Насколько хорошо состарилась легендарная трилогия к 2022-ому году.
2021 год трудно назвать успешным для видеоигр. Скорее этот год войдет в историю как один из самых скандальных и проблемных в игровой индустрии: трудности в починке Cyberpunk 2077, разбирательства с внутренней кухней Activision-Blizzard, желание издателей навариться на внезапном буме NFT, дефицит нового поколения консолей и видеокарт, а как следствие и перенос наступления настоящего некст-гена куда-то в ближайшие годы — всё это то, что первым приходит в голову, когда вспоминаешь главные игровые события 2021-го года.
Да и громкие премьеры будто бы сильно не стремились переломить печальную тенденцию: вышедший в ноябре Battlefield 2042 (скоро станет дурной приметой добавлять двадцатку в название) вместо обещанного праздника для фанатов стал для них настоящей катастрофой, а новую часть Call of Duty встретили без особого энтузиазма, о чем говорят снизившиеся продажи серии.
Так и куда бежать игроку, который разочаровался в новых релизах, а переплачивать перекупам за апгрейд железа не желает? Конечно же чистить бэклог!
У каждого порядочного игрока всегда в загашнике лежит пара-тройка игр, купленных по скидке или полученных на бесплатной раздаче, но до которых никак не дойдут руки. Для меня такой игрой стала Dishonored 2: каждый Новый год после боя курантов я сажусь проходить новую игру и в этот раз решено было закрыть список шедевров от Arkane. Но серия Mass Effect нагло оборвала мое спасение Дануолла и Карнаки, заставив все праздники спасать Млечный путь .
Тем приятней, что в 2021-ом году студия BioWare скомпилировала и отшлифовала трилогию в издании Legendary Edition, дав официальный повод наконец познакомится с приключениями коммандера и его команды.
Новенький на «Нормандии»
С порога обозначу исходные, чтобы каждый фанат трилогии мог сказать своё неодобрительное фи и в дальнейшем не удивлялся восторгам или разочарованиям новичка: до Legendary Edition я не проходил ни одну из частей Mass Effect.
Поэтому садясь за трилогию, мне было интересно понять, как игры смотрятся в современном контексте без ностальгического багажа воспоминаний в качестве поклонника серии. На сколько сильно они устарели и устарели ли вообще? Сможет ли игрок, который до этого не был знаком с серией Mass Effect сегодня в неё вовлечься?
Конечно же, интересней всего рассматривать в этом ключе первую часть, которая когда-то в 2007 году заложила основные принципы всей трилогии. Потому сосредоточим свой взор именно на ней, но периодически будем возвращаться к франшизе в целом.
Проходил я за стандартную Джейн Шепард, базовую внешность которой сделали единой во всей трилогии, подогнав под облик из третьей части. И теперь мне трудно представить кого-то другого в главной роли, кроме рыжей веснушчатой девушки. За время прохождения трилогии ни разу не сложилось ощущения, что игры создавались под какой-то один конкретный пол героя – BioWare проделала отличную работу, чтобы все ощущалось естественно и за мужского и за женского персонажа.
Если вдруг вы, как и я, впервые будете проходить трилогию и вам не принципиально за кого играть, то я рекомендовал бы выбрать именно женщину-протагониста. Дженнифер Хейл, женский голос коммандера (Бастиллы из KoTOR, Сэм из Totally Spies и многих других героинь), проделала замечательную работу над ролью: ее Шепард получается дерзкой, местами саркастичной, но при этом достаточно нежной и женственной в более личные моменты сюжета.
Мне показалось, что Шепард у Хейл ощущается более яркой и не такой одномерной, как часто бывают реплики из сценария или мужская версия в исполнении Марка Мира. Хотя, возможно, это просто любовь автора данных строк к рыжим боевитым девушкам.
Давным-давно, в не такой далекой галактике…
Как-то так совпало, что в 2021 году до Mass Effect я прошёл Knights of the Old Republic 2. И без сравнений тут не обойтись. Ещё бы! Ведь у игр одни корни: BioWare когда-то открыла новую главу во вселенной «Звездных войн», перенеся действие первой Star Wars: Knights of The Old Republic на несколько тысячелетий до событий Саги о Скайуокерах.
Сиквелом «Рыцарей старой республики» занималась уже небезызвестная Obsidian Entertainment, а BioWare отправилась делать свою собственную космооперу с азари и кроганами. Спонсировать все это дело решила Microsoft, которой нужны были «свои «Звездные войны» на тогда еще новенький первый Xbox.
Правда, начав прохождение первой игры, кажется, что особо оригинальничать в студии не старались. Сразу же на игрока вываливают тонну экспозиции, в которой, впрочем, не так трудно разобраться, если вы мало-мальски знакомы с научной фантастикой, потому что большая часть элементов заимствована из других произведений. Ну и, конечно же, из «Звездных войн».
Вот есть синекожие азари с отростками на голове вместо фигуристых твилечек, вот воинственные кроганы с вековыми боевыми традициями, которые так же, как и мандалорцы когда-то пламенем битвы захлестнули всю галактику, пока им не настучали по шапкам. Существует мнительный Совет на Цитадели, который не верит главному герою, что зло в глубинах космоса уже близко – пожалуйста, вот вам ордена джедаев и ситхов.
Да и в геймплейном плане первый Mass Effect очень похож на своих праотцов. И хотя боевая система стала более экшеновая, но структурно приходиться заниматься всё тем же. Вот есть широкие открытые локации, где если повезёт, то найдётся пара объектов для взаимодействия и персонаж-квестодатель. А вот коридор подземного комплекса учёных, или военных, или бандитов (или всех разом), где множество механических дверей и ящички, которые можно взламывать мини-игрой, чтобы добраться до скучного содержимого в виде перекрашенной брони, но с другими характеристиками.
В наше время разработчики побоялись бы такое выпускать, учитывая, что даже у многих мобильных игр геймплейные механики стали глубже и разнообразней.
Добавьте к этому заезженную тему спасения галактики от злого зла и на первый взгляд получится весьма унылая картина, предвещающая игроку достаточно шаблонный блокбастер.
Однако, отличает сеттинг две важных детали: первая – это ретрансляторы массы, которые, используя Эффект Массы из названия, позволяют путешествовать по всему Млечному пути. Вторая деталь хоть и кажется обыденней первой, но на практике куда интересней: ведь всё события происходят в не таком уж далеком альтернативном 22-ом веке, где человечество только-только осваивается в пространстве других космических цивилизаций, но ментально ещё недалеко ушло от 21-го столетия.
Последнее отличие позволило BioWare сделать свою вселенную человечней и драматичней, органично разбавив пафос пронизывающий всю игру (а как иначе-то, вселенную же спасаем). Наличие «около Земного» антуража позволило сценаристам более серьезно исследовать темы галактического расизма, межвидовых отношений и других, которые они могли лишь слегка касаться скованные «волшебной» атмосферой «Звездных войн».
Впрочем, это все еще жанр космооперы, поэтому сильных откровений ждать не приходится, но такой налёт научной-фантастики явно идет самобытности Mass Effect на пользу.
Благо, различия между сериями на этом не заканчиваются, они намного фундаментальней, чем может показаться на первый взгляд. Далеко не сразу они предстают глазу и в полной мере являют себя лишь в Mass Effect 2, которая до сих пор считается многими magnum opus студии BioWare. Касаются они ролевой системы.
Не стреляй! Давай поговорим? На первый взгляд в Mass Effect достаточно очевидная диалоговая система, которая влияет на игровой процесс тем, что помогает упростить или усложнить игроку жизнь избежав лишней битвы с противником. Также она дает выбирать моральный облик вашей героини/героя. Кардинально капитан «Нормандии» не поменяется в характере и останется таким же человеком действия с солдафонскими замашками. Шепард — строго задуманный персонаж, как, например, и Геральт из Ривии, но от ваших действий зависит будет ли она в большей степени дипломатом или силовиком. Это касается и почти всех выборов в трилогии. Сюжет резко не свернет в сторону от ваших решений, цель по-прежнему одна — спасти галактику. Но при этом пойдет Шепард по головам или постарается сохранить моральные принципы любой ценной — зависит уже от выбора игрока. Впрочем, пройдя всю первую игру за безусловного праведника для меня стало открытием во второй, что выбирать «плохие» реплики и действия на самом деле не так уж и… плохо. Шепард просто становится заносчивей и острее на язык, находит более резкие выходы из передряг хватаясь за бластер, словно какой-нибудь Хан Соло. Да, это уже не идеал с обложки, которым, возможно, должен быть спаситель всего живого в галактике. Но и Хана Соло ведь тоже злодеем не назовешь, верно? Конечно, если очень захотеть, то можно сделать коммандера достаточно бесчеловечным, жертвующей людьми напропалую. Но куда интересней не идти четко одним курсом из «хороших» или «злых» реплик, а исходить из каждой конкретной ситуации. Самое главное, что при любом раскладе персонаж остается достаточно целостным: вот вам Шепард-идеалистка, спасающая каждую букашку по первому зову, но с замашками персонального диктатора на корабле, а вот вам Шепард циник-нигилист, но готовая ради своих людей на все. Благодаря прописанному главному герою и его взаимодействию с напарниками некоторая банальность сюжета отходит на второй план и следить за происходящим интересно. В сравнении с той же KoTOR количество опций диалога и действия в нем уменьшилось, но когда-то по глубине проработки и постановки Mass Effect определенно стала большим шагом вперед для BioWare. И это чувствуется даже спустя четырнадцать лет. С другой стороны, жертвой такого подхода пала механика боев, которая даже по меркам своего времени выглядела достаточно куцо, и, в лучшем случае, терпимо на фоне других экшен-игр. Скучноватый и бессмысленно затянутый геймплей прямо утомляет, а очередная локация с ровно выстроенными футуристичными ящиками и камнями заранее вызывает раздражение на ещё не высыпавшихся на местность врагов. И как разработчики не старались это исправить, но к сожалению эти чувства кочуют из части в часть. Благо уменьшаясь к Mass Effect 3. Похоже, в самой BioWare этого прекрасно понимают, поэтому в Legendary Edition постарались подтянуть оригинальную Mass Effect до уровня двух других. Но вышло забавно, ведь теперь перестрелки в первой игре ощущаются даже приятней, чем во второй. Иронично, что действительно добротную боевую составляющую сделали только в ответвлении серии Andromeda, где сражаться с врагами наконец стало не только необходимо, но еще и занимательно. При этом приключения семейки Райдеров растеряли в элегантности и глубине повествования, присущие номерным частям, из-за чего и без того банальный сюжет спин-оффа быстро расходится по швам. «Андромеда» должна была стать новым началом серии, а стала еще одним скандальным концом, доказав, что серию в основном любят за историю и персонажей. Хочется надеяться, что BioWare учли опыт предыдущих игр и в новой Mass Effect наконец поженят увлекательное повествование с интересным геймплеем. Ваша история Вместо вариативности в геймплее BioWare сконцентрировалась на эпических срежиссированных моментах, более личном погружении в историю и отношения персонажей. Хорошо это или плохо – спорить уже бессмысленно. В 2007 году студия сделала свою ставку, сразу выпуская игру с прицелом на целую трилогию с голливудским размахом. И ставка сыграла: в конечном итоге история Mass Effect и конкретно Шепард находятся в довольно уникальном положении. Так сходу трудно вспомнить в какой еще крупной серии игр у нас был бы герой органично развивающийся и меняющийся из части в часть под действиями игрока. Под это подходит ранее упомянутый ведьмак, ведь он еще один пример заранее прописанного персонажа (на целых семь книг заранее, ага) стрелку морального компаса которого игроки могли крутить в разные стороны. Правда каждую часть Геральт будто бы начинал с чистого листа, а все его отношения с персонажами оставались в предыдущей игре, когда как каждая пройденная часть Mass Effect грузом ложится на плечи протагониста и игрока. Как минимум в виде уже несколько заполненной шкалы репутации и курьезов в делах сердечных, а как максимум – в виде спасения или уничтожения целых рас в галактике. Следя из части в часть за одним и тем же героем рождается общее чувство ответственности с ним за все ваши совместные приключения. Наверное, именно потому согласно официальной статистике большинство игроков выбирает для коммандера путь «Героя». Даже автор данного текста как ни пытался сделать во второй части из Шепард злодейку в конечном итоге сдался под напором совести, свел героине шрамы и сплотил всю команду, чтобы никого не потерять в Самоубийственной миссии. Стоит вовлечься в спасение целой галактики через личные эмоции и переживания персонажей, как остальные недостатки уходят на второй план. Под внешней схожестью с популярными франшизами и кажущееся пародийностью, начинаешь видеть какое еще сокровище закопали BioWare в своем сеттинге – это дух настоящего космического путешествия. Тот дух, за которой ты прощаешь бюджетность фантастическим сериалам начала 2000-ых, потому что в их основе лежит то же благоговение перед величием бескрайнего космоса. Места волнующего своей таинственностью, скрывающего во тьме созвездий множество загадок. До которых человечество возможно ещё долгие годы не сможет дотянуться, но к которым тянуться безумно хочется. И если вы уловите этот дух, то пустынные холмы очередной планеты на которую приземлился вездеход Мако заполнятся чувством космического первооткрывательства. Устаревший геймдизайн, как старинная шкатулка, скрипя заиграет красивую мелодию Потому что это приземлился не просто какой-то бравый солдат Альянса, а вы вместе с ним. Это и делает Mass Effect не только первоклассным симулятор спасителя галактики, но и просто хорошим личным приключением. А значит Legendary Edition останется не просто отреставрированным музейным экспонатом, а еще долгие годы будет открывать стыковочный шлюз «Нормандии» перед новыми игроками, которые впервые, как и я, решат познакомится с Шепард и её командой. В 2021 году серия Mass Effect смотрится по-прежнему достойно. Не все ее элементы пережили испытание временем, но общего ощущения это сильно не портит. Legendary Edition отличная возможность познакомится с одной из лучших франшиз в игровой индустрии и помянуть добрым словом простых работников из BioWare. Вполне вероятно, что история сделает круг и анонсированный ремейк Star Wars: Knights of The Old Republic будет во многом похож на Mass Effect: разработчики из Aspyr Media уже подтвердили, что боевая система в ремейке избавится от тактической паузы и станет более энергичной. И тут опыт собрата по космоопере был бы очень кстати. Да и сама BioWare сейчас готовит новую игру во вселенной Эффекта Массы. Вполне может быть, что Legendary Edition было задумано для того, чтобы в процессе работы над улучшениями предыдущих частей команда разобрала плюсы и минусы серии, выявила идеальную формулу для будущей игры (заодно дав игрокам возможность перенести свои выборы из трилогии в новую часть, а?). Но как бы там ни было, теперь в полку людей, которые ждут новостей о продолжении Mass Effect, стало на одного больше. #masseffect #bioware Источник Читайте также Утечка о Nintendo Switch 2: китайские компании показывают новые фото — слухи58 mins назад Цири в роли главного героя Ведьмак 4 — это неудачная идея?Сегодня в 03:10 Трейлер, новые скриншоты и почти дата выхода приквела «Мафии»Вчера в 23:00 Комментарии для сайта Cackle
На первый взгляд в Mass Effect достаточно очевидная диалоговая система, которая влияет на игровой процесс тем, что помогает упростить или усложнить игроку жизнь избежав лишней битвы с противником. Также она дает выбирать моральный облик вашей героини/героя. Кардинально капитан «Нормандии» не поменяется в характере и останется таким же человеком действия с солдафонскими замашками. Шепард — строго задуманный персонаж, как, например, и Геральт из Ривии, но от ваших действий зависит будет ли она в большей степени дипломатом или силовиком. Это касается и почти всех выборов в трилогии.
Сюжет резко не свернет в сторону от ваших решений, цель по-прежнему одна — спасти галактику. Но при этом пойдет Шепард по головам или постарается сохранить моральные принципы любой ценной — зависит уже от выбора игрока. Впрочем, пройдя всю первую игру за безусловного праведника для меня стало открытием во второй, что выбирать «плохие» реплики и действия на самом деле не так уж и… плохо. Шепард просто становится заносчивей и острее на язык, находит более резкие выходы из передряг хватаясь за бластер, словно какой-нибудь Хан Соло. Да, это уже не идеал с обложки, которым, возможно, должен быть спаситель всего живого в галактике. Но и Хана Соло ведь тоже злодеем не назовешь, верно?
Конечно, если очень захотеть, то можно сделать коммандера достаточно бесчеловечным, жертвующей людьми напропалую. Но куда интересней не идти четко одним курсом из «хороших» или «злых» реплик, а исходить из каждой конкретной ситуации.
Самое главное, что при любом раскладе персонаж остается достаточно целостным: вот вам Шепард-идеалистка, спасающая каждую букашку по первому зову, но с замашками персонального диктатора на корабле, а вот вам Шепард циник-нигилист, но готовая ради своих людей на все. Благодаря прописанному главному герою и его взаимодействию с напарниками некоторая банальность сюжета отходит на второй план и следить за происходящим интересно. В сравнении с той же KoTOR количество опций диалога и действия в нем уменьшилось, но когда-то по глубине проработки и постановки Mass Effect определенно стала большим шагом вперед для BioWare. И это чувствуется даже спустя четырнадцать лет.
С другой стороны, жертвой такого подхода пала механика боев, которая даже по меркам своего времени выглядела достаточно куцо, и, в лучшем случае, терпимо на фоне других экшен-игр. Скучноватый и бессмысленно затянутый геймплей прямо утомляет, а очередная локация с ровно выстроенными футуристичными ящиками и камнями заранее вызывает раздражение на ещё не высыпавшихся на местность врагов. И как разработчики не старались это исправить, но к сожалению эти чувства кочуют из части в часть. Благо уменьшаясь к Mass Effect 3.
Похоже, в самой BioWare этого прекрасно понимают, поэтому в Legendary Edition постарались подтянуть оригинальную Mass Effect до уровня двух других. Но вышло забавно, ведь теперь перестрелки в первой игре ощущаются даже приятней, чем во второй. Иронично, что действительно добротную боевую составляющую сделали только в ответвлении серии Andromeda, где сражаться с врагами наконец стало не только необходимо, но еще и занимательно. При этом приключения семейки Райдеров растеряли в элегантности и глубине повествования, присущие номерным частям, из-за чего и без того банальный сюжет спин-оффа быстро расходится по швам. «Андромеда» должна была стать новым началом серии, а стала еще одним скандальным концом, доказав, что серию в основном любят за историю и персонажей.
Хочется надеяться, что BioWare учли опыт предыдущих игр и в новой Mass Effect наконец поженят увлекательное повествование с интересным геймплеем.
Ваша история
Вместо вариативности в геймплее BioWare сконцентрировалась на эпических срежиссированных моментах, более личном погружении в историю и отношения персонажей. Хорошо это или плохо – спорить уже бессмысленно. В 2007 году студия сделала свою ставку, сразу выпуская игру с прицелом на целую трилогию с голливудским размахом.
И ставка сыграла: в конечном итоге история Mass Effect и конкретно Шепард находятся в довольно уникальном положении. Так сходу трудно вспомнить в какой еще крупной серии игр у нас был бы герой органично развивающийся и меняющийся из части в часть под действиями игрока. Под это подходит ранее упомянутый ведьмак, ведь он еще один пример заранее прописанного персонажа (на целых семь книг заранее, ага) стрелку морального компаса которого игроки могли крутить в разные стороны. Правда каждую часть Геральт будто бы начинал с чистого листа, а все его отношения с персонажами оставались в предыдущей игре, когда как каждая пройденная часть Mass Effect грузом ложится на плечи протагониста и игрока. Как минимум в виде уже несколько заполненной шкалы репутации и курьезов в делах сердечных, а как максимум – в виде спасения или уничтожения целых рас в галактике.
Следя из части в часть за одним и тем же героем рождается общее чувство ответственности с ним за все ваши совместные приключения. Наверное, именно потому согласно официальной статистике большинство игроков выбирает для коммандера путь «Героя». Даже автор данного текста как ни пытался сделать во второй части из Шепард злодейку в конечном итоге сдался под напором совести, свел героине шрамы и сплотил всю команду, чтобы никого не потерять в Самоубийственной миссии.
Стоит вовлечься в спасение целой галактики через личные эмоции и переживания персонажей, как остальные недостатки уходят на второй план. Под внешней схожестью с популярными франшизами и кажущееся пародийностью, начинаешь видеть какое еще сокровище закопали BioWare в своем сеттинге – это дух настоящего космического путешествия. Тот дух, за которой ты прощаешь бюджетность фантастическим сериалам начала 2000-ых, потому что в их основе лежит то же благоговение перед величием бескрайнего космоса. Места волнующего своей таинственностью, скрывающего во тьме созвездий множество загадок. До которых человечество возможно ещё долгие годы не сможет дотянуться, но к которым тянуться безумно хочется.
И если вы уловите этот дух, то пустынные холмы очередной планеты на которую приземлился вездеход Мако заполнятся чувством космического первооткрывательства. Устаревший геймдизайн, как старинная шкатулка, скрипя заиграет красивую мелодию Потому что это приземлился не просто какой-то бравый солдат Альянса, а вы вместе с ним.
Это и делает Mass Effect не только первоклассным симулятор спасителя галактики, но и просто хорошим личным приключением. А значит Legendary Edition останется не просто отреставрированным музейным экспонатом, а еще долгие годы будет открывать стыковочный шлюз «Нормандии» перед новыми игроками, которые впервые, как и я, решат познакомится с Шепард и её командой.
В 2021 году серия Mass Effect смотрится по-прежнему достойно. Не все ее элементы пережили испытание временем, но общего ощущения это сильно не портит. Legendary Edition отличная возможность познакомится с одной из лучших франшиз в игровой индустрии и помянуть добрым словом простых работников из BioWare.
Вполне вероятно, что история сделает круг и анонсированный ремейк Star Wars: Knights of The Old Republic будет во многом похож на Mass Effect: разработчики из Aspyr Media уже подтвердили, что боевая система в ремейке избавится от тактической паузы и станет более энергичной. И тут опыт собрата по космоопере был бы очень кстати.
Да и сама BioWare сейчас готовит новую игру во вселенной Эффекта Массы. Вполне может быть, что Legendary Edition было задумано для того, чтобы в процессе работы над улучшениями предыдущих частей команда разобрала плюсы и минусы серии, выявила идеальную формулу для будущей игры (заодно дав игрокам возможность перенести свои выборы из трилогии в новую часть, а?). Но как бы там ни было, теперь в полку людей, которые ждут новостей о продолжении Mass Effect, стало на одного больше.
#masseffect #bioware
Источник