываясь, пригласил на роль Клару Румянову.

Актриса к тому времени имела солидный багаж мультипликационных героев, в числе которых легендарные Малыш и Чебурашка. Румяновой показали сценарий, и она сразу почувствовала характер своего персонажа.

Я поняла, что парень должен быть очень ловким. Даже, если он боится Волка, он не должен показывать ему этого. И он должен быть победителем и хитрым очень, чтобы уходить от погони. Вы видите по всему фильму — он всё время выкручивается.

Клара Румянова

актриса, озвучившая Зайца

Несмотря на то, что диалогов мультфильм не предполагал, на озвучку актёры приходили вместе. Когда Папанов бывал на студии, он часами мог развлекать коллектив байками и анекдотами. Однажды Котёночкин обратил внимание аниматоров на мимику актёра и попросил добавить черты Папанова в Волка. Поэтому, отчасти правы те, кто считают персонажа мультфильма похожим на актёра.

С новой стороны открылся Папанов в новогодней серии, когда ему предстояло петь песню. Вдруг Котёночкин понял, что актёр отлично поёт и потом неоднократно сожалел, что почти не использовал его этот талант в мультфильме.

После выхода первой же серии на актёра свалилась бешеная популярность — вскоре к нему прикрепилось звание «народного волка СССР». Его слава стала феноменом в мультипликации — актёра, произносящего, по сути, только одну фразу, узнавали на улице. Поначалу новая жизнь забавляла Папанова и он в шутку жаловался Котёночкину.

Что же ты мне такую нездоровую популярность создал? Стоит утром выйти из подъезда, как ребятишки нашего двора начинают хором кричать: «Ну, Волк, погоди!». Прохожие оборачиваются. Иду, пряча лицо в воротник. Процедура, заметь, повторяется ежедневно. И не только в нашем дворе!..»

Анатолий Папанов

актёр, озвучивший Волка

Но со временем такая популярность перестала веселить Папанова. Народный артист с огромным послужным списком стал обижаться, когда его представляли как Волка из «Ну, погоди!». Однажды Театр «Сатиры», в котором служил Папанов, отправился на гастроли в Болгарию. Первым городом стал Враца.

Прибывшую труппу встречали местные зрители, которые, никого из актёров не знали. И тогда директор театра, чтоб разрядить обстановку, сказал, что среди них есть тот, кто озвучил Волка в «Ну, погоди!» и попросил Папанова произнести что-то из мультфильма. Разозлённый актёр выкрикнул свою знаменитую фразу и сорвал овацию — болгарские зрители очень любили «Ну, погоди!» и мгновенно признали актёра.

После этого Папанов уже назло всем везде орал эту фразу. На что его коллега по театру Александр Ширвиндт пошутил: «Надеюсь, на куранты они это успели записать».

Однажда Папанов выступал перед генералитетом. Серьёзный актёр читал Фёдора Достоевского, Николая Гоголя, как вдруг в зале поднялся пожилой генерал и попросил его произнести знаменитую фразу из «Ну, погоди!». Такая слава привела к тому, что Папанов стал задаваться вопросом: неужели Волк — это лучшее, что он сделал в своей карьере?

Несмотря на все сомнения, Папанов оставался верен своему герою до самой смерти в 1987 году. В свою очередь Котёночкин, когда актёр умер, не захотел приглашать никого другого на его замену. Чудом монтажёр сохранил бракованные дубли Папанова и режиссёр принял решение сделать ещё две серии, использовав голос актёра из тех самых записей.

Популярность «Ну, погоди!»

Авторы «Ну, погоди!» никогда не планировали делать мультипликационный сериал. Но первый же полноценный выпуск произвёл фурор среди зрителей. Многие сотрудники студии признавались, что такой реакции не вызывал никакой другой мультфильм. Письма стали приходить мешками, причём не только от детей, но и от взрослых.

Зрители советовали, что добавить, просили снять следующую серию на какую-то тему, а также сами предлагали сюжеты и расписывали истории. Но самые искренние письма приходили от детей, которые просто не хотели расставаться с полюбившимися героями. Котёночкин любил цитировать их просьбы.

«Прошу делать мультфильм «Ну, погоди!» бесконечно и с продолжением. Вова».

Как-то Котёночкин обранил фразу, что собирается снимать четыре выпуска, а в итоге снял восемнадцать. Хотя почти после каждого нового эпизода хотел завершать историю. Возможно, впервые мультфильму удалось добиться того, что зритель видел себя в нарисованных персонажах.

Авторы трактовали образы по-своему: Заяц — пионер-отличник, Волк — хулиган, а их противостояние было построено на противоречии маленького и большого, доброго и злого. Публика же интерпретировала погоню на свой лад. Так, Светозар Русаков случайно услышал в очереди разговор двух мужчин:

«Волк — это мы, работяги, а Заяц — это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается».

Вопреки задумке сценаристов, отрицательный Волк стал вызывать сочувствие и даже симпатию у зрителей.

Заметным отличием «Ну, погоди!» стал юмор, которого так не хватало анимации. Многие советские мультфильмы были добрыми, поучительными, мудрыми. Но так, чтобы зритель катался от смеха — такого ещё не было.

Я лично наблюдал как в кинотеатре «Баррикады» на вечернем сеансе в 9 часов взрослая тётя лет 40 от хохота свалилась с кресла на пол. Она корчилась от смеха. Народ стонал, реплик было не слышно. Кто там сказал «Ну, погоди!» было непонятно, такой вой стоял.

Алексей Котёночкин

Режиссёр-мультипликатор, сын Вячеслава Котёночкина

Зрители с особым удовольствием смаковали подробности сюжетов и необычные детали образов персонажей, которыми были наполнены эпизоды. Например, расклешенные чёрные брюки, в которых Волк модничал в нескольких сериях.

Или его нижнее бельё — трусы в ромашках, у которых, как оказалось, был свой реальный прототип. К тому же, они были воспоминанием из детства художника-постановщика Светозара Русакова. Когда-то ему подарил такие сосед по коммунальной квартире — дипкурьер, ездивший всё время за границу.

Невероятно удачной находкой авторы считали свинью на пляже, которая загорала сразу в трёх лифчиках. Этот персонаж встретился зрителям еще в нескольких эпизодах «Ну, погоди!».

Некоторые неосновные герои часто переходили с волком и зайцем из выпуска в выпуск. Самый заметный из них — бегемот.

На создание новых персонажей у нас было не так много времени. А чтобы слегка менять Бегемота особых усилий прикладывать не приходилось.

Светозар Русаков

художник-постановщик «Ну, погоди!»

Ещё одной отличительной чертой мультфильма стала тематика серий. Чтобы быть ближе к своей аудитории, авторы обыгрывали типичные советские ситуации, неоднократно встречающиеся в жизни каждого — парк отдыха, музей, пляж, деревня.

Когда было решено делать серию про спорт, режиссёр решил снимать не про модные тогда футбол или хоккей, а про беговую дорожку, штангу и бокс, что было близко массовой аудитории.

Публика очень просила создателей снять эпизод про армию, причём подобные заявки приходили не только от солдат. Самые активные зрители, по словам Котёночкина, «предлагали сделать Волка наголо постриженным новобранцем, а Зайца — сержантом». Но режиссёр не пошёл на поводу у аудитории.

Армия и космос для меня было святое: это нельзя трогать. Хотя однажды я случайно встретился с одним генералом из Политуправления, и он просто умолял меня сделать такую серию. Я с сомнением поинтересовался: «Что ж тогда, Бегемота придется делать офицером?..» — думал, что тут он начнет активно возражать. Но обладатель высокого звания лишь расцвел в улыбке и клятвенно пообещал помощь в создании фильма. Правда, больше я его никогда не видел…

Кроме того, существовала вполне реальная опасность быть обвинённым в клевете на наши вооруженные силы. По неписаному советскому закону острить насчет «могучей и непобедимой» армии нельзя было даже в детских мультфильмах.

Вячеслав Котёночкин

режиссёр «Ну, погоди!»

Знакомство режиссёра с Юрием Никулиным привело Котёночкина к идее сделать эпизод про цирк. На самом деле он хотел снимать целый фильм и предложил прославленному клоуну и артисту написать сценарий. Но Никулин сказал, что писать не умеет, зато хорошо рассказывает и поделился с Котёночкиным несколькими байками. Фильм режиссёр так и не снял, а вот серия «Ну, погоди!» про цирк вышла.

Новым витком популярности мультфильма стал момент, когда «Электроника» в 1984 году выпустила портативную игру по мотивам «Ну, погоди!». На экране волк с помощью корзины ловил яйца, которые сбрасывали четыре курицы, сидящие по разные стороны. За каждое пойманное яйцо игроку начислялся балл, а за каждое уроненное — штрафное очко.

Скорость падения яиц всё время увеличивалась, замедляясь только когда набиралась очередная сотня баллов. Игра шла до трёх штрафных очков. Пользователи с большим рвением пытались собирать яйца, ожидая в конце мультфильм — байка, которая жива до сих пор. Однако те, кто добирался до 1000 баллов, говорили, что все очки просто обнулялись.

Ещё электронную игру можно было использовать как часы или будильник. Мечта советских школьников стоила 25 рублей.

Музыкальное сопровождение

По заявкам зрителей был сделан самый праздничный новогодний выпуск. К тому моменту текст персонажей уже был немного расширен, а тут Котёночкин впервые заказал специально для эпизода написать песню.

Он видел абсолютно каждый кадр и рассказал нам от начала до конца. Более того, что меня даже напугало, он сказал, что песня должна звучать 1 минуту 38 секунд. Я говорю: «Откуда ты знаешь, это же как мы напишем». А он говорит: «Нет, не как вы напишите, а вы должны уложиться, не больше, не меньше».

Юрий Энтин

поэт

Режиссёр, по воспоминаниям коллег, всегда отличался строгостью в работе. Не раз сценаристы мультфильма признавались, что между ними и Котёночкиным возникали конфликты и обиды.

Мы приносили сценарий. Спрашивали его: «Ну как?». Он отвечал: «Ну что вы мне тут принесли». Это была его первая реакция. Мы обижались, а потом поняли, что это его творческая манера.

Александр Курляндский

сценарист «Ну, погоди!»

Композитор Геннадий Гладков и поэт Юрий Энтин, узнав о заказе от Котёночкина, к написанию песни подошли с большим рвением. Энтину потребовалось полчаса, чтобы сочинить слова, чуть больше времени ушло на создание музыки. Когда они показали результат Котёночкину, вся строгость мигом пропала с его лица — режиссёр был абсолютно доволен новым шлягером.

На самом деле Котёночкин был заядлым меломаном и танцором, поэтому он действительно знал толк в музыке. Любовь к джазу чуть даже не обернулась для него увольнением. За весёлое времяпрепровождение в ресторане «Спорт» и любовь к играемой там американской музыке Котёночкина едва не погнали со студии.

Как и просило руководство, Котёночкин написал заявление об уходе, но в конце добавил: «прошу меня уволить, но если можно, оставить». Ему пошли на встречу, дав второй шанс.

Сценаристы знали об увлечении Котёночкина танцами, поэтому смело включали подобные эпизоды в мультфильм. А вот с музыкой режиссёр с самого начала решил, что ничего специально сочинять не будет — исключением стала новогодняя песня. Он использовал самые известные советские шлягеры того времени и малознакомые массовому зрителю композиции западной эстрады. По звуковому сопровождению мультсериала можно даже сделать музыкальную характеристику эпохи.

Котёночкин очень точно подбирал песню к моменту. Например, когда Волк поднимается по верёвке на балкон к Зайцу, он насвистывает музыку из «Песни о друге» Владимира Высоцкого, что было эдаким извинением перед бардом за несложившееся сотрудничество. Или Волк заявляется в гости к Зайцу с букетом цветов под песню «Миллион алых роз» Аллы Пугачевой.

Для сцены с колесом обозрения в парке отдыха режиссёр без разрешения автора взял хит Муслима Магомаева «Чёртово колесо» и потом очень боялся его реакции.

Однажды они встретились где-то в ресторане. Магомаев попросил подойти к столику и Слава подумал, что сейчас что-то будет. А тот поставил бутылку коньяка и сказал: «Спасибо». Потому что он понимал, что его песня точно уже много лет будет звучать.

Александр Курляндский

сценарист «Ну, погоди!»

Кто кого делал более популярным — на самом деле большой вопрос. Так, благодаря Котёночкину советский зритель познакомился с джазовой композицией, которая прозвучала в эпизоде с котом-фокусником.

На свой музыкальный вкус Котёночкин взял для эпизода с фехтованием песню певицы Шер.

Такими неожиданными музыкальными находками наполнены все серии мультфильма. Даже знаменитая заставка — не оригинальное произведение. Это музыка венгерского композитора Тамаша Деака под названием «Водные лыжи».

В советское время мало кто понимал что-то в авторских правах, поэтому некоторые исполнители даже и не знали, что их мелодии звучат в мультфильме. Тем не менее конфликтов у аниматоров по этому поводу не возникало.

Сложности мультфильма

А вот смысл мультфильма не раз вызывал критику — мол, ничему «Ну, погоди!» не учит. Кроме того, начальство раздражала вредная привычка Волка постоянно курить.

Очередной мишенью цензоров стал эпизод про музей, где Волк, закатанный в ковёр, падает в саркофаг. На полном серьёзе чиновники испугались конфликта с Египтом и рекомендовали эту сцену вырезать. Но позже всё-таки разрешили оставить.

Если начальство критиковало авторов за поверхностность и развлекательность, то коллеги возмущались популярностью мультфильма, считая её незаслуженной. Аниматоры снимали серьёзные, нравоучительные картины, а вся слава доставалась бестолковой беготне Волка за Зайцем.

В начале 1970-х годов мультфильм оказался всё-таки под угрозой закрытия. Только не из-за происков врагов, а потому что Феликс Кандель решил эмигрировать в Израиль.

Тогда этот поступок рассматривался, как предательство. В качестве наказания сначала его фамилию изменили в титрах на Камова, потом вырезали, а затем и вовсе решили закрыть производство «Ну, погоди!». Спас мультфильм Анатолий Папанов, которого в то время позвали в Кремль на вручение награды.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный поинтересовался, когда ждать продолжения «Ну, погоди!». Папанов ответил, что продолжения не будет. «У них на студии конфликт. Кто-то там за границу уехал». — «Ну, кто-то же остался! — воскликнул Подгорный. — Между прочим, мне этот мультфильм нравится. И моим детям. И товарищам тоже».

Александр Курляндский

сценарист «Ну, погоди!»

Папанов рассказал эту историю на студии «Союзмультфильм», и «Ну, погоди!» сразу же вернули. Только теперь сценарии продолжили писать двое — Курляндский и Хайт.

В конце 1970-х годов грянул ещё один конфликт — пока Котёночкин преподавал на Софийской киностудии в Болгарии, «Ну, погоди!» решили снимать на студии «Экран».

В качестве автора сценария пригласили того же Курляндского, озвучить персонажей предложили Румяновой и Папанову, только последний категорически отказался, когда узнал, что Котёночкин не имеет к этому никакого отношения.

Тем не менее студия «Экран» сняла три эпизода, которые Котёночкин позже называл в интервью «убогим дурновкусием».

Оригинальным авторам пришлось побороться за своё детище и «Ну, погоди!» продолжили снимать на «Союзмультфильме». Интересно, что создатели отстаивали только честь, а не деньги. Отчисления советским авторам не полагались: 90% от проката забирало государство, 10% — Госкино.

Когда однажды Котёночкин и Русаков попробовали обратиться с этим вопросом в Агентство по авторским правам, там им ответили:

«Вы во Дворце съездов видели голову Ленина? Между прочим, автор ни копейки не получил, а вам за какого-то Волка деньги подавай!»

Тем не менее, советская публика считала мультипликаторов миллионерами, не подозревая, что тот же Котёночкин проживает с семьёй в 24-х метровой квартире и копит на автомобиль «Запорожец».

Когда режиссёру потребовались деньги на операцию в конце 1990-х годов, семье пришлось собирать по друзьям и коллегам-художникам. Однако спасти режиссёра так и не смогли — в 2000 году он умер. Ещё через четыре года в полном одиночестве и забвении скончалась озвучившая Зайца актриса Клара Румянова — на её похороны пришло всего пару человек.

После смерти Котёночкина дело «Ну, погоди!» попытался продолжить его сын — Алексей. Он даже успел снять два выпуска, но потом сам честно признал, что больше делать мультфильм не надо.

На данный момент, никто так и не воплотил финальный замысел автора «Ну, погоди!». Несмотря на неугасающую популярность самого долгого советского мультсериала, Котёночкин ещё в конце 1980-х годов задумывался о ярком конце истории. Летом 1987 года он поделился своими планами с другом — Анатолием Папановым.

Я ему рас­сказал, что есть замысел объединить в большой сборник несколько сюжетов, но через некую забавную историю. Волк и Заяц дожили до преклонного воз­раста, помирились, и вот Заяц приходит в гости к Волку со своими зайчатами. У Волка есть видеомагнитофон — все и собрались посмотреть приключения отцов семейств в их молодые годы. А зайчата не простые: один — панк, другой — металлист, третий — рокер. У Волка же всего один сын, и тот интелли­гентно играет на скрипочке. Зайчата задевают Волчонка, и между ними возни­кает конфликт…

Папанов слушал с интересом. Потом спросил: «Ну хоть там-то я немного поговорю?» Я ответил: «Да, там будет текст…»

Вячеслав Котёночкин

режиссёр «Ну, погоди!»

Через некоторое время Папанова не стало, снимать мультфильм дальше без него Котёночкин не захотел. Последние два выпуска режиссёр смог лишь обыграть оставшиеся после актёра записи. И хотя потом писали, что он пытался сделать выпуск к 850-летию Москвы, в 1994 году Котёночкин со своим персонажами навсегда попрощался.

Несмотря на большой выбор мультфильмов, современным детям по-прежнему нравятся советские выпуски «Ну, погоди!». Мультсериал до сих пор возглавляет список самых любимых анимационных фильмов — согласно опросу ВЦИОМ в 2019 году «Ну, погоди!» хоть раз, но смотрели 98% россиян.

Даже спустя более, чем пятьдесят лет сюжет про то, как волк гоняется за зайцем, выглядит актуально и смешно. Пускай судьба создателей этого мультсериала сложилась печальная, «Ну погоди!» стал одним из главных достижений советской мультипликации.

#нупогоди #лонг #мультсериалы

 

Источник

Читайте также