Картина режиссера «Американской истории X» с Эдрианом Броуди в главной роли. Небольшое мнение.
Тони Кэй – очень интересный режиссер. Он снял немного фильмов, но пару из них стали по-настоящему культовыми, что не всегда случается с режиссерами, которые сняли даже десятки картин. Самая знаменитая работа Кэя (можно же его фамилию поставить в другой падеж таким образом?) – это «Американская история X», которая запомнилась мне своей неоднозначной идеей, особенно актуальной в наше время.
Но сейчас не о ней. Последний на данный момент фильм Тони, «Учитель на замену», (в оригинале — Detachment, то есть «Отчужденность»; один из самых отвратительных переводов на моей памяти) повествует о Генри, учителе английского языка, который катается от школы к школе, заменяя других преподавателей. В этот раз, ему попалась самая отвратительная школа, которую я когда-либо видел, в одном из неблагополучных районов американского городка. Оскорбить или подраться с учителем – обычное дело для подобного учебного заведения.
Ученики школы, в которой работает главный герой, могут показаться излишне агрессивными и высокомерными. Будто они хотят все время кому-то что-то доказать. На самом деле, это следствие плохого воспитания или его отсутствия. Учителя в этой школе держатся, как могут, но им приходится тяжелее всего: постоянные унижения со стороны школьников, тупейшие требования родителей и наезды со стороны администрации города из-за низкой успеваемости на экзаменах.
Все это приводит к банальному выгоранию. Очень сложно помочь людям, у которых нет ни амбиций, ни желаний чего-то добиться. Но вина школьников здесь тоже относительна: дома их родители относятся к ним, как к дерьму, в школе их сверстники относятся к ним, как к дерьму, вследствие и учителя относятся к ним, как к дерьму. Не специально, конечно, но когда у тебя проблемы и дома, и на работе – сорваться очень легко. Получается такой вот «круговорот дерьма». Что отсылает нас «Американской истории X», где конфликт тоже казался замкнутым кругом.
«Отчужденность» — это история о тех людях, которые пытаются помочь окружающим, но которым самим нужна помощь. Которые хотят сделать мир лучше, но у них не получается. Это может быть кто угодно: врачи, полицейские, пожарные, да и даже вы. Иногда просто не хватает сил, чтобы помочь кому-то. Особенно, когда человек думает, что ему не нужна помощь, из-за чего он идет по заведомо неправильному пути, который не приводит не к чему хорошему. Как спасать других, если нужен кто-то, кто спасет тебя? На эту тему прекрасно выразился сам главный герой: «Мы слово тонем в море без спасательного круга. А ведь мы думали, что будем теми, кто бросает его утопающим».
И картина именно об этом чувстве отчужденности. Уже не остается сил, чтобы решить свои проблемы, перетекающие из дома на работу, и с работы домой. Единственный выход – это замкнуться, держать все в себе и ждать, пока ты взорвёшься, что обязательно когда-нибудь случится. Казалось бы, это замкнутый круг и в каком-то смысле, так оно и есть. Сюжет не предложит решение всех проблем одним взмахом волшебной палочки. Но он ее покажет, подробно опишет, а делать какие-то выводы остается уже вам.
Detachment — максимально приземленный фильм. Он не витает в облаках и не говорит на вселенские темы. Кэй не боится нам показать вещи такими, какими они являются. Жизнь такой, какой она есть. Поэтому картина притворяется любительским документальным фильмом. Иногда даже режет глаза от количества сепии на экране. Но все это нужно, чтобы зритель поверил в «реальность» данных событий. Мы проносимся через это чувство отрешенности, которое не романтизируется и не превозносится. Это приближенное к действительности, ощущение полной потерянности и безысходности. От чего, опять же, люди становятся агрессивными, эгоистичными и замкнутыми.
И плюс-минус таким является и главный герой. Мы видим мир именно его глазами и слышим именно его мысли на протяжении всего хронометража. Из-за этого постоянно всплывает очень много воспоминаний из детства, которые выглядят, как документальные отрывки из прошлого. Они очень сильно влияют на то, кем стал герой в итоге. Генри скрывает в себе много шрамов, но все же пытается помочь ученикам, поставить их на правильный путь. Хотя на первый взгляд эти дети кажутся абсолютно беспомощными. Но кому больше всего нужна помощь, так это как раз ему.
Он работает непостоянным учителем, потому что боится брать на себя ответственность за учеников. Хотя на самом деле, он вполне хороший педагог, но брать на себя должность родителя, наставника — слишком тяжелая ноша. Это можно увидеть в его отношениях с Мередит, которые закончились не самым лучшим способом. Ведь когда ты берешь на себя ответственность за чье-то формирование, не только хорошее ложится на твои плечи, но и плохое.
Лента повествует о конкретных учениках и учителях конкретной школы. Это система. А так как любая такая система, это небольшая реконструкция жизни, то проблематику «Отчужденности» можно перенести и на всю нашу жизнь, только мы будем замечать это не так сильно, потому что школа — более замкнутая система. И выхода из этой «системы» (простите за тавтологию) я, честно, не вижу. Такой сюжет может вызвать очевидную реакцию: «Ну и че? Зачем мне это смотреть?». Кладя руку на сердце, не знаю, что на это ответить. Мне лично кажется, что увидеть проблему — это уже полпути к ее решению.
Тони Кэй – некий аутсайдер кинематографа. И фильмы он снимает такие же. Он, может быть, и использует клишированные методы подачи истории, но рассказывает о проблемах, которые волнуют всех, но никто не решается говорить о них открыто и честно. После его картин остается ощущение потерянности, ведь те вещи, о которых говорит, например, «Отчужденность» касаются каждого, но Кэй не дает ключ от замка, он просто показывает на дверь. Ты ее вроде всегда видел, но сознательно игнорировал. Теперь пора всем нам найти способ, чтобы открыть ее, хотя это может быть невозможно.
Commercial time
Предлагаю теперь зайти в мой авторский телеграм-канал о кино, музыке и когда-нибудь (надеюсь) об играх. Я пишу достаточно подробно, но без лишней воды. Плюс делюсь музыкой и выкладываю запомнившиеся моменты из кино. Насколько это интересно — решать вам. Мое дело оставить ссылку, но буду безумно рад хотя бы одному подписавшемуся.
P.S. немного смешнявки напоследок: