Разбираем первый вариант сценария девятого эпизода Саги.
В начале 2020 года на Reddit и YouTube появился подробный пересказ сюжета девятого эпизода «Звёздных войн» за авторством Колина Треворроу и Дерека Коннолли, а спустя пару недель в сети появился и полный текст сценария, получившего название «Дуэль судеб». Утёкшие примерно в то же время концепт-арты, комментарии инсайдеров и твиты самого Треворроу подтверждают подлинность документа.
При изучении документа важно понимать несколько моментов: во-первых, поскольку Треворроу писал сценарий заключительного фильма новой трилогии, он был вынужден работать с материалом, доставшимся ему в наследство от Джей Джея Абрамса и Райана Джонсона. Так что поменять некоторые линии или сюжетные арки персонажей он был попросту не в состоянии.
Во вторых, сценарий датирован 16 декабря 2016 года, то есть перед нами одна из первых, черновых версий, и при иных обстоятельствах Треворроу и Коннолли, скорее всего, смогли бы довести сценарий до ума и избавить его от большинства оставшихся проблем.
Однако всего через полторы недели после того, как Треворроу и Коннолли сдали текст, умерла Кэрри Фишер, и эта версия сценария потеряла всякий смысл. Треворроу внезапно лишился важной для повествования героини и был вынужден строить сюжет без участия генерала Леи. По всей видимости, именно после этого у него и возникли творческие разногласия с главой Lucasfilm Кэтлин Кеннеди, из-за которых режиссёр был вынужден покинуть проект в августе 2017 года.
Мы можем лишь предполагать, какие изменения режиссёру пришлось внести в сценарий — по крайней мере, до тех пор, пока не увидим более свежую версию сценария. Но сейчас картина следующая: при всех своих недостатках и ряде откровенно неудачных сценарных решений, история, которую нам хотели рассказать Треворроу и Коннолли, в целом интереснее, логичнее и оказывает гораздо большее эмоциональное воздействие на зрителя, чем тот сюжет Джей Джея Абрамса и Криса Террио.
Подробно рассказываем, что было в раннем варианта сценария Треворроу, чем он отличался от итогового фильма — как в лучшую, так и в худшую сторону. А для наглядности иллюстрируем это всё концепт-артами.
Ключевые отличия
Перед премьерой «Скайуокер. Восход» Джей Джей Абрамс не раз подчёркивал, что в начале фильма троица главных героев впервые за всю трилогию отправится в приключение вместе.
Треворроу не испытывает подобных сантиментов. Во-первых, в его сценарии главных героев фактически становится четверо, так как Роуз получает столько же экранного времени, сколько и По с Финном. А во-вторых, хотя в начале «Дуэли» Финн, По, Роуз и Рей действительно на краткий миг пересекаются на одной миссии, но затем делятся на две группы и действуют раздельно до самого конца фильма.
Судя по некоторым деталям — например, по седине в волосах верховного канцлера Хакса — между событиями восьмого и девятого эпизодов по версии Треворроу и Коннолли прошло больше времени, чем у Абрамса. Речь идёт, как минимум, о нескольких годах, за которые Первый Орден окончательно захватил всю галактику.
Незадолго до начала событий «Дуэли судеб» Кайло Рен приказал обрубить любую связь между соседними системами, и вся галактика погрузилась в информационный «блэкаут». Корабли по-прежнему могут пользоваться гиперпространственными маршрутами, но теперь никто не может заранее предупредить о своём визите и никто не знает, что его ждёт в пункте назначения.
В этой версии Палпатин появляется только в виде голограммы на Мустафаре, и уж конечно между ним и Рей нет никакого родства. Согласно Треворроу, настоящее имя Рей — Рей Солана. Её родители спрятали девочку на Джакку, потому что опасались за её жизнь — Сноук почувствовал в малышке угрозу и отправил рыцарей Рен разобраться с ней. Да, по «Дуэли судеб» именно Кайло убил родителей Рей.
Рыцари Рен также появляются в сюжете. В этой версии их всего четверо, в начале фильма они казнят имперского адмирала на верфях Куата, затем гоняются за «Тысячелетним соколом» по астероидному полю, а в конце второго акта всем скопом бесславно погибают в драке с Рей, По и Чубаккой.
В отличие от «Скайуокер. Восход», в «Дуэли судеб» важную роль играет Роуз Тико. И это логично: Треворроу и Коннолли сдали свою версию сценария за год до премьеры «Последних джедаев», когда ещё никто не мог предположить, какую реакцию вызовет Роуз у отдельных фанатов. Тогда у создателей франшизы явно были далеко идущие планы на этого персонажа.
Роуз из «Дуэли судеб» — умелый и эффективный боец, проявляющий все задатки лидера и приносящий Сопротивлению больше пользы, чем Финн и По вместе взятые. У неё есть как минимум одна сильная сцена, в которой девушка выдерживает жестокую пытку от рук канцлера Хакса.
В «Дуэли судеб» также появляется Лэндо. Правда, в отличие от «Восхода», здесь Калриссиан по-прежнему занимает важное место в иерархии преступного мира галактики. Лея выживает, а о парне с метлой из финала «Джедаев» никто не забывает — в концовке «Дуэли» его можно увидеть среди революционеров на Корусканте.
Но главное отличие от версии Абрамса кроется именно в финале. По Треворроу, Кайло Рен недостоин искупления, он остаётся на тёмной стороне. И лишь в самом конце, услышав в Силе голос матери, он возвращается к свету, возвращает Рей почти выкаченную из неё жизненную энергию и умирает.
А ещё Треворроу окончательно выкидывает в мусорку идеи предыдущих фильмов. Согласно Лукасу, равновесие во вселенной возникает за счёт баланса Света и Тьмы, причём две стороны Силы всегда будут оставаться противоположными друг другу — нельзя одновременно быть светлым и тёмным.
Но у Треворроу Рей открывается всем сторонам своей натуры, впитывает и свет, и тьму и немедленно возвышается над ситхами и джедаями прошлого, став чем-то большим. Вишенка на торте? Джедаи прошлого в лице Йоды признают, что были слепы и ограничены, и что Рей Солана многому их научила.
Что получилось лучше
По сравнению с фильмом Абрамса, в «Дуэли судеб» лучше прописаны характеры большинства персонажей, пусть даже большая часть эволюции случилась за кадром и пришлась на промежуток между восьмым и девятым эпизодами. Рей стала джедайкой (причём в версии Треворроу она носит чёрный костюм, схожий с одеянием Люка в «Возвращении джедая», и орудует двойным световым мечом), Финн окончательно превратился в сопротивленца, а Роуз выросла в настоящего лидера.
Правда, когда речь заходит об арках героев в рамках конкретно «Дуэли судеб», то тут всё становится менее очевидно. Чёткое развитие и завершение своих историй получили только Рей и Финн: первая объединила в себе черты джедаев и ситхов будущего и этим установила настоящее равновесие в Силе, а второй из предателя и дезертира эволюционировал в лидера революции.
В «Дуэли судеб» отсутствует абсурдная линия с воскрешением Императора (хотя её альтернатива не сильно лучше), в сценарии гораздо больше смешных моментов и шуток, но самое главное — он куда сильнее трогает зрителя на эмоциональном уровне.
Треворроу в своём сюжете играет не только на ностальгии к Оригинальной трилогии, но и на чувствах к героям фильма. Обращение Леи к союзникам Сопротивления и речь Финна перед беженцами на Корусканте пробирают до мурашек, предположительная гибель и последующее воскрешение R2D2 пробивает на слёзы, а когда дроид начинает заново переживать свою жизнь и показывает Лее и зрителям кадры из Оригинальной трилогии — тут комментарии излишни.
Параллели с тем, что было раньше
«Скайуокер. Восход» позиционировался создателями как эпическое завершение всех девяти фильмов, но при этом помимо появления Палпатина, короткого визита Кайло на Мустафар и возвращения к обломкам второй «Звезды смерти», особой связи с Оригинальной трилогией или приквелами в девятом эпизоде от Абрамса не было.
Сценарий Треворроу и Коннолли гораздо сильнее завязан на предыдущих фильмах и Расширенной вселенной. Повествование начинается на верфях Куата, часть событий разворачивается на Корусканте, а финальное противостояние Кайло и Рей и вовсе происходит на Мортисе — придуманной Джорджем Лукасом и Дейвом Филони планете, где в «Войнах клонов» обитали аватары светлой и тёмной сторон Силы.
В отдельных сценах Треворроу и Коннолли и вовсе проводят параллели с теми или иными сценами из предыдущих фильмов. В первом акте медицинские дроиды привозят пострадавшего после взрыва в ситхской гробнице Кайло Рена на Корускант точно также, как в финале «Мести ситхов» в галактическую столицу привезли Вейдера. В завершение сцены на лицо Рена даже опускается его отремонтированная маска.
Одержимость Рена Вейдером получает неожиданное завершение: Кайло выбрасывает дедовский шлем с балкона, решив, что лорд ситхов потерпел неудачу, посколько позволил любви затуманить свой рассудок. Правда, в итоге Вейдер получает возможность отомстить: в сцене, напоминающей спуск Люка в пещеру на Дагобе в пятом эпизоде, Кайло тоже скрещивает мечи с призраком Дарта Вейдера… и сокрушительно проигрывает.
Есть и другие параллели: как уже было сказано, Рей носит чёрный костюм; после бегства с базы Сопротивления Чубакка, По и Рей пытаются оторваться от рыцарей Рен в астероидном поле; в финале Чуи получает медаль наравне с остальными.
Сходства с историей Абрамса
Хотя Джей Джей Абрамс в интервью говорил, что отказался от всех наработок Треворроу и Коннолли и начал с чистого листа, какие-то параллели с сюжетом «Дуэли судеб» в «Восходе» остались.
Как и у Абрамса, в версии Треворроу у Первого Ордена есть мобильное оружие, способное одним выстрелом взорвать целую планету. Правда, в отличие от «Восхода», здесь оно существует в единственном экземпляре и установлено на флагмане Хакса.
В третьем акте Кайло осваивает технику высасывания жизненной силы из других существ — в финале «Восхода» что-то подобное пытается провернуть Палпатин на Экзоголе. Палпатин появляется в «Дуэли», однако в более уместной роли голограммы в пустой гробнице.
Как и у Абрамса, в сценарии «Дуэли судеб» появляется Лэндо, и именно он в финале приводит подмогу. Кайло встречает на Мортисе призрак Хана, а Рей умеет пользоваться молниями Силы.
Как и Абрамс, Треворроу касается темы штурмовиков Первого Ордена, ещё в пелёнках похищенных из родных домов. Но если Абрамс не даёт бойцам Первого Ордена шанса на искупление, то в «Дуэли судеб» Финн не забывает о судьбах своих братьев и даже переманивает на сторону Сопротивления целый отряд штурмовиков.
Что получилось хуже
Главная проблема «Дуэли судеб» — прямое следствие предыдущих сценарных решений Джей Джея Абрамса и Райана Джонсона. Первый придумал для «Пробуждения Силы» унылого клона Палпатина, а второй в «Последних джедаях» цинично его прикончил, лишив новую трилогию главного злодея.
Треворроу попытался решить проблему количеством, добавив в сценарий кучу плохих парней, но ни один из них не смог закрыть оставшуюся после гибели Сноука пустоту.
Кайло Рен, при всей фанатской любви или ненависти — человек неоднозначный, метущийся и едва ли не до самого конца пытающийся доказать самому себе и всей галактике, что он — великий злодей. Да, совершенных им злодеяний наверняка хватило бы на смертный приговор по обвинению в геноциде в любом нормальном галактическом суде. Но на деле Кайло не смог убедить в своей злодейскости даже самого себя.
У Треворроу и Коннолли Хакс продолжил начатый в «Последних джедаях» курс и стал больше походить на комического персонажа. И хотя Хаксу из «Дуэли судеб» далеко до того, что мы увидели в «Восходе», толку от него на экране всё равно немного.
Рыцари Рен бесполезны так же, как и в итоговой версии девятого эпизода, штурмовики дружными рядами дезертируют из злодеев в жертвы, а мандалорские наёмники, заменившие штурмовиков в качестве основного пушечного мяса Первого Ордена, не оставляют после себя никаких положительных впечатлений.
Возможно, именно отсутствие вменяемого злодея побудило Треворроу ввести в повествование загадочного Тора Валума, якобы древнее существо, некогда обучавшее самого Палпатина. Однако Тор Валум получился провальным персонажем.
Во-первых, Треворроу противоречит самому Лукасу, который называл учителем Сидиуса Дарта Плэгаса. А во-вторых, поначалу в истории были намёки, что Валум — могущественное, умное и древнее существо. В реальности же он появился в сюжете всего на две сцены и бесславно погиб от рук Кайло Рена, применившего на нём технику Силы, которой Валум только что сам Рена и научил.
В версии Треворроу некоторые персонажи сами на себя непохожи, а их поступки выбиваются из ранее установленного характера. К примеру, в «Дуэли судеб» между По и Рей внезапно вспыхнули взаимные чувства — и это при том, что за два предыдущих фильма они встретились на экране ровно один раз.
В принципе, для сюжета «Дуэли судеб» По Дэмерон вообще не нужен, большую часть повествования он бесцельно путается под ногами у других персонажей.
Ставший верховным канцлером Хакс внезапно обретает веру в Силу, пытается самостоятельно ею пользоваться и даже хранит в своих покоях коллекцию световых мечей. А в конце, когда Хакс понимает, что дело Первого Ордена проиграно, он и вовсе делает сепукку световым мечом. Впрочем, Абрамс обошёлся с ним ещё хуже.
Хватает в сценарии и других странностей: Кайло силой мысли останавливает путешествующий от планеты к планете сопротивленческий сигнал, Чуи садится за штурвал крестокрыла, Трипио уничтожает дроидов Первого Ордена, секретный ситхский голокрон сначала проигрывает секретное сообщение в лицо первому встречному, и только потом догадывается проверить его допуск.
А ещё Треворроу и Коннолли не удалась сцена смерти Кайло Рена: Рен возвращается к свету… после просьбы Леи вернуться домой. Услышав голос матери, Кайло мигом возвращает Рей всю высосанную из неё энергию и умирает от изнеможения уже Беном Соло. А раньше Лея сыну позвонить не могла?
Сценарий Колина Треворроу и Дерека Коннолли не идеален, но даже в черновом состоянии он лучше финальной версии фильма от Джей Джея Абрамса. Остаётся только гадать, каким бы получился финальный вариант Треворроу, если бы Кэрри Фишер осталась жива, а Кэтлин Кеннеди не решила в очередной раз заняться кадровыми перестановками.