Итак, дамы и господа, золотой вагон, следующий по маршруту «Вавилон-Берлин» с остановками в Содоме и Гоморре, снова отправляется в путь. Третий сезон культового сериала похож на предыдущие — и при этом вышел совершенно особенным.
Лучший бизнес — это шоу-бизнес
В съёмочном павильоне киностудии «Нойбабельсберг» идет съёмка фильма «Демоны страсти». Сразу видно, что бюджет у фильма немаленький и кто-то хорошо вложился в производство. Но вдруг актриса, играющая главную роль, погибает. Несчастный случай — или удачная возможность занять её место? Вопрос не так прост — на кону миллион рейхсмарок. Ведь если начнётся полицейское расследование, съёмки прервутся и заёмные деньги придётся возвращать банку.
Кстати, о банках. Закредитованность населения, судя по сериалу, в 1920-е годы была ничуть не меньше, чем сегодня.
И да, что касается денег. Миллион — всего лишь половина бюджета фильма.
Вторую половину нужных денег продюсер одолжил у мафии, которая, в свою очередь, взяла их у банка.
При таком раскладе Гереон Рат и Шарлотта Риттер начинают новое расследование, не забывая при этом о нашумевшем убийстве начальника политической полиции из предыдущих сезонов.
Бедность нельзя купить за деньги — нужно обратиться за помощью к фондовой бирже
Одним трупом дело, разумеется, не ограничивается. В калейдоскопе преступлений и подозреваемых находит своё подтверждение теория начальника криминальной полиции — людьми движут смертные грехи. Они-то и являются мотивами преступлений.
Но криминальный сюжет — лишь одна из многих сюжетных линий. Не менее интересна история биржевого краха, случившегося 25 октября 1929 года в так называемую «чёрную пятницу».
Открывает третий сезон сцена, в которой никому не нужные ценные бумаги кружат в воздухе, словно снежные хлопья, отчаявшиеся люди сводят счёты с жизнью, а главный герой походкой калеки идёт навстречу обезумевшей толпе. Чтобы понять, что именно значит эта сюрреалистичная картина и как сотрудник убойного отдела оказался на фондовой бирже, надо досмотреть до последней серии.
Образ биржи как метафоры коллективного бессознательного удачно дополняется персонажем с маниакальными наклонностями, который оказывается (нет, не убийцей — это штамп) способен предугадать приближающийся крах и вовремя сыграть на понижение. Злободневная тема с финансовыми пузырями, раздувшимися до критических размеров, могла бы получить больше сюжетного времени и пространства, но не будем придираться.
Рука об руку с теневой экономикой идёт грязная политика. Рассказ о том, как Веймарская демократия скатывается в национал-социалистическую диктатуру, иллюстрируют сцены из жизни молодого человека по имени Хорст (нет, не Вессель, но вы угадали).
К кино нужно относиться не как к куску жизни, а как к куску торта
Пока немецкая республика страдает от экономических и политических кризисов, немецкое кино переходит от немого фильма к звуковому. Революция не менее важная, чем Ноябрьская.
Помимо всего прочего, новый сезон «Вавилон-Берлина» — это ещё и завуалированный экскурс в историю немецкого кино. Показывая эпоху модерн, режиссёры не устояли перед влиянием постмодерна, в котором они живут. Кино в кино, убийство перед камерой, постоянная игра на публику и инсценировки.
Маски — в прямом и переносном смысле слова. И постоянное цитирование.
В 1929 году стали появляться первые немецкие фильмы со звуковыми вставками. А первым полнометражным художественным немецким фильмом с непрерывным саундтреком была картина «Мелодия сердца», премьера которой состоялась 16 декабря 1929 года. Кинокомпания, ставшая новатором и лидером в сфере звукового кино в Германии, называлась «Уфа» и находилась в том самом Бабельсберге, в котором снимались как третий сезон «Вавилон-Берлина», так и фильм «Демоны страсти», вокруг которого он закручен.
И «Демоны страсти», и сцены самого «Вавилон-Берлина», посвящённые киноиндустрии и событиям на киностудии, стилистически перекликаются с «Кабинетом доктора Калигари» — иконой киноэкспрессионизма. Также очевидны отсылки к фильму 1927 года «Метрополис» с его темой человека-машины и к предтече нуара «M — Город ищет убийцу». Кстати, фамилия детектива в «M» — Ломанн. Такая же фамилия у актрисы Веры, одной из жертв в «Вавилон-Берлине». А поверенный Вегенер (персонаж «Вавилон-Берлина»), возможно, получил фамилию в честь режиссёра Пауля Вегенера, основоположника киноэкспрессионизма. В образе Эстер угадываются параллели с Теа фон Харбоу, первой немецкой актрисой, ставшей знаменитой как сценарист. Уверена, что знатоки найдут гораздо больше отсылок и обыгранных цитат.
В целом же, как и сегодня, кино 20-х годов — совсем не то, чем оно кажется. Коварства и интриг не меньше, чем в политике, криминала — как в наркобизнесе, а риски сопоставимы с торгами на бирже.
Не забыта в третьем сезоне и ещё одна медийная отрасль — газеты. Репортёры, политические обозреватели и кинокритики показаны с любовью и иронией. А вот рейхсвер, блиставший заговорами первые два сезона, несколько отошёл на второй план.
Конечно, у третьего сезона «Вавилон-Берлина» есть и недочёты. Плотность событийного ряда просела, напряжённость политической линии ослабла, сценаристы где-то расслабились, но так или иначе сериал продлили на четвёртый сезон — чему лично я очень рада.
Как говорится, перед богом все люди — берлинцы.