В Steam появилась четвертая короткометражка сценариста и режиссера Нила Бломкампа в серии Oats. Я уже рассказывал о первом, втором и третьем фильмах серии, из которых смотреть можно было лишь третий, самый короткий.
В новом фильме, который по невыясненным причинам называется «Зигота», Бломкамп вернулся к формату расширенных короткометражек — он идет 22 минуты… но смотрится на одном дыхании.
В первом фильме серии в качестве инструмента подачи сюжета выступал закадровый голос, во втором — флэшбэки, в четвертом Бломкамп решил все объяснить через диалог. Герои сидят за столом и обсуждают, что им предстоит сделать, какие опасности их ожидают и почему все так получилось.
Деревянное ухо Бломкампа в диалогах чувствуется:
Нас ждет смерть от жажды, или еще более страшная судьба.
Живые люди так не говорят, но так могут говорить персонажи качественного, но скверно переведенного аниме, под которое и стилизована вся короткометражка. В целом экспозиция кончается быстро и далеко не такая болезненная, как в Rakka и Firebase. В объяснения необязательно вникать, главное, что они передают психологические и драматургические позиции персонажей: ослепшего офицера-человека и девушки-андроида, единственных выживших работников корпоративного рудника в северном полярном круге.
По ходу развития сюжета выяснится, что все не так просто и с тем, и с другим героем. Главное, что в «Зиготе» Бломкамп наконец-то справился с самым главным недостатком Rakka и Firebase: с первого кадра нащупал интересную для зрителя драматургическую ситуацию. Нам интересно, и как герои сюда попали, и что с ними будет происходить, и чем вся эта история кончится.
За героями охотится гигантский монстр, который выглядит… ну, вот так:
Насколько я понимаю, это управляемый несколькими кукловодами резиновый костюм с тонким слоем цифровых спецэффектов, хотя я бы не удивился, если бы узнал, что спецэффекты полностью практические. Все очень здорово: и общая концепция монстра, и манера его движения, и сцены, в которых он прикладывает свои многочисленные руки (и пальцы) к сканерам, чтобы открыть дверь биометрикой, и это опять-таки напоминает жутковатую сцену из какого-то качественного аниме в духе «Акиры».
Камера постоянно движется за героями, которые перебегают из коридора в шлюз, из шлюза на открытое арктическое пространство, потом в другой шлюз, потом в кладовку, потом в трубу… Место действия становится все более клаустрофобическим, поведение монстра — все более агрессивным, фанаты «Чужих» наверняка узнают и порадуются сцене с лифтом. Да и общая динамика израненного героя-ветарана и поддерживающей его неопытной в боевых делах, но целеустремленной героини скопирована с отношений Эллен Рипли и капрала Хикса.
Собственно, без спойлеров тут больше рассказывать нечего: вас ждут 20 минут качественного, атмосферно снятого экшена с интересным монстром и приятными цитатами из последних 20 минут кэмероновских «Чужих».
Ну а если со спойлерами…
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ
В «Зиготе» есть два странных и спорных поворота.
Во-первых, девушка на самом деле оказывается не андроидом, а обычным человеческим ребенком-сиротой, одним из многих, купленных корпорацией на черной рынке и снабженным фальшивым андроидским бар-кодом, чтобы одурачить инспекторов. Концепция довольно остроумная (рабы оказались рентабельнее синтетических людей), но Бломкамп выбрал очень неудачную форму ее подачи.
Ты класса «канарейка», правильно? Твоя работа — ползать по рудинкам на астероидов и умирать, если там есть ядовитый газ. Ты думаешь, что синтетику от этого стало бы плохо?!
Если бы Нил Бломкамп не вставил этот абзац в сценарий и ушел снимать фильм, а хотя бы немного над ним задумался, стали бы очевидны проблемы такого подхода.
Вся идея построена на том, что обычных детей убеждают, что они — андроиды. То есть получается, что детям внушают, будто у андроидов другой скиллсет, чем то, что андроиды умеют на самом деле? Двух настоящих синтетиков корпорация все-таки купила, неужели растущие дети с ними не взаимодействовали и не видели, на что они способны? Неужели ни у кого не вызывает вопросов то, что лже-синтетики настолько же слабы и уязвимы, как и обычные люди? И почему герои все время говорят об астероидах, если действие всего фильма происходит в Заполярье (нет, никакого финального твиста тут нет)? Следовало бы или переместить действие на другую планету (это можно было сделать одним субтитром), или как-то объяснить зависимость между местом действия и исследованием дальнего космоса.
Второй неожиданный поворот связан с пальцем, которые сам себе отрезает герой-офицер и отдает девушке, чтобы она с его помощью открыла последнюю дверь. Палец не подходит. Финальное решение очень остроумно: отрубить топором руку монстра и пробовать все пальцы подряд, пока не наткнешься на палец адмирала. Но, насколько я понял, Бломкамп так и не потрудился объяснить, почему палец офицера не сработал, и почему он думал, что палец сработает?
КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ
В общем, несмотря на непродуманность мира и сомнительность ключевых сюжетных моментов, перед нами второй лучший фильм Бломкампа после District 9, который не только оправдывает существование всей серии Oats, но и служит прекрасным демо-роликом к его несостоявшемуся сиквелу «Чужих» Джеймса Кэмерона.
Может быть, позитивная реакция на короткометражку привлечет внимание руководства 20th Century Fox, которое отменит очередной сиквел провалившегося фильма «Чужой: Завета» Ридли Скотта и все вернет Нилу Бломкампу?
Источник