Малоизвестные роли Бенедикта Камербэтча и Тома Холланда, режиссёрский дебют Криса Эванса, а также история дружбы советского космонавта и кубинского радиолюбителя.
За последние пару лет мне довелось посмотреть много фильмов, которые или выходили сразу на ТВ и стриминговых сервисах, не попадали в российский прокат или же получали очень небольшое количество экранов на пару недель, так что их просто никто не замечал.
Часть таких картин пришлась мне по душе. Хотя, конечно, у большинства из них есть недостатки. Но, возможно, кто-то найдёт в этом субъективном списке что-то для себя.
Кстати, подборку можно и нужно продолжить в комментариях. Вдруг именно вы знаете какой-то малоизвестный, но крутой фильм.
Глупый и бессмысленный жест (A Futile and Stupid Gesture)
Биографический фильм от Netflix рассказывает об основателе и главном идеологе знаменитого сатирического журнала National Lampoon Дугласе Кенни.
В последние годы на больших и малых экранах выходит всё больше байопиков о необычных личностях, причём зачастую они построены по одной и той же схеме, которую часто ругают.
Но за этим фильмом стоит режиссёр Дэвид Уэйн («Жаркое американское лето»), который очень любит экспериментировать с формой и расширять границы жанров. Его стиль идеально подходит для рассказа о такой неординарной личности, как Кенни.
В «Глупом и бессмысленном жесте» сам постаревший герой разговаривает со зрителями и буквально с первых же кадров критикует фильм. Мало того, он регулярно отпускает саркастичные комментарии о недостатках жанра. Например, объясняет, почему в сюжет не влезли все реальные персонажи.
Причём даже само присутствие рассказчика в кадре связано с очень важным сюжетным поворотом.
В кадре точно воспроизводят скандальные обложки National Lampoon: фото ребёнка, утонувшего в бассейне, собаку с приставленным к голове пистолетом, чирлидершу без нижнего белья. Всё это с подачи Кенни действительно пускали в печать, за что журнал получал бесконечные иски.
Картина Уэйна позволяет окунуться во времена, когда люди придумывали совсем новые шутки, забыв о границах жанра и любых приличиях. Причём режиссёр старается передать саму хулиганскую атмосферу. Именно поэтому второстепенные роли в картине сыграли разные известные комики: от Сета Грина до Мэтта Лукаса и Наташи Лионн.
Дитя во времени (The Child in Time)
С момента выхода сериала «Шерлок» Бенедикт Камбербэтч превратился в одного из самых плодовитых актёров современности. Он снялся уже в десятке байопиков, присоединился к киновселенной Marvel, не забывая появляться и на телевидении, и в театре.
Но мало кто заметил фильм BBC One «Дитя во времени», где он сыграл главную роль. Сюжет картины основан на одноимённом романе Иэна Макьюэна, автора знаменитого «Искупления». Кстати, оригинальная книга когда-то вызвала много споров: одни критики считали её лучшей работой автора, другие же называли неоправданно жестокой.
Сюжет рассказывает об успешном авторе детских книг Стивене, у которого пропадает ребёнок. Причём происходит это самым будничным образом: отец на минуту отвлёкся, чтобы расплатиться на кассе, а малолетняя дочь уже исчезла.
После этого семейная жизнь Стивена и его жены рушится. Попытки отца найти девочку постепенно перерастают в одержимость. Параллельно рассказывают историю его друга, который ушёл с важного поста в правительстве и начал сходить с ума. А третья сюжетная линия посвящена обсуждению чиновниками закона о защите детей.
Поначалу кажется, что авторы подводят историю к какому-то неожиданному детективному повороту. Но на самом деле «Дитя во времени» — драма о людях, потерявших себя. Именно поэтому на главные роли взяли таких опытных актёров, как Бенедикт Камбербэтч и Келли Макдональд («Подпольная империя»). Они отлично справляются с ролью родителей, которые всё ещё любят друг друга, но не могут находиться рядом из-за травмы.
Побочные сюжетные линии лишь дополняют мрачную атмосферу фильма, где буквально все сходят с ума. А вот финал заставляет задуматься: он оправдывает необычное название и добавляет некоторую долю философии.
Нах@р вас всех: История Уве Болла (Fuck You All: The Uwe Boll Story)
Биографические документалки о самых известных и популярных режиссёрах выходят очень часто. А вот Шон Патрик Шауль решил рассказать историю автора, которого многие зрители просто ненавидят.
Уве Болл прославился ужасными экранизациями видеоигр, странными самопародиями и громкими провалами большинства своих работ. Его называют худшим режиссёром современности. Петицию с призывом, чтобы Болл прекратил снимать кино, подписали сотни тысяч человек.
Как ни странно, этот фильм, состоящий по большей части из интервью режиссёра и актёров, помогает чуть иначе взглянуть не столько на самого героя, сколько на всю индустрию кино.
Конечно, Уве Болл искренне любит свои фильмы, а судя по отзывам тех, кто с ним работал, он ещё и отлично разбирается в кино. Вот только снять хорошо у режиссёра просто не получается. Это объясняют специфическими чертами характера: нетерпеливостью, нежеланием тратить время на репетиции.
Болл нехотя, но признаёт, что его фильмы могут быть не лучшего качества. Но заодно объясняет, что работы многих более популярных режиссёров ничуть не лучше. Он рассказывает, где достать денег на очередную картину и как привлечь популярного актёра. Обычно всё это вообще не связано с качеством фильма, только с правильно выбранным временем и связями.
Ну а ещё «Нах@р вас всех» — очень весёлый фильм. Совершенно ужасные кадры из фильмов Уве Болла перемежаются с его грубыми высказываниями о режиссёрах, актёрах и индустрии в целом.
Где-то во времени (The Fare)
Этот проект режиссёра Дэвида Хэмилтона и сценаристки и актрисы Бринны Келли даже попал в отечественный прокат. Но его ожидаемо мало кто заметил. Напарники уже работали вместе над картиной «Полуночник» 2016 года. Но «Где-то во времени» выглядит более удачным опытом, хотя неожиданное смешение жанров может запутать зрителя.
Завязка сюжета напоминает классическую фантастику о петле времени: таксист Харрис подбирает девушку в глухой местности, они едут в пункт назначения, попадают в бурю, и внезапно герой возвращается к исходной точке.
Большая часть фильма снята в камерной обстановке: действие разворачивается в салоне автомобиля, будто ссылаясь на «Ночь на Земле» Джармуша. Хотя по качеству и атмосфере, конечно, не дотягивает.
Но как только покажется, что сюжет так и будет блуждать по кругу, и весь смысл фильма только в попытках Харриса не забыть события из предыдущего цикла, всё изменится. Авторы замахиваются на принципиально другой жанр. Правда, здесь они уже справляются чуть хуже.
Кого-то может расстроить разрушение уютной атмосферы, которую создаёт первая половина фильма. Но отчасти это помогает почувствовать ощущения самого героя: ему так же беспокойно и неприятно.
При всех недостатках «Где-то во времени» получился очень тёплым фильмом. В первую очередь как раз за счёт камерности. Единственное, к чему стоит подготовиться заранее: визуальные эффекты очень слабые, и даже игра с цветом иногда может раздражать.
Бесит быть нормальным (Mad to Be Normal)
Дэвид Теннант когда-то прославился благодаря яркой и позитивной роли в «Докторе Кто». Но странным образом дальше он стал нередко появляться в кино и сериалах в роли преступников и психопатов: достаточно вспомнить «Джессику Джонс», «Логово Монстра», британскую часть «Преступника» или «Падение в мёртвые воды».
В 2016 году он в очередной раз сыграл в картине о сумасшедших, но немного в другом амплуа. Теннанту досталась главная роль в биографическом фильме про Рональда Дэвида Лэйнга — шотландского психиатра, который прославился своими революционными методами лечения. Строго говоря, Лэйнг утверждал, что его подопечные не больны, им требуется лишь понимание.
Во вступлении фильма сразу говорят, что все события вымышлены, а потому действие не всегда соотносится с реальными фактами. Но именно мотивы и характер Лэйнга переданы очень наглядно. У Теннанта получился противоречивый, но обаятельный герой, который подкупает искренностью своих убеждений.
Кстати, он — далеко не единственная звезда картины. Компанию Теннанту составили Элизабет Мосс, Гэбриэл Бирн и Майкл Гэмбон. Так что за второстепенные роли тоже можно не переживать.
Сюжет в равной мере посвящён как работе Лэйнга, так и его личной жизни, тоже довольно необычной. Возможно, в этом и есть главный недостаток: авторы пытаются упомянуть слишком много событий, и о многом рассказывают слишком поверхностно.
Однако поклонникам Теннанта и тем, кто просто любит нестандартные биографии, «Бесит быть нормальным» наверняка придётся по душе. Это простой, эмоциональный фильм о человеке, который решился пойти против существующих порядков.
Вздрюченные (Get Duked!)
Режиссёрский дебют британца Ниниана Доффа понравится всем поклонникам Эдгара Райта (особенно времён «Типа крутых легавых») и прочих остроумных и жёстких комедиантов.
В центре сюжета трое хулиганов, которых в наказание отправляют в поход по полям и лесам. К ним присоединяется типичный ботаник, сам вызвавшийся пройти это испытание, чтобы получить премию герцога Эдинбургского.
Подростки ожидаемо ведут себя максимально нелепо. Но выясняется, что главная проблема конкурса не в том, чтобы ориентироваться по карте и разводить огонь. На школьников открывают охоту странные аристократы.
«Вздрюченные» полностью состоят из чернушных шуток про наркотики, убийства и расслоение общества. Но всё подано очень энергично и остроумно. Конечно, до эстетики Райта автору далеко, но всё же визуальный ряд выгодно отличается от многих подобных комедий.
Действие иногда превращается в пародию на рэп-клипы, а второстепенные персонажи получились чуть ли не харизматичней главных героев. После середины темп немного спадает, но всё же безумный и нарочито неестественный финал компенсирует все недостатки.
Прежде чем мы расстанемся (Before We Go)
Многие полюбили Криса Эванса ещё после «Фантастической четвёрки». Потом он прекрасно сыграл злого бывшего в «Скотте Пилигриме против всех» Эдгара Райта. Но, конечно же, подавляющее большинство зрителей знает этого актёра по роли Капитана Америки в киновселенной Marvel. Бонусом можно вспомнить и невероятно меметичного Хью из «Достать ножи».
Между этими яркими проектами Эванс успел снять свой первый и пока что единственный фильм — мелодраму «Прежде чем мы расстанемся». Сразу стоит оговориться, что картина ничем не выделяется среди десятков таких же. Это история о двух людях, которые случайно встретились поздно вечером в Нью-Йорке. Девушка оказалась в трудной ситуации, а незнакомец решил ей помочь. Так и начинается ночь, полная приключений и романтики.
Большой плюс в том, что «Прежде чем мы расстанемся» ни на секунду не притворяется чем-то большим, чем мелодрамой с простыми шутками и трогательными сценами. А иногда такие истории приходятся очень даже к месту.
Главное достоинство фильма — исполнители главных ролей. Вместе с Эвансом здесь играет обаятельная Элис Ив, которую вы можете помнить по роли Тифозной Мэри в «Железном кулаке». И эта пара соответствует буквально всем канонам романтического кино.
Серхио и Сергей (Sergio & Serguéi)
О кинематографе Кубы знают немногие. А уж тем более редки случаи, когда фильмы с Острова свободы добираются до лонг-листа «Оскара». Но «Серхио и Сергей» как раз такое исключение, которое, как ни удивительно, будет интересно в первую очередь жителям России.
Действие разворачивается в девяностые годы на Кубе, переживающей экономические сложности. У местного радиолюбителя Серхио много проблем из-за критики власти и общения с американским другом. А однажды он случайно связывается с советским космонавтом Сергеем, застрявшим на станции «Мир». Так и начинается дружба двух человек, разделённых сотнями километров.
Удивительно, но самая фантастическая часть сюжета как раз реальна. В мае 1991 года космонавт Сергей Крикалёв отправился на станцию «Мир», где должен был провести около пяти месяцев. Из-за развала СССР он застрял там больше чем на год. Причём несколько месяцев Крикалёв провёл в одиночестве.
Авторы фильма лишь добавили к этим событиям вымышленную историю дружбы космонавта с кубинцем, который когда-то изучал философию марксизма в СССР и неплохо говорит по-русски.
Аналогии понятны: и Серхио, и Сергей попадают в сложную ситуацию из-за экономических проблем в стране. Вот только их истории противоположны. Один всё время опасается слежки властей и ищет способ прокормить близких, но зато он рядом со своей семьёй. Другой — единственный в мире, кто смотрит на Землю со стороны. Но он совсем один и никак не может повлиять на ситуацию.
Учитывая кубинское производство и совсем небольшой бюджет, «Серхио и Сергей» на удивление красиво снят. Особенно радуют кадры Гаваны с воздуха и вообще будничная жизнь кубинцев начала девяностых.
Король Лир (King Lear)
Современные адаптации произведений Шекспира — не редкость на больших и малых экранах. Достаточно вспомнить хоть «Кориолана» с Рэйфом Файнсом, хоть мини-сериал ShakespeaRe-Told.
В 2018 году канал BBC выпустил новую экранизацию знаменитого «Короля Лира». Главную роль исполнил Энтони Хопкинс (кстати, он в 1999 году уже сыграл в аналогичной версии «Тита»).
Фильм точно повторяет сюжет пьесы, сохранён даже оригинальный текст. Старый король Лир уходит на покой и планирует разделить свои владения между тремя дочерьми. Младшая отказывается льстить отцу и остаётся без наследства. Однако вскоре выясняется, что лишь она готова помогать Лиру, превратившемуся в нищего безумца.
В отличие от многих других осовремененных версий пьес Шекспира, «Король Лир» выглядит менее искусственным и театральным, поскольку его тема актуальна до сих пор. Взаимоотношения детей с некогда властными родителями, предательства в семье и прочие типично шекспировские повороты до сих пор мелькают в новостях.
Хопкинс ожидаемо выдаёт потрясающую актёрскую игру: в начале, когда Лир ещё у власти, персонаж пугает одним взглядом. Но потом немощный старик вызывает лишь жалость. Ходят слухи, что во время съёмок к актёру на улице подошла женщина и начала объяснять, как добраться до приюта. Так что перевоплощение получилось очень правдоподобным.
Эмма Томпсон и Эмили Уотсон, сыгравшие старших дочерей, вызывают неподдельную ненависть, а Флоренс Пью в образе младшей Корделии разительно отличается от них искренностью и теплотой. Но самый удивительный здесь — Карл Джонсон, исполнивший роль шута. Он перетягивает на себя всё внимание даже в общих сценах с Хопкинсом. Тем более, что герою достались самые остроумные реплики.
Паломничество (Pilgrimage)
Работа не слишком известного ирландца Брендана Малдауни сразу привлекает внимание звёздным актёрским составом. В картине снялись Том Холланд, Джон Бернтал и Ричард Армитедж. Однако «Паломничество» не слишком популярно, да и оценки у него довольно низкие.
Действие разворачивается в Ирландии начала XIII века. Группа монахов получает задание перевезти священный камень, к которому могут прикасаться только чистые душой, в безопасное место. В дороге на них нападают враги, и немногочисленным выжившим нужно не только спастись от злодеев, но и вернуть реликвию.
Сюжет разгоняется очень медленно, и в начале зрителю представляют слишком уж много персонажей. Но потом от лишних действующих лиц избавляются, а темп неплохо нарастает.
Наибольшее внимание ожидаемо привлекают персонажи Холланда и Бернтала. Первый вообще не знает жизни вне монастыря и пытается даже в трудных ситуациях поступать праведно. Второй дал обет молчания, но во время сражений превращается в непобедимого воина (все ведь любят экшен-сцены с Бернталом).
Что интересно, автор фильма так и не даёт ответа: реальны ли сверхъестественные силы реликвии, вокруг которой столько страстей, или же, как говорит один из героев, её можно заменить любым камнем, и никто не заметит разницы. Речь в фильме идёт как раз о борьбе за свою веру и готовность пожертвовать ради неё жизнью. Хотя некоторые священники этим грубо пользуются.
У большинства перечисленных фильмов совсем небольшие бюджеты, и не стоит от них ждать какого-то особенно захватывающего визуального ряда. Но это неплохая возможность познакомиться с новыми режиссёрами и актёрами или увидеть звёзд в необычных амплуа.
Если вам есть что добавить к списку — делитесь своими рекомендациями.