На какие войны и исторические периоды студии Creative Assembly следует обратить внимание
19 сентября 2019 г. студия Creative Assembly и SEGA раскрыли, наконец, свой секрет Полишинеля и официально анонсировали новую часть подсерии Total War Saga с подзаголовком «Троя». Как понятно из названия, действия игры будут происходить во времена Троянской войны. И вполне логичным является то, что разработчики в качестве своего источника вдохновения использовали легендарное произведение Гомера «Илиада».
И тут, если перемотать время немного назад, то мы встретим тринадцатую часть основной серии Total War: Three Kingdom, события которой происходили в Древнем Китае. При этом, создатели в немалой степени опирались на роман Ло Гуаньчжуна «Троецарствие», да так, что в ней появился аж отдельный, романтизированный режим.
За долгие свои годы, серия Total War фактически стала Атлантом, что на своих плечах держит целый жанр. Несмотря на солидный срок, в основе всех игр серии лежит тот фундамент, что был заложен ещё в начале их пути. И пусть со временем улучшилась графика, а создатели добавляли новые шестерёнки в уже отлаженный и тщательно подогнанный механизм, каждая следующая часть, за исключением некоторых нюансов, ощущалась так же, как и предыдущие. Некоторые эксперименты разработчиков вылились в стратегию во вселенной Warhammer (пусть основа игры оставалась всё той же), а также вышеупомянутый «романтизированный» режим.
Неудивительно, что с каждой новой частью, игре становится всё сложнее удивить игроков. За свою долгую жизнь Total War успела побывать практически на всех важных исторических развилках. Мы завоевывали Средиземноморье римскими легионами, объединяли воюющие провинции Японии, крестили шпаги в эпоху наполеоновских войн. Игрокам отдавали на откуп огромные просторы, где они могли «вертеть» историей как вздумается, перекраивая границы государств по своему усмотрению.
В последнее время разработчики в поисках свежих идей, теперь хватаются не только за исторические хроники и манускрипты, но и за великие литературные произведения. И если в «Трёх Королевствах» мы увидели первые плоды такого смешивания истории и литературы, то в «Трое» мы вправе ожидать того, что британцы, как минимум доведут её до ума и добавят новых фишек, связанных с ней. И в таком контексте, некая «локальность» игры, её сосредоточенность на каком-то определённом конфликте и территории, послужат отличным полигоном для этого.
И после этого, если заглянуть немного дальше в будущее, то может возникнуть вполне резонный вопрос: в каких исторических событиях игрокам доведётся принять участие в следующих частях. Поэтому, сегодня хотелось бы выделить те периоды и конфликты, на которые работникам Creative Assembly стоило бы обратить чуть больше внимания.
Войны диадохов
Вне всяких сомнений Александр Македонский был выдающимся полководцем, что мечом и саррисой смог покорить огромные просторы, от Греции до Индии. Однако нельзя и отрицать того факта, что рядом с ним всегда находились такие же незаурядные индивидуумы. Антигон Одноглазый, Птолемей, Селевк, Лисимах, Эвмен, Антипатр и его сын Кассандр, Кратер, Деметрий – далеко не полный список его верных соратников, прошедших с ним все завоевательные войны.
И при жизни царя в верности и лояльности диадохов усомниться было невозможно. Но едва некогда богоподобному императору стоило отправиться в мир иной, бывшие друзья с большим энтузиазмом принялись делить завоевания своего повелителя.
Всё это вылилось в серию затяжных военных конфликтов, итоги которых и предопределили политическую конфигурацию этих территорий на долгие годы вперед. Местные границы с некоторыми изменениями просуществовали вплоть до того момента, как здесь объявились римляне, со своим знаменитым принципом — «разделяй и властвуй».
Хронологически, игра в данном сеттинге, будет охватывать период с 323 г. по 301 г. до н.э. Именно в эти годы шли самые ожесточенные сражения за передел сфер влияния.
Да, войны диадохов не удостоились какой-либо всемирно известной поэмы или романа, но ярких персоналий тут хватало с избытком. Например, к выше перечисленным можно добавить мать Александра Олимпиаду, также желавшей заполучить свой кусочек от пирога сына. К числу диадохов также относят такие личности, как Арридей, Пифон и Пирр (тот самый, что прославил свои победы в крылатом выражении).
В случае выбора этого исторического события, в распоряжении разработчиков будут просторы всего эллинистического мира той эпохи, включая земли Египта и Балканского полуострова. Кроме того, это было столкновением европейской и азиатской культур, что к этому времени не успели полностью притереться друг к другу. Все это даст как большое поле, как для дипломатических баталий, так и разнообразных боевых юнитов, от греческих гоплитов до колесниц и слонов.
Реконкиста
Реконкиста считается одним из важнейших событий в европейской истории. После неудачной битвы при Пуатье, арабское вторжение в Европу так и ограничилось пределами Пиренейского полуострова, где неподконтрольным оставалась лишь небольшая территория современной Астурии. В течение длительного периода местные эмираты были самостоятельной политической силой и полновластными хозяевами этих земель.
Европейские, а в особенности испанские и португальские христиане не могли вынести такого хамства под боком, и решили во чтобы бы то ни было вернуть себе родные просторы. Начавшись в первой половине VIII века, освобождение растянулось на много лет, вплоть до 1492 г. Конец этого длительного процесса был ознаменован отказом Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской от титула монархов трёх религий и провозглашением себя Католическими королями.
За столь долгий исторический период, в истории Реконкисты случалось всякое: и междоусобные распри, союзы, браки, предательства. А наёмники без всяких угрызений совести сражались на стороне тех, кто за их услуги мог расплатиться чеканной монетой, вне зависимости от их веры. Христианские лидеры были вынуждены бороться не только мусульманами, но и друг с другом, и даже с собственными вассалами.
Внутренние конфликты подтачивали силы и самих арабов, ведь они не представляли собой единого народа, а скорее конгломерат, объединённый религией. Среди них выделялись сирийцы, берберы, йеменцы и другие. Нередки были ситуации, когда мавры и европейцы заключали временный союз против общего врага (который мог быть любой веры).
Да, по итогу европейцам удалось спровадить с континента непрошеных захватчиков, но за столь долгий период местная культура стала представлять собой причудливый коктейль из элементов двух миров.
Что касается персоналий, то тут конечно, в первую очередь нужно уделить внимание вышеупомянутым королям Фердинанду и Изабелле, ведь во многом их брачный союз и стал фактической точкой отсчёта для единой Испанской империи, над владениями которой солнце не заходило ещё до того, как это достижение покорилось англичанам.
Можно выделить и отдельных лидеров, в разное время, с разной эффективностью стоявших во главе сопротивления исламским иноверцам. Вифред I, Санчо Гарсес, Альфонсо V, Фернандо I, дон Пелайо и многие другие.
Но самой яркой личностью на небосклоне Реконкисты является знаменитый Сид Кампеадор. Одно его имя стало знаменем на устах христиан, что шли отвоёвывать родные просторы обратно. Да, легенды и народная любовь, а позже и анимационный фильм, в значительной степени идеализировали личность Эль Сида, но что только не сделаешь, когда страна отчаянно нуждается в своём народном герое. Настоящий Сид не чурался самых жестоких методов войны, неоднократно ругался с королями, и даже успел успешно повоевать против барселонского графа на стороне эмира Сарагоссы. В общем, военачальником он был талантливым, харизматичным и без комплексов. И смелым до чёртиков, да так, что все противники открыто признавали сие факт.
О масштабе личности говорит тот факт, что перед последней битвой с маврами, Кампеадора настигла смерть от отравленной стрелы. Чтобы армия ещё до начала сражения не потеряла свой боевой дух, его жена облачила тело мужа в доспехи и усадила на коня. Не знавшие подвоха испанцы, вдохновлённые присутствием своего лидера, разгромили противников.
Его подвиги были прославлены в народном эпосе «Песнь о Сиде», которая явно создавалась под влиянием другого литературного памятника – «Песни о Роланде». Благодаря этому, произведение, несмотря на некоторые неточности, весьма достоверно показывает картину мирной и военной Испании тех лет.
Как мы видим, Реконкиста может стать отличным сеттингом для еще одной игры подсерии с подзаголовком Saga. Игроки смогут лично повлиять на то, каким же путем пойдет развитие южно-европейской страны.
Кроме того, в качестве небольшой кампании, можно добавить и сам процесс арабского завоевания полуострова, когда войска халифата столкнулись с заметно ослабевшим Вестоготским королевством. Дальнейшие события плавно привели арабские войска под Пуатье. Правда Карл Мартелл отказался показывать незваным гостям достопримечательности Парижа и быстренько, с помощью огня и меча, спровадил их обратно на Пиренеи.
Одним словом, насыщенная может получиться игра.
Индия
Индия страна многонациональная и мультикультурная, подарившая миру шахматы, Ганди и лучшие спецэффекты в кино. Совсем неудивителен тот факт что, у нее в прошлом была очень богатая и насыщенная история. Важно понимать, что долгое время она не представляла собой единого государства. Одни княжества возвышались, другие слабели и поглощались соседями. В разные периоды большую часть территорий удавалось объединить в империи, которые затем распадались. Империя Маурьев, Кушанская империя, государство Гуптов – вот неполный перечень этих государственных образований.
И даже знаменитая Империя Великих Моголов не смогла объединить всю Индию в единое целое. Она хоть и контролировала значительную часть субконтинента, юг оставался вне зоны его досягаемости, где продолжали существовать самостоятельные княжества.
Кроме того, местные государства неоднократно подвергались вторжениям со стороны скифов, парфян и войск Александра Македонского. Результатом этого стало появление нескольких княжеств, где плечом к плечу уживались представители абсолютно разных миров.
Все это дает богатую пищу для разработчиков. Множество фракций, разнообразные боевые единицы, задача объединить разобщенные Маханаджападов (небольшие независимые княжества) в единое целое, фактор опасности из вне. Пусть все это уже было в истории серии, но в индийской обертке оно может заиграть новыми красками.
Что касается литературной основы, то страна Тадж-Махала наиболее известна двумя своими эпосами – «Рамаяна» и «Махабхарата», каждая из которых в несколько раз превосходит уже упоминавшееся творение Гомера.
Тут для Creative Assembly лучше всего подойдет именно второе произведение, ведь она основывается на конфликте дух групп двоюродных братьев – пятью Пандавами и ста Кауравами. Обе династии являлись потомками древнего царя Лунной династии Куру.
Прославленный эпос можно аккуратно переработать и адаптировать на раздробленную карту Индии, где будут две крупные фракции, каждая из которых будет также разделена на отдельные княжества. А там уже стандартный набор – войны, союзы, интриги, ножи в спину – всё по заветам Джорджа Мартина.
Но при этом не следует совсем отбрасывать в сторону и «Рамаяну». В игровой процесс также можно грамотно вплести и отдельных героев из этого эпоса, таких как Рама или Хануман, не забывая и про других мифических существ. Ну и, конечно же, разнообразный индийский божественный пантеон будет богатым подспорьем.
Столетняя война
Нет повести печальнее на свете, чем про Францию XIV-XV веков. Растущее королевство постепенно начало засматриваться на соседние территории. В этом стремлении она вскоре столкнулась с Англией, которая хотела восстановить и увеличить своё влияние на континенте. Все это, вкупе с претензиями английских Плантагенетов на французский трон привели к серии военных конфликтов, которые объединены под общим названием Столетняя война.
За сто шестнадцать лет противостояния (а не сто, как можно подумать из названия), она из династической распри превратилась в противостояние национального характера. Некоторые исследователи считают, что именно это столкновение позволило окончательно сформироваться английской и французской нации.
Именно после этой войны, Франция, которая не раз стояла на краю гибели, смогла выйти крепко стоящей на ногах монархией. Англия же наоборот, настолько была истощена, что вскоре погрязла в междоусобицах, с Ланкастерами и Йорками в главных ролях.
Чем же данный сеттинг может быть интересен игрокам? Что же нового он может добавить в стандартный набор игры? Хорошо знакомый и любимый многими мир Средневековья, словно созданный для игр серии Total War. А ведь многие любят лязг и бряцание доспехов с утра пораньше. Кроме того, эта серия конфликтов является одной из важнейших точек, когда привычное течение истории могло пойти по другому руслу, и на карте Европы появилось бы новое англо-франкское королевство.
Ну и в довесок, возможность лично поруководить войсками в знаменитых сражениях при Пуатье, Азенкуре или Креси, лично поучаствовать в осаде Орлеана или Кале. И наконец, вишенка на торте – отправиться в бой под руководство девы-воительницы Жанны д’Арк. Ну, или же наоборот — попытаться устоять под натиском французов, во главе с «Орлеанской девой».
Кроме того, в это время большие сдвиги происходили в сфере военного дела. Появлялись новые виды вооружения, в войсках внедрялись новые тактические приемы. Именно в это время, старые феодальные армии постепенно сходили со сцены, уступая свое место постоянным формированиям.
Ну и конечно же нельзя пройти мимо появление огнестрельного оружия на постоянной основе. Да, сейчас оно было малочисленно и очень сильно несовершенно. Но уже тогда стало понятно, что за ними будущее. Рыцари стали постепенно отходить на второй план, а полевая артиллерия делала первые шаги к титулу «бога войны».
Что касается литературной опоры, то тут вне конкуренции конечно персона «Орлеанской Девы». Ей были посвящены множество поэм, баллад и пьес – как говориться, выбирай, не хочу.
А вот феодальные распри, предательства, страдания народа и остальные ужасы военного времени нашли отражения в творчестве поэта-современника Эсташа Дешана. Писательница тех лет Кристина Пизанская отобразила отдельные события противостояния в произведении «Книга о деяниях и добрых нравах мудрого короля Карла V». Поэма «Жизнь и подвиги презнатного принца Уэльсского и Аквитанского» содержат личные воспоминания соратника рыцаря, который принимал участие в походе Эдварда a.k.a. Чёрного Принца.
Ну и конечно нельзя пройти мимо Уильяма «наше всё» Шекспира. Опираясь в основном на исторические хроники, автор «Ромео и Джульетты» написал драму «Генрих V», который изображал поход короля во Францию и его триумф при Азенкуре.
Как мы видим, Столетняя война содержит все ингредиенты для самостоятельной игры в серии.
Киевская Русь
Положив на полку учебник по истории России, иногда так и хочется предложить британцам из Creative Assembly посвятить следующую часть игровой саги Древнерусскому государству, с феодальной раздробленностью и кочевниками.
После своего пика при князе Владимире, Киевскую Русь постепенно накрыл процесс политического дробления, сопровождаемый междоусобными, а иногда и братоубийственными войнами. Всё это привело к тому, что в середине XII в. окончательно оформилась система с отдельными самостоятельными княжествами. А короткие периоды ренессанса, как при Владимире Мономахе, были лишь ложкой меда в бочке распада некогда единой державы.
С одной стороны, это был стандартный этап развития любого государства Раннего Средневековья. Центробежные силы, рано или поздно зарождались в любой более-менее крупной монархии. Само явление при этом способствовало более динамичному развитию экономики, что провоцировало рост городов.
С другой же, общий уровень обороноспособности значительно снизился, который к тому же совпал с периодом роста угрозы на границах. К опасности из степей в виде половцев, добавились католические рыцарские ордены, стремившиеся распространить свое влияние дальше на восток. И даже некогда союзная Венгрия стала позволять себе вмешиваться во внутренние дела своих соседей. Над русскими княжествами постепенно сгущались тучи, и вскоре грянул монголо-татарский гром, который нарушил естественный ход обратной централизации.
Таким образом, игрокам, что называется, будет, где развернуться. В течение одной партии, можно будет объединить все земли под предводительством той или иной исторической личности, чтобы собрать силы, и дать отпор рано или поздно появляющимся степнякам. Большое число фракций даст достаточно простора для дипломатического лавирования.
Вдохновляться всё это, безусловно, будет на одном из величайших памятников древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В основе его сюжета лежит неудачный поход русских князей на половцев, который в 1185 г. организовал новгород-северский князь Игорь Святославович.
Однако, кроме собственно самого похода, в «Слове…» описываются события и княжеских распрей, сражений и жизни общества того времени. Безусловным плюсом будет широкая география произведения: Киев, Тмутаракань, Полоцк, Чернигов, и многие другие города и даже соседние племена. Кроме того, произведение неоднократно обращается к славянской мифологии. Потому, возможность встретить на поле боя, например Перуна, Даждьбога или Хорса была бы весьма занимательной.
Бонус
Есть ли какой-нибудь мод, дающий возможность поиграть Total War в сеттинге «Звездных войн»? С удовольствием покатал бы пару вечеров, сталкивая на поле боя гунганов и имперских штурмовиков. На просторах интернета нашёл только мод для Medieval 2, который у меня не пошёл.
А вообще заглядывать в будущее дело неблагодарное. Ведь как говорил классик: «Ваши ожидания – ваши проблемы». И можно сколько угодно фантазировать о том или ином сеттинге, что разнообразит и станет достойным местом для новой части серии, а в итоге разработчики сделают всё, исходя из своих и только соображений. А пока же, в ожидании выхода «Трои», остается лишь изучить первоисточник Гомера, да пересмотреть одноименный фильм 2004 года.