Как я перестал бояться и полюбил, возможно, главную MMORPG современности.
Я никогда не был фанатом World of Warcraft, хотя в детстве прошёл все фэнтезийные стратегии от Blizzard. Первый раз я попробовал World of Warcraft перед выходом дополнения Legion в 2016 году, но забросил её через несколько часов. Стартовые локации показались затянутыми, скучными и устаревшими. А ещё я не прочувствовал боёвку из-за таргет-системы, когда герой почему-то бьёт оружием по воздуху в полуметре от врага, а игрок прожимает абилки по кулдауну
Но всё же я решил дать игре ещё один шанс в 2023 году, когда услышал много хороших отзывов о новом дополнении Dragonflight. Мол, теперь World of Warcraft стала более дружелюбной к новичкам и предлагает разные способы начать своё приключение.
В этой статье расскажу о своих впечатлениях от World of Warcraft в 2023 году и о том, почему считаю, что это одна из лучших MMORPG на сегодняшний день. А также поделюсь советами по выбору класса, прокачке, подземельям и другим аспектам игры на основе своего опыта.
Какую World of Warcraft я выбрал
Перед тем, как отправиться в приключение по Азероту, я столкнулся с выбором: играть в классическую версию World of Warcraft или в актуальную. Классическая версия воссоздаёт игру такой, какой она была в 2006–10 годах, с дополнениями The Burning Crusade и Wrath of the Lich King. Актуальная версия — это World of Warcraft с последним дополнением Dragonflight и всеми предыдущими изменениями и улучшениями. Я решил попробовать обе версии и быстро понял, что мне больше нравится «актуал».
Классическая версия игры более хардкорная, требует больше кооперации с другими игроками, имеет более мрачную и серьёзную атмосферу, а также сохраняет оригинальный дизайн мира и персонажей. Но у неё немало проблем: она очень медленная, трудозатратная и довольно скучная.
Что мне не понравилось в классической World of Warcraft:
- Полупустой мир. Классическая версия Азерота имеет своё очарование, но как же топорно в ней были сделаны локации! Меня быстро утомили эти огромные плоские пространства с редкими водоёмами или горами на границах. От одной точки интереса до другой часто приходится добираться минут по 10 реального времени в рамках одной локации.
- Мало игроков на низких уровнях. В «классике» сегодня довольно мало игроков-новичков. Это создаёт ощущение одиночества и безжизненности в первые часы и затрудняет поиск группы для подземелий или квестов.
- Нужно вручную искать группу. В старом World of Warcraft не было системы поиска группы для подземелий или рейдов. Придётся самому найти людей, которые захотят с тобой играть, и договориться о времени и месте встречи. Это не так просто, пока мало с кем знаком на сервере, да и не всегда получается подстроиться под чужой график.
- Маунта дают поздно. В «классике» можно получить своё первое ездовое животное только на 40-м уровне, а летающее — на 70-м. И они очень дорого стоят. Это делает перемещение по миру в первые десятки часов очень медленным и неудобным.
- Слишком много гринда. В старой World of Warcraft приходилось убивать сотни одинаковых монстров, собирать сотни одинаковых предметов, повторять одни и те же квесты или подземелья. Для кого-то это процесс расслабляющий и медитативный, но для меня он был унылым и раздражающим.
В актуальной версии World of Warcraft все эти проблемы решены или смягчены. Игра стала быстрее, удобнее, современнее и веселее.
Вот, что мне понравилось в актуальном World of Warcraft:
- Жизнь бьёт ключом. В «актуале» гораздо больше игроков на серверах, в том числе на низких уровнях. Это создаёт ощущение жизни и динамики. Также есть система поиска группы для подземелий или рейдов, которая позволяет легко найти партнёров для совместной игры.
- Быстрая прокачка. В современной World of Warcraft можно достичь максимального уровня за пару вечеров (особенно с различными ускорителями). Это позволяет быстро увидеть все новые локации, боссов и возможности, а также почти сразу начать переключаться между разными классами и специализациями.
- Много помощи новичкам. В актуальной игре есть разные способы начать своё приключение. Можно отправиться на Остров изгнанников, который быстро и доступно объясняет все ключевые механики. А можно выбрать любое из предыдущих дополнений (вплоть до Cataclysm) и пройти его сюжетную кампанию.
- Новый интерфейс из Dragonflight. В последнем дополнении появился новый HUD, который делает игру более красивой и удобной. Можно настраивать его по своему вкусу и потребностям, а также добавлять различные официальные аддоны для расширения функционала (новичкам хватит и базовых возможностей).
- Мир после Катаклизма проработан лучше «ванильного». В «актуале» Азерот после Катаклизма имеет более разнообразные биомы с уникальными пейзажами и климатом. Есть леса, пустыни, джунгли, горы, острова, подводные зоны, локации с разной архитектурой, культурой и населением. Мир более живой и интересный для исследования, чем классический.
Что нужно знать про два последних дополнения
К World of Warcraft вышло 9 дополнений, каждое из которых добавило новый контент, локации, классы, механики и так далее. В «актуале» наиболее… актуальны 2 последних: Shadowlands и Dragonflight. Как обычно, самый новый аддон нужно докупать, а предпоследний доступен всем игрокам в «актуал». До 20-го уровня можно играть бесплатно, а чтобы прокачиваться дальше, потребуется подписка.
Shadowlands переносит игроков в загробный мир — Тёмные земли. В новой локации герои должны выбрать один из четырёх Ковенантов и сражаться против злого Тюремщика. Ковенанты в Shadowlands — это фракции, которые контролируют четыре основные локации в Тёмных землях: Бастион, Малдраксус, Арденвельд и Ревендрет. Каждый Ковенант имеет свою сюжетную линию и награды. Выбор Ковенанта зависит от класса, стиля игры и предпочтений:
- Ангелоподобные Кирии подойдут бойцам вроде Охотника на демонов. Кирии дают восстанавливать часть здоровья и снимать негативные эффекты в бою с помощью перка «Призыв распорядителя», а также различные классовые AoE-способности и другие полезные боевые перки (для каждого класса — свои).
- Живые мертвецы Некролорды неплохо сочетаются с классом Чернокнижников. Некролорды дарят способность «Скульптор плоти», которая позволяет создать защитную сферу из плоти и костей, поглощающую урон, а также классовую способность с увеличением урона по врагам.
- Вампиры Вентиры подойдут Рыцарям смерти. У Вентиров можно получить перк «Врата теней», который позволяет телепортироваться в любую точка в радиусе 35 метров, и классовую способность ослабляющую врагов.
- Ночной народец понравится Друидам. Кавенант выдаст способность «Облик души». С его помощью можно превращаться в лисохвоста, который быстро бегает. А ещё тут обучат боевой магии.
Новичкам дополнение может показаться слишком сложным и запутанным. Да и у ветеранов Shadowlands вызвал противоречивые впечатления. Поэтому я рекомендую пройти сюжетную кампанию Shadowlands, чтобы познакомиться с миром и персонажами, но не слишком углубляться в системы Ковенантов, Духовных уз и Проводников.
Dragonflight — это 9-е и последнее на сегодняшний день дополнение к World of Warcraft. Оно переносит игроков на родину драконов, где герои должны помочь племенам летающих ящеров противостоять злому дракомандиру Саркарету.
Dragonflight добавило много нового контента:
- Новый максимальный уровень — 70-й. Ранее в Shadowlands 120-й уровень «сжали» до 50-го (а максимальным был 60-й).
- 4 новые зоны. Зелёный остров, Красный остров, Синий остров и Чёрный остров (Драконьи острова).
- Новая зона для PvP — Арена драконьего огня.
- Новая эндгейм-зона — Лаборатория Нелтариона.
- 8 новых подземелий и 4 новых рейда.
- Новый класс/раса — Драктир-Пробудитель. Это драконоподобные существа, которые были созданы Нелтарионом (Смертокрылом) из смертных и драконьей крови. Они могут использовать магию племён летающих ящеров и превращаться в них.
- Искусство езды на драконах. Даёт возможность быстро перемещаться по локациям, а также участвовать в воздушных боях и гонках. Игроки могут выбирать разные породы драконов и настраивать их внешний вид и способности.
С одной стороны, дополнение добавляет много интересного и разнообразного контента, который может занять игрока на долгое время. С другой, у него есть и пара явных недостатков.
Сюжет дополнения показался мне не очень оригинальным и захватывающим. Многие персонажи и события повторяют «аналоги» из предыдущих дополнений и даже других игр. Например, Саркарет — это по сути Смертокрыл 2.0 (дракон, из-за которого случился Катаклизм), а драктиры — Драконорождённые из Skyrim. Поэтомиу многие решения и повороты сюжета кажутся предсказуемыми или незначительными.
Что касается езды на драконах, игроки могут летать только в специальных зонах или событиях. К тому же управление драконами не очень удобное и точное, особенно в воздушных битвах и гонках.
Какие классы я выбрал
В World of Warcraft 13 классов, каждый из которых имеет 2–3 специализации, которые определяют его роль, стиль игры и способности. Некоторые классы могут менять свою форму или призывать питомцев или союзников. Выбор класса — это важное и сложное решение, которое может сильно повлиять на игровой опыт. А вот расу и фракцию можно выбирать любую на свой вкус — существенных различий между ними нет.
Я решил попробовать разные классы, чтобы найти тот, который подходит мне больше всего, создал несколько персонажей и прошёл с ними Остров изгнанников — специальную зону для обучения основам игры. Мне приглянулись:
- Шаман — мудрый и уважаемый наставник, который общается с духами природы и элементов. Может использовать магию Земли, Огня, Воды и Воздуха. У шамана 3 специализации: «Стихии» (дальний бой), «Совершенствование» (ближний бой) и «Исцеление» (восстановление здоровья союзников). Он также может использовать тотемы, которые дают различные полезные эффекты: усиление себя и союзников, ослабление врагов и другие. Это очень гибкий и разносторонний класс, который может адаптироваться к разным ситуациям.
- Охотник — искусный и хитрый искатель приключений, который мастерски владеет луком, арбалетом или ружьем. Он может использовать разные виды боеприпасов, ловушек и перков для борьбы с врагами. У охотника 3 специализации: «Стрельба» (дальний бой), «Выживание» (ближний бой), и «Повелитель зверей» (призыв и управление животными). Охотник может выживать в любых условиях и справляться с любыми противниками. Он также приручает питомцев, которые помогают в бою и составляют компанию в приключениях.
- Охотник на демонов — эльф, который пожертвовал зрением и частью души, чтобы получить силу демонов и бороться с ними. Может превращаться в демонов и использовать магию хаоса и огня. Демон-Хантер имеет 2 специализации: «Истребление» — для нанесения урона в ближнем бою, и «Месть» — для защиты союзников от атак врагов. Охотник на демонов — это очень мобильный и агрессивный класс, который может прыгать, скользить и телепортироваться по полю боя. А ещё он видит скрытых врагов и ловушки благодаря своему магическому зрению.
Я попробовал ещё несколько классов, но они мне не подошли. Паладин и Воин оказались слишком прямолинейными и скучными. Маг и Жрец — слишком слабыми и хрупкими в ближнем бою или при игре в одиночку. Разбойник и Монах — слишком сложными и запутанными, с избыточными количеством перков. Рыцарь Смерти показался слишком мрачным для спасителя Азерота (знаю — вкусовщина), а драктир-Пробудитель — слишком казуальным.
Мои приключения в первые часы
В основном, я играл за орка-шамана, хотя сначала попробовал драктира-Пробудителя, потому что он выглядел свежо, мог превращаться в дракона и быстро летать. Но я быстро разочаровался в этом новом сочетании расы и класса (за Пробудителей могут играть только драктиры из Dragonflight).
Мне показалось, что геймплей за них слишком казуальный — у Пробудителей мало перков, среди которых есть откровенно имбалансные. Например, можно плевать во врага огнём и одновременно лечиться. А атака пламенем по площади перезаряжается слишком быстро. Поэтому я решил начать заново и выбрал орка-шамана.
Мне понравился этот класс, потому что он напоминал Тралла из книг и стратегии Warcraft III. Я всегда уважал этого персонажа за его мудрость, силу и связь с природой. Да и Орда мне нравится больше пафосного Альянса. Мне больше хотелось быть частью свободного народа, который борется за своё место в жестоком мире Азерота, а не сверкать латами посреди политических дрязг и подковёрных интриг.
Один из первых квестов в Долине испытаний был очень забавный — побить несколько ленивых батраков неподалеку от лагеря орков. Довольно быстро мне удалось разыскать в округе спящих работников и выписать им звездюлей выданной специально для прохождения задания дубиной. Я быстро выполнил этот квест и вернулся в лагерь за новыми.
Следующими квестами были добыча клешней скорпионов в долине и зачистка пещеры. Со скорпионами справиться оказалось не так просто. Нужно было выработать тактику: сначала ослабляешь, а затем добиваешь врагов и стараешься не агрить на себя сразу нескольких. Когда я отправился на зачистку пещеры, то впервые столкнулся с другими игроками, которые тоже выполняли этот квест. Я понял, что мне нужно действовать быстро и эффективно, чтобы не пришлось долго ждать респауна монстров.
В той же пещере мне нужно было выполнить ещё один квест — найти Медальон Пылающего клинка. Я нашёл Медальон в конце пещеры. Он был у достаточно сильного мага-отступника, и мне пришлось использовать все доступные на тот момент способности шамана, чтобы ослабить врага. А также следить за своим здоровьем и маной, чтобы не погибнуть. Но я всё же смог победить мага и забрать Медальон с его тела.
Это первый классовый квест за шамана, который даёт способность «Тотем земли». Тотемы можно размещать на земле, чтобы они давали полезные эффекты в бою.
Когда я вернулся в лагерь с победой, мне дали тотем и сказали отправляться в Степи, где меня ждало новое приключение. Я выполнял квесты в окрестностях Оргриммара (столице Орды) и бегал по подземельям, чтобы немного прокачаться и проапгрейдить снаряжение. А затем отправился проходить сюжетную кампанию Battle for Azeroth. И она оказалась очень эпичной, сюжетными поворотами напоминающей Warcraft 3.
Кампания началась с того, что мне нужно было пробраться в тюрьму Штормграда (столицы Альянса) и освободить из неё двух важных персонажей: принцессу троллей Таланджи и пророка Зулу. Я вместе с другими ордынцами проник в тюрьму через канализацию и начал бунт.
Когда мы нашли союзников среди заключённых, нужно было выбраться из города, но на нашем пути встала Джайна Праудмур — верховная волшебница, защитница Альянса. Она хотела остановить нас магией льда, но нам удалось прорубиться через ледяные ограждения, и мы сбежали из Штормграда на корабле.
Дальше наш путь лежал в Зандалар — древнее королевство троллей, союзников Орды. Там мы попросили у короля Растахана — отца принцессы Таланджи — флот для поддержки в войне против Альянса. Но он сказал, что его помощь нужно заслужить. Поэтому пришлось сначала пройти пару цепочек квестов, в которых мы помогали королю бороться с мятежниками и решать проблемы своего народа. Там я познакомился с культурой и историей троллей, которая оказалась довольно интересной и необычной.
Дальнейшие события кампании здесь пересказывать не буду — лучше ознакомьтесь с ними сами. Так можно совместить приятное с полезным: захватывающий сюжет с прокачкой и сбором ценного лута. А после прохождения Battle for Azeroth вы будете вольны выбрать любой континент и даже планету в «Мире Военного Ремесла» для дальнейшего изучения.
Уже в первые 10 часов я с головой погрузился в мир Азерота, поучаствовал в захватывающих битвах и приключениях, пообщался с интересными персонажами и представителями других рас. А также прокачал своего персонажа и получил хорошее снаряжение.
Нужны ли друзья для актуальной World of Warcraft?
Когда я немного освоился в игре, то решил попробовать самый крутой вид контента — подземелья и рейды. Подземелья в World of Warcraft — это закрытые зоны, в которых нужно сражаться с врагами вместе с другими игроками ради редкого лута и золота. Задания обычно рассчитаны на группу из 5 человек: 1 танка, 1 лекаря и 3 бойцов.
В подземельях нужно последовательно зачищать коридоры и комнаты, чтобы добраться до боссов. За победу выдают ценное снаряжение, деньги, репутацию и другие награды. Данжи в World of Warcraft бывают нескольких уровней сложности: обычный, героический и мифический. Чем выше сложность, тем сильнее противники и тем лучше награды.
Я чувствовал себя настоящим героем, который должен использовать все свои способности и снаряжение, чтобы помочь друзьям и победить врагов. После прохождения нескольких подземелий я понял, что играть в World of Warcraft лучше со знакомыми игроками. Это делает игру более весёлой и непринуждённой, а активности — более запоминающимися.
Однако необходимости иметь пачку всегда готовых к приключениям друзей, как мне кажется, всё же нет. Можно легко и быстро найти команду рандомов, хотя у них редко есть какая-то тактика, а если есть, то они почти никогда её не придерживаются. Что касается прохождения сюжетных кампаний, то там практически всегда помогают ключевые персонажи истории и различные статисты.
Правда, я ещё не добрался до рейдов — самого навороченного вида эндгейм-активностей в игре, куда ходят группами до 40 человек. Для высокой эффективности в рейдах сначала нужно обзавестись крутым снаряжением, которое придётся добывать десятки часов после получения максимального уровня персонажа. А для этого нужно обойти весь Азерот, выполняя высокоуровневые квесты один за другим.
Думаю, это стоит того. Для многих ветеранов рейды — это то, ради чего они вообще играют в World of Warcraft. Рейды дают возможность испытать своих персонажей на сложных боссах, получить редкие и мощные предметы, насладиться эпичным приключением, а также отработать командные взаимодействия.
10 советов для новичков в «актуале»
- Сразу выберите густонаселённый сервер. В игре сложно (а из России — почти невозможно) перенести прокачанного персонажа на другой сервер. Обычно это небесплатно и занимает около суток (причем персонажем нельзя играть, пока его переносят). Поэтому лучше сразу начинать играть на сервере, где в будущем не будет проблем с быстрым поиском группы.
- Берите любую фракцию или расу на свой вкус, но класс выбирайте с умом. Фракции в World of Warcraft — это Альянс и Орда, которые больше даже не враждуют между собой (только в сюжетной кампании Battle for Azeroth). Расы — это разные народы, принадлежащие к одной из фракций. Однако класс определяет роль вашего персонажа в бою, его способности и стиль игры. Выбирайте то, что вам больше по душе, и не бойтесь экспериментировать.
- Пройдите новую стартовую зону Остров изгнанников. Она научит основам игры. Зона длится с 1-го по 10-й уровень и даже завершается небольшим рейдом.
- Продолжайте приключение в дополнении Battle for Azeroth. После Острова изгнанников вы сможете пройти сюжетную кампанию Battle for Azeroth. В ней вы будете повышать свой уровень от 10-го до примерно 50-го, проходя разные зоны, квесты и подземелья.
- Изучайте свой класс и роль в группе. Каждый класс в World of Warcraft имеет разные специализации, которые определяют его роль в группе: танк (привлекает на себя внимание врагов и защищает союзников), лекарь (восстанавливает здоровье союзников) или боец (добивает врагов и наносит основной урон). Изучайте свои способности, таланты и символы, чтобы эффективно выполнять свою роль и помогать группе.
- Присоединитесь к сообществу и общайтесь с другими игроками. В World of Warcraft можно встретить людей со всего мира. Вы можете общаться с ними через чат, присоединяться к гильдиям, дружить или воевать. World of Warcraft — это не только игра, но и социальная платформа, где вы можете найти новых друзей или даже любовь.
- Исследуйте мир Warcraft и его историю. World of Warcraft — это игра с богатым и увлекательным миром со своей историей, культурой, географией и мифологией. Вы можете исследовать разные зоны, находить секреты и пасхалки, читать книги и записки, слушать диалоги и смотреть кинематографические ролики, чтобы узнать больше о мире Warcraft и его обитателях. А ещё посетить предыдущие дополнения к World of Warcraft, чтобы увидеть, как менялся мир игры с течением времени.
- Коллекционируйте вещи для кастомизации персонажа. В игре есть маунты (верховые животные), питомцы (сопровождают или помогают в бою), скины (внешний вид вашего снаряжения), игрушки (дают разные необычные эффекты), достижения и многое другое. Вы также можете настраивать внешний вид своего персонажа, меняя ему прическу, татуировки, одежду и оружие.
- Пробуйте разные режимы игры. В World of Warcraft есть куча режимов, самое интересное — рейды и PvP. Последний представляет собой не только дуэли на аренах или в открытом мире, но также и командные противостояния на полях боя в духе MOBA.
- Просто наслаждайтесь игрой. Актуальная World of Warcraft — это игра, которая предназначена для развлечения и удовольствия. Не зацикливайтесь на достижении максимального уровня, получении лучшего снаряжения или победе над другими игроками. Делайте то, что вам интересно и весело, играйте в своем темпе, а также не бойтесь ошибаться и учиться на своем опыте.
На мой взгляд, в 2023-м у World of Warcraft есть, чем увлечь нового игрока. Здесь один из самых уникальных и красивых миров в жанре с множеством биомов со своими особенностями и проживающими там существами. Азерот обладает богатой и интересной историей из множества событий, конфликтов и легенд. А красивая и стильная графика создаёт неповторимую атмосферу, которую дополняют очень качественный саундтрек и звуковой дизайн.
Местный геймплей удовлетворяет вкусы и предпочтения самых разных игроков. Одни предпочитают сражаться с другими игроками в PvP, другие — с монстрами и боссами в PvE. Кто-то коллекционирует маунтов и питомцев, а также скины персонажа, различные фигурки и так далее. Игроки, которые интересуются историей и лором Warcraft, больше концентрируются на сюжетных квестах. Некоторые даже занимаются RP — вживаются в роли своих персонажей и общаются с другими игроками исключительно в таком стиле. А ещё в игре можно заниматься ремёслами и крафтом, торговать на аукционе или фармить золото.
И это далеко не всё!
Хотя у World of Warcraft есть и существенные недостатки. Самый важный из них лично для меня — слабый сюжет и персонажи. В игре довольно посредственный сценарий с самоповторами и очень однообразные, не всегда запоминающиеся герои. К тому же сценаристы часто заставляют некоторых персонажей действовать неестественно и противоречиво, чтобы создать интригу. Самый вопиющий пример — Сильвана Ветрокрылая, которая то злая, то добрая, то служит высшим силам, то себе.
Исходя из своего скромного опыта, я могу порекомендовать эту MMORPG тем, кто любит красивую графику, продуманные и гибкие механики, но точно не тем, кто хочет погрузиться в захватывающий сюжет с запоминающихся героями. Даже канон разработчики ломали несколько раз. Вспомнить хотя бы орков, которые «на самом деле» не зелёные (как оказалось в Warlords of Draenor), или постоянно воскрешаемых персонажей прошлого.
Даже почти через 20 лет после релиза у World of Warcraft остаётся огромная и преданная аудитория. Миллионы игроков по всему миру заходят в World of Warcraft каждый день. Это гигантское сообщество, которое общается и взаимодействует не только в игре, но и в реальном мире.
И я очень рад, что наконец-то присоединился к этой движухе!
Текст написал Роман Перов для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать😉 Подписывайтесь в VK и Telegram!