Недооценённые и необычные хорроры. Часть III

В очередной раз вспоминаем самобытное и нетипичное жанровое кино.

Недооценённые и необычные хорроры. Часть III

Воспоминание один, воспоминание два.

«Глаза без лица» (Les yeux sans visage, 1959)

Режиссёр этой картины, француз Жорж Франжю, наотрез отказывался называть свой фильм хоррором – скорее историей о душевных муках. Что же, в этом он был прав лишь отчасти.

Доктор Женессье – владелец частной клиники и талантливый хирург, специализирующийся на кожной пластике. К несчастью, дочь доктора, Кристиан, попадает в страшную автокатастрофу, которая уродует её лицо. Теперь Кристиан приходится носить жуткую белую маску. Женессье-старший не может этого так оставить и пытается найти способ пересадить своей дочери новое лицо. Проблема в том, что это лицо ещё нужно откуда-то взять.

Вообще, фильм Франжю – это действительно история о душевных муках, особенно муках Кристиан, которой приходится сидеть одной взаперти, общаясь разве что с немецкими овчарками. История девушки, которой постоянно приходится быть наедине со своим страшным лицом. Жанровый элемент, тем не менее, здесь неплох, немногие сцены жестокости смотрятся отлично даже 60 лет спустя.

«Глаза без лица» умеют быть и жуткими, и прекрасными. Это лиричное и трагичное кино, в некоторой степени сюрреалистичное, с неплохо выдержанным саспенсом и редкими, но меткими моментами жестокости.

«А теперь не смотри» (Don’t Look Now, 1973)

Британец Николас Роуг – классик мирового кино и экспериментатор. Одна из главных картин его фильмографии – как раз этот странный, мистический, холодный и трагичный хоррор.

Джон и Лори Бакстер – счастливая семейная пара. У них хорошая и обеспеченная жизнь, они любят друг друга. Но происходит несчастье – их любимая дочь падает в пруд и тонет в нём. Родителям тяжело даётся смерть ребёнка и в попытке забыть и пережить потерю они уезжают в Венецию, где Джону предложили работу.

«А теперь не смотри» переполнен повторяющимися мотивами: смерти от падения, вода, в которой находят трупы, красные плащи, детские фигуры. Фильм очень хорошо использует визуальные средства кинематографа, чтобы нагнать символизма, чтобы намеренно запутать зрителя.

Кроме того, это просто великолепно эстетически сделанный фильм – Венеция в видении Роуга несмотря на холодность, несмотря на зловещие водоканалы и узкие переулки – прекрасный и завораживающий город.

«А теперь не смотри» – атмосферен, у него мудрёный киноязык, который тем не менее окупается во время душещипательного и мощного финала, в котором если не всё, то многое проясняется. Это отличное кино о потере любимого человека, о том, как люди переживают эту потерю, это фильм о бесконечном конфликте рационального и иррационального, о страстях и тяге к неизвестному.

«Дом» (Hausu, 1977)

Японцы – люди весьма странные. Но эту странность можно направить в нужное русло и сделать не просто что-то инопланетное, но и действительно годное. Например, снять комедийный хоррор о том, как группа школьниц весело проводит время в загадочном особняке.

Школьница по прозвищу (а может и по имени) Шикарная, решает навестить свою тётю, которую не видела с самого детства, вместе с ней в поездку отправляется ещё шестеро подруг. Тётя живёт в каком-то захолустье, в старинном особняке, стоящим посреди леса.

Поездка в гости окажется запоминающейся и весьма богатой на впечатления. Особенно для зрителей фильма. Потому что то, как снят этот фильм – вы не забудете никогда. В «Доме» совершенно не важна история и какой-то там сценарий – это фильм о том, как монтажёр, актёры и художники визуальных эффектов веселятся, создавая кино.

Эти спецэффекты, например, как в сцене с голодным пианино – будут выжжены в вашем мозге после просмотра. Смотря на них невозможно понять – было ли так задумано, вменяем ли автор этих эффектов?

Или смотришь ты на сцену, в которой школьница по прозвищу (а может и по имени) Кунг-Фу разносит брёвна с помощью кунг-фу. «Дом» – это очень динамичное, странное, неописуемо безумно-креативное и потому сверхобаятельное кино.

Посмотрите хотя бы трейлер, если вы остались после увиденного равнодушным – я вас не понимаю.

«Магия» (Magic, 1978)

Этот психологический хоррор сняла ещё одна важная фигура британского кинематографа – Ричард Аттенборо («Мост слишком далеко»). За сценарий отвечал заокеанский классик Уильям Голдман («Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Вся президентская рать»). Вместе у них получился драматичный, странный, местами напряжённый, и по итогу трагичный фильм.

Первое самостоятельное выступление фокусника Корки (блистательный Энтони Хопкинс) оборачивается полным провалом. Корки не может привлечь к себе внимание, у него не получается быть смешным и обаятельным, он не блещет харизмой. Чтобы побороть свою стеснительность и зажатость, фокусник создаёт куклу, которая очаровывает и развлекает зрителей на выступлениях Корки. С развитием сюжета, отношения чревовещателя и марионетки приобретают симбиотический характер и всё меньше будут походить на здоровые.

«Магия» отлично исследует внутренний мир протагониста, проблемного и неоднозначного героя, с кучей тараканов в голове. Сценарий даёт Хопкинсу богатейший материал, а режиссёр мастерски дирижирует происходящим. В фильме есть загадка и интрига, есть психологизм и человеческая драма.

Этот фильм не просто о раздвоении личности, но и о том, что в человеке одновременно уживается и плохое, и хорошее. О том, что от своего внутреннего «Я» никуда не убежишь и не скроешься как бы ни пытался.

«Феномен» (Phenomena, 1984)

Этому хоррору итальянского мастера ужасов Дарио Ардженто мы обязаны существованием серии Clock Tower, сильно вдохновленной этим фильмом.

Американка Дженнифер Корвино (очень молодая Дженнифер Коннелли) поступает в частную школу для девочек в Швейцарии. Школа находится в горах, в достаточно уединённом месте. Как оно бывает в ужастиках, в округе творится нехорошее – пропадают молодые девушки, а в первую же ночь пребывания в академии, Дженнифер становится свидетелем убийства.

«Феномен» – отличный представитель хорроров восьмидесятых в том плане что он абсолютно не стесняется быть отвратительным и тошнотворным. Но это же здорово! У Ардженто всегда был примечательный визуальный стиль, который до этого особенно ярко проявился в «Суспирии». В «Феномене» Дарио особенно хорошо удаётся совместить прекрасное и ужасное, если «Суспирия» была скорее красивой мистической сказкой, то этот фильм – действительно впечатляющий до дрожи и мурашек хоррор.

Если «Дом» вам запомнится спецэффектами, тот этот фильм сделает из вас инсектофоба и некрофоба, настолько он способен пробрать.

«Отчим» (The Stepfather, 1986)

Слэшер Джозефа Рубина вышел в неудачное время, когда кинотеатры заполняли «Хэллоуины», «Пятницы 13-е», «Кошмары на улице Вязов», и сотни других ныне забытых фильмов, в которых жестокие убийцы в масках, забавы ради и на потеху публике, снижают популяцию американской молодёжи. «Отчим» выгодно отличается от других подобных лент тем, что у него есть сценарий и прописанные герои. Даже злодей.

У него много имён. Он многолик. Одно время он может быть с густой бородой и лохматой шевелюрой, в другой жизни – с залысинами и дурацкими усами, в ещё одной – выглядеть как совершенно обычный и непримечательный американский папаша. Он обаятелен, приветлив, улыбчив, обходителен. Он заботлив и проявляет ко всем участие. Он мастер на все руки и образцовый хозяин.

Сколько таких людей ходит по улицам? Сколько таких вы видите по дороге на работу? Сколько таких у вас на работе? Со сколькими вы общаетесь лично? Представьте, что один из них психопат-убийца.

Терри О’Куинн, знакомый многим по «Лосту», отлично справляется с ролью психически нестабильного борца за американскую мечту. Безусловно, его герой жесток, маниакален и безумен – но есть ли что-то за этим сумасшествием, первопричина, источник бед и несчастий?

«Отчим» отлично справляется с тем, чтобы ненавязчиво раскрывать героя, нагнетать когда нужно саспенс и делать неглупый и оригинальный слэшер об обыденности зла.

«Тэцуо, железный человек» (Tetsuo, 1989)

В Японии, как мы уже поняли, живут странные люди, которые снимают странные фильмы. «Тэцуо» – определённо из числа самой забористой, даже по меркам японцев, дичи, которую вы можете посмотреть.

Режиссёр Синъя Цукамото снял весьма и весьма любопытный андеграудный сюрреалистичный хоррор о трансформации человека в машину. Здесь снова история и сценарий не имеют особой для зрителя важности – это в первую очередь фильм, призванный вас впечатлить и удивить. Главное в «Тэцуо» – это сумасшествие.

При этом, кино не без идеи и посыл у него легко читаемый – страх перед технологиями. В принципе, «Тэцуо» можно даже отнести к киберпанку, благо у японцев весьма своеобразный взгляд на жанр.

По фильму видно, что его снимали за копейки: непрофессиональные актёры, чёрно-белая картинка, но при этом же видно безумное старание создателей сделать шокирующе и внушающе. Люди ковыряют болты, выросшие на лицах, пытаются выдернуть металл из голени: и это первые минуты фильма, дальше смотрите сами.

Если вы хотите посмотреть на мозговыноясщий кинотрип о том, как технологии влияют на человеческий организм – это ваш выбор.

«Исцеление» (Cure, 1997)

Японский режиссёр Киёси Куросава внёс значительный вклад в популяризацию японских хорроров в мире. Пожалуй, наиболее известной его работой в жанре является «Пульс» (Kairo, 2001), который впоследствии получил американский ремейк. Не слишком удачный, мягко скажем.

Киёси Куросава, как и его более именитый однофамилец, режиссёр плодотворный, но в общем и целом его картины выделяет одно – архимедленность.

«Исцеление» является, в хорошем смысле, типичным фильмом Киёси – история не спешит развиваться, а режиссёр погружает тебя в какое-то полусонное состояние. Атмосфера у фильма холодная и тревожная, картинка тусклая и выцветшая, локации создают упадочное впечатление своей заброшенностью и пустынностью.

Детектив Такабе расследует странное дело: несколько человек были убиты и у всех жертв на шее и груди был вырезан крест. Странно в этом деле то, что убийцу всегда находили – это всегда были разные люди, все признавались в преступлении, у всех не было мотива, и никто ничего толком не помнит.

Если вы любите, неспешное кино, в котором много пауз, в котором почти нет музыки, а если есть, то она заглушает все остальные звуки, в котором почти нет крупных планов, в котором автор даёт героям лишние секунды глубокомысленные взгляды – то это ваш кандидат на просмотр.

«Темные воды» (Honogurai mizu no soko kara, 2001)

От японской дичи и авторского медляка переходим к джей-хоррорам наподобие «Звонка» и «Проклятия», вдохновивших Голливуд на ремейки и подражания. Добрались гайдзины и до «Тёмных вод», но американская версия получилась не очень удачной.

Оригинал, снятый целым Хидео Накатой по рассказу целого Кодзи Судзуки, представляет собой жуткий, серый и довольно депрессивный ужастик о трудностях материнства и домохозяйства.

Мать-одиночка переезжает с дочерью в новую квартиру в не самом новом доме в не самом благоустроенном районе. Сразу же начнут происходить странные вещи: потолок протекает несмотря на то, что сверху, казалось бы, никто не живёт, всё время из ниоткуда появляется загадочный красный ранец, в коридорах дома периодически мелькает девочка в жёлтом дождевике.

Как вы уже поняли – это довольно типичный джей-хоррор с детективной линией о неупокоенных призраках, погибших страшной смертью. Картина действительно не слишком оригинальна, но это ей ни в коем случае не мешает. Хидео Наката, набивший руку на «Звонках», на мой взгляд, даже превосходит себя в умении выжать из зрителя все соки, тщательно подготавливая эмоциональный финал, не забывая по пути взбадривать зрителя загадочной жутью.

«Тёмные воды» – это образцовый мистический ужастик, с отлично выстроенным саспенсом, довольно вязкий и тягучий, пропитанный неспокойной атмосферой одиночества и тоски.

«Тупик» (Dead End, 2003)

Когда ужасному и смешному получается органично сосуществовать вместе – итоговый результат получается отличным и необычным. Режиссёрам-сценаристам Жану-Баптисту Андреа и Фабрису Канепа удалось сделать именно это – синтез хоррора, комедии, смешанных с семейной драмой.

Начинается фильм ни шатко, ни валко – совершенно типичная и непримечательная киношная семья, отправляется на Рождество к родственникам. Отец семейства решает съехать с шоссе и срезать путь по лесной дороге. Естественно, это было плохой идеей.

И здесь начинается и смешное, и страшное. В лесу творится какая-то дичь, бродят женщины в белом, дороге нет конца. Типичная же семья оказывается, как оно положено, со скелетами в шкафу и каждому есть что предъявить друг другу. Диалоги в фильме – смешные, ироничные и абсурдные, они отлично сбрасывают напряжение и раскрывают персонажей.

Фильм отлично умеет посмеяться и над жанром, и над собой. Герои в нём намеренно карикатурные, а чем дальше в лес – тем всё более неприятные. Если вы ищете лёгкий фильм на вечер с хорошим чёрным юмором, неплохой интригой и любопытной концовкой – это идеальный кандидат.

«История двух сестёр» (Janghwa, Hongryeon, 2003)

В конце девяностых в Южной Корее начался ренессанс кинематографа. Молодые режиссёры кинулись делать жанровое кино, каждый по-своему его переосмысливая и деконструируя. Не обошли стороной, конечно же, и фильмы ужасов. Так, возможно, главный южнокорейский хоррор снял Ким Джи-ун, один из самых примечательных творцов новой волны.

Две сестры возвращаются домой из психиатрической больницы. Дома их ждёт ненавистная им мачеха и родной отец, который находится меж двух огней и никак не может разрешить этот конфликт. Мирным путём, конечно же, ничего не решится, и перепалки между девочками и мачехой накалят фильм до сумасшествия.

Вообще, хоть южнокорейцы и снимают каждый по-своему, но многих из них объединяет то, что они не боятся насилия, жестокости, не боятся выбить из зрителя дух, сделать ему больно, оставить в непонятных и смешанных чувствах.

«Истории двух сестёр» очень хорошо получается быть верной этим канонам, она цепко держит зрителя в напряжении и ловко водит его за нос. И что ещё важно – это не только хоррор, но и мрачная история о том, как трудно пережить потерю любимого человека.

«Точка R» (Arpointeu, 2004)

Ещё один, при этом не последний, южнокорейский фильм прорвался в эту подборку. Эта лента примечательна не самым типичным для хоррора антуражем – военным. Да к тому же место действия – Вьетнам в самый разгар войны. Да к тому же герои не американцы.

В дебрях джунглей без вести пропал отряд десанта. Полгода спустя, радист на военной базе ловит сигнал этого отряда с просьбой о помощи. Расследовать это загадочное происшествие отправляют группу из десяти солдат.

«Точка R» очень атмосферна, непонятна и загадочна, прямо как те древние кладбища, непроходимые джунгли и заброшенные колониальные усадьбы, в которых бесславно погибают южнокорейские солдаты. Как и заведено у атмосферных хорроров, «Точка» нетороплива, но мистический саспенс это окупает наилучшим образом, потому что уровень психодела будет возрастать тем сильнее, чем безысходней становится фильм.

«Маньяк» (Maniac, 2012)

Так уж получается, что если какому-нибудь старому фильму повезло получить хороший ремейк, то это обычно хоррор. Так, Александр Ажа вместе со сценаристом Грегори Левассёром (оба – «Кровавая жатва») сделали добротное переложение «У холмов есть глаза» в 2006 году.

В 2012 творческий дуэт вместе с режиссёром Фрэнком Халфуном выпустили ремейк «Маньяка», кровавого и жестокого слэшера из восьмидесятых. Как всегда, можно долго спорить какая из версий лучше, но, по-моему, внимания достойна больше именно новая.

Молодой парень по имени Фрэнк (Элайджа Вуд) – психически нестабильный, жестокий, полусумасшедший маньяк-убийца, который коллекционирует женские скальпы. А ещё он владелец мастерской по реставрации манекенов. Тоже вполне себе криповое занятие.

И фильм отлично передаёт эту криповость и заставляет зрителя чувствовать себя неуютно и дискомфортно. Это достигается благодаря главной фишке ремейка – съёмке от первого лица. Фильм, по сути, погружает зрителя в тело и мысли убийцы, оставляя его наедине с безумием и комплексами, которыми заполнена голова протагониста. Неплохо в этом помогают синтезаторы Робина Кудера, под чьи атмосферные треки по улицам мрачного Лос-Анджелеса слоняется герой.

Подача отлично работает потому что ты видишь, слышишь и почти что физически чувствуешь тоже, что и Фрэнк. Видишь его жертв, видишь то, чего не видят его жертвы.

«Маньяк» отлично справляется с задачей быть мерзким и отталкивающим, быть напряжённым и интригующим. При этом, нельзя сказать, что фильм исключительно про мясо – мяса в фильме действительно немало, но оно работает на историю. Историю о том, как плохое влияние и воспитание, как детские страхи и комплексы, могут разрушить жизнь и психику ещё не сформировавшегося человека – сделать из него маньяка.

«Ублюдок» (Creep, 2014) и «Ублюдок 2» (Creep, 2017)

Эти два фильма – ориентир для всех людей, мечтающих стать кинематографистами. Первый фильм снимали в локациях в виде двух домов и одного леса, с двумя актёрами в кадре и одной актрисой озвучки, причём эти два актёра – режиссёр и со-сценарист фильма: Патрик Брайс и Марк Дюпласс. В сиквеле в кадре появилось чуть больше людей, камера стала получше, но в целом продолжение было сделано в тех же условиях мизерного бюджета и безграничного креатива.

Мужчина по имени Джозеф нанимает оператора, чтобы снять последние дни своей жизни. Джозеф, как он утверждает, умирает от опухоли мозга и хочет сделать документалку для своего ещё не рождённого сына, чтобы тот не забывал своего отца. Звучит, конечно, мило, но мы с вами прекрасно понимаем, что за кино я советую в этой подборке.

«Ублюдки» отлично умеют балансировать между хоррором и комедией, серьёзным и несерьёзным. Ужас здесь довольно типичный, но неплохо обыгранный – есть скримеры, но оба фильма, особенно второй, над ними посмеиваются. Есть неплохо сделанный саспенс, когда не знаешь, чего ожидать от персонажей и в какое русло может пойти сцена.

Оба фильма построены на импровизациях, оба цепляют предвкушением чего-то не хорошего, первый хорошо нагнетает интригу и держит в непонимании происходящего, второй цепляет игрой в кошки-мышки.

В целом, «Ублюдки» – отличная дилогия маленьких, но гордых хорроров, которые умеют и пугать, и развлекать. Это годные мокъюментари-ужастики, сделанные за копейки и пример для всех тех, кто мечтает снять свой полный метр. Учитесь.

«Тельма» (Thelma, 2017)

Этот фильм норвежского режиссёра авторского кино Йоакима Триера многое роднит с «Кэрри» Стивена Кинга. Главная героиня, Тельма – тихая, скромная и не слишком общительная девушка, переживающая самые бурные годы своей жизни.

Тельма приехала в Осло учиться на биолога в университете. Приехала она из глубинки, из семьи гиперопекающих родителей, которые не дают девушке продохнуть, да к тому же они очень религиозные люди. Поэтому, жизнь в городе, общение с более свободными и немного дурными сверстниками, открывает в Тельме нечто совсем для неё новое.

Фильму хорошо получается быть и мейнстримом, и авторским кино: с одной стороны, он медленный и неспешный, но при этом не перегруженный, метафоры эстетски поданы, но легко считываются, темы взросления, одиночества и подавленной сексуальности отлично раскрыты.

Короче говоря, если вы ищите авторский хоррор – то это один из лучших его представителей в современности. Это красивое кино, которое говорит на интересные темы, не терроризируя зрителя фестивальщиной.

«Зомби одним планом!» (Kamera o tomeru na!, 2017)

Этот фильм японского дебютанта Синъитиро Уэды – милый и очаровательный трибьют кинематографу, причём вопреки названию не только жанровому. Это низкий поклон режиссёра работникам профессии. Это фильм, не стесняющийся быть нелепым и грамотно использующий эту нелепость, цинизм и доверчивость зрителя в своих целях.

Съёмки третьесортного зомби-ужастика идут не по плану: актёры играют слишком плохо и дубово, режиссёр слишком требовательный и вредный. Ну и прямо посреди съёмок начинается настоящее нападение настоящих зомби. Больше про сюжет вам знать не стоит, но поверьте он сможет вас удивить и обмануть.

«Зомби одним планом!» крайне талантливо маскируется под второсортный ужастик, но на деле у него получается рассказать очень личную, трогательную и близкую любому творческому человеку историю о том, как тяжело воплотить свои идеи в форму, найти вдохновение и просто творить.

«Психиатрическая больница Конджиам» (Gonjiam, 2018)

Как и «Зомби одним планом! », этот южнокорейский хоррор начинается как-то вяло и по первым впечатлениям не слишком интересно. Вот только если «Зомби», уводит вас в какие-то дали о проблемах творчества, то «Конджиам» раскрывается как отличный мокъюментари-ужастик.

Ведущий хоррор-шоу на YouTube решает, что устал быть второсортным блогером и поэтому собирается провести стрим, который выбьет его в топ. Для этого он собирает команду из ещё шести охотников за привидениями вместе с которыми отправляется в заброшенную психушку Конджиам, чтобы там снять главный эфир своей жизни.

Конджиам – реальная психиатрическая лечебница, находящаяся в городе Кванджу. Больница была заброшена в девяностые и с тех пор её история обросла мифами и легендами о зловещем прошлом, пытках, экспериментах над людьми, и призраках, которые поныне бродят по коридорам заброшки.

Здесь нужно отдать должное режиссёру и художникам-постановщикам, которым удалось передать зловещий образ психушки. «Конджиам» очень хорошо выстраивает свою атмосферу, никуда не спешит и тщательно готовит зрителя ко второй половине, в которой начинается «Ведьма из Блэр» на максималках.

Спасибо за советы по просмотру всем, кто отписался в прошлых статьях. Я уверен, вам ещё есть что предложить.

 

Источник

Читайте также