Третья статья совместного с Nikon цикла посвящена, пожалуй, самому главному, что должно быть у каждого фотографа – среднефокусной оптике, которую также называют оптикой со стандартным, или нормальным, фокусным расстоянием. Нет, мы не стали тестировать комплектную оптику, но и отходить от нее кардинально далеко не будем. В этот раз у нас оказалось три объектива с фиксированным фокусным расстоянием и один зум-объектив: 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor, 50mm f/1.8G AF-S Nikkor (в специальной версии Silver), 50mm f/1.4G AF-S Nikkor и 35mm f/1.8G AF-S Nikkor.
Как и в прошлый раз, для тестирования использовалась камера Nikon D750 – золотая середина полнокадрового семейства, которая сохраняет баланс между разрешением матрицы, работой на высоком ISO и репортажными способностями. В данном случае использование FX-камеры не столь критично, как при тестировании широкоугольной оптики, но важно для понимания картинки, которую дают объективы с углом обзора, максимально приближенным к нормальному человеческому полю зрения.
Вся оптика тоже, конечно, относится к семейству FX – если полнокадровые объективы можно устанавливать на кроп-камеры, то обратная совместимость оптически ограничена – возникает слишком сильный эффект виньетирования, необходимо сокращать поле зрения до DX-формата. Все объективы относятся к G-серии, лишенной кольца регулировки диафрагмы, также все они, естественно, автофокусные. Два из четырех объективов содержат в составе низкодисперсионные элементы (аббревиатура ED в имени), ни одного объектива со встроенным стабилизатором в этот раз у нас не оказалось.
Перейдем к разговору о каждом объективе в отдельности с большим акцентом на портретную съемку, для которой вся представленная в этом обзоре оптика подходит без малейших оговорок. Самый распространенный в коммерческой фотографии формат – в исполнении классической оптики.
⇡#Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor
Настоящая классика, наиболее часто встречающийся формат после комплектных вариантов вроде 18-55 мм. В диапазоне фокусных расстояний от 24 до 70 мм фотограф снимает большую часть своих фотографий. И качественный объектив, охватывающий этот диапазон, логичным образом автоматически становится хитом.
Собственно, 24-70mm f/2.8G, несмотря на стоимость (более 100 тысяч рублей на момент написания статьи), можно смело называть хитом. Фиксированная светосила при таком диапазоне и при относительно небольших габаритах переводит его в разряд must have для любого профи. Это топовый стандартный зум-объектив в линейке Nikon, без малейших намеков на компромисс в каких-либо параметрах.
Цельнометаллический корпус (магниевый сплав), габариты 83 x 133 мм — это, на самом деле, вполне неплохо: объектив не выглядит очень крупным. Но масса в 900 граммов отлично чувствуется – в сочетании с полнокадровой камерой даже при отсутствии при себе дополнительных объективов он заставит вас серьезно поднапрячься. Это цена качественной картинки в зеркальном мире.
И фокусировочное кольцо, и кольцо трансфокатора выполнены из цепкой на ощупь резины. Они не демонстрируют никаких признаков скорого отслоения от корпуса, как это порой бывает. Фокусировочное кольцо отличается сверхлегким ходом, а кольцо зуммирования – наоборот, тугим, более чувствительным. Все логично. Байонет металлический, с резиновой прослойкой. К сожалению, конструкция объектива телескопическая, то есть передняя часть выдвигается из корпуса, причем это приводит к нарушению весового баланса. Официально это пыле- и влагозащищенный объектив, но в силу наличия заметной щели на корпусе при активации трансфокатора я бы не стал снимать на него в сильный дождь. Страна производства – Япония.
|
|
Собирается объектив в Японии, флагманские продукты Nikon пока не переносит на сторонние заводы. Объектив анонсирован в августе 2007 года – но с тех пор устареть он не успел, оптика вообще «живет» очень долго.
|
|
Диаметр переднего стекла – 77 мм, есть пластиковая резьба для светофильтра. Оптическая схема — 15 элементов в 11 группах — включает три низкодисперсионных элемента, позволяющих снизить проблемы с хроматическими аберрациями, и три асферических элемента. В объективе применяется линза с нанокристаллическим покрытием, которое снижает количество бликов и их выраженность. Диафрагма здесь девятилепестковая.
Стабилизатора 24-70mm f/2.8G лишен. Многие считают стабилизацию излишеством, если речь не идет о телеобъективах, но в данном случае эффект от дрожащих рук в телеположении очень хорошо заметен – приходится слишком «зажимать» выдержку. Также велик и эффект усталости – все-таки объектив весит почти килограмм, так что под конец съемочного дня удерживать камеру с ним столько же крепко и четко, как в начале, уже затруднительно. Стоит признать отсутствие встроенного стабилизатора в этом бескомпромиссном в остальных вещах объективе недостатком.
|
|
|
Диапазон фокусных расстояний — 24-70 мм, в эквиваленте для DX-камер это составляет 38-105 мм. Это значительно понижает пейзажный потенциал оптики при таком применении, но как потретный объектив она становится даже более удобной. Максимальная диафрагма постоянная: f/2.8. Минимальная диафрагма: f/22.
Фокусировка у 24-70 мм работает бесшумно и почти идеально для зум-объектива по скорости. А вот по точности время от времени возникали вопросы – промахи случаются, причем в самых разных ситуациях. Этот момент стоит внимательно отслеживать во время съемки, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом на этапе обработки. Минимальная дистанция фокусировки на широком угле – 38 см.
Картинка на полностью открытой диафрагме отличается замечательной резкостью по центру кадра, но она слегка падает к краям. Для достижения максимальной резкости по всей площади кадра нужно снимать со светосилой от f/5 до f/14. В целом объектив позволяет раскрыть детализацию любой современной камеры Nikon. Не проверяли на D810 – но сомнений в этом нет.
Боке очень приятное – может показаться слегка резковатым и холодным, зато имеет свой характер, что для зум-объектива, в общем, достижение. Контровой свет объектив держит уверенно, с бликами проблем нет.
Дисторсия на предельно широком угле, конечно, есть – но ничего критичного. Ее вполне можно поправить в современном фоторедакторе. Хроматические аберрации сведены к минимуму – низкодисперсионные элементы отрабатывают как надо.
Прекрасный зум-объектив, который хорош как паспортными характеристиками (высокая постоянная светосила при очень удобных фокусных расстояниях), так и в работе: отличная резкость, минимальная склонность к различным искажениям (как хроматическим, так и пространственным), теплая, приятная цветопередача. Есть небольшие претензии к точности фокусировки, но на этом, пожалуй, все. Универсальный объектив на все случаи жизни – почти обязательный инструмент фотографа-профессионала в репортаже и заказной съемке. С портретами он тоже справляется вполне уверенно – причем как с ростовыми, так и с лицевыми. Также вполне может рассматриваться как вариант единственного объектива, который берешь с собой в путешествие.
Стоит 24-70mm f/2.8G ED AF-S в среднем по Москве 109 000 рублей.
Скачать RAW-файлы
⇡#Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor
А вот это уже точно «главный после комплектного». Как правило, именно 50/1.8 становится первым «фиксом» в арсенале начинающего фотографа, только собирающего свой парк оптики по крупицам. Чаще всего такой объектив недорого стоит, обладает неплохой светосилой, позволяющей успешно размывать фон при съемке потретов и, что самое важное, за счет своего фокусного расстояния выдает картинку, лишенную оптических искажений. Наиболее близкое к человеческому полю зрения изображение.
«Полтинник», который оказался на тестировании, – это аж пятая версия одного и того же объектива, выпускается с 2013 года. Она практически идентична с четвертой, анонсированной в 2011 году, выделяясь только серебристым ободком по центру. Он несет исключительно имиджевый заряд – версия Silver создана как комплектная для камеры Nikon Df, которая должна была возродить «пленочные» традиции компании в цифровом формате, но не снискала большого успеха. А объектив остался – впрочем, найти его в продаже нелегко. Но по своим характеристикам и поведению он совершенно ничем не отличается от обычного 50mm f/1.8G AF-S Mk IV, так что впечатления от него можно смело переносить на более традиционную версию.
Это чрезвычайно компактный объектив в пластиковом корпусе, лишенном официальной пыле- и влагозащиты. При этом в районе металлического байонета есть резиновый уплотнитель – серьезную оптику без него в наше время не делают. Фокусировочное кольцо тоже резиновое, с удачным рельефом, легким ходом и характерными отсечками на границах фокусировочной дистанции. Весит он лишь 185 граммов, это один из самых легких объективов в модельном ряду Nikon. Производится 50mm f/1.8G в Китае.
|
|
Диаметр разъема для светофильтра – 58 мм. Сама линза намного меньше и глубоко утоплена в корпус.
|
|
|
Оптическая схема: 7 элементов в 6 группах, включен один асферический элемент. Он, кстати, отмечен в полном названии: 50mm f/1.8G AF-S Aspherical. Все-таки это первый 50-мм объектив в истории Nikon с использованием подобной линзы. Количество лепестков диафрагмы – 7. Нанокристаллического напыления стекло лишено, но из-за конструкции объектива, фактически предусматривающей встроенную бленду, бликов можно не бояться. Максимальная диафрагма – f/1.8, минимальная – f/16. Выдвигающихся при фокусировке частей нет, конструкция монолитная. Нет и встроенного стабилизатора.
|
|
|
При использовании с DX-камерой или в кроп-режиме полнокадрового аппарата фокусное расстояние объектива составляет 75 мм.
По фокусировке к объективу вопросов не возникает. Ультразвуковой мотор отрабатывает тихо, быстро и достаточно точно. Это не объектив-рекордсмен, но для своей роли (портретник-репортажник) он подходит вполне. Минимальная дистанция фокусировки – 45 см.
Резкость весьма неплохая, начиная уже с f/1.8, хотя своего предела она достигает в диапазоне от f/5.6 до f/11 – в студии он проявит себя особенно хорошо. Это, впрочем, норма для всей оптики – еще не придумали объектив, который дает более резкую картинку на открытой диафрагме, чем на закрытой. Резкость к краям на закрытых диафрагмах почти не падает.
Контровой свет объектив держит неплохо, хотя засветы случаются. Боке очень приятное. А вот контраст оставляет желать немного лучшего в сравнении с тем же 50mm f/1.4G – впрочем, это ювелирные различия.
Дисторсия отсутствует — просто в силу физических особенностей оптики. Хроматические аберрации выражены минимально и не оказывают влияния на качество снимка. Только если рассматривать фотографии «под лупой».
В общем, 50mm f/1.8G AF-S — это лучший выбор светосильного объектива по сочетанию цены и качества. Он не предложит оригинальной картинки, а угол обзора у него – самый стандартный из возможных. Но он нигде и не провалится – по всем характеристикам ему можно уверенно ставить оценки от «четверки» до «пятерки». Объектив хорош в первую очередь для новичка, которому он даст распробовать портретную съемку и оценить серьезное размытие заднего плана. Впрочем, и в профессиональных руках он будет смотреться вполне уместно в качестве дополняющей оптики.
Стоит 50mm f/1.8G AF-S в среднем по Москве 15 990 рублей.
Скачать RAW-файлы
Следующая страница →