Нереализованный потенциал: каким получился первый эпизод «Этерны» — самого масштабного сериала «Кинопоиска»

Слишком много экспозиции и слишком мало бюджета.

Нереализованный потенциал: каким получился первый эпизод «Этерны» — самого масштабного сериала «Кинопоиска»

О своём успешном фэнтези российский кинопром мечтает уже очень давно, но большинство экранизаций получились неудачными. Можно вспомнить о печальном опыте «Волкодава», «Вия» 2014 года, «Книги мастеров» и многих других провальных фильмов.

Но есть у российского кино и удачные примеры вроде «Ночного дозора» и «Последнего богатыря», поэтому у «Этерны» как минимум был потенциал. Сериалу на руку играл и заказчик в виде «Кинопоиска», и фундамент в виде большого цикла «Отблески Этерны» Веры Камши. Но получилось совсем неубедительно — у шоу почти нет весомых достоинств.

Сплошная экспозиция

Главная проблема «Этерны» — слишком детальное описание мира и действующих лиц. Создатели в анимированном интро вываливают зрителям сразу всю подноготную вселенной, называя десятки имён и локаций.

Кэртиана, Талиг, Ракан, Великий излом, Оллар завоеватель, Повелитель ветра, Повелитель скал, Агарис — все эти названия, имена и титулы, по сути, ничего не значат в начале эпизода. Вместо того, чтобы постепенно вводить зрителей в курс дела, создатели «Этерны» пытаются мимоходом объяснить лор вселенной за несколько минут. Но задумка попросту не работает.

Дальше проблема лишь усугубляется: возникает ощущение, будто смотришь не первую серию, а середину сезона. Подразумевается, что зритель понимает, о чём говорят персонажи, кого они упоминают в диалогах и что им нужно. Кое-как можно разобраться лишь в мотивации главных героев — принца в изгнании Альдо Ракана и герцога Ричарда Окделла, но остальные персонажи так и остаются загадкой. «Этерне» не хватает последовательности, промежуточных сцен, которые бы плавно погружали зрителей в происходящие события.

Понятно, что это всего лишь первый эпизод, и сценаристы явно хотели представить в пилоте всех действующих лиц, чтобы потом целиком сконцентрироваться на развитии основной сюжетной линии. Но неправдоподобные диалоги не оправдать ничем: они почти целиком состоят из экспозиции.

В разговорах герои постоянно упоминают либо о своих ролях в этой истории («Говорят, я лучший фехтовальщик Надора»), либо о прошлых событиях («Я каждую ночь возвращаюсь на бойню Ренквахи»). Других тем в их общении почти нет, а без них они сразу теряют свои сюжетные функции. Биография персонажей умещается в одно словосочетание: вот он — маршал без войска, а тот — сын мятежника. Больше о них нечего сказать.

Возможно, в оригинальных книгах они действительно хорошо проработаны, но в сериале герои получились невыразительными и скучными. В первом эпизоде не за что зацепиться: в нём нет никакой интриги. В дебютной серии «Игры престолов» сценаристы за час успешно показали несколько семейств Вестероса, устройство вселенной и интересную концовку. А за полтора часа «Этерны» создатели не справились даже с двумя сюжетными линиями.

Бюджетность во всём

В заголовке одной из сопроводительных статей «Кинопоиска» сериал называют «великим фэнтези» и сравнивают с «Игрой престолов» и «Ведьмаком», но их уровню «Этерна» точно не соответствует. Дело не только в проблемном сценарии, но и в бюджетности и обидных технических недостатках.

Декорации выглядят неплохо, но постановка напоминает не масштабные западные шоу, а турецкий «Великолепный век» — актёры, как и там, ведут себя слишком театрально и наигранно. Но по бюджету «Этерна» и ему явно проигрывает: всё действие разворачивается в каких-то закрытых тёмных помещениях и на тесных улочках. Богатый город-государство Агарис показан чуть ли не как одна терраса и полтора коридора, а училище оруженосцев Лаик, кажется, состоит только из одного плохо освещённого зала и полуразрушенной галереи.

Различить локации, снятые на натуре, и павильоны очень легко: на той же террасе Агариса трудно не заметить зелёный экран, небрежные компьютерные эффекты и неестественное освещение. Декорации же зачастую выглядят пустыми — им не хватает каких-то деталей, чтобы запомниться.

Ещё «Этерна» страдает от типичной проблемы российских фильмов и сериалов — плохой работы со звуком. Персонажи часто говорят слишком тихо, а некоторые имена не разобрать без субтитров. Диалоги порой обрываются слишком резко из-за неправильного сведения.

Это может показаться мелочью, но все технические изъяны сильно влияют на восприятие сериала. Из-за них визуальный и звуковой ряд не приносит никакого удовольствия. «Этерна» почти ничем не выделяется, так как даже цветокоррекцией шоу сильно напоминает ту же «Игру престолов» и «Ведьмака», на которых, видимо, создатели и ориентировались.

Действительно радуют только удачно сделанные костюмы, отсылающие к Европе эпохи Нового времени и Османской империи. Но они не спасают все остальные элементы сериала.

Минимум интересных событий и клишированность

Создатели «Этерны» продвигают первый эпизод как самостоятельный полуторачасовой фильм, но язык не поворачивается назвать его таковым. В «Части первой» нет цельной истории: законченной можно считать только сюжетную линию с училищем, но арка принца резко обрывается. Продолжения, судя по заявлениям «Кинопоиска», придётся ждать аж целый год.

Не очень ясно, что мешало создателям начать выпускать первый сезон в 2023-м. «Этерна» задумана и снята как сериал, в отличие от какого-нибудь «Гоголя», которого выпускали в кинотеатрах. По-настоящему зрелищных сцен здесь всего две — битва в начале и, с натяжкой, спортивная игра в училище. Всё остальное время уделено скучным экспозиционным диалогам, которые без контекста следующих серий всё равно мало что значат.

Наверняка оригинальный цикл Веры Камши хвалят не просто так, но в сериале всё происходящее кажется слишком клишированным. Альдо, принц в изгнании, напоминает Дейнерис Таргариен из «Игры престолов», а его соратник, маршал Робер, — Джораха Мормонта из этого же произведения. Герцог Окделл, который хочет отомстить за убитого отца, будто соткан из десятков похожих героев. И таких примеров много.

В первом эпизоде не чувствуется масштабности и эпика. Наоборот, мир «Этерны» кажется маленьким, а его конфликты — уж очень локальными. Эта вселенная выглядит интересной по описанию, но сериал, из-за своей бюджетности, не может показать её по достоинству.

Возможно, в следующих сериях станет поинтереснее, но их придётся долго ждать. «Часть первая», если рассматривать её как самостоятельный фильм, не выдерживает никакой критики. Если же оценивать её как первую серию, она вообще не интригует. И очень жаль — создатели явно не смогли раскрыть потенциал этой истории.

Что понравилось

  • Местами неплохие декорации.
  • Отличные костюмы, напоминающие о Европе эпохи Нового времени и Османской империи.

Что не понравилось

  • Запутанный сюжет, в котором трудно разобраться из-за обилия имён и названий.
  • Неинтересные персонажи, о которых нечего сказать.
  • Постановкой и масштабами сериал напоминает турецкий «Великолепный век», а не западные шоу вроде «Игры престолов» и «Ведьмака».
  • Неестественное освещение и небрежная компьютерная графика.
  • Персонажей часто не слышно из-за плохой работы со звуком.
  • Это не цельная и самостоятельная история, а пилотная серия к эпизодам, которые выйдут только через год.

#этерна #обзоры #мнения

 

Источник

Читайте также