Неогранённые драгоценности. Камень преткновения

— Ты хорошо проводишь время?

Цитата из фильма

Жажда наживы. Неконтролируемая жажда наживы. Никогда и ни к чему хорошему она не приводила ни одного человека. Любая попытка заигрывать с судьбой ради денег – это заведомо проигранный матч, даже если по факту он и принёс победу. Человек терпит поражение в тот момент, как только начинает испытывать свою жизнь перед лицом азарта.

Неогранённые драгоценности. Камень преткновения

Существует очень тонкая грань между человеком «просто» увлекающимся азартными играми, ставками и прочими не самыми благодарными вещами, и человеком, страдающим психическим расстройством на фоне этого. Превратиться из первого во второго очень легко. Однако вернуться – дело намного большего труда. Грань настолько иллюзорна, что порой можно усомниться в том, есть ли она вообще.

Братья Сафди чувствуют эту грань хорошо. Порой даже слишком. В своей новой картине они рассказывают историю Говарда Ратнера – еврея, владеющего небольшим ювелирным бутиком «KMH Gems & Jewelry» в месте, именующимся «Бриллиантовым районом» в Нью-Йорке. Говард – лудоман, погрязший в карточных долгах на общую сумму в 100 тысяч долларов, которые он должен своему шурину-ростовщику Арно.

По личному заказу, из разрабатываемой шахты в Африке, где он был обнаружен двумя рабочими, к Говарду в руки попадает большого размера чёрный опал, вмурованный в кусок руды. Камень, вокруг которого и начинают вращаться все события.

«Неогранённые драгоценности» — трагикомедийный криминальный триллер, снятый Бенджамином и Джошем Сафди по ними же написанному оригинальному сценарию в соавторстве с Рональдом Бронштейном. Человеком, который работал и над предыдущим фильмом братьев «Хорошее время» (2017). Фильм производства кинокомпании «A24» в сотрудничестве с «Netflix».

Как и в случае с «Хорошим временем», в своей новой картине режиссёры помещают в центр событий персонажа, ловко выкручивающегося из подлинно невероятных в своей бесперспективности ситуаций, далеко не отступая от уже знакомых формы и содержания. От чего зритель наблюдает схожую, как минимум в деталях, историю о человеке, назвать которого однозначно положительным язык не поворачивается.

Что, конечно, неплохо. Однако с точки зрения новизны сценарных идей это отнюдь привносит ощущение прогрессии в творчестве режиссёров. Да и то, разве что в исполнении. Но если концепция работает, почему этим не пользоваться. И пока что подобный подход может быть полностью оправдан свежестью реализации и незаезженностью мотивов.

На протяжении всего хронометража фильм держит в бешеном напряжении, под конец буквально переворачивая вас с ног на голову. Несмотря на то что история, по крайней мере по ощущениям, может быть знакома, братьям Сафди удивительным образом удаётся привлекать к происходящим событиям внимание настолько сильно, что оставить все попытки не сопереживать главному герою на экране решительно не получается.

Поразительно, как режиссёры умудряются сочетать по обе стороны экрана, казалось бы две противоречащие друг другу вещи. Эмпатия по отношению к психически нездоровому, назойливому и даже где-то мерзкому человеку с откровенной игровой зависимостью — не самое частое для кино явление. Но в этом и есть вся прелесть данного парадокса. Персонаж воспринимается настоящим. На его примере режиссёры говорят: «Даже негодяев есть за что жалеть». Как ни странно, Говард пусть больше и «анти», но всё же «герой».

Попавшая в руки Говарда «Неогранённая драгоценность» в виде куска руды с чёрным опалом внутри, в глазах, как режиссёров, так и зрителей становится для героя в прямом смысле камнем преткновения. С одной лишь разницей в цели, достижению которой этот «камень» препятствует.

Цели более важной, чем что-либо к чему мог бы стремиться горе-игрок – жить нормальной жизнью. Через вереницу событий, запущенную с появлением этого камня, как и через последствия этих событий Бенджамин и Джош будто цитируют одну пословицу о двух зайцах. Хоть, конкретно в этом случае, зайцев немного больше, чем два.

Помимо этого своей картиной режиссёры показывают, что потерянное доверие, к сожалению, порой вернуть безумно сложно или невозможно вообще, ни с помощью слов, ни даже денег. Размышляют об алчности, обмане, суевериях и скверном эгоизме. Говорят о важности умения видеть ту коварную грань и об ответственности понимания, в какой именно момент нужно остановиться. Когда имеешь многое, не стоит гнаться за большим, чтобы не потерять всё.

В фильме очень густая атмосфера. И как уже упоминалось ранее, сумасшедший темп. Один эпизод сменяется другим, тогда как другой подгоняется уже третьим. И вроде общее действо происходит буквально в паре локаций, во время просмотра не покидает чувство тревожности от безостановочного забега по жизни. Именно по такой жизни, какой живёт сам Говард.

Создаётся это за счёт небольших деталей, в совокупности дающих нужный эффект. Часто слегка трясущаяся камера, резкий монтаж, постоянное использования крупных планов в кадре, музыка Дэниеля Лопатина, переливающаяся всеми цветами звучащего блеска драгоценностей и всегда подчёркивающая нужное настроение в сцене и диалоги. Быстрые, стремительные, где-то напоминающие собачий лай, на котором друг с другом выясняют отношения герои ленты, диалоги.

Вся техническая сторона картины направлена на рождение в зрителе чувства дискомфорта во время просмотра. Фильм банально тяжело смотреть. Не потому что он плохой, но потому что он ставит зрителя в неуютное для него положение. За что спасибо оператору Дариусу Хонджи далеко не в последнюю очередь.

Актёрские работы также хороши, как и всё остальное. Особенно работа Адама Сендлера. Вдвойне приятно осознавать, что актёр, как и после его первой любви, которая, как известно, сбивает с ног через столько лет и ещё пару драматичных фильмов в карьере, до сих пор способен доказывать, что он на редкость разноплановый актёр. Очень искусное исполнение роли. Возможно лучшая роль в его карьере.

Актёры второго плана радуют не меньше. Все органично смотрятся на своих ролях. Главным образом Кевин Гарнетт по очевидным причинам. А насколько в этом фильме привлекательна Джулия Фокс, по причинам не менее очевидным.

«Неогранённые драгоценности» — фильм, который сам по себе напоминает неогранённый драгоценный камень. Будто бы вмурованная в кусок кинематографической руды, за слоем непростой для восприятия подачи картина открывается куда более прозаичными мотивами для присущей ей формы.

Лента в прямом смысле выбивает из колеи, после просмотра оставляя зрителя у разбитого корыта собственных ожиданий и надежд. Она буквально выжимает из него все соки. Кино, существующее вне привычного поля зрения. Братьев Сафди можно за это любить, а можно ненавидеть. Однако недооценивать их вклад в независимый кинематограф определённо не стоит.

Главным образом их новое творение – это красноречивое напоминание о том, как важно, чтобы в попытке обыграть судьбу мы не переставали помнить об одной очень ценной вещи. Ведь самая главная неогранённая драгоценность, что у нас есть, та о которой мы всегда забываем – это наша жизнь.

P.S.: В заключении хочу оставить красноречивую цитату Адама Сэндлера по поводу того, что на последней церемонии вручения премии «Оскар», киноакадемия полностью проигнорировала, как его лично, так и весь фильм в целом:

«Пару недель назад, когда киноакадемия «проигнорировала» меня, это напомнило мне тот случай в старшей школе, когда мне не дали за главную награду на всеми обожаемом конкурсе красоты. Её получил придурок в джинсовой куртке и с перьями в волосах, которого звали Шкипер Дженкинс. Но мои одноклассники присудили мне менее значимую награду — за индивидуальность. И сегодня, глядя на этот зал, я понимаю, что премия «Независимый дух» — это награда самым индивидуальным представителям Голливуда. И пусть завтра вечером все эти грёбаные придурки с перьями в волосах получат «Оскар». Зато их красивая внешность со временем померкнет, а наша индивидуальность будет сиять всегда!»

Адам Сэндлер
Американский актёр кино и телевидения, комик, музыкант, сценарист и кинопродюсер

 

Источник

Читайте также