Кадр из фильма
С первых кадров становится очевидно, что бюджета у создателей фильма не было вообще от слова совсем. Сам по себе этот фактор не делает кино плохим по умолчанию — «Ийон Тихий», «Damnatus» или «Колобаха» прекрасны и без бюджета. Но все три примера — это фантастический треш. Вообще, именно треш лучше всего снимается без копейки в кармане, но, к огромному сожалению, его сложно сочетать с историческим пафосом.
Из-за нехватки денег фильм превращается в своеобразную прогулку по музеям — дому-музею Королева, музею РКК «Энергия», музею Дмитровского филиала МГТУ им. Баумана в Орево и памятнику ракете Р-9 у Центрального музея Вооруженных сил. А роль «семерки» на стартовом столе играет РН «Союз» с грузовым кораблем «Прогресс» на реальном Байконуре. Временами это рождает забавные гэги, когда за спинами будущих космонавтов на инструктаже можно разглядеть спускаемый аппарат «Востока-1».
На таком фоне очень резко воспринимаются ошибки, которые нельзя назвать иначе, чем халтурой. В сцене знакомства Королева с будущей второй женой на стене висит фотография Марса с орбитального аппарата «Викинг-1», до которой еще 30 лет, и чертеж ракеты РТ-2, которая начала испытываться спустя 20 лет. При этом пять минут гугления позволили бы найти плакат, который вполне мог бы там висеть.
Некоторые анахронизмы, вроде беседы под еще не созданной Р-9, вынужденны из-за ограничений бюджета, но местами досадной ошибки можно было бы не совершить просто проверив источники.
Также неприятна внезапная и ничем не оправданная отсебятина. То, что говорил Гагарин перед стартом, задокументировано, начиная практически сразу после того, как он занял место в корабле, в фильме же непонятно зачем придумывают сцену, в которой у Гагарина сначала подскакивает до неприемлемого значения пульс, а потом его при непосредственном участии Королева нормализуют. Совершенно непонятно, что этой сценой хотели сказать, а диалоги в стиле «пульс нормализован, можно стартовать» выглядят странными. Причем эти диалоги ведутся уже после команды «ключ на старт», которая в реальности активирует автоматическую систему, запускающую ракету через несколько секунд.
Ради попытки раскрыть характер Королева выдумали практически всегда работающую связь, чтобы Главный конструктор давал ценные указания даже в те моменты, когда в реальности космонавты действовали автономно. Командная работа, увы, и тут показана так себе — Королев везде и всюду командует, не позволяет сотрудникам выпить стакан воды и дает ценные указания. Даже пробку на дороге разруливает он, а соратники мелькают только в эпизодах. Разве что дружба и конфликт с Глушко показываются чуть более подробно.
Вообще, где-то в середине картины я задумался, а о ком вообще фильм? Для биографии Королева он начинается крайне странно — в 1947 году, все, что было раньше — детство, юность, ГИРД вообще не показано. Последние месяцы и смерть тоже отсутствуют. Получается, что фильм снят скорее о функции Главного конструктора, созданной Сталиным после войны и переселившейся в музеи после полета «Восхода-2».
С художественной точки зрения фильм, увы, не блистает. Диалоги местами неестественны, игре актеров при всем желании не поставишь выше «четыре с минусом», а музыка совершенно напрасно пытается копировать «Укрощение огня».
Совершенно не к месту смотрится эпизод с участием министра путей сообщения — возникает ощущение, что РЖД в обмен на спонсорство захотела заказать позитивное упоминание о себе.
Сцена отбора кандидатов в космонавты несправедлива тем, что показаны только полетевшие в итоге космонавты. Ситуация ухудшается, когда потом показывается гибель непонятно откуда взявшегося (для не знакомых с историей) Бондаренко.
Хрущев показан карикатурно, и, вопреки реальности, он почему-то постоянно не хочет поддерживать космонавтику. Ради этого конфликта исказили реальные обстоятельства запуска первого спутника — ракета была, но вскрылась ошибка в теплозащите боеголовки, не дававшая проводить испытания дальше, а в фильме Королев буквально выбивает ракету под спутник у Хрущева.
Сейчас совершенным абсурдом выглядит сцена играющего зорю горниста перед запуском первого спутника, но это, по крайней мере, упоминается у писателя Владимира Губарева как имеющая место быть легенда.
В то же время у картины есть и несомненные достоинства.
Прежде всего, сценарные фантазии остаются в рамках допустимого. Космонавты и инженеры не дерутся, не крушат мебель, не бьются в истериках и не нарушают все возможные правила подряд. Также замечательно, что отсутствует «кровавая гебня», мечтающая кого-нибудь убить или отмочить какую-нибудь злобную глупость. После странной любовной линии в «Укрощении огня» приятно смотреть на исторически верные подробности биографии и хорошее в целом отображение семейных отношений. Подбор актеров также неплох, персонажи вполне узнаваемы.
В итоге разнообразие отечественных фильмов о космосе порождает совершенно гоголевскую ситуацию — вот если бы к эпичности «Укрощения огня» добавить следование фактам фильма «Гагарин: Первый в космосе», дух «Главного» и красоту отображения техники «Времени первых», то получился бы идеальный фильм. Ругать «Главного» рука не поднимается, а хвалить слишком мало причин, так что фильм повисает в неловкости. Лично у меня после просмотра улучшилось отношение к «Укрощению огня» — хорошая история с неудачной любовной линией лучше так себе истории с хорошей. А «Гагарин: Первый в космосе» упрочил свою позицию лучшего отечественного фильма о космосе.
Впрочем, один раз посмотреть фильм стоит хотя бы для общего развития.
Источник