Нелегкая профессия — за свет воевать!

Нелегкая профессия — за свет воевать!

От всех этих разговоров о Вархаммере хочется перевести дух, и поболтать об одном из самых популярных классов, встречающихся в играх. Нет, не о магах, ибо если начинать составлять доклад по этим ребятам, можно постареть в процессе. Лучше поговорим о том, кто гордо стоит на защите слабых и обездоленных, гордо бежит вперед, а волосики назад, эээ, гордо вершит подвиги! Поговорим о том, кто легко побеждает Зло, и так же легко переходит на темную сторону. О паладине, конечно же.

Паладин — один из любимейших образов у авторов не только книг, но и разработчиков игр. И хотя обычно он не входит в классические архетипы: Воин, Маг, Вор, Жрец, его популярность все равно высока.

Немного истории

Итак, паладин — это не наспех придуманное название. Это титул, насчитывающий тысячи лет, что само по себе солидно. Изначально этим титулом, палатином, называли самых приближенных к императору из военных чинов. Это была не гвардия в привычном смысле этого слова, а скорее, эдакая смесь друзей-телохранителей. Палатин — звучит гордо. В средние века, желая выделить часть среди рыцарей, сформировали некое высшее сословие, попасть в которое можно было только через постель. Ладно, ладно, только подвигами, истовым служением сюзерену и через постель. Ланселот выбил три из трех, господа, три из трех! А служить чаще всего нужно было именно королю, гораздо реже религиозной идее. Правда, это уже крестоносцы с их походами.

А пошло все это еще со времен Карла Великого (лё франки) и короля Артура (сэры бритты). Собственно, все рыцари Круглого Стола, равно как и Карла — паладины. Вся эта шобла, Карл! Разумеется, такой титул налагал некие преференции, поэтому подвиги таких ребят были весьма отморожены. Роланд, например, после нескольких дней непрерывного файтинга, в окружении врагов, ломает об скалу меч, дабы он НЕ достался врагу. Не отступает, не ждет подмоги от братюней, которые вот-вот помогут. Парень, ты уже почти на том свете, какие мечи?

Хольгер, Огир ле Даноис, вообще заочно записан в супермены и впал в кому, аки Артур, даром что будильник настроен на соседнюю Данию. Кстати, славен еще и тем, что набил лицо самому Карлу, кхм, легитимному императору на минуточку. Скажу больше, синяки на лице Карла убедили последнего в том, что ему нужен ИМЕННО такой крутой паладин. Такие дела.

Говорить в рыцарях Артура вообще глупо — про подвиги этой банды 12 стульев знает каждый с пеленок. Кстати, а вот с количеством народу в этой банде стабильно неувязка, виной которой мы обязаны разным источникам. В XIII веке цифра 1600 трансформировалась всего-лишь в 12 самых-самых, чьи подвиги упоминались чаще. В конце концов, даже добродетели куда проще распределить по такому количеству, нежели размазывать на все войско.

Словом, уже в те времена паладины являли собой местных супергероев «Marvel», эдаким симбиозом капитана Америки и Железного Человека. От первого брали убеждения, от второго — доспехи.

Не отставало и оружие — мечи паладинов наделялись волшебными свойствами. Кортана, двуручный меч Огира, вызывала страх у демонов Заоса. Дюрандаль, спата Роланда, была нерушима. Подвиг Роланда именно в том, что он-таки ее сломал. Были 2 меча, первый в камне, второй в мраморе. Каладболг, безбожно слитый в AC:Valhalla в какое-то копье. Арондит, меч Ланселота, разивший злодеев светом. Кстати, CD PROJECT приделали к Арондиту целую Владычицу Озера, хотя мечик вообще подарил Артур. Фламберг, выкованный Велундом, так вообще стал прообразом знаменитых неконвенционных мечей… Что и говорить про Магнум Опус всея рыцарства в виде Экскалибура? В нем не просто собраны все свойства предыдущих образцов, но еще и ножны умели исцелять раны. Тащемта, помер Артур именно по причине их отсутствия. А ведь мог бы жить и жить…

В общем, титул паладин стал выдаваться именно тем рыцарям, которые проявляли преданность своему королю, даме сердца, ну и рыцарские доблести шли комплектом. Какой можно сделать вывод? Образ паладина сформировался задолго до тех времен, когда игроделы запустили свои руки в томики фэнтезийных авторов. Последние же просто не заморачивались, перенося в свои труды рыцарей вплоть до закорючек на доспехе. Шутка, но не очень смешная. Образ паладина нам подарила сама история, равно как идеалы чести, справедливости и доблести. Уже тогда паладины стали достижимым идеалом, к которому можно стремиться. Именно поэтому до нас дошла мечта об идеальном рыцаре без страха и упрека, ведь при упоминании этих слов мы представляем себе образ паладина, но никак не потного мужика в доспехах и повадками гопника.

Современные веяния

С развитием литературы, в частности фентезийной ее части, паладины становятся излюбленным типажом авторов. И хотя каждый творец старался по-своему изобразить такого героя, натура же оставалась без изменений. Это прежде всего воины без страха и упрека, облаченные в зачарованные доспехи, с магическим оружием в руках, благословленные каким-нибудь Богом, Феей, ну или жрецом, коль совсем все грустно. Тем не менее, они — воплощение справедливости и доблести.

Начиная от Муркока и заканчивая DnD, всевозможными TeS, и даже прости Господи каким- нибудь Warhammer’ом, всегда можно найти знакомое сияние доспехов. Буквально в каждом мире «вот эти ребята», преспокойно работают проводниками добра и справедливости. Что характерно, все они выступают не только олицетворением геройства, но и примером для соратников. Без страха и раздумий паладины бросают вызов Злу. Забудьте клише «тупых военов света» (с), это удел недалеких людей. Уж простите за прямоту. Дело как раз не в тупости, а в убеждении. Убеждении, что не волшебное оружие и зачарованные доспехи делают из воина «паладина». А убежденность в том, что вера в себя и дисциплина могут защитить лучше любых доспехов. Там, где простые воины будут отступать, оправдываясь «тактикой», «их много, а я такой один», паладин бесстрашно шагнет вперед. И вдохновленные примером, другие тоже сделают шаг. Как часто один герой может изменить картину битвы? Паладин четко осознает, что вот там впереди большой и страшный дракон, который дышит огнем и вообще ведет себя недружелюбно. И вот если сам паладин свернет в сторонку, то кто найдет в себе силы встать на пути чудовища? Никто. Вот вам и ответ. И если авторы осознанно вводят этот архетип в свои труды, то разработчики разве что для полного комплекта. Игроделы не особо заморачиваются над всей этой вашей рефлексией, им важнее красивая оболочка. Еще бы, ведь ее можно продать!

Паладин — это не привилегия, а ответственность, которую не всякий возьмет на себя, и уж тем более сможет справиться. Находясь в море зла, несправедливости, даже просто человеческих страстей, воины света находят в себе силы не закрывать глаза. Им, как немногим, знакомы сомнения в правильности выбранного пути, смысле всей этой борьбы и своем месте в мире. Тем интереснее, что многие сходят с этого пути, будучи попросту смыты той волной, против которой они и ведут войну. Парадокс? Вовсе нет, ведь исторических примеров опять таки масса. Король Артур имеет в своем шкафу много скелетов, не последний из которых Мордред. Благородный Ланселот захаживает на огонек к женушке своего сюзерена, и что важнее, друга, при этом смотрит тому в глаза и не особо раскаивается. Хольгер не стесняется спать с Морганой, которая обычно выступает на стороне Хаоса. Хмм, не сильно удачный пример, верно? ХОЛЬГЕР ДА ТЫ ПРОСТО КРАСАВЧИК, МОЕ УВАЖЕНИЕ!

И все же, жизнь паладина — это осознанная жертва. Жертва самого себя, где отдать жизнь — меньшее испытание. А ведь люди редко помнят, что под сияющими доспехами бьется сердце такого же человека, который может ошибиться, раздираться сомнениями и вообще просто искренне переживать. И тем сложнее этому сердцу, находясь под тысячами взглядов, выступать ориентиром, вдохновляющим простых людей. И тем мрачнее, когда воин света уступает своим страстям, зачастую падая на темную сторону. Беда в том, что именно падение таких звезд отражается в водной глади Мира. Между прочим, крайне излюбленный прием авторов, падение на темную сторону силы. Как говорят, если долго смотришь в бездну, то она смотрит в ответ? Не помню, поправьте в комментариях.

И тем обиднее, что в конце жизни паладин чаще всего получает ничего. Если немного повезет, крестьяне будут рассказывать про его подвиги. Особо удачливым могут даже поставить статую на главной площади задрипанного городишки. Гораздо чаще паладины погибают в своих странствиях, во время исполнения подвига. Но еще чаще его поджидает одинокая смерть в темной пещере, где-то посреди логова зла, вместе со сраженной им злобной тварью, наводившей ужас на всю округу. Пока залетный ведьмак долго и усиленно торгуется, сводя дебет с кредитом, паладин молча идет сражаться. Бесспорно, оба делают одно дело, но лишь один из них получает за это деньги.

А игры-то будут?

Думаю, я уже достаточно утомил вас пространными рассуждениями. Все-таки лучший способ побывать в шкуре паладина, это зайти в одну из десятков игр, в которых присутствуют сиятельные сэры. Не буду расписывать их все, ведь чаще всего мы будем иметь дело именно с внешней оберткой. Остановлюсь на тех, где можно поближе увидеть душу этого класса. Но это не точно.

Gothic

Куда-ж без моей любимицы? Одни из самых ярких паладинов, прекрасная игра, восхитительная вселенная, шикарная графика, прикольная боевка, живой мир, «велком ту зе» — я опять увлекся? В общем, паладины здесь — это Священный Орден, созданный во Славу Инноса, дабы нести Его волю, ниспосланную через короля. Истинно рыцарское пренебрежение к простолюдинам соседствует с доблестью и героизмом. Эдакий симбиоз Шарлеманя и христианства, полагаю. Поэтому и выглядят крайне реалистично. Как водится, меч и магия в их руках связаны, правда заклинания исконно «светлые» — исцеление, уничтожение зла и прочее. Отличительной фишкой выступает унифицированная броня обычных паладинов и лордов, видимо чтобы противник не догадывался о составе командования. Как водится, основной массой бойцов выступают обычные рыцари. Четкая иерархия гарантирует Ордену неукоснительное исполнение приказов. Попасть в Орден могут только самые подготовленные бойцы из числа стражи, при этом еще и доказавшие свою доблесть. Круче паладинов в этом мире только Маги Огня, что неудивительно, ведь фактически они жрецы Инноса.

Dungeon and Dragons

Воин веры, дизайн которого и породил все эти тысячи мемов и клише. Чего стоит одно Газебо. Роль паладина в основном налагает на все слова и поступки определенные запреты, зависящие от воли конкретных богов. И поскольку именно боги дают паладинам божественные силы, следовать их законам не только разумный поступок, но и единственный вариант вообще. Другое дело, что игромех, ввиду своей ограниченности, начисто лишил паладинов интеллекта, тем самым представив образ сильного харизматичного вояки, чей IQ ниже собственного меча. А ведь тупой вояка априори не мог стать паладином, как так? Так что в итоге мы поимели обычного воина с магическими «плюшками». Но прежде всего — лошадь! ДнД вручили паладину его законное средство передвижения, завязав на него кучу механик. Ценой коня послужила тактика — никаких засад, никакого нечестного ведения боя. Куртуазность войны во все поля, брр. Самый известный паладин, который к тому же выступает в роли падшего — Арибет де Тильмаранд. Два зайца одним выстрелом, что и говорить!

Warcraft

Серия Варкрафт подняла популярность паладинства на невиданный доселе уровень. Как мы знаем, когда-то Blizzard умели потырить чужую идею, улучшив ее до неузнаваемости! Основание самого ордена — война с орками, как аллюзия на Готику. Экспертам в треде, на момент создания варкрафта 2 паладины не имели никакой толковой предыстории. Свет выступает вполне материальным оружием, могущим как исцелять, так и уничтожать. Вера в Свет дает возможность применять магию, что тоже очень просто. Нет веры — нет света, такие дела. Еще можно качать Свет напрямую из его персонификаций, будучи при этом на стороне зла, дружно ухмыльнутся Кровавые Эльфы. А теперь знакомьтесь — Артас Менетил, ядреная смесь Элрика из Мэлнибонэ и Дарта Вейдера, щедро пропитанный подростковым максимализмом. Кто знает, откуда у блондинчика мечик, неистово кушающий души? Кто сказал, Буревестник? Два чая знатоку! Также принц — обладатель настоящего паладинского жеребца, любовь к которому не победило даже перерождение. Наставник Артаса и по совместительству глава всего Ордена Утер, выступает не слишком умным, даже туповатым образчиком типичного ДнД, поэтому фактически не вызывает сочувствия. А ведь дед успел и с орками повоевать, и быть в числе первых паладинов. Единственным лучом света здесь выступает Туралион. О его становлении есть целая книга, где он предстает неуверенным в себе юношей, склоняющийся под огромной ношей ответственности. Однако война закаляет его совсем не так, как Артаса. Принимая сложные решения, руководя практически половиной армии Альянса, молодой воин не только сохраняет в своей душе свет, но и обретает веру, становясь сильнейшим паладином в мире. Даже исчезнув из Азерота, столкнувшись со всей последующей космогонией Варкрафта, Туралион сохраняет веру, ведя войну с Легионом практически тысячи лет. И пока Blizzard не особо старается переписать эту прекрасную историю, всем желающим понять трудности бытия паладином, рекомендую почитать о его приключениях.

TESO

В мире свитков, тоже весьма реалистично прописанных, существует множество организаций, недвусмысленно намекающих на свою паладинскую сущность. Прежде всего, это Oblivion, с его прекрасным дополнением про рыцарей Девяти. Сражаться с эльфийским королем, некогда остановленным величайшим рыцарем, буквально повторяя древнюю историю. Прекрасная история о крестоносце, избраннике Богов, как нельзя лучше передает философию именно с религиозной точки зрения. Фактически, мы играем полноценную роль воина Веры, что как нельзя лучше подходит паладину. Разумеется, совсем никуда и без Ординаторов из Morrowind, которые являют собой элитных воинов Трибунала. Прежде всего это тренированные солдаты, готовые отдать жизнь для защиты идеалов Храма. Есть еще рука Альмалексии в виде пяти юберзольдатен, круче которых только горы. Кстати, доспехи ординаторов тоже священны, поэтому смертельная кара ожидает любого, кто решит изобразить из себя одного из паладинов.

Diablo

Не особо в курсе лора Диаблы, но тем не менее, нашел паладинов и здесь. Самое веселое для меня то, что все представители этой профессии немножко черные. И нет, расизма здесь нет! Просто Храм ордена построен в пустыне, поэтому такой загар — вполне обычное дело. Тяжелые доспехи, ауры и ездовая лошадь прилагаются! Есть еще крестоносцы, но их роль мало чем отличается от Храма Закарума, поэтому о них сказать нечего.

Lost Ark

Отдельно хочу отметить эту игру. Ну, в целом как представителя корейской части. Чем мне лично нравится игра, так это визуальным дизайном. Здешний паладин — квинтэссенция именно визуала. Клишированные латы, загадочный капюшон, томик с молитвами, испепеляюще-исцеляющий свет и, внимание, руки на стол, полуторный меч! Да, да, самый рыцарский клинок, удобный для использования и одной, и двумя руками. Вылитый Экскалибур, что и говорить! Какой-то философии, конечно же не завезли, но…плевать, ибо визуал искупает все!

Warhammer

Десятки их. Нет, тысячи. Рыцари Империи, рыцари Империума etc. Но настоящие паладины обитают в Бретоннии, где среди обычных рыцарей есть некие Граали. Рыцари-Граали. Их всего-лишь тысяча на всю страну, ибо их концентрированной крутости завидуют даже короли и лендлорды! Разумеется, рыцари грааля усилены магией, а по их венам бежит настоящая сыворотка суперсолдата из Marvel. Они больше чем люди, но все еще меньше, чем эльфы. Мало найти сам Грааль, хотя и это подвиг, доступный лишь единицам. Величайшее испытание — испить из кубка, ведь если в сердце рыцаря есть хоть зерно крамолы, он просто сгорает. Такие дела. Однако если рыцарь действительно чист душою, то Грааль даст силу, равную сотне людей. Рыцарь в одиночку может остановить целую армию, ему уже не нужно есть, спать или пить, а срок жизни длится почти три сотни лет, что немыслимо по человеческим меркам. Однако, это все-же вархаммер, поэтому гипертрофированность и переизбыток пафоса — обычное дело!

Dragon Age

Немножко своеобразный подход избрала одна из моих любимых серий. Посмотрите на Серых Стражей, сражающихся в бесконечной череде Моров, главного бича Вселенной. Порождения Тьмы, ведомые Архидемоном — жутким драконом, символизирующим уничтожение. Это даже не Хаос, обычный противник порядка, а безыдейное уничтожение. Оседлав могучих грифонов, Стражи сражаются-лись с этой черной волной. Серые Стражи олицетворяют надежду и победу, выступая лучом света в кромешной тьме. Однако это только внешний вид. МЫ играли, и стражи ни разу не паладины, скажете вы? Отнюдь. Именно Стражи как нельзя ближе подошли к той черте, которая отделяет паладина от простого воина. Жертвенность. Они жертвуют своей жизнью еще в момент принятия клятвы, выпивая кровь порождений тьмы. Кровь — сильнейший яд, даже предварительно подготовленный, оставляет стражу 20 лет жизни. Стражи постоянно находятся в состоянии войны, уже зная, что сами обречены, поэтому могут позволить себе такие решения, о которых даже не задумается обычный король. За свои победы у стража одна цена — гибель. Победивший Архидемона гибнет сам, однако Стражи с радостью делают шаг навстречу. И это есть главный принцип жизни паладина — быть щитом, который примет на себя удар, зная, что этот щит обречен, но — принять удар. И пускай над этой гибелью смеются, ведь их жизни продолжаются. Почитайте «Последний Полет» — и узнаете, что такое жертвенность. И какой ценой достаются победы. Инквизиция выставила стражей недалекими идиотами, однако это всего-лишь отдельная часть ордена в отдельной стране. Что скрывает Вейсхаупт — цитадель Ордена на далеком востоке? Надеюсь, когда-нибудь мы это узнаем.

Неважно, какое название они носят в бесчисленных мирах: паладины, крестоносцы, рыцарь пылающего солнца или серые стражи. Важно лишь, что их миссия всегда одна — быть примером и медленно идти вперед. И неважно, идут ли навстречу враги, или же сзади раздаются насмешки. Каждый день они ведут войну со злом, не требуя наград и славы. Мало кто способен разглядеть скрытое за сияющей броней. Паладин не лишен человеческих недостатков, но именно борьба с ними делает рыцаря лучше, чем он есть. А ведь это главное, к чему нужно стремиться — быть лучше самого себя, а не окружающих.

#paladin #long

 

Источник

Читайте также