Если без спойлеров: Ленни (Джуд Лоу), он же папа Пий XIII, в сериале участвует, но отстранен от сюжета. Во время дебютной публичной проповеди, которую мы видели в финале первого сезона, с понтификом кое-что произошло. В итоге Ватикан решает избрать нового главу Католической церкви.
Выбор падает на эксцентричного и чванливого собачника — сэра Джона Брэннокса (Джон Малкович). Дело в том, что он когда-то написал главный христианский бестселлер, практически вторую Библию, «Срединный путь», поэтому, несмотря на все странности, обладает невероятным влиянием у прихожан.
Журналистам показали двухминутный рекап первого эпизода. Что происходит там, ясно лишь контурно. Но во втором кардиналы долго уговаривают Брэннокса возглавить церковь. В итоге тот соглашается и становится Иоанном Павлом III.
Дальше новый Папа начинает чинить свои порядки. Это будет показано с третьей по шестую серию, краткую нарезку которых также пустили перед седьмой. За пять минут становится ясно, что имя в процессе новой реформации будет вновь играть первостепенную роль.
Оригинальный Пий XII всячески попрекал христианскими ценностями. Его выдуманный приемник занимался примерно тем же: курил в святых местах, матерился, пил вишневую кока-колу. Павел III — это образец благочестия, гуманист и защитник страждущих.
Именно такого человека изображает Малкович. И пусть внешне Брэннокс в своем фиолетовом костюме и с густо подведенными глазами гораздо сильнее походит на Джокера, чем новая версия с Хоакином Фениксом. Его речи — сплошь проповеди о силе слабости и любви к ближним. Но не бойтесь, режиссер Соррентино продолжает гнуть свою линию, поэтому диалоги о вере проходят в формате обсуждения гольфа и божественной красоты женских ног.
Основной конфликт второго сезона начнется лишь ближе к концу. Ленни неожиданно возвращают в сюжет, а возросшая любовь к ненавистной ему церкви воскресшего полпреда в корне не устраивает. И теперь двум Папам придется как-то делить власть. Вдобавок выясняется, что радикальные исламисты планируют устроить теракт в Ватикане.
Финал этой истории до сих пор неизвестен. Но на пресс-конференции артисты обмолвились, что контракт с ними был подписан лишь на второй сезон, поэтому, возможно, две последние серии поставят жирную точку. В любом случае Соррентино удалось лишь приумножить достоинства оригинала во всех аспектах.
Во-первых, сериал нечеловечески красивый. Свет, цвет, симметрия в композиции, глянцевая манера съемки — после успеха первого сезона HBO явно увеличил бюджет, поэтому режиссер и его бессменный оператор Лука Бигацци смогли воплотить в жизнь все свои придумки. Теперь у каждой серии своя уникальная заставка. И это надо видеть! В одной из них зрители увидят танцующих монахинь, а часть другой уже стала легендарной. Именно там Джуд Лоу идет по пляжу в ослепительно-белых трусах.
Во-вторых, непристойности и откровенное богохульство теперь лезут из ушей без какой-либо меры. В одной из сцен пиарщице Ватикана (ее исполняет бесподобная Сесиль Де Франс) чуть не кончают на лицо.
Есть смешной момент скайп-куннилингуса, в который вмешивается призрак. В саундтреке к седьмому эпизоду звучит песня группы Slipknot с названием Fuck This World. Удивительно, что часть съемок происходила в Ватикане, а смелости католической верхушки, с которой Соррентино пришлось согласовывать все снятые там сцены, хочется аплодировать. Ибо представить мастурбацию на… скажем так, ДРУГУЮ икону в другой стране просто невозможно.
Это балансирование между святостью и пошлостью может показаться циничной шуткой. Отчасти, так и есть. Но обилие секса и фарса меркнет перед фрагментами когда режиссер начинает говорить серьезно. Напомню, что «Молодой Папа» был о вере и разных этапах ее кризиса. «Новый Папа» идет дальше и приплетает в дискурс религиозный фанатизм, осознание смерти. Для этого очевидно личного и важного разговора Соррентино напичкал происходящее метафорами и аллюзиями, которые интересно искать самому. Но пока что мощнейший момент всего сериала (включая первый сезон) бьет открыто и наповал.
Осторожно, спойлер!
На ночной площади Сан-Марко в Венеции супружеская чета умоляет Ленни исцелить их ребенка-инвалида. Безутешная мать (наша соотечественница Юлия Снигирь), которую Соррентино представляет в виде Мадонны Скорбящей с картины Гвидо — оператор делает акцент на руки, скулы и глаза, — говорит Папе, что он теперь не только святой, но и чудотворец, ведь ему удалось воскреснуть. А значит — совершить второе пришествие.
На что герой Лоу со вселенской грустью в глазах и горькой усмешкой отвечает, что та просто плохо знакома со Священным писанием. И по всем теологическим признакам он не пророк, а Антихрист.
Конец спойлера
В этот момент понимаешь, что Паоло Соррентино, как его предшественники — художники эпохи Возрождения — своей работой попадает прямиком в вечность. Это полностью эфемерное чувство причастия к величию свойственно лишь к действительно знаковым произведениям. К таковым «Новый Папа» и относится.
Источник