Его карьера всегда шла неровно, но он находил в себе силы снова подниматься на Олимп.
Недавно Бен Аффлек рассказал, почему на самом деле он больше не будет играть Бэтмена. Оказалось, что дело не в творческих разногласиях или проблемах DC Universe, которые преследовали фильмы этой киновселенной на начальном этапе, а банально в выпивке.
Из-за проблем с алкоголем Бен Аффлек просто не может гарантировать, что не сорвётся при съёмках высокобюджетного фильма. Однако хоронить его как актёра ещё рано. У Бена уже бывали сложные периоды в карьере и ему не впервой падать с голливудского Олимпа и вновь карабкаться на вершину.
Из-за Мэтта Деймона не поступил в Гарвард
Бен Аффлек вполне мог оказаться одним из тех голливудских актёров, путь в профессию которым был открыт с самого рождения — благодаря связям родителей и их умению пробивать своих детей на главные роли.
Его отец Тимоти Аффлек в середине 60-х работал во влиятельной Театральной Компании Бостона (Theater Company of Boston). Он отвечал за управление сценой, да и сам нередко выходил на подмостки, где играл со знаменитым Дастином Хоффманом. То есть, он был вхож в мир театра и кино и мог замолвить словечко за сына.
На самом деле он и замолвил, ведь первые скромные роли на телевидении в юные годы Бен получил именно благодаря старым связям отца. Так, например, в 1981 году, будучи семилетним, он сыграл небольшую роль мальчика по имени Томми в фильме The Dark End of the Street.
Но по-настоящему актёрская карьера Бена Аффлека началась лишь во взрослые годы. Причин тому было две. Во-первых, его отец сильно дружил с бутылкой, из-за чего ушёл из семьи, когда Бену было 11 лет, а, во-вторых, родители в принципе не считали, что их дети (а у Бена Аффлека ещё есть и младший брат Кейси Аффлек, который тоже в итоге стал востребованным актёром) должны покорять Голливуд.
После развода мать взяла обоих детей и переехала жить в район академического городка Кембриджа рядом с Центральной площадью. По сути, это был элитный район Бостона рядом с Гарвардским колледжем.
В возрасте восьми лет Бен Аффлек познакомился с соседским мальчиком, Мэттом Деймоном. Дружба с ним скрашивала ему детство и юность, а потом и вовсе помогла взойти на голливудский Олимп.
В детстве они много времени проводили вместе. Ходили в одну школу и посещали драматический кружок, который вёл талантливый учитель по имени Герри Спека, который сам, впрочем, почти не играл.
На протяжении нескольких месяцев Герри Спека работал с Беном и Мэттом. Они импровизировали, разыгрывали сценки, а учитель потом объяснял, как отполировать то, что у них получилось, и превратить в полноценную пьесу. Потом с этой пьесой они выступали на фестивале.
Ученики называли своего учителя «гением». А тот лишь отмахивался, дескать, ничего особенного он не сделал, просто заставил парней поверить в себя.
В старших классах Бен и Мэтт часто ездили в Нью-Йорк на прослушивание. Деньги на билеты на поезд или самолёт они зарабатывали на стройке или в кинотеатре билетёрами. Чтобы откладывать деньги, они даже завели совместный банковский счёт. Вот настолько близкими друзьями были Бен и Мэтт.
Благодаря этому ещё до окончания школы в 15 лет Бен получил эпизодическую роль в фильме «Руки незнакомца», где также снимался Форест Уитакер.
Ещё он должен был сыграть одну из главных ролей в фильме, который снимался на волне популярности «Крокодила Данди». Сюжет рассказывал бы об эскимосе, который приехал в Нью-Йорк и подружился с сыном миллиардера, похожего на Дональда Трампа (его бы сыграл Кристофер Уокен). Но проект заглох буквально на третий день съёмок, когда студийные боссы узнали, что режиссёр начал вносить правки в сценарий, как бог на душу положит, и без согласования с ними.
Мэтт Деймон был на два года старше. И пока Бен доучивался в школе, Мэтт уже успел поступить в Гарвард и найти себе место в его театральном кружке. Успехи Бена в школе из-за этого поползли вниз, и в итоге он не смог набрать достаточно баллов, чтобы тоже поступить в Гарвард.
Тогда он поступил в Университет Вирджинии, а потом перевёлся в Университет Вермонта, где обучалась его девушка. Но к концу первого семестра отношения с возлюбленной разладились, а ощущение того, что пора бы завязывать с учёбой и начинать работать, крепло.
Звали только на роли плохишей
«Школьные узы» были первой актёрской победой Бена Аффлека. Этот фильм остался в истории кинематографа хотя бы благодаря тому, что в нём сыграло сразу несколько молодых актёров, которые в дальнейшем смогли покорить Голливуд.
Брендан Фрэйзер, Крис О’Доннел, Бен Аффлек и его друг Мэтт Деймон. Все они тогда впервые громко заявили о себе, благодаря чему к ним стали присматриваться другие режиссёры и продюсеры. Сам же фильм рассказывал о неполиткорректных 50-х, когда юноше из бедной еврейской семьи приходилось очень нелегко в колледже, где учились «сливки общества».
Впрочем уже в те годы Бен Аффлек не хотел ограничиваться лишь профессией актёра. Он также пробовал себя в качестве режиссёра, снимал короткометражные студенческие фильмы. Большинство из них канули в Лету, кроме одного.
Если вы когда-нибудь слышали о фильме с длинным названием «Я убил жену-лесбиянку, повесил её на мясной крюк, и теперь у меня контракт с Диснеем на три фильма», то знайте, что снял его в 1993 году Бен Аффлек.
В то время Аффлек учился в Калифорнийском Западном Колледже, подтягивал свои писательские навыки. Однажды профессор дал ученикам задание — написать 20 страниц чего-нибудь, не следуя никаким правилам. Бен принёс 20 страниц сценария. Когда он вышел к доске и начал читать его по ролям, профессор вдруг осадила его: «Стоп, стоп, стоп! Сценарий фильма это не литература».
После этого профессор высмеяла сценарий и потребовала, чтобы Бен Аффлек через два дня принёс что-нибудь получше и политературнее. Аффлек вышел из класса и больше в него не возвращался.
Те 20 страниц, кстати, позже Бен соединит с набросками, написанными Мэттом Деймоном в Гарварде, благодаря чему родится сценарий фильма «Умница Уилл Хантинг», который много позже принесёт Аффлеку первый Оскар.
Аффлек продолжил сниматься, но до большого успеха было далеко. Он сыграл эпизодическую роль безымянного баскетболиста в фильме «Баффи — истребительница вампиров», засветился в нескольких телевизионных сериалах.
Самой заметной из его работ первой половины 90-х была лента «Под кайфом и в смятении» 1993 года, в которой рассказывались параллельные истории из жизни нескольких старшеклассников в последний день занятий. Бен сыграл в нём школьного задиру, который любит доставать тех, кто слабее и умнее.
В 1995 году Кевин Смит пригласил Бена Аффлека сыграть в комедии «Тусовщики из супермаркета» (вторая картина, в которой появились Джей и Молчаливый Боб).
Кевин Смит раньше не был знаком с Беном Аффлеком. На съёмочную площадку тому удалось попасть благодаря одному из директоров по кастингу, который ранее отбирал актёров для «Под кайфом и в смятении».
По сути, Аффлеку опять предложили сыграть красавчика-задиру, пусть теперь тот был не школьником, а бизнесменом в деловом костюме. В ту пору этот образ прилип к Аффлеку, и его буквально заваливали предложениями сыграть очередного плохиша. Ему казалось это скучным и бесперспективным, но на роль в ленте Кевина Смита он всё же согласился, так как ему нравились «Клерки», да и сценарий показался неплохим.
На съёмочной площадке Аффлек и Смит подружились. Потом режиссёр позвал его на главную роль в свой новый фильм «В погоне за Эми». В нём опять были Джей и Молчаливый Боб. Но сама лента уже мало походила на комедию, — скорее на драму.
Добавлял минеты в сценарий, чтобы позлить продюсеров
«В погоне за Эми» была хорошо принята и зрителями, и критиками. К тому же, она наконец сняла с Аффлека ярлык «плохого парня». Но настоящий прорыв случился, когда он вновь объединился с другом детства Мэттом Деймоном. Вместе они дописали сценарий «Умницы Уилла Хантинга».
Лента рассказывала об одарённом молодом человеке, настоящем гении математики, который работает простым уборщиком в Массачусетском технологическом институте.
Сам сценарий был закончен ещё в 1994 году, после чего их агент, Патрик Уайтселл, начал попытки продать его. Сначала он был не в восторге от просьбы своих клиентов, так как в ту пору все начинающие актёры писали сценарии для фильмов с собой в главной роли — и все они, за исключением «Рокки» Сильвестра Сталлоне, были не лучшего качества. Но конкретно этот произвёл на него впечатление.
Агент Уайтселл обошёл все студии в городе, предлагая готовый сценарий и актёров для него. Вскоре его телефон стал разрываться от звонков. Все хотели познакомиться с авторами.
В итоге ленту продали компании Castle Rock. Об этой сделке на 600 тысяч долларов написало издание Daily Variety.
По воспоминаниям Бена Аффлека, пока деньги ему ещё не поступили, он, чтобы снять квартиру стоимостью три тысячи долларов в месяц, показывал арендодателям журнал, в котором говорилось, что деньги у него скоро будут. И так смог переехать в более приличное жильё.
Парни стали жить на широкую ногу, купили себе по крутой машине, и «проели» всё до конца года. А потом обнаружили, что картина попала в «производственный ад».
Сначала студийные боссы попросили Бена и Мэтта переделать сценарий. Изначальная версия состояла из двух сюжетных арок, конфликтовавших друг с другом. В одной одарённого математика пыталось нанять Агентство национальной безопасности, а в другой рассказывалась о его взаимоотношениях с психотерапевтом, сыгранном Робином Уильямсом. Авторы могли сами выбрать какую арку оставить — и они выбрали ту, что с психотерапевтом.
От изначального сценария осталась в лучшем случае треть, поэтому Аффлеку и Деймону вновь пришлось садиться за письменный стол. Но затем — новый удар под дых.
Аффлек и Деймон сказали, что они сами снимут этот фильм. Говорят, когда они озвучили это предложение перед студийными боссами, в комнате повисла гробовая тишина. А затем прозвучало угрожающее: «Похоже, у нас тут творческое недопонимание. Хорошо, что мы уже владеем правами на этот фильм и можем вас просто уволить, но мы поступим иначе».
Им предложили попытаться найти другую кинокомпанию, которая согласится поставить фильм. Однако взамен они должны были вернуть Castle Rock все деньги, которые им заплатили за сценарий. То есть, всё то, что они уже потратили на жильё и машины.
Когда Аффлек и Деймон вставили в сценарий очередной абзац о слишком близких отношениях Уилла Хантинга и его психотерапевта, а от Castle Rock на это не было никакой реакции, авторы поняли, что теперь уж точно пора искать другую кинокомпанию.
Они обошли несколько студий, пока в итоге, отчаявшись, не пришли на поклон к другу Бена Аффлека, режиссёру Кевину Смиту. Но тот, прочитав сценарий, сказал, что он не осмелится экранизировать «такую прекрасную историю». Однако после этого Кевин пошёл к Харви Вайнштейну в Miramax и показал сценарий со словами: «Бросай всё, чем ты тут сейчас занимаешься, и начинай читать».
Картина «Умница Уилл Хантинг» вышла в 1997 году, стала большим хитом и получила два «Оскара». Один достался Робину Уильямсу за «Лучшего актёра второго плана», а второй Бен Аффлек и Мэтт Деймон поделили между собой за «Лучший оригинальный сценарий».
На церемонию вместо девушек они взяли с собой своих мам, так как знали, что те очень хотят пойти. Внезапно два мало кому известных молодых актёра стали едва ли не главными звёздами Голливуда. Для их карьеры это был настоящий прорыв.
«Худшая мужская роль за прошедшее десятилетие»
Казалось бы, теперь у Бена Аффлека должно было быть всё «в шоколаде». Он молод, красив, востребован и может сниматься в чём захочет, даже в крупнобюджетных картинах. Так и произошло. Он начал много сниматься.
В 1998 году он появляется в блокбастере «Армагеддон» про нефтяников, которых отправили взрывать астероид, несущийся к Земле. Потом была «Догма» Кевина Смита, где он сыграл падшего ангела, «Перл-Харбор», шпионский триллер «Цена страха» по роману Тома Клэнси и неудачный «Сорвиголова», где он впервые сыграл супергероя.
За пять лет у Бена Аффлека вышло 20 фильмов. И внезапно из подающего надежды молодого актёра, который взял большой старт с неглупого «Умницы Уилла Хантинга», Бен Аффлек превратился в стандартного голливудского красавчика, который снимается в блокбастерах и служит идеальной мишенью для папарацци из-за своих отношений с певицей и актрисой Дженнифер Лопес.
Их отношения и внимание со стороны прессы в итоге вылились в один из самых неудачных фильмов Бена Аффлека — «Джильи». Картина рассказывала криминальную историю о героях Аффлека и Лопес, которым боссы поручили присмотреть за похищенным гангстерами слабоумным братом окружного прокурора. Ожидаемо, их герои влюблялись друг в друга.
Ранее мы писали, что церемонию «Золотая малина» не стоит воспринимать всерьёз, но вот забавный факт — те, кто голосовали на ней, выдали картине массу антинаград: «худший фильм», «худшая актриса», «худший актер», «худший актёрский дуэт», да к тому же «худший фильм десятилетия», «худшая мужская роль за прошедшее десятилетие» и «худшая женская роль за прошедшее десятилетие». Видимо, было в фильме что-то такое, из-за чего он стал лёгкой мишенью для шуток.
Дела у Бена Аффлека стали идти неважно. Нет, он не прекратил сниматься. Ему по-прежнему предлагали роли, правда, в недорогих фильмах, которые не сильно-то и запомнились. Ещё он продолжал по дружбе сниматься у Кевина Смита. Тот, например, позвал его в «Девушку из Джерси», где он сначала страстно целовался с Дженнифер Лопес, а потом, когда её героиня умерла, переключился на Лив Тайлер, с которой ранее целовался в «Армагеддоне».
Бен Аффлек купил пистолет
Символическое возвращение в лучшие годы в «Девушке из Джерси» не вернуло Бена Аффлека в пул самых востребованных актёров Голливуда, и тогда он решил воплотить свою давнюю мечту — самостоятельно снимать фильмы.
В своей первой работе, картине «Прощай, детка, прощай», он снял своего брата Кейси Аффлека в главной роли. Лента рассказывала о детективе, ищущем похищенную девочку. Недорогой фильм, который и собрал-то не очень много, понравился критикам и заставил студийных боссов по-новому взглянуть на Бена Аффлека, — теперь уже не как на актёра-красавчика, а как на талантливого режиссёра.
Через три года Аффлек снял «Город воров», в котором уже сыграл сам. Фильм рассказывал о друзьях, которые грабят банки. Эта картина собрала в прокате гораздо больше. А главное, лента была номинирована на «Оскар» за «Лучшую мужскую роль второго плана». С этого момента Бен Аффлек вдруг предстал перед зрителями другим человеком. Он будто повзрослел и стал более серьёзно относиться к своей работе.
Он был разочарован картинами, в которых снимался раньше, да и в целом своим прошлым образом жизни, из-за которого в 29 лет ему пришлось лечь в реабилитационную клинику. Поэтому поставил перед собой несколько целей.
Во-первых, он хотел, чтобы у него, наконец, появились дети. Во-вторых, он хотел сам снимать фильмы, которыми бы мог гордиться. Благодаря такому подходу в 2012 году он выпустил одну из лучших своих работ — политический триллер «Операция «Арго» о том, как ЦРУ под видом съёмок фильма вытаскивали своих дипломатов из Ирана времён революции 1979 года.
Фильм выиграл три «Оскара» за «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж». И не зря. Хоть порой ленту и упрекали в исторических неточностях, Аффлек тщательно готовился к съёмкам и даже добился приглашения в ЦРУ.
Они даже разрешили Бену Аффлеку снять в штаб-квартире несколько сцен. Хотя ради этого грузовики с техникой приходилось привозить в два часа ночи, чтобы они могли обыскать их вплоть до каждого винтика.
После «Операции «Арго» случилась следующая большая удача Аффлека, но не как режиссёра, а как актёра. Он снялся в «Исчезнувшей» Дэвида Финчера по роману Гиллиан Флинн — о муже, который стал жертвой своей жены-социопатки. Критики и зрители высоко оценили фильм. К тому же Аффлек вдруг показал свою тёмную сторону, и когда было объявлено, что он сыграет Бэтмена, люди, конечно, удивились, но довольно быстро приняли эту новость.
Бен Аффлек уже не тот красавчик, каким был в молодости. У него те же проблемы с алкоголем, что у отца, но сниматься он не перестаёт. Единственное: наверное, мы не скоро увидим его в очередном высокобюджетном блокбастере. Впрочем, вряд ли он и сам заинтересован в этом. Главное, что однажды он пообещал себе не сниматься в плохих фильмах и изо всех сил старается это обещание сдержать.
Аффлек воспитывает детей, ходит на барбекю к Мэтту Деймону, который всё ещё живёт по соседству, и снимается в недорогих фильмах, а порой и сам снимает их. А ещё у него теперь есть пистолет. Даже несколько штук. Он обзавёлся ими после того, как один ярый фанат-сталкер донимал его семью и подкарауливал его детей у школы, прячась среди фоторепортёров.
Иными словами, сейчас Бен Аффлек — это мрачная повзрослевшая версия самого себя из юности. Идеальный Бэтмен. Но уже не Бэтмен.