Социальная напряженность и неравенство между бедными и богатыми становится все заметнее в последние годы.
Состояние 1% населения Земли сравнялось с активами всего остального человечества -это та реальность в которой существует весь мир сейчас, когда экономика удовлетворяет аппетиты лишь тех ,кто сам имеет собственность и управляет пресловутым капиталом, а тем временем абсолютное большинство людей влачит нищее существование не только в странах третьего мира:недовольство зашкаливает везде-будь то «благополучные» США с многомесячными погромами BLM , Франция с жёлтыми жилетами или далекая Колумбия с настоящей уличной войной.
Кризис капитализма стал отражаться и в современном кино-все чаще именно картины на социальную тематику становятся успешными как в прокате,так и собирают фестивальные награды. «Джокер» Тодда Филлипса , «Паразиты» Пон Чжун Хо, «Отверженные» Ладжа Ли-авторские критические высказывания становятся все более содержательными и цельными ,в этот ряд можно поставить и новый фильм известного мексиканского режиссера Мишеля Франко «Новый порядок»,отмеченного гран при прошлогоднего венецианского кинофестиваля и наконец то добравшегося до отечественного проката.
Картина стартует сразу с мощного и натуралистичного прохода камеры над горой голых трупов под симфонию Шестаковича «1905 год» с явными отсылками к провальной русской революции ,что сразу настраивает на более чем серьёзный просмотр,хотя в начале нас ожидают события более чем благостные- молодая девушка Марианна из богатой мексиканской семьи готовится к бракосочетанию,рядом друзья и родственники -представители местной элиты,играет музыка и вроде бы ничего не предвещает беды .Омрачает праздник богачей лишь появившийся на пороге пожилой человек бывший работник этого дома, с просьбой занять денег на операцию для умирающей жены.Марианна берет кредитку и отправляется домой к бедняге ,что в итоге спасает ей жизнь-в Мехико начинается восстание бедноты -сотни лутеров с разукрашенными в зелёную краску лицами(основной цвет мексиканского флага) берут штурмом шикарную виллу с последующими грабежами ,убийствами и расправами над собравшимся сливками общества.
Затравка сюжета может показаться довольно банальной -история о начавшейся «революции» и людях по разную сторону баррикад на ней ,но Франко умело копает гораздо глубже и мастерски с пугающим натуралистичностью показывает тво что может превратится наш мир завтра,если вскормленная корпорациями и капиталистическими государствами система выйдет из под контроля и начнёт снова диктовать свои правила игры -как в Европе в начале 20 века.
Последующее жестокое подавление погромов военными и внесудебные расправы напрямую отсылает к деяниям нацистов в оккупированной Белорусии и Украине (один из любимых фильмом режиссёра«иди и смотри» Элема Климова).В кадре -показательные казни и расстрелы ,от сцен которых становится не по себе хотя многие страшные вещи камера все же старается игнорировать и обходить стороной.Происходящий ужас снят в динамичной и жесткой манере,чередую экшн эпизоды с диалогами ,также оператор берет и общие планы Мехико дабы оценить масштаб и происходящих событий—проход армейской колонны по опустевшим улицам огромного города с комендантским часом ,разбитыми витринами бутиков и сжиганием трупов прямо на улицах.
Картина смотрится эффектно и производит огромное впечатление предельно реалистично изображая страшную реальность ,где власть имущие в страхе потерять свою собственность передали управление государством наиболее реакционным и опасным элементам, что привело итогу к фашисткой диктатуре ,где все так же пронизано коррупцией и шкурными интересами ,начиная с рядовых солдат и заканчивая высокими чинами в руководстве силовиков.
Мишель Франко снял фактурное полотно ,где вынес приговор и предсказал судьбу не только своей родной Мексике,где 70 млн человек находится за чертой бедности но и всему современному миру с его экономическими противоречиями.Автор не встаёт на не одну из сторон конфликта а сухо констатирует факт-если ничего не не изменить,мир ждёт очень мрачное будущее.
Одна из лучших картин этого года,всем рекомендую!