Некрасивая история: скандалы в игровой индустрии

Вспоминаем самые громкие скандалы, которые тревожили игровую индустрию в последние годы.

Игры давно и серьёзно укрепились в позиции мирового культурного феномена. Логично было бы предположить, что любые человеческие душевные метания также находят в них отражение. И это действительно так, причём чаще всего это происходит в виде скандалов.

В конце января 2017 года ФБР опубликовало расследование произошедшего в 2014 году «геймергейта» — пожалуй, самого существенного скандала за всю историю игровой индустрии. Документ выложен на сайте Бюро, занимает 173 страницы и очень жёстко цензурирован.

Мы решили вспомнить, какие ещё скандалы и происшествия сотрясали игровую индустрию в последние годы.

Насилие в видеоиграх

Впервые на жестокие игры обратили внимание в 1976 году, когда в аркадной гонке Death Race появилась возможность давить пешеходов-«гремлинов». Шумиха развития не получила, потому как уже в 1983 году вся индустрия видеоигр оказалась на грани уничтожения из-за кризиса. К концу восьмидесятых рынок переварил проблемы, а разработка игр возобновилась.

В 1992 году выходит Mortal Kombat. Примерно в то же время появляется главная международная рейтинговая ассоциация — ESRB (на момент появления – DSA, название ESRB принято организацией в 2004 году).

Агентство начало формировать систему возрастных шкал, определяющую минимальный допустимый возраст игрока для той или иной игры. Впервые стали проводиться психологические исследования касательно влияния игр на человека.

Mortal Kombat

Политики

Этого, однако, оказалось недостаточно. В течение многих лет видные политики в разных формах протестовали против жестоких игр. Так, Хиллари Клинтон в 2006 году выступала за ужесточение правил продажи игр со «взрослыми» рейтингами детям в ответ на появившийся в 2005 году печально известный мод Hot Coffee для GTA San Andreas. Мод с насилием был совсем не связан (если не вспоминать про ту интересную даму с плёткой), но позволял совершать действия сексуального характера.

В 2013 году Дональд Трамп очень кратко, но ёмко отметил, что жестокость в видеоиграх необходимо остановить, ведь она «создает монстров». Никакого дальнейшего разъяснения или развития мнение современного президента США не получило.

«Насилие в видеоиграх, а также его восхваление должны быть остановлены — они создают монстров!»

Мнение Клинтон было взвешенным, не популистским и предусматривало не вселенские запреты на игры, а более строгий контроль за их распространением среди детей и подростков. Тем не менее, медиа окрестили эту инициативу бывшего кандидата в президенты США как «войну» и «ненависть» по отношению к играм.

Ветряные мельницы Джека Томпсона

С высоты прошедших лет адвокат Джек Томпсон вспоминается как милый сумасшедший, но в своё время он был завсегдатаем американского телевидения и подпортил немало крови разработчикам.

Свою карьеру профессионального обвинителя Томпсон начал с нападок на Кинофестиваль Майами, который, по его мнению, показывал порнофильмы на деньги налогоплательщиков. В Американском Союзе Гражданских Свобод (ACLU) адвоката признали Цензором Года в области искусства, а месяцем позже, в суде — виновным в нарушениях при ведении обвинительных дел. Из-за этого Цензор Года был вынужден выплатить три тысячи долларов штрафа в пользу государства.

Джек Томпсон

Впервые Томпсон обратил внимание на видеоигры в связи с трагическими событиями в школе американского штата Кентукки — в 1997 году один из учащихся, 14-летний Майкл Корнил, пронёс в школу оружие и убил троих сверстников. В доме у подростка обнаружили кинофильм с элементами насилия. Выяснилось также, что он регулярно играл в Doom, Quake, Wolfenstein, а также посматривал порно (иными словами — занимался тем, чем мечтают заниматься все нормальные подростки лет до шестидесяти).

Разумеется, Томпсон установил, что именно кинофильм («Дневники Баскетболиста») и видеоигры привели Корнила в такое ожесточённое состояние, что он решился на убийство

Профессиональный обвинитель решил подать в суд на кинопроизводителей и разработчиков игр за то, что они создали смертельно опасные продукты. Ввиду нелепости данных обвинений, дело с иском в 130 миллионов долларов было проиграно.

Перед адвокатом встал выбор, что делать дальше. Формально, на конец 90-х, Томпсон не выиграл ни одного дела, а также был оштрафован за неэтичное профессиональное поведение. С другой стороны, юрист стал частым гостем на американском телевидении и обрёл славу защитника детей в глазах обеспокоенных родителей. Выбор оказался очевиден.

С 1999 года и до самого заката своего карьеры в 2007 Джек Томпсон критиковал и подвергал гонениям видеоигры. Досталось серии Halo, Grand Theft Auto, Mortal Kombat и даже The Sims.

В отдельных случаях Томпсон был настолько болезненной занозой, что издателям приходилось договариваться с обвинителем. Иногда приходилось даже отказываться от рекламы собственных продуктов в штатах, поддержавших борца с пикселями.

Тактика у адвоката была практически одинаковая. По данным исследований, в видеоигры в США играет примерно 72% подростков, а 90% всех игр содержат в себе элементы насилия. Взвесив эти данные, можно с уверенностью предположить, что подавляющее большинство подростков, совершающих суицид или расстреливающих своих сверстников в школах, играли в видеоигры. И именно видеоигры, а не повсеместное наличие огнестрельного оружия или невнимание родителей к своим детям, виновны ужасающих последствиях. У видеоигр есть производители — именно к ним и нужно обращаться за разъяснениями и компенсациями. А поскольку все трагедии широко освещаются в медиа — попасть в телевидение не составляет никакой трудности.

Как именно Томпсону удавалось монетизировать свою деятельность доподлинно неизвестно. Говорят, что его нанимали для грязной борьбы с конкурентами, но подтверждения эти слухи не получили.

Джек Томпсон был лишен адвокатской лицензии в 2008 году за многочисленные нарушения в профессиональной деятельности. В 2009 году он подал в суд на Facebook, за то, что социальная сеть не оградила самого Томпсона от негативных комментариев в его адрес, что привело к депрессии, которую бывший адвокат оценил в 40 миллионов долларов. Суд он, естественно, проиграл, и с тех пор мы больше про него не слышали.

Исследования в области жестоких (и не только) игр

В 2010 году правительство Австралии провело собственное исследование и выявило, что жестокие игры не влияют на развитие и коммуникацию детей.

В том же 2010 году Кристофер Фергюсон из Техасского университета A&M в исследовании отметил, что видеоигры не имеют отношения к жестокости в будущем, не смотря на веру практически половины американцев в то, что игры влияют на преступления, совершенные в реальном мире.

И они действительно влияют, в отрицательную сторону. В периоды выхода жестоких игр преступность на улицах снижается. В общем и целом, как показывают исследования, игры могут помочь детям в учебе , психологам в психотерапии, общей медицине, а пожилым людям справиться с деменцией.

Жестокие игры могут привести как к улучшению человеческих качеств, так и к ослаблению чувства вины у играющего.

Иными словами, с видеоиграми не всё так просто с. Исследования либо не находят корреляции между жестокостью в реальном и виртуальном мирах, либо эта корреляция отрицательная.

В данный момент мы видим развенчание стандартной теории о том, что игры зло и ведут к слабоумию, жестокости и чёрт знает чему ещё. Радикалы и популисты, конечно, продолжат нападки, но если раньше они заставляли задумываться массы, то сейчас вызывают у играющего населения лишь недоумение или смех. В 2016 году мы видим попытки разобраться в вопросе от ведущих новостных агентств, что можно считать большой победой для игровой индустрии.

«Геймергейт»

Примерно с середины 2000-х умы общественности заняла идея равенства — расового и гендерного. Взять к примеру США и другие просвещённые страны. Несмотря на то, что конституционные права женщин, представителей разных рас и конфессий давно сравнялись с правами классического белого мужчины средних лет, слабый пол и меньшинства борьбу прекращать не планируют.

Поскольку общественность хотела всё знать и во всём участвовать — отклик данное движение получило во всех сферах человеческой жизни. Вышли десятки кинофильмов, отдельные из которых были отмечены высочайшими наградами, рэп еще никогда не был более социальным, чем в последние годы.

Игры и игровая индустрия в целом не сильно касались вопросов расовой или конфессиональной принадлежности (кроме единственного приходящего в голову случая с рекламой белой PSP).

Реклама PSP белого цвета

Официально, у «геймергейта» был прецедент в 2014 году. Однако подготовка к этому событию велась загодя. Примерно с 2009-2010 года в мире видеоигр начали усиливаться феминистические настроения.

В 2012 году медиакритик Анита Саркисян запускает кампанию на Kickstarter по сбору денег на серию видеороликов, в которых она расскажет о том, какую роль исполняют женщины (по большей части либо сексуальный объект, либо просто объект) в видеоиграх. Первоначально планировалось собрать шесть тысяч долларов, однако итоговая сумма перевалила за 160 тысяч.

После этого на Саркисян обрушилась волна критики, оскорблений и откровенных угроз физической расправой. Эти события вышли за рамки обычного интернет хамства и получили международную огласку. Новостной повод был раскручен, однако безумие со временем поутихло.

Как раз до следующего удобного момента, который и назвали «геймергейт».

Анита Саркисян

Геймдизайнер Зои Куинн имела отношения любовного характера с программистом, помогавшим ей в работе над игрой, а затем решила переспать и действительно переспала с автором издания Kotaku. Говорят, что ради оценок и освещения игры. Первый обманутый мужчина закатил публичную истерику в социальных сетях. По прошествии некоторого времени медиа задались вопросом – а часто ли происходит такого рода коррупция в игровой индустрии? На ум приходит шумиха вокруг Driv3r и увольнение журналиста из-за рецензии на игру Kane & Lynch.

Зои Куинн

Эта интересная тема к сожалению была отодвинута подальше гораздо более близким к естеству человека вопросом о женской измене – Зои получила огромное количество оскорблений и угроз, как в сети, так и по телефону. Она начала опасаться за свою жизнь, после чего и грянул тот феминистический, где-то справедливый, а где-то идиотский скандал, который мы все хорошо помним.

Удивительно, но скандал достиг даже России, традиционно очень холодной к западным трендам. Под каток истерики попали как женщины, которые пытались сказать, что сексуальность – это прекрасно и не зазорно, так и ведущие российские журналисты, которые также оказались не против объективации в адекватных пределах.

«Геймергейт» поднял одновременно несколько важных тем, пусть и в радикальной манере. Действительно ли так часто объективируют женщин в играх, есть ли коррупция в игровой журналистике и как быть с популистскими и чересчур шумными заявлениями.

Последствия участия феминисток и других «уравнителей» в жизни игровой индустрии нельзя назвать очень уж серьёзными. Шумиха вокруг сцены с попыткой изнасилования Лары Крофт, скандал из-за задницы Трейсер в Overwatch, персонажи игр ЕА, которые скоро смогут спать, кажется, уже даже с неживыми объектами — это пока всё, к чему приходится привыкать.

Обманутые ожидания

Самый традиционный тип недовольства в игровой индустрии связан, естественно, с обманутыми ожиданиями игроков. В одних случаях виноваты оказываются разработчики, завлекшие публику ложной информацией, в других — сама публика, нафантазировавшая себе идеальную игру.

Красивая ложь

До сих пор многие помнят головокружительную Е3 (Electronic Entertainment Expo, крупнейшая видеоигровая выставка, Лос-Анджелес) 2005 года. Именно тогда были представлены консоли седьмого поколения – Xbox 360 и PlayStation 3, а разработчики говорили о космической мощности, недостижимых графических мощностях, фотореализме в графике. На презентации каждой из консолей были показаны невероятно красивые трейлеры игр, и неоднократно заявлялось, что все они сделаны на движке, да и вообще это просто запись игрового процесса. Естественно, не всё это оказалось правдой.

В будущем игроки уже привыкли к тому, что не стоит на 100% доверять разработчикам и завышать ожидания. Однако в 2012 году компании Ubisoft всё же удалось одурачить весь мир ещё раз.

На Е3 2012 был анонсирован проект Watch Dogs, а в котором разработчики показывали абсолютно невероятную на тот момент графику. В сердце любого игрока теплится романтичная надежда на истинную революцию, которая однажды обязательно случится. Но пока не случилась. Релизная версия Watch Dogs не выдерживала даже приближенного сравнения с материалами, показанными на Е3. За что и была осмеяна игроками. Продажам это, впрочем, не помешало.

Космическое надувательство

Из самой современной истории можно вспомнить No Man’s Sky, которая вызвала фурор на Е3 и потоки гнева после релиза. Самое смешное, что практически единственное, в чём Шон Мюррей действительно солгал — обещанный, но не сделанный мультиплеер. Игра была ровно тем, о чём говорилось изначально — бесконечный процедурный мир, исследование, сбор материалов и следование какой-то малопонятной цели. А дальше игроки вспомнили романтику Freelancer и выдумали себе игру мечты. Естественным образом, закончилось все довольно грустно. Мюррей до сих пор практически не выходит на связь, а команда разработки в спешке доделывает контент для никому не нужной уже игры мечты.

Разработчики уверяют, что твит «No Man’s Sky был ошибкой» — результат взлома аккаунта. Но кто знает?

Глядя на всё это, может усмехнуться только один человек. Классик обмана игроков и мэтр беспочвенных обещаний.

Великолепная ложь Питера Молиньё

Как получилось, что имя разработчика стало синонимом лжи? И как практически 15 лет подряд ему всё сходило с рук?

Секрет в том, что не сходило. Питер Молиньё вместе с компанией Bullfrog добился всемирного успеха и известности, а затем начал постепенное движение вниз — через игры с большими бюджетами и большими обещаниями к играм с меньшими бюджетами, но ещё большими обещаниями.

В 1987 году знаменитый геймдизайнер основал студию Bullfrog, которая выпустила прекрасные Populous, Syndicate и Theme Park. Затем студию выкупает Electronic Arts, у Молиньё начинается рабочая депрессия — теперь, вместо непосредственной разработки, он решает вопросы управления. Лебединой песней Bullfrog стала Dungeon Keeper, после выхода которой в 1997 году разработчик покидает компанию и создаёт Lionhead.

Populous, игра, основавшая новый жанр

Небезосновательно Питер Молиньё считается создателем целого жанра — симулятора бога. И первой игрой, которую разработчик анонсировал в рамках новой студии была Black & White. Создавался целый мир с невиданным AI, графикой, звуком, музыкой, свободой и сюжетом.

Игра вышла и правда самобытная. Естественно, обещания выполнены не были, игроки сначала гневались, но потом начали играть.

Да, Молиньё всех обманул. Но он ведь хотел как лучше? С этого всё и началось

В Fable деревья будут расти вместе с персонажем, вы позабудете Final Fantasy, социум будет жить своей жизнью, свобода не будет ограничена практически ничем. И снова игроки верят, и снова игра выходит самобытная и во многом очень хорошая. Но совсем не такая, какую обещали изначально. Атмосферная, добрая, смешная, красивая, но не революционная.

Все, наверное, помнят историю про мальчика, который дурачил людей, крича «волки, волки!», а когда волки и в самом деле прибежали, то мальчику никто не поверил и его съели. Похожая ситуация приключилась с игрой The Movies.

Вы снимете собственное кино. В игре. И не одно — вы пройдете все эпохи кинематографа и взрастите собственную киностудию. Сложный, детальный экономический симулятор будет соседствовать с творческой свободой. И это всё оказалось правдой. The Movies – выдающаяся игра, до сих пор интересная каждому любителю кинематографа. Она, однако, не продалась. Общественность просто не поверила Молиньё. Это был первый раз, когда студия, финансируемая на собственные средства знаменитого разработчика, споткнулась.

The Movies

А вот падение компании случилось в 2005 году вместе с выходом очень красивой, необычной и, как повелось, атмосферной Black & White 2. Правда, вместе с тем, игра оказалась ещё и скучной, не очень логичной и коммерчески неуспешной.

В следующем году компанию Lionhead Studios выкупают Microsoft и начинается череда сиквелов, дополнений, и отсутствия творческой свободы. Питера Молиньё используют как спикера и промоутера для проекта Natal, ведь он и правда великолепный спикер.

В 2012 году Молиньё вновь переходит в другую студию — 22 Cans, созданную бывшим сотрудником Lionhead. Именно здесь происходит решающий скандал, практически полностью уничтоживший репутацию разработчика. Это Curiosity — What’s Inside the Cube и последовавшая за ней игра Godus.

Curiosity задумывалась как мультиплеерная игра и социальный эксперимент. Анонс был, как водится у Молиньё, многообещающим. Разработчик утверждал, что изменит жизнь того игрока, кто первым доберется до центра куба. Геймплей заключался в последовательном уничтожении 50 слоёв кубов. Последний слой и последний из 3,6 миллиардов кубов был уничтожен чуть больше, чем через год после начала игры.

Победитель, а им оказался житель Великобритании Брайан Хендерсон, получал возможность стать богом в следующей игре от студии 22 Cans – Godus, а также мог претендовать на часть прибыли от ее продаж. В теории.

Практически два года с Хендерсоном никто не связывался, игра Godus оказалась забагованной и неинтересной, а социальный эксперимент на поверку вышел масштабной и достаточно умной пиар компанией.

Мечтатель, талантливый разработчик, создатель выдающихся игр, Питер Молиньё похоронил свою репутацию. Последним, на текущий день, его проектом является The Trail – небольшая, не очень амбициозная, но все-таки хорошая мобильная игра.

Ронин Хидео Кодзима

Редкий игрок спокойно относится к творчеству Хидео Кодзимы. Полная неочевидных высказываний, со вполне очевидными аллюзиями к реальному миру, кинематографичная сага со сложносочиненным сюжетом. Претенциозная чушь и балаган уродов. Это основные два мнения об игровой серии Metal Gear, просуществовавшей под единоличным началом Кодзимы с 1987 по 2015 год.

Но какой бы противоречивой не была серия, скандал, на который обратила внимания вся игровая общественность, произошел в момент ухода Кодзимы из Konami — компании, купившей в свое время Kojima Productions.

Разработка финальной части саги Metal Gear была непростой, долгой и, судя по всему, очень дорогой

Японцы сор из избы не выносят, но последствия говорят сами за себя — Хидео Кодзима попал в опалу и заканчивал разработку в крайне непростых условиях.

В итоге, игру доделать до конца не успели, хотя и это стало предметом споров и спекуляций. После выхода The Phantom Pain компания не позволила разработчику явиться на премию Video Game Awards.

Язвительной насмешкой над издателем выглядят многочисленные и слегка нелепые подписи перед каждой миссией в MGS V.

В общем, война в японских кулуарах велась не сильно гласно, но зато с максимальной отдачей.

Знаменитая японская сдержанность

Гильермо дель Торо — знаменитый режиссёр и большой друг Кодзимы с разной периодичностью и довольно прямолинейно заявляет о своём негативном отношении к компании Konami.

В сухом остатке — все права на серию Metal Gear принадлежат японскому издателю, он ими распоряжаются максимально эффективно с точки зрения внутреннего японского рынка и максимально оскорбительно для настоящего фаната,

Ремейк Metal Gear Solid 3: Snake Eater … для игральных автоматов

Хидео Кодзима создал новую студию и разрабатывает игру Death Stranding, о которой толком ничего неизвестно, но есть два трейлера (мекка конспирологии). Гильермо дель Торо ведет себя как 12-летный ребенок. И даже фанатов P.T., потенциально самой страшной на свете отменённой совместной игры Кодзимы и дель Торо, немного утешили выходом Resident Evil 7.

В общем и целом, все счастливы.

Заключение

Прошлый год оказался относительно спокойным на раздоры и скандалы. Да, был No Man’s Sky и шумиха вокруг Pokemon GO. Какие-то страны решили последнюю запретить, а кого-то даже посадили.

Мир был занят «брекзитом» и выборами в Америке. Эти темы нашли лишь слабый отклик в игровой индустрии — о «брекзите» вообще ни сном ни духом, а по-поводу выборов был смешной плакат в Америке, в Южной Корее женский протест проходил под флагом персонажа D.Va из игры Overwatch и, в общем-то, всё. Возможно, когда-нибудь разработчики Tropico 5 выпустят новый DLC, но пока такой информации нет.

По-большому счету, наша индустрия от других индустрий «больших категорий», вроде кино или производства машин, не сильно отличается.

Чтобы понять, откуда вообще происходят скандалы, существует простая истина. Человек склонен всё в жизни делать одинаково. Практически не бывает ситуации, когда в бытовой жизни человек – лодырь и хам, а на работе внезапно преображается в пунктуального, исполнительного и всегда опрятного профессионала. И поэтому человеческие страсти переходят во всё, чем этот человек занимается, в том числе и в работу.

«Геймергейт» начался из-за измены и трусливой любви к анонимному запугиванию, Джек Томпсон хотел внимания и денег, разработчики и издатели любят несложное привлечение аудитории, отдельные личности склонны переоценивать собственные возможности, а кто-то стал жертвой ожиданий публики.

Вынося суровое суждение и подогревая очередной скандал, лучше всегда помнить об этих человеческих промахах, но в первую очередь — стоит следить не за окружающими и их страстями. Стоит повнимательней присмотреться к себе самому.

#истории

 
Источник:

Читайте также