Система Micro Four Thirds, первенец беззеркального направления, даже и не думает ломаться под давлением APS-C-систем и полного кадра. Теперь уже и беззеркальный средний формат представлен (тут и Hasselblad блеснул, и Fujifilm поучаствовала), а Olympus продолжает гнуть свою линию. Причем в своих презентациях компания спокойно утверждает, что с конкурентами на базе APS-C матриц она уже справилась – на очереди, дескать, полный кадр. Подобные хищные разговоры, впрочем, мы слышим еще с момента презентации самой системы восемь лет назад – и да, действительно, не всегда в размере матрицы кроется счастье. На старте преимущество перед любительскими зеркалками у MFT, по сути, было одно – компактность. Но достаточно быстро и Panasonic, и Olympus удалось реализовать потенциал системы и уже замахнуться в том числе на полупрофессиональный сегмент: Panasonic в большей степени пошла по тропе видео, а Olympus запуском линейки OM-D намекнула, что беззеркалка с двойным кропом может быть вполне неплохим репортажным инструментом.
Этот намек стал еще более явным с выпуском модели E-M1 в 2013-м году – но следующего шага, когда намек должен был бы стать уже прямой речью, пришлось ждать три года.
Olympus OM-D E-M1 II – это вот уже третья на текущей photokina новинка в забавной категории «анонс разработки» (development announcement), вслед за упомянутой среднеформатной Fujifilm GFX 50S и Panasonic GH5. Но в отличие от этих камер, существующих действительно в ранних версиях без детализированных спецификаций, E-M1 II почти готова. Да, широкой публике на стенде ее не показывали – вместо нее в центре экспозиции неожиданно выставили голограмму с ее анимированным изображением под стеклом – но в кулуарах были уже вполне рабочие образцы.
|
|
Как внешне, так и по системе управления камера изменилась минимально: те же селекторы 2 х 2, вынесенная налево раздвоенная клавиша управления автофокусом/режимами протяжки, отдельная кнопка для регулировки соотношения светов/теней, фирменный джойстик. Но слегка изменилась форма ручки для хвата (стала удобнее), а сенсорный экранчик теперь не наклонный, а поворотный во всех плоскостях. Камера по-прежнему пыле- и влагозащищена, но стала тяжелее почти на сто грамм (ранее – 497, теперь – 574 грамма).
|
|
Исправлено одно из ключевых ограничений E-M1, которое и отличало ее во-многом от «серьезных» репортажных моделей – вместо одного слота для карты памяти здесь теперь их два. Один – для SD UHS-II, второй принимает SD-карточки только вплоть до UHS-I. Причем предусмотрена опция раздельного использования карточек в режиме «на одну пишется фото, на другую — видео». Очень удобно.
|
|
|
||
На видео, кстати, делается серьезная ставка, чего раньше за Olympus не было замечено – словно существовала внутренняя договоренность в Micro Four Thirds братстве, где у Panasonic был карт-бланш на видеовозможности, а Olympus больше упражнялась в заигрывании с фоторепортерами с помощью фирменного встроенного стабилизатора. Но теперь включилась конкуренция по всем фронтам: Panasonic активно вставляет во все свои новинки постоянно совершенствуемый стаб, а E-M1 II мало того, что получила отсутствовавший ранее выход на наушники, так еще и умеет писать Digital Cinema 4К-видео (4096 x 2060) с битрейтом вплоть до 236 Мбит/с. Причем в этом режиме запись может вестись прямо на карту памяти, а не внешний источник (только и успевайте карточки менять). На внешний же источник можно выдавать сигнал 4:2:2.
С учетом еще и усовершенствованного 5-осевого стабилизатора (компания обещает до 5,5 ступеней компенсации), работающего в паре с электронной стабилизацией (за счет запаса по разрешению это может быть весьма эффективно) камера для видеооператора смотрится весьма интересно.
Но акцент на репортажную съемку никуда не делся. Во-первых, новинка щеголяет гибридным автофокусом, в котором к 121 контрастному датчику прибавлен 121 фазовый, причем все они крестовые, это на сегодняшний день рекорд. За работу с автофокусом отвечает отдельный процессор – в камеру встроена система TruePic VIII сразу с двумя четырехъядерными процессорами – второй отвечает за обработку картинки.
|
|
Во-вторых, E-M1 II научилась снимать со скоростью до 15 кадров в секунду с механическим затвором и 18 кадров в секунду с электронным – и это с покадровым фокусом. При фокусировке по первому кадру доступна серийная съемка с 60 кадрами в секунду (с электронным же, конечно, затвором). Весьма интересна функция Pro Capture: камера начинает съемку при полунажатии на кнопку спуска, успевая сделать до 14 кадров до того, как вы ее нажмете целиком. Причем во всех случаях речь идет о снимках в максимальном разрешении и формате как JPEG, так и RAW. Длина серии – до 100 кадров в несжатом формате, а в JPEG она и вовсе ограничена лишь емкостью/скоростью карты памяти.
Сенсор – 20,4-мегапиксельный без низкочастотного фильтра. Представители компании утверждают, что используется другая матрица, нежели на PEN-F. Естественный диапазон светочувствительности — ISO 200-25600, возможно программное понижение до ISO 64. Для нового затвора обещают ресурс в 200 000 срабатываний.
Также используется новый электронный видоискатель. Матрица – OLED. Коэффициент увеличения – 1,48. Частота обновления – 120 кадров в секунду. Я знакомился с камерой в довольно темном помещении, никаких проблем с задержками изображения не было, картинка не мигала.
В E-M1 II устанавливается и новый аккумулятор емкостью 1720 мА*ч. Впрочем, как долго камера сможет работать на одном его заряде, не сообщается, но обещают прирост в 30% (и в полтора раза более быструю зарядку аккумулятора).
|
|
|
|
Вместе с анонсированной камерой представили россыпь аксессуаров для нее: новую вспышку и три новых объектива — 30mm f/3.5 Macro (компактный и очень резкий макрообъектив, старт продаж в октябре, цена $299), 25mm f/1.2 Pro (влаго- и пылезащищенный, скоростной, старт продаж в октябре по цене $1 199), 12-100mm f/4 Pro. Последний станет комплектным для OM-D E-M1 II и про него стоит сказать на пару слов больше. Да, он тоже не боится брызг и пыли, компактен, обладает невероятно удобным диапазоном фокусных расстояний (35-мм эквивалент – 24-200 мм) и постоянной светосилой. Но к этому всему в него еще и встроен оптический стабилизатор, совместимый с внутрикамерным – вместе они дают до 6,5 ступеней компенсации! Вполне реально сделать несмазанный снимок с рук с выдержкой в полсекунды. Его продажи стартуют в ноябре по цене в $1 299.
Что касается продаж и цены камеры, то тут пока нет точной информации. Из первых уст: обещают точно до конца года, но про ценообразование пока ни слова. Дешево точно не будет, но это действительно стоящая, очень впечатляющая вещь.
ghb,fdktys