Не только «Ирония судьбы».
В канун Нового года многие по традиции смотрят отечественные новогодние фильмы. Главный из них — это, пожалуй, «Ирония судьбы», но если вы хотите посмотреть что-нибудь ещё, выбрать подходящее под настроение кино поможет наш список.
В него вошли и классические хиты вроде «Карнавальной ночи» и «Чародеев», и режиссёрский дебют Владимира Машкова «Сирота казанская», и даже сиквел адаптации хорошего итальянского фильма. Ну и «Ирония судьбы», конечно — о ней тоже есть что рассказать. Добавляйте свои любимые новогодние фильмы в комментариях.
«Зигзаг удачи» (1968)
Комедия «Зигзаг удачи» была второй (после «Берегись автомобиля») совместной работой легендарного тандема Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского. Подыскивая идею для своего следующего фильма, они услышали реальную историю о непорядочном профсоюзном служащем, который на деньги из общей кассы покупал облигации.
Однако художественный совет в то время с большой неохотой утверждал сценарии, придуманные с нуля — куда легче согласовывали сюжеты, основанные на литературных произведениях. Тогда Рязанов и Брагинский схитрили и сначала написали повесть «Кривая счастья», которую опубликовали в журнале «Наш современник». Её и принесли в худсовет.
Быстро получив разрешение на съёмки, постановщики начали подбор актёров. В главной роли Алевтины, приёмщицы фотоателье, Рязанов видел только Алису Фрейндлих. Тем более что он был ей должен после «Гусарской баллады», в которую актрису не взяли. Но Фрейндлих была беременна и сниматься отказалась. Тогда Рязанов пригласил Валентину Талызину, которая служила в театре «Моссовета», и дал ей первую в карьере главную роль в кино.
На главную мужскую роль, Орешникова, Рязанов хотел взять Иннокентия Смоктуновского, но актёр болел и сниматься не мог. На роль пробовались Александр Ширвиндт и Андрей Миронов, но режиссёр хотел снимать Евгения Леонова, а студия его кандидатуру никак не утверждала. Тогда Рязанов стал тянуть время. Зима уже была в самом разгаре, когда он заявил руководству: если он не начнёт снимать немедленно, то придётся ждать следующего года. И второпях Леонова согласовали.
Фильм снимался в Москве в двадцатиградусные морозы. Никакого другого способа согреться, кроме как принести на площадку алкоголь, актёры не придумали. Рязанов был категорически против, но он видел, что кадры с подвыпившими актёрами выглядят лучше. Режиссёр успешно закончил фильм, но о съёмках вспоминать не любил.
Завязка «Зигзага удачи» такова. Штатный фотограф обычного советского фотоателье Орешников мечтает работать в журналах и стать знаменитым, а ему приходится снимать людей на паспорт. Случайно став председателем кассы взаимопомощи, он решает взять оттуда двадцать рублей и купить облигацию. На выигрыш Орешников планирует приобрести профессиональный фотоаппарат.
Под Новый год его желание сбывается, и он срывает куш в десять тысяч рублей. Но свои претензии на них заявляют и коллеги Орешникова — он ведь купил билет на общие деньги. В довершение всего героя исключают из кассы взаимопомощи за антисоветское поведение, отбирая счастливый лотерейный билет.
Факт: после премьеры на «Зигзаг удачи» вылилось много критики от профсоюзов. Они обвиняли Рязанова в том, что он выставил в дурном свете работников фотоателье и показал их якобы несерьёзное отношение к деньгам. Но зрители, несмотря на мнение критиков, приняли и полюбили картину. А некоторые актёры — например, Валентина Талызина и Георгий Бурков — получили путёвку в кинематограф.
«Чародеи» (1982)
Сценарий для фильма «Чародеи» братья Стругацкие написали по мотивам своей повести «Понедельник начинается в субботу». Первый вариант, предложенный писателями, был именно экранизацией их произведения, но режиссёр Константин Бромберг его забраковал: он понимал, что в таком виде худсовет никогда не пропустит его на экран.
Стругацкие сценарий переписали, оставив в нём от своей повести только имена нескольких героев и институт, занимающийся изучением волшебства. После сдачи материала братья поспешили забыть об этой работе, но спустя много лет Борис Стругацкий признал: раз зрители до сих пор любят фильм, значит, они написали неплохой сценарий.
Больше всего проблем у режиссёра было с исполнителями главных ролей. Долгое время худсовет не мог согласовать актёра на героя Ивана Пухова — на роль пробовались Олег Янковский, Игорь Костолевский, Игорь Старыгин и многие другие. В итоге съёмки начались без главного персонажа. Например, в эпизоде с песней «Три белых коня» снимался дублёр, а крупные планы одобренного в конце концов Александра Абдулова досняли намного позже.
Параллельно актёр снимался ещё в четырёх фильмах, поэтому сразу сказал режиссёру, что на площадке сможет появляться в основном ночью. Поэтому в фильме множество вечерних сцен.
Исполнительницу роли Алёны Саниной искали не так долго. За отсутствие «ведьманизма» во внешности отказали Елене Прокловой, Ирине Алфёровой, Елене Цыплаковой, а вот Александра Яковлева сразу же покорила режиссёра своей внешностью. Правда, характер у актрисы оказался непростым. Её конфликт с партнёром по съёмкам Валентином Гафтом обернулся тем, что они предпочли сниматься с дублёрами друг друга.
Обычная женская ревность и распущенная сплетня приводят к тому, что директор Научного института Шемаханская (Екатерина Васильева) превращает прекрасную Алёнушку в злую ведьму. Единственный способ вернуть всё на свои места — получить поцелуй от любимого до полуночи новогодней ночи. И пока одни герои изо всех сил помогают Иванушке расколдовать его невесту, другие делают всё, чтобы он ничего не успел до условленного срока.
Факт: многие сцены снимались в коридорах телецентра Останкино. Когда-то в них заблудился режиссёр картины Константин Бромберг, который позже использовал этот сюжетный ход в линии героя Семёны Фарады. Интересно, что и актёр в итоге заблудился в телебашне и сам придумал фразу «Ну кто так строит?».
«Ищите женщину» (1982)
Фильм снят по пьесе французского писателя Робера Тома, название которой на русский язык переводили как «Болтушка и полицейский», «Хлопотунья» или «Попугаиха и цыплёнок». Взявшаяся за экранизацию Алла Сурикова к тому моменту уже сняла успешные «Суета сует» и «Будьте моим мужем».
Тем не менее бюджет на съёмки выделили очень маленький. Поэтому реальный Париж в фильме мы видим только из окна автомобиля, а остальные сцены сняли в павильоне «Мосфильма». Некоторые вещи — телефон, календарь и шапку жандарма — группа попросила у сотрудников французского посольства.
На главную роль Сурикова хотела взять только Софико Чиаурели, но её кандидатура не устраивала худсовет. Тогда режиссёр поехала в Грузию, чтобы снять пробы уже там. Но семья актрисы так хорошо встретила Сурикову, что времени на пробы не осталось, и постановщица приехала домой ни с чем. Уже по возвращении в Москву она сфотографировала портрет актрисы с календаря двадцатилетней давности, и, к удивлению всех, Чиаурели одобрили.
Роль инспектора Грандэна должен был сыграть Михаил Ульянов, но он вместе с театром Вахтангова уехал на гастроли и от съёмок отказался. Тогда Сурикова предложила Армена Джигарханяна и Леонида Куравлёва. После «Афони» худсовет не задумываясь утвердил на роль французского полицейского Джигарханяна, но образ актёра никак не вязался с образом бестолкового инспектора, который не может вычислить убийцу целых две серии. В итоге роль отдали Куравлёву.
Клерком Робером де Шарансом Сурикова почти сделала Олега Меньшикова. Но в последний момент она увидела Александра Абдулова и передумала в пользу последнего. Актёр привёл с собой и Леонида Ярмольника, у которого получился отличный комедийный дуэт с Куравлёвым.
Накануне Нового года в кабинете нотариуса мэтра Роше (Сергей Юрский) найден труп. Расследование начинает инспектор, который недавно ловил преступника в холодной реке и пришёл в офис совершенно простуженным.
Местная секретарша Алиса Постик случайно узнаёт в полицейском друга детства. Она решает помочь старому знакомому поймать преступника и найти труп, который странным образом исчез. Никому и в голову не приходит, что незадачливая телефонистка и разваливающийся от простуды инспектор способны вычислить хитроумного убийцу.
Факт: Сурикова сняла первый комедийный детектив в СССР и была очень довольна своей работой. Когда у неё появился шанс, она привезла кассету с фильмом во Францию, чтобы показать его автору пьесы — Роберу Тома. Писатель не оценил работу советской постановщицы, начав подсчитывать, сколько она должна ему за авторские права на экранизацию.
«Сирота казанская» (1997)
История комедийной мелодрамы «Сирота казанская» началась с того, что сценарист Олег Антонов наткнулся в газете на объявление. В нём девушка сообщала, что через прессу ищет своего отца. Антонов запомнил это и при встрече с Владимиром Машковым и продюсером Игорем Толстуновым поделился с ними идеей для будущего сюжета.
К тому времени Машков был прославленным актёром и готовился к режиссёрскому дебюту. Газетная история ему понравилась, и вскоре начался кастинг. На роль главной героини, учительницы Насти, оператор фильма Николай Немоляев предложил бывшую жену Машкова Елену Шевченко.
Увидев на площадке экс-супругу и мать его единственной дочери Марии, режиссёр настороженно отнёсся к идее доверить Шевченко главную роль. Но актриса действительно была лучшей на пробах, поэтому Машков согласился взять её в фильм. После развода бывшим супругам удалось сохранить хорошие отношения, и окружающие было приятно удивлены их профессиональным поведением на площадке.
Сельская учительница Настя после смерти матери находит её неотправленное письмо, адресованное некоему Павлу — отцу девушки, которого она никогда не видела. Учительница решает опубликовать текст в газете, надеясь, что кто-то узнает в описании себя и приедет к ней.
В канун Нового года на пороге дома Насти и её мужа Коли (Николай Фоменко) появляются сразу три Павла — фокусник, повар и лётчик-космонавт. Каждый из них уверен в своём отцовстве.
Факт: в свой режиссёрский дебют Машков пригласил легенд советского кино — Олега Табакова, Валентина Гафта и Льва Дурова. Это были изначальные кандидаты на роли, и все они не раздумывая согласились сниматься, полностью доверившись неопытному Машкову.
«Бедная Саша» (1997)
Новогодняя комедия «Бедная Саша» стала первой заметной работой режиссёра Тиграна Кеосаяна, который до этого снимал музыкальные клипы и рекламные ролики.
Центрального персонажа, управляющую банка Ольгу, должна была сыграть актриса Елена Майорова, но за четыре дня до съёмок она получила сильнейшие ожоги и погибла. Тогда на роль утвердили Веру Глаголеву.
Незадачливый медвежатник Берёзкин (Александр Збруев) получает возможность на одну неделю уехать из тюрьмы, чтобы провести время до Нового года с близкими людьми. Вместо этого он впутывается в неприятности и оказавается на грани самоубийства.
Спасший его случайный знакомый предлагает Берёзкину вместе ограбить дом богатой банкирши (Глаголева). Но они даже не подозревают, что в квартире их поджидает одинокая дочь бизнесвумен, которая даже в канун праздников предоставлена сама себе. Знакомство вора и ребёнка переворачивает жизнь обоих.
Факт: несмотря на незамысловатый сюжет и комедийный жанр, «Бедная Саша» получила много зрительской любви и внимание кинокритиков. В девяностые публика попросту соскучилась по новогодним фильмам. Лента выиграла телевизионную премию «ТЭФИ» как лучший игровой фильм, а исполнители главных ролей, Александр Збруев и девочка Юлия Чернова, взяли награды за лучшую актёрскую игру на «Кинотавре» и в «Артеке» соответственно.
«Обратная связь» (2020)
Комедия «Обратная связь» — это сиквел комедии 2019 года «Громкая связь» от «Квартета И». Его участники выкупили права на оригинальный сюжет у создателей итальянского фильма «Идеальные незнакомцы», а вот продолжение написали уже сами.
Из первой части участники «Квартета И» взяли персонажей и главную идею совместного досуга — психологические игры с друзьями. Только на этот раз их перенесли в канун Нового года. Сюжет наверняка понравится любителям советских новогодних фильмов, причём в нём есть и современный юмор.
Компания друзей снимает дом для празднования Нового года. Ради развлечения психолог Ева (Мария Миронова) предлагает провести психологический тест: друзьям нужно написать друг другу письмо, которое начинается со слов «Пожалуйста, больше никогда не…».
Многие участники решают отнестись к идее весьма серьёзно. Из-за этого в письмах вскрываются проблемы и комплексы героев, которые они столько лет прятали даже от самых близких людей.
Факт: фильм начали снимать ещё до пандемии, но к концу съёмок участники «Квартета И» поняли, что скоро начнётся локдаун. Производственный процесс сильно ускорили. «Громкая связь» вышла на экраны в разгар пандемии, когда посещаемость кинотеатров сократили до 25%, поэтому в прокате сиквел собрал в пять раз меньше, чем первая часть.
«Карнавальная ночь» (1956)
Кинокомедия «Карнавальная ночь» не появилась бы без целой цепи случайностей. Сценарий к ней пылился на «Мосфильме» три года, пока директор студии Иван Пырьев не решил найти для него режиссёра.
Как раз тогда к нему пришёл молодой документалист Эльдар Рязанов, который хотел снимать драму «Встречи на Камчатке». Пырьев его затею не одобрил и взамен всучил сценарий новогодней комедии. Поняв, что фильм получится простым набором праздничных номеров, Рязанов отказался, но спорить с Пырьевым было бесполезно.
Именно директор студии предложил кандидата на главную роль — Игоря Ильинского. Рязанов боялся актёра и не считал, что он подходит для фильма, поэтому очень надеялся, что тот откажет начинающему режиссёру. Но Ильинский неожиданно согласился, и это стало началом дружбы между ним и Рязановым.
Людмила Гурченко пробы на роль Лены Крыловой с треском провалила, но в дело вмешался тот же Иван Пырьев. Режиссёр случайно увидел симпатичную, стройную второкурсницу, пританцовывающую в коридорах «Мосфильма», и за руку привёл её на пробы к Рязанову ещё раз. Роль Гурченко в сценарии была второстепенной, но своим талантом и обаянием актриса вывела героиню на первый план.
Кардинально изменить сценарий у Рязанова не получилось, поэтому пришлось снимать новогодний огонёк. Но режиссёр задал фильму быстрый темп, чтобы зрителям не успевали надоедать номера, а между ними вставили сценки с Ильинским. Положение спас и лектор, рассуждавший о жизни на Марсе.
Сотрудники Дома Культуры готовятся «весело встретить Новый год» и ожидают в гости местное начальство. Когда они почти заканчивают приготовления, на проверку приезжает временно исполняющий обязанности директора — Огурцов (Ильинский). Он посещает репетиции и приходит к выводу, что всё надо переделать.
Но работники не хотят ничего менять. Провалившись в попытках отстоять программу, они идут на хитрость — во всём соглашаться с Огурцовым, а номера делать такими, как и было запланировано.
Факт: когда худсовет увидел почти законченный фильм, он посчитал, что это провал. Рязанов получил рекомендацию побыстрее его закончить и забыть о нём. В преддверии Нового года «Карнавальная ночь» пошла в кинотеатрах совсем без рекламы.
Но зрителям фильм очень понравился: они часами стояли на морозе, чтобы попасть в кинотеатр. Картина стала хитом следующего 1957 года и ещё долгие годы олицетворяла праздник. Спустя пятьдесят лет Эльдар Рязанов попытался переснять фильм с Людмилой Гурченко в главной роли, но сиквел «Карнавальной ночи» и близко не смог повторить успеха своего предшественника.
«Ирония судьбы, или с лёгким паром» (1976)
В основе мелодрамы «Ирония судьбы» лежит реальная история. Однажды композитор Никита Богословский рассказал Эльдару Рязанову и Эмилю Брагинскому, как он с друзьями в канун Нового года выпивал в бане. Компания, как и в фильме, перебрала и случайно (или ради смеха) посадила на ближайший рейс не того приятеля, что собирался на праздник уезжать из Москвы. Правда, посадила на поезд, а не на самолет.
Так друг Богословского с веником в портфеле действительно уехал в Киев. Только он, в отличие от Евгения Лукашина, свою любовь в чужом городе не нашёл. Рязанову и Брагинскому настолько понравилась идея, что они написали пьесу, которая в начале 1970-х годов имела успех на театральных подмостках страны.
Когда режиссёр задумал экранизировать своё произведение, к нему выстроилась очередь из желающих попробоваться на главные роли. Одним из основных претендентов на роль Лукашина был Андрей Миронов: он даже отрастил волосы и пришёл на пробы в старых очках. Но, как ни пытался Миронов создать образ неудачливого в любви Лукашина, Рязанов ему не поверил.
Роль Нади Шевелёвой понравилась Людмиле Гурченко, и она тоже одной из первых проходила пробы. Но режиссёру актриса в этой роли не приглянулась. Тогда Рязанов решился позвонить польке Барбаре Брыльской, которую запомнил по одному фильму. Актриса оказалась свободна и с удовольствием приехала сниматься.
Вот только акцент Брыльской выдавал в ней иностранку, а ей нужно было играть учительницу русского языка. Поэтому говорить и петь за актрису пришлось Валентине Талызиной и Алле Пугачёвой соответственно. Интересно, что их имена в титрах не указали, поэтому долгое время никто и не знал, что образ Нади Шевелёвой на экране воплотили целых три актрисы. «Признаться» Брыльской пришлось, когда ей вручали госпремию.
Для съёмок эпизода в бане Рязанов разрешил принести на площадку бочку пива. Тем более площадка не отапливалась, а актёрам приходилось играть сцену полуголыми. А вот вместо водки должна была быть вода, но накануне у актёра Александра Белявского был день рождения, и партнёры подарили ему по бутылке настоящей водки.
Незаметно для режиссёра актёры подменили бутафорские бутылки настоящими и начали пить алкоголь прямо перед камерой. Когда Рязанов почувствовал запах и заметил, что весёлая четвёрка уже и не изображает выпивших, он со скандалом выгнал актёров с площадки. Однако сколько режиссёр ни пытался переснять этот эпизод с трезвыми актёрами, ничего не получалось. В итоге в фильм вошли те самые первые дубли.
В канун Нового года врач Женя Лукашин случайно улетает в Ленинград вместо друга. В городе он приходит по своему московскому адресу и в пьяном состоянии не замечает, что находится в чужой квартире. Вмешавшись в личную жизнь её хозяйки, учительницы Нади Шевелёвой, Лукашин остаётся встречать с ней Новый год.
Факт: премьера фильма состоялась на телевидении и имела колоссальный успех. Через пару месяцев по многочисленным просьбам зрителей мелодраму показали ещё раз.
Спустя тридцать лет Тимур Бекмамбетов снял продолжение «Иронии судьбы», в котором главными героями стали повзрослевшие дети героев оригинального фильма. Сиквел собрал более 55 миллионов долларов, став одним из самых кассовых российских фильмов, но такой же популярности и признания, как у советской «Иронии судьбы», ему обрести не удалось.
«Ёлки» (2010)
Киноальманах «Ёлки» снимали сразу шесть режиссёров, а продюсером и автором сценария выступил Тимур Бекмамбетов. После выхода продолжения «Иронии судьбы» режиссёра как раз обвиняли в плагиате его идеи, поэтому оригинальные «Ёлки» стали для Бекмамбетова неким новогодним реваншем.
События картины разворачиваются в один день в одиннадцати российских городах. Правда, фильм снимали в павильонах, поэтому съёмочная группа в тех городах так и не побывала. В знак уважения премьера первых «Ёлок» состоялась именно в них.
Сюжет комедии строится вокруг «теории шести рукопожатий», которая гласит, что каждый человек на планете связан с любым другим через пятерых знакомых. Теорию решает проверить детдомовская девочка Варя. Она рассказывает другим детям, что её отец — президент России, и что в Новый год, поздравляя всю страну, он произнесёт кодовую фразу.
Дело остаётся за малым — связаться с президентом и попросить его произнести заветные слова, иначе девочку ждёт позор перед воспитанниками детского дома. Но события закручиваются неожиданным образом, и вот герои уже сами не верят, что исполнят желание ребёнка даже с помощью теории шести рукопожатий. Тем более что на её доказательство есть только один день — 31 декабря.
Факт: сборы фильма превысили 25 миллионов долларов, поэтому на следующий год зрители увидели вторую часть новогодней сказки. В середине декабря 2021 года вышла очередная серия — «Ёлки 8».