Что случилось с 2010 по 2019 год включительно.
В этом материале мы собрали не только лучшие, но и просто очень важные (даже если и не очень хорошие) игры, которые оставили свой след. Игры, которыми нам запомнилось десятилетие.
Примечание: это — не топ, и игры распределены здесь не в порядке важности, а абсолютно случайно. Список можно дополнять в комментариях.
The Last of Us
Венец творения Naughty Dog на данный момент и просто самая кинематографичная игра в мире. Всё дело в удивительной связке нарратива и геймплея — The Last of Us точно балансирует на грани, не заваливаясь ни в одну сторону. Идеальная связь интерактива и истории, когда одно работает на другое, и наоборот.
Ну и, помимо всего прочего, это также яркая, трогательная история о человечности, которая поднимает такие проблемы, которые в играх раньше затрагивали редко. Если и есть игра, которую нужно обязательно пройти всем, то это именно она.
Dota 2
Valve немного не успела — в 2009 году уже вышла League of Legends (она тоже крайне важна для десятилетия, но осталась за рамками этого топа из-за даты выхода), изначально «облегчённый» клон карты DotA Allstars. Зато популярный бренд перешёл к ней вместе с IceFrog, одним из авторов нового жанра MOBA. Отличий от LoL у Dota 2 действительно много: эта игра считается более хардкорной — как-никак бренд обязывает.
Но интересно другое: именно Dota 2 показала, каких успехов может добиться киберспорт — при поддержке Valve, конечно.
World of Tanks
Одна из тех игр, что не нуждается в представлении — все и так о ней знают, она давно вышла за пределы игровой индустрии и плотно засела в массовом сознании. Трудно сказать, что именно сделало World of Tanks столь известной и популярной: может быть, сама тематика танков Второй мировой, которая отлично «зашла» игрокам как юного, так и старшего возраста, а может быть и понятный сессионный формат с чёткой f2p-моделью.
В любом случае, она породила танковый бум, но ни более реалистичный War Thunder, ни «Проект «Армата» не смогли получить такую же мировую известность, как World of Tanks, знаменитая «игра для бать», — она затянула в себя даже тех, кто вообще не играет в видеоигры.
Star Citizen
Star Citizen — уникальный проект. Даже не игра, а мечта, концепция — на которую уже собрали 250 миллионов долларов. Пока и приблизительно непонятно, как будет выглядеть результат, однако фанаты уже долгие годы с радостью покупают виртуальные корабли, которые им продаёт команда Криса Робертса. Всё ради того, чтобы однажды выйти на них в виртуальный космос.
Планы Cloud Imperium оказались настолько амбициозны, что сюжетную кампанию игры пришлось превратить в отдельный проект — Squadron 42. Участие в нём приняли голливудские звёзды (в их числе Гэри Олдмен, Марк Хэмилл и Джиллиан Андерсон), однако и тут никаких гарантий нет. Crytek, с которой у авторов идёт давний судебный конфликт, вообще не уверена, что Squadron 42 выйдет в этом году, как было обещано, или выйдет в принципе.
С другой стороны, сложно представить ситуацию, в которой Star Citizen вообще выйдет. Слишком уж грандиозно звучат обещания разработчиков, слишком сильно сорваны все сроки, а денег для такой ситуации собрано слишком много. Но на то она и мечта. Star Citizen обсуждают и ждут уже почти восемь лет — возможно, будут обсуждать и ждать ещё столько же.
Minecraft
Произведение Нотча, изначально основанное на других «не взлетевших» проектах, оказалось едва ли не главной игрой вообще — не только минувшего десятилетия. По значимости Minecraft можно сравнить с Ultima или даже Tetris. Эта игра запустила тренд и популяризовала жанр survival, но на этом её заслуги не заканчиваются.
Minecraft также — уникальный в своём роде конструктор, который не теряет своей популярности вот уже десять лет и вряд ли потеряет её в ближайшем десятилетии. На этой игре успело вырасти несколько поколений, и она, как никакая другая в этом списке, накрепко укоренилась в массовом сознании как флагман индустрии развлечений.
Heavy Rain
После Heavy Rain Дэвид Кейдж выпустил ещё две игры, — Beyond: Two Souls и Detroit: Become Human, — однако именно она запомнилась игрокам больше всего. Возможно, дело в более простом и понятном жанре: Heavy Rain — остросюжетный детектив с неожиданным твистом в конце, где сюжетные дыры и клише, присущие творчеству Кейджа, наименее заметны.
Эта игра, наряду с Uncharted, долгое время «продавала» PlayStation 3, и из-за неё за консолью закрепился мем про «мыльное кинцо». Однако важность Heavy Rain трудно переоценить: она показала всем, каким может быть и должно быть интерактивное кино, а заодно и воскресила этот специфический жанр.
Limbo
Главное, чем отметилась культовая Limbo — это, конечно, визуальный стиль. Платформер выполнен в чёрно-белых тонах, а герой и его противники — по сути, просто тени. И это изящное визуальное решение, конечно, положительно повлияло на индустрию — с Limbo до сих пор сравнивают самые разные игры, ей вдохновляются.
Но кроме этого Limbo также и один из лучших хорроров. Он не просто мрачный, но и очень жестокий — ловушки зачастую не видны сразу, поэтому приходится часто и много умирать, чтобы продвигаться дальше. Ну а благодаря уникальной стилистике и тягучему эмбиенту на фоне, ощущение непонятной опасности лишь усиливается с каждой минутой.
TES V: Skyrim
Игра, которую нужно просто купить. На ПК и на PS3 или Xbox 360. Потом ещё на PS4 или Xbox One (а можно и обе). А затем и на Switch. Всё для того, чтобы ни разу не завершить сюжетную кампанию — Skyrim не про это. Это не история, которую для вас придумали разработчики, а приключение, в которое вы попали сами. Вот засмотрелись на звёзды, стоя у озера рядом с Виндхельмом, а потом увидели пещеру, решили проверить — и понеслось. Дальше будут исследования двемерских руин, вечная охота на драконов, неловкие попытки обокрасть гигантов (вы знаете, чем это кончится) и ещё много всего. А с Алдуином пусть разбирается кто-то другой.
Сложно сформулировать, почему именно Skyrim стала так популярна: это не самая красивая игра Bethesda, тут не самые интересные квесты, не самый большой мир, не самая прописанная история. Возможно, она просто вышла в нужный момент, когда игроки соскучились по таким приключениям. Может быть, делу помогли мемы. Вряд ли это сейчас уже важно. Skyrim точно останется в истории — хотя бы как игра, которую вы купили пять раз.
Dear Esther
Прародитель жанра симуляторов ходьбы, которые хоть и становятся объектом шуток из-за низкой интерактивности, но неизменно пользуются популярностью. Да, именно Dear Esther мы должны благодарить за то, что Steam сейчас завален такими играми — их попросту легко делать.
Однако её же нужно благодарить за развитие нарратива в играх и такие великие произведения, как What Remains of Edith Finch. Dear Esther запустила волну умных, взрослых игр, и показала — чтобы сделать круто, много ресурсов не нужно.
Portal 2
Последняя на данный момент сюжетная игра от Valve (Artifact в расчёт брать, пожалуй, не будем) и заодно образцовое продолжение. Если первый Portal был, в общем-то, просто сборником головоломок, то сиквел обзавёлся хорошим сюжетом и развил лор.
В Portal 2 всё было сделано как надо: тщательно выверенный темп, разнообразные головоломки, отличный юмор (Уитли мало чем уступает в популярности ГладОС) и даже кооператив. По таким играм Valve мы очень скучаем и всё ещё надеемся на третью часть.
Dark Souls
Основу жанра, названного в честь этой серии игр, Миядзаки заложил ещё в Demon’s Souls, вышедшей в 2009-м. Однако именно благодаря Dark Souls он стал столь популярным.
Формула такая: повествование через окружение и описания предметов, локации будто из метроидвании, которые нужно запоминать, смерть как главный элемент обучения, враги, зачастую убивающие с пары ударов, необычный мультиплеер с записками и «вторжениями», а также вездесущий мрак. Эта формула породила новый жанр souls-like, в который сунулась даже Respawn со своей игрой по «Звёздным войнам». Вокруг Dark Souls тут же образовался культ, а разговоры о сложности в играх не утихают до сих пор.
Mortal Kombat 9
Культовый в России файтинг вернулся с триумфом. NetherRealm отбросила всю ту чепуху, что была до, и вернулась к формуле Mortal Kombat 2, основательно её переработав и заодно перезапустив вселенную. С MK9 сравнивают все последующие игры серии, в него до сих пор играют и безумно любят — особенно у нас.
Это очень кровавый, техничный и просто отличный файтинг, который хорошо продался и наконец допустил игры серии до киберспорта. Благодаря MK9 Эд Бун и студия NetherRealm вновь оказались на коне и с тех пор слезать не собираются.
Five Nights at Freddy’s
Игра-феномен, породившая настоящий культ. С тех пор вышло ещё множество игр в серии, их сюжет анализируют, по нему пишут фанфики и издают книги. В том числе благодаря Five Nights at Freddy’s началась эпоха стримеров.
А сама игра, при этом, очень проста и сделана буквально за три копейки. Задача: следить за камерами и распределять энергию, стараясь сделать так, чтобы жуткие аниматроны (а они двигаются только когда их не видишь) не добрались до тебя. Идея и реализация настолько просты и гениальны, что, наверное, после феноменального успеха игры многие геймдизайнеры подумали: «И почему это придумал не я?».
Far Cry 3
Если уж говорить совсем откровенно, то настоящей революцией всё же была Far Cry 2, однако в третьей части Ubisoft позаимствовала несколько механик из Assassin’s Creed и настолько удачно довела до ума формулу, что теперь все вспоминают именно триквел.
Far Cry 3 оказалась во всех смыслах особенной игрой. Стало понятно, что она войдёт в историю уже с выходом того самого трейлера с Ваасом — лучшим злодеем из всех, что удалось создать Ubisoft.
Ваас не просто устрашал, он, что называется, забирался под кожу: каждое столкновение с ним по-настоящему запоминалось, и отсылки к «Апокалипсису сегодня» лишь усиливали эффект. Кажется, даже сами разработчики не ожидали такой реакции, и потому зачем-то сменили злодея в середине сюжета.
Far Cry 3 не просто была пиком серии, она задала множество трендов в жанре шутеров — даже в кампании Battlefield V есть отголоски её механик. И нет сомнений, что эта формула уйдёт вместе с нами и в новое поколение консолей.
The Walking Dead: The Game
Игры-сериалы, выходящие эпизодами, были и раньше, но никогда они не вызывали столько трепета. The Walking Dead, конечно, помогла популярность одноимённого сериала, однако во многом игра, дешёвая и некрасивая, опередила шоу. Как минимум, в постановке драмы — первый сезон The Walking Dead: The Game получил множество наград, а финал пробивал на слёзы даже самых чёрствых и циничных игроков.
Telltale Games смогли повторить этот успех лишь отчасти — в The Wolf Among Us, и прочно закрепились как ремесленники, готовые взяться за игру-сериал по любой лицензии. Увы, это их и погубило. Зато игры, выходящие эпизодами, что позволяет учитывать реакцию сообщества и менять проект на лету, с тех пор в тренде.
Counter-Strike: Global Offensive
После Source, которую многие восприняли в штыки из-за слишком радикальных изменений по сравнению с 1.6, Valve решила всё вернуть. GO сохранила ключевые особенности «народной» CS 1.6 и полюбилась игрокам.
Однако вместе с тем, Valve как следует взялась за киберспортивное направление, сделав GO главным шутером в этой нише, а затем ввела «скины» для оружия, из-за чего случилась самая настоящая истерия. Вспомнить хотя бы даже раскраски Asimov, которые продавали на рынке за бешеные деньги. С тех пор игра перешла на f2p-рельсы и активно развивается.
Forza Horizon
Студия Playground Games на всех парах ворвалась в жанр аркадных гонок и с лёгкостью «уделала» Need for Speed, авторы которой как раз будто потеряли стержень, на котором всё держалось.
Forza Horizon — яркая, праздничная игра-фестиваль, которая дарит исключительно положительные впечатления вот уже три части подряд. И всё в ней сделано как надо.
Mass Effect 3
Финал истории капитана Шепарда получился не совсем таким, каким его хотели видеть фанаты. Скомканный, не учитывающий решения игрока он вызвал бурю негодования среди поклонников серии, из-за чего BioWare даже пришлось выпускать патч, расширяющий концовку. Впрочем, ситуацию это исправило не сильно.
И тем не менее как явление Mass Effect 3 достойна находиться в этом списке. Вся серия игр чуть ли не сразу после своего появления стала этаким аналогом Star Trek, но в игровой индустрии. Полная тайн и хорошо продуманная фантастическая вселенная, собрала вокруг себя преданное фанатское сообщество. Но за похождениями Шепарда следили не только те, кто скрупулёзно изучал кодекс и читал книги по мотивам — Mass Effect действительно стала культурным явлением.
Да, завершение войны со жнецами разочаровывало, но Mass Effect 3 подводила черту под одной из самых амбициозных игровых серий последних лет. Какой бы не вышла третья часть, ей было суждено остаться в истории.
Hotline Miami
На заре десятилетия «Драйв» открыл миру талант Николаса Виндинга Рефна. Вдохновлённая его чертовски стильным фильмом (режиссёр заслужил отдельного упоминания в титрах), Dennaton Games создала чертовски стильную игру.
Кислотный пиксель-арт прекрасно передаёт сюрреалистичную атмосферу игры, в которой главный герой не видит границ между сном и реальностью. В саундтреке, конечно, не было Kavinsky, но MOON, Perturbator, Scattle и другие наполнили игру композициями, несомненно повлиявшими на популяризацию синтвейва.
Что же касается геймплея, то он был действительно «драйвовым»: бью по двери, бросаю нож, подхватываю пистолет, стреляю через стекло, не заметил автоматчика, умер, повторить. Несмотря на высокую скорость, игрок думал стратегически, отчего каждый уровень превращался в «кровавую пляску смерти», где каждое движение выверено до секунды. Иначе это не было бы стильно.
Amnesia: The Dark Descent
Многое, что было заложено в ДНК Amnesia, было ещё в предыдущих играх серии — Penumbra. Однако же именно эта игра вывела студию Frictional Games в высшую лигу и запустила целую цепочку хорроров, в которых нужно убегать и прятаться, а вещи можно трогать и крутить в руках.
Сама студия со временем отошла от своих идей: в той же SOMA интерактивности почти нет, равно как и врагов — теперь Томасу Грипу, похоже, интересна скорее интеллектуальная начинка игр. Но дело Amnesia по-прежнему живёт во многих других хоррорах.
Destiny
С Destiny Bungie впервые попробовала себя в играх-сервисах — и поначалу наступила почти на все возможные грабли. На релизе в игре толком не было сюжета, баланс временами был сломан, а гринда было чересчур много. В первых DLC ситуация не сильно улучшилась, зато с выходом большого дополнения The Taken King игра наконец раскрылась — именно тогда разработчики впервые нащупали баланс между удобством игры и её простотой.
Destiny, с одной стороны, стала доступнее — но вместе с тем и комплекснее. При наличии хорошей команды рейды и миссии проходились без труда, а вот для действительно высокоуровневых наград приходилось сидеть часами. Загадки по получению нового оружия вроде бы были не столь сложными, но о самом их появлении, равно как и о том, что нужно делать, Bungie ничего не рассказывала — сообществу приходилось объединяться и думать вместе. И в этом была особая магия.
Сейчас, когда у нас есть Destiny 2, ещё более удобная и доступная, первая часть может показаться устаревшей. Но её заслуг это не умаляет. Destiny вряд ли была первой игрой-сервисом, но основной бум начался именно с неё — не зря многие GAAS сравнивают именно с шутером про стражей (примерно как многие экшен-RPG — с Dark Souls).
А ещё тут, пожалуй, лучшая стрельба среди консольных шутеров за последние годы. Звук, анимация (как оружия, так и противников), тактильная отдача геймпада — в Destiny просто приятно стрелять. Это в какой-то степени медитативное занятие, вещь в себе. И ещё одна причина, по которой игра запомнится.
The Binding of Isaac
The Binding of Isaac — это не первая игра Эдмунда Макмиллена и, разумеется, не первый представитель жанра rogue-like. Однако когда речь заходит разработчике, вспоминают скорее эту игру, а не Gish, да и в разговорах о лучших представителях жанра не избежать упоминания «Айзека».
Благодаря The Binding of Isaac неприветливые «рогалики» вышли из тени, превратились из чего-то почти маргинального в нечто массовое и популярное. Короткие игровые сессии, очаровательный (насколько очаровательными могут быть трупные мухи, личинки и демоны) визуальный стиль, простота освоения и почти бесконечная реиграбельность позволили игре стать невероятно популярной.
Важно ещё и то, что The Binding of Isaac показала другим разработчикам, что игроки не боятся потерять всё при проигрыше, что перманентная смерть персонажа автоматически не отсекает огромную часть потенциальной аудитории. Игру Макмиллена можно как ругать за то засилие «рогаликов», которые мы видим сейчас, так и благодарить, но она по-прежнему остаётся эталоном.
«Ведьмак 3»
О том, почему The Witcher 3 одна из главных игр последних лет, сказано уже очень много. CD Projekt Red здраво оценила жанр RPG в открытом мире и пошла против устоявшихся трендов, заданных Bethesda и Ubisoft.
Однообразные вышки и метки на карте сменились вопросами, за которыми может скрываться всё, что угодно: мини-истории, точки интереса или обычные сокровища. Все задания в игре сделаны вручную и зачастую связаны с сюжетной линией — или вовсе рассказывают свою, маленькую историю. А города населены не условным десятком статистов, как это было в Skyrim, а живыми толпами людей.
В конце концов, это новая ступень во многих вещах: невероятная для своего года графика, живые персонажи, великолепные саундтрек и атмосфера, сотни часов контента и, что самое главное — финал истории видеоигрового Геральта из Ривии, за которой игроки следили ещё с первой части 2007 года.
Что уж говорить, если даже мини-игра из The Witcher 3, Гвинт, была настолько качественной, что обзавелась аж двумя отдельными спин-оффами — многопользовательской f2p карточной игрой и сюжетной «Кровавой враждой».
Undertale
Небольшая ролевая игра, в одиночку созданная Тоби Фоксом — своего рода любовное послание серии Earthbound, которое вдруг стало невероятно популярным и вышло далеко за пределы сообщества фанатов. Нарочито неряшливый визуальный стиль, хороший юмор и прилипчивые мелодии превратили Undertale в настоящее поп-культурное событие. Количеству мемов, созданных по ней, может позавидовать иная AAA-игра, а её поклонниками стали даже те, кто никогда прежде не играл в видеоигры.
Однако нельзя сказать, что Undertale стала успешной «вопреки». За внешней мишурой скрывалась действительно хорошая игра, с интересными геймдизайнерскими находками и запутанным сюжетом (который фанаты до сих пор разбирают). Undertale была номинирована на премию BAFTA, награды GDC и TGA; критики тепло встретили её, а некоторые издания даже назвали лучшей игрой 2015 года.
Overwatch
Overwatch — первая за более чем 20 лет игра Blizzard не из «святой троицы» компании: Warcraft, Starcraft, Diablo. Амбициозная MMO Titan, из которой хотели сделать «убийцу WoW», превратилась в один из главных сетевых шутеров десятилетия.
Формула успеха оказалась проста: классовую механику Team Fortress докрутили, сделав геймплей за каждого персонажа уникальным, самих героев — яркими, узнаваемыми и виральными. Недаром Трейсер была на первом плане в том же «Первому игроку приготовиться» Спилберга, а авторы порнороликов соревнуются в скорости создания первого видео по новому герою игры.
Overwatch могла бы потеряться среди прочих Paladins, Quake Champions и Battleborn, если бы не фирменное качество Blizzard. Благодаря ему каждый её элемент выглядит совершенным, отчего многие издания называли шутер игрой года, несмотря на вышедшие в том же 2016-м Doom и Uncharted 4.
Pokemon Go
Niantic совершила настоящую революцию, объединив за «Покемонами» как хардкорных игроков, так и казуальных (и даже тех, кто вообще в игры не играет). От знаменитой серии игр Pokemon здесь, скорее, лишь оболочка: боевой системы, по сути, нет, а чтобы поймать покемона, нужно его просто подкормить и метко бросить покебол.
Однако концепция «собери их всех» прямо на городских улицах так сильно зацепила людей, что Pokemon Go тут же стала крайне популярной — и это при том, что контента на старте было мало, и вышла игра далеко не во всех странах. Заодно именно в ней раскрылись перспективы AR-технологии. Остальное вы и так знаете: массовая истерия, толпы людей в парках, пробки на дорогах.
Tom Clancy’s Rainbow Six Siege
На Rainbow Six Siege Ubisoft одной из первых показала, как нужно долгосрочно поддерживать игры. Несмотря на не очень удачный старт с ворохом технических проблем и недостатком контента, студия не забросила шутер, а продолжила исправлять и расширять его бесплатным контентом.
В то время другие издатели придерживались привычной стратегии с премиумными пропусками и сезонными абонементами. В Siege же сообщество игроков не разделялось, а сама игра постоянно привлекала новичков за счёт стабильных нововведений. К бесплатной модели в итоге перешли почти все игры-сервисы, включая консервативную Activision с её ежегодной Call of Duty. Fortnite ушла ещё дальше и показала, как надо правильно делать платный контент, за который фанаты с удовольствием будут отдавать деньги.
Помимо этого Rainbow Six Siege доказала, что хардкорные тактические шутеры всё ещё любят и они могут собирать большую активную фанатскую базу. В сентябре, к примеру, издатель отчитался о 50 миллионах игроков, при этом за шесть месяцев аудитория выросла на 5 миллионов человек.
Сейчас разработчики готовят к релизу пятый год и кооперативное ответвление Outbreak, но о полноценном сиквеле к Siege не идёт даже речи — похоже, Ubisoft действительно нашла идеальную формулу, с помощью которой она может поддерживать игру многие годы.
No Man’s Sky
No Man’s Sky должна была стать игрой мечты, но в минувшем десятилетии она стала символом «искупления грехов» в индустрии. Hello Games представила её на VGX Awards в 2013-м, пообещав триллионы процедурно сгенерированных уникальных планет со своей флорой и фауной, мультиплеер и много чего ещё. Позднее британская инди-студия попала под крыло Sony и уже в следующем году No Man’s Sky показывали на презентации Sony на E3 — никогда прежде независимые разработчики не добивались такого.
Однако игра, которая вышла в 2016-м, оказалась совсем не такой, какой её представляли. Помимо триллионов планет и жутких, сгенерированных компьютером существ, в ней не было практически ничего — даже обещанного мультиплеера. И критики, и игроки холодно встретили No Man’s Sky, а сами разработчики будто бы ушли в подполье и перестали выходить на контакт.
Но Hello Games не испугалась — авторы провального космического симулятора бросили все силы на его доработку, стремясь сделать из No Man’s Sky именно ту игру, которую показали в 2013-м. В 2018 году студия выпустила бесплатное обновление NEXT, которое сильно изменило симулятор и добавило, наконец, многопользовательский режим. За этим дополнением последовало ещё несколько апдейтов, которые были направлены на развитие существующих механик и добавление новых. С каждым следующим обновлением интерес к No Man’s Sky просыпался вновь, а разработчики медленно но верно возвращали себе утраченное доверие игроков.
Fortnite
Оригинальная Fortinte, которая была кооперативным шутером про зомби, не сумела снискать большой популярности, но «королевская битва», созданная на её основе, стала настоящим поп-культурным феноменом, намного более значимым, чем все игры в этом списке.
Практически сразу после релиза она привлекла миллионы игроков по всему миру и плотно обосновалась в топах Twitch. Но Fortnite шагнула далеко за пределы игровой индустрии: по ней выпускают мерч, внутри неё проводят концерты и презентуют фильмы.
Как бы не сложилась судьба Fortnite как «королевской битвы» в дальнейшем, она навсегда останется в истории как один из самых необычных и интересных рекламных каналов нового времени.
Star Wars: Battlefront II
Вообще-то скандал с лутбоксами начался из-за Shadow of War, но пик его пришёлся именно на Battlefront II — EA вновь стали называть «корпорацией зла». Какой бы хорошей ни была игра (а второй Battlefront, как минимум, неплохой), ошибки в системе монетизации могут очень легко испортить всё.
Так что запомним Star Wars: Battlefront II мы, к сожалению, не за её великолепный визуальный ряд и динамичные сражения, а за 40-часовой гринд ради Дарта Вейдера и глупые оправдания разработчиков на Reddit. За этим скандалом последовало падение акций компании и критика со стороны Disney, а проблему лутбоксов стали обсуждать уже в правовом поле.
The Legend of Zelda: Breath of the Wild
Игра, которую обязательно стоит купить вместе с Nintendo Switch. Очень смелый шаг для достаточно консервативной компании — полностью переделать концепцию The Legend of Zelda, отправив Линка в огромный открытый мир, полный как опасностей, так и возможностей.
Да, как в большинстве игр с открытым миром, здесь тоже нужно захватывать вышки, однако вместе с тем Breath of the Wild уникальна в своём многообразии механик. Нужно перебраться через пропасть? Сруби дерево, получится мост. Хочется быстро спуститься с горы и добраться до во-о-он той локации? «Заморозь» булыжник, ударь раз десять, а потом зацепись за него — долетишь как на пушечном ядре. Именно этим и замечательна Breath of the Wild: в ней можно и действительно хочется экспериментировать.
P.T.
Пожалуй, самый интересный и неожиданный обман в карьере Хидео Кодзимы, которого гением называют не просто так. Никто и подумать не мог, что какая-то маленькая, нарочито неказистая игра, мельком представленная на выставке, окажется «играбельным тизером» Silent Hills. Что самое интересное, проходить её, по задумке Кодзимы, игроки должны были сообща — жаль только, что обман вскрылся в тот же вечер и, по сути, случайно.
Однако P.T. до сих пор разбирают на куски и даже копируют: она внесла огромный вклад в развитие жанра хорроров от первого лица, оставаясь при этом лишь тизером чего-то большего, чего мы никогда уже и не увидим.
Broken Age
Замечательный олдскульный квест от Тима Шейфера, автора культовых Full Throttle и Day of the Tentacle. В 2012 году разработчик вышел с идей этой игры на Kickstarter, став одним из пионеров краудфандинга в индустрии. Кампания Double Fine Adventure (рабочее название Broken Age) завершилась оглушительным успехом — за первые сутки авторы сумели привлечь больше миллиона долларов, хотя просили всего 400 тысяч. Всего же на разработку собрали 3,3 миллиона.
Тем самым Тим Шейфер и его команда показали, что аудитории всё ещё интересны классические двумерные квесты, хотя казалось, что жанр практически мёртв. Вышедший в 2014-м первый эпизод Broken Age получил тёплый приём как со стороны критиков, так и игроков, а также инициировал новый виток популярности point-and-click адвенчур.
Если бы не эта игра про двух подростков, живущих в разных мирах, мы бы, возможно, никогда не увидели ни Night in the Woods, ни Thimbleweed Park, ни ремастеров классических квестов от LucasArts, выпущенных Double Fine.
Death Stranding
Последняя на данный момент игра Хидео Кодзимы, которой он хотел достичь амбициозной цели — объединить игроков. Death Stranding вызвала немало споров, однако в то же время оказалась на вершинах самых разных рейтингов и топов — как пользовательских, так и критиков.
Кодзима не изобрёл новый жанр, но всё-таки сделал нечто уникальное: кинематографичный «симулятор ходьбы» в прямом смысле этого слова. Сущую рутину (переноску грузов) он превратил в нечто интересное, а благодаря необычному мультиплееру — заставил игроков ценить чужой труд. Игроки восстанавливали павший мир все вместе, и это чувство единения — бесценно.
StarCraft 2
Последняя классическая RTS от Blizzard стала венцом их подхода к стратегиям и высшей точкой жанра, достичь которую никто в индустрии не может до сих пор. И хотя релиз омрачился странным финансовым решением распространять мультиплеер по подписке (от чего отказались в первый же месяц) и регулярными правками баланса, StarCraft 2 стала историческим событием.
StarCraft 2 — не только сиквел одной из самых известных RTS. Это компиляция лучших идей в жанре. Сюжетная кампания терран, Wings of Liberty — самая интересная и проработанная среди всех стратегий в реальном времени. Около 20 совершенно разных миссий со своими целями и условиями — ни одна из них не повторяется, и только одно обучающее задание просит от игрока просто уничтожить базу противника.
За десять лет существования в StarCraft 2 появилась масса контента — это эталонный пример поддержки любимой фанатами игры. «Игротека» с пользовательскими картами, регулярные чемпионаты, косметика и новые модели, режим «Архонт» с управлением одной базой двумя игроками, секретные операции Новы, а также совместный режим командиров — отдельные сюжетные миссии для кооперативного прохождения в RTS с десятком уникальных подфракций, чего жанр не видел со времён Red Alert 3 и Dawn of War 2.
Disco Elysium
Disco Elysium — феномен, который случается раз в несколько лет. Группа талантливых энтузиастов из Эстонии сделала игру, которая смогла не только потягаться на равных с крупными RPG, но и превзойти их во всём, что касается самого важного в жанре — ролевого отыгрыша.
Благодаря живо написанным литературным диалогам, глубоко проработанным персонажам и уникальному сеттингу мир Disco Elysium затягивает с головой. А её экспрессионистский стиль, медитативный саундтрек и некоторый сюрреализм происходящего погружают в транс, по ощущениям похожий на полусон.
Некоторые критикуют Disco Elysium за то, что в ней нет геймплея, но это ошибочное мнение. Ещё одно достижение разработчиков из ZAUM — они превратили само чтение в интересный процесс. Каждую фразу и каждый диалог герой проходит множество проверок на одну из 24 характеристик, каждая из которых — персонаж, вставляющий в разговор свои мысли и реплики. Их можно как слушать, так и игнорировать — и от прокачки зависит, как много они скажут и как сильно ошибутся.
В итоге простые блоки текста превращаются в ментальную дуэль. Каждое слово имеет вес, и может привести не к простой шутке или дополнительным очкам опыта — а к абсолютно новой ветке сюжета и тяжёлым последствиям, которые игра будет припоминать до самого финала.
Disco Elysium — это событие уровня Planscape: Torment, на которое ролевые игры, возможно, будут равняться в этом десятилетии. Будем надеяться, что её успех вдохновит крупные студии выйти из зоны комфорта и хотя бы немного поэкспериментировать с устоявшимися и набившими оскомину правилами создания дорогой RPG в открытом мире.
God of War
Пожалуй, самый неожиданный поворот в истории франшизы за последнее десятилетие. Кратос, что всегда был злобным кровожадным варваром, вдруг завёл сына, уехал в меланхоличную Скандинавию и обрёл другие эмоции помимо гнева. Впрочем, менее брутальной God of War от этого не стала, просто появились дополнительные смыслы.
Сильно изменился и геймплей: камера разместилась позади Кратоса, а клинки (они, впрочем, тоже есть) сменил топор, возвращающийся в руку, как молот Тора. Слэшерная механика стала гораздо глубже, равно как и нарратив. Появились даже элементы метроидвании.
Но главная заслуга игры в том, что всё это вместе прекрасно работает. Ну а в качестве вишенки на торте — полное отсутствие «монтажных склеек». Если бы это было кино, то можно было сказать, что God of War снята одним кадром.
Кратко о других важных играх:
- Catherine — одна из самых социальных и реалистичных игр, даже несмотря на то, что у главного героя каждую ночь отрастают рога и он вынужден карабкаться по нагромождению кубов. В мистическом сюжете о порабощении душ скрыта простая история о сложности отношений и дилемме между долгом и желанием.
- Brothers: A Tale of Two Sons — великолепная сказка о приключениях двух братьев, дружбе и самопожертвовании. Но действительно важной игру сделало уникальное управление — каждый стик геймпада отвечает за одного брата. На этой механике завязана одна из мощнейших эмоциональных сцен в видеоиграх вообще.
- XCOM: Enemy Unknown — тактическая игра, которой удалось раздвинуть узкие рамки жанра и привлечь к нему миллионы игроков. Конечно, во многом успех ремейка был обусловлен оригинальной X-COM: UFO Defense. Но Firaxis Games смогла добавить в игру присущий её проектам феномен «ещё одного хода», а тактические сражения, казалось бы, упростила, но сделала захватывающими. XCOM: Enemy Unknown — пример игры, которая нравится практически всем, и редкая стратегия, ставшая игрой года.
- BioShock Infinite — триумфальное завершение серии, что связывает все части в единую законченную историю. Особое внимание здесь уделено Элизабет — это один из лучших напарников в играх не только потому, что с первого взгляда влюбляет в себя, но и потому, что она чрезвычайно полезна. Кен Левин использовал отличительное свойство игр — интерактивность, чтобы привязать игрока к персонажу не только при помощи кинематографических или других приёмов.
- Mario Kart 8 — наряду с Super Smash Bros. главная игра для вечеринок от Nintendo. Простая по механике, но захватывающая гонка, которую много раз пытались копировать конкуренты. Ни разу не удалось. Да и высокие продажи говорят сами за себя.
-
Fallout: New Vegas — RPG от отцов всей серии, которая доказала, что классический «ролевой» Fallout может существовать и в эпоху 3D. У игры был очень неудачный старт: баги и схожесть с недавней Fallout 3 от Bethesda отпугивали игроков. Но спустя десятилетие её признали — New Vegas стала культовой и вспоминается до сих пор. Невероятно проработанная и атмосферная пустыня Мохаве, дух постапокалиптического вестерна, великолепно прописанный сюжет и персонажи, а также полная свобода действий — всё это ждёт тех, кто решится прогуляться до Стрипа в поисках своего убийцы или несметных богатств Нью-Вегаса.
- Alan Wake — хоррор от Remedy, побывавший в производственном аду, но всё-таки успешно выбравшийся из него. Да, получилось несколько не то, что обещали разработчики изначально, но всё-таки таких игр у нас мало. Если бы Стивен Кинг играл в видеоигры, то остался бы доволен: Alan Wake жутко атмосферный детектив полностью в его стиле.
- Max Payne 3 — финальная (по крайней мере, на данный момент) глава приключений Макса Пейна. Rockstar в авторах вместо Remedy. Жаркие фавелы вместо мрачного Нью-Джерси. Лысый, бородатый и чуть обрюзгший бывший коп вместо подтянутого мстителя из прошлых игр. Но в остальном — всё по классике. Хотя, возможно, это самая совершенная часть серии в плане геймплея: здешние перестрелки — эталон того, как должны выглядеть шутеры от третьего лица. И удивительно, что за десятилетие никто так и не сделал ничего похожего.
- Journey — смелый эксперимент Дженовы Чена, рождённый из ограничений. Во-первых, эта игра, целиком построенная на эмоциях (однако сюжет и лор здесь тоже есть) — за пару часов игрок проходит через радость, страх, грусть и в конце получает катарсис. Ну а, во-вторых, благодаря мультиплееру без чата, общаться в котором можно только звуками, Journey заставляет любить и ценить ближнего своего — даже если это абсолютно незнакомый человек.
- Alien Isolation — лучшее, что случалось со вселенной «Чужих» в видеоиграх и просто отличный хоррор с умным ксеноморфом. До сих пор не было игры, которая переплюнула бы Alien Isolation в плане формирования паранойи и чувства постоянной опасности.
- Deus Ex: Human Revolution — триумфальное возвращение культовой серии игр, а заодно и отличный immersive sim, который, по сути, начал новый виток развития этого жанра. Отдельно хочется отметить великолепный визуальный стиль (киберпанк перестал быть синим, теперь он оранжевый) и музыку. Human Revolution — жутко стильная игра.
- Divinity: Original Sin — нечто новое в жанре партийных RPG, где к классической формуле «группы приключенцев» добавилась беспрецедентная свобода действий и множество новых, интересных механик. Поджечь врагов смоляной бочкой, заставить их поскользнуться на замёрзшей земле, мучать монстров постоянной телепортацией и метанием шкафов — действия в бою ограничены разве что вашей фантазией.
Пускай у обеих частей Original Sin не самый сильный сюжет, зато великолепный юмор студии, атмосфера слегка сумасбродного высокого фэнтези и множество геймдизайнерских находок сделали из последних игр серии Divinity нечто необычное. Это действительно весёлые партийные RPG, в которые можно играть с друзьями.
- GTA V — вероятно, первая игра, которую покупают вместе с консолью. Об этом говорит то, что пятая GTA до сих пор не выходит из топа самых продаваемых. Определённо самая «народная» игра в нашем списке, которая есть если не у всех, то у подавляющего большинства игроков.
- Gone Home — «симулятор ходьбы» с образцовым повествованием через окружение, на которое впоследствии ориентировались авторы Uncharted 4 и Prey. Помимо этого, Gone Home ярко демонстрировала и исследовала проблемы ЛГБТ-сообщества, и её социальный посыл не остался незамеченным.
- Red Dead Redemption 2 — огромная игра, в которую совершенно точно вложили любовь. Rockstar гордо пошла против устоев, сформировавшихся в жанре, и сделала всё по-своему. Управление здесь медленное, тягучее, и игровой процесс такой же: игра очень долго разгоняется и потому в полной мере даёт на себе прочувствовать чарующих мир увядающего Дикого Запада. Порой здесь гораздо интереснее просто гулять по лесам и прериям, встречая и провожая солнце, и общаться с бандой в лагере, чем угонять повозки и стрелять.
- Doom — триумфальное возвращение игры, которую мы так любили в детстве и юности, но с повышенной динамикой. Из-за бешеной скорости и отточенного геймплея Doom порой даже походит на ритм-игру. Также это «Лучшая игра 2016 года» по версии DTF.
- Overcooked — возможно, идеальная игра для компании. Принцип прост: есть рецепт блюда, а вам нужно, управляя человечком, хватать ингредиенты, готовить их правильно и следить, чтобы ничего не подгорело. Заказы сыпятся один за другим, так что без помощи друзей не обойтись, и вот тут начинается самое интересное — разделение труда и командная работа. Пока вы жарите мясо, кто-то варит пасту, пока несёте заказ, друг сервирует следующий. Ваша команда превращается в идеально работающий механизм, и это ощущение прекрасно. Ну а ещё Overcooked — отличный тест на дружбу. Попробуйте проверить, через сколько минут вы начнёте в голос кричать на напарников, ругая их за косяки.
- Darkest Dungeon — инди-игра, заслужившая популярность на уровне крупных ААА-проектов и доказавшая, что хардкорные пошаговые «рогалики» тоже могут быть качественными, проработанными и при этом доступными. Мрачная лавкрафтианская атмосфера, броский визуальный стиль, харизматичный диктор и затягивающий на сотни часов геймплей вписали Darkest Dungeon в историю.
- «Мор» (Pathologic 2) — ремейк-переосмысление известной в узких кругах игры от Ice-Pick Lodge, который фанаты ждали почти пять лет. Несмотря на печальную судьбу и множество технических проблем, «Мор» — это невероятная история с необычным подходом к геймплею и самому игроку. Пускай игра местами несправедлива, жестока и бесцеремонна, она дарит по-настоящему уникальный опыт — хотя бы ради него стоит попробовать рискнуть и зайти в заражённый чумой город.
- Super Mario Odyssey — второй главный эксклюзив Nintendo Switch после The Legend of Zelda: Breath of the Wild и просто образцовый платформер. Красивый, зрелищный, технически отточенный, идеально подходящий как детям, так и взрослым. Лучше платформеров просто не существует.
- Uncharted 4 — завершающая часть истории Натана Дрейка, во многом переосмысливающая его былые приключения. На первый план здесь вдруг выходит вовсе не поиск сокровищ, а семейные отношения и рефлексия Нейта. Он, будучи до этого этаким легкомысленным Индианой Джонсом, вдруг начинает задумываться о своей жизни, а главной темой становится вопрос честности. Впрочем, несмотря на всю серьёзность ситуации, это всё ещё крутой и суперзрелищный приключенческий боевик, от которого захватывает дух как и раньше.
- Mass Effect: Andromeda — объективно, самая неудачная часть серии. Игра, которая должна была открыть новую главу в истории Mass Effect, представить новых героев, новые расы и новые миры — а в итоге отправила сериал в заморозку. Сложно сказать, в чём конкретно была причина. То ли в жутковатой лицевой анимации, испортившей многим первое впечатление. То ли в безумном количестве багов. То ли в обилии гринда и одинаковых квестов. Скорее всего, в совокупности всего этого. У Andromeda были и хорошие черты — например, взаимодействовать с напарниками тут всё так же круто. А на паре квестов вообще хочется аплодировать. Но они уже не смогли исправить ситуацию. Так что Andromeda останется в нашей памяти в первую очередь как ужасающий провал.
- Hellblade — АА-игра, которая выглядит как ААА, но при этом продаётся дешевле. Впрочем, главная её заслуга не в том, что разработчики отказались от наживы (хотя вполне могли ценник и заломить). Hellblade достоверно показывает жуткие душевные расстройства и помогает лучше понять людей, которые ими страдают: такой мощный эффект достигается как великолепным визуальным дизайном, так и бинауральным звуком. Игра 2018 года по версии DTF.
- Persona 5 — это высшая (на данный момент) точка развития серии. Всё, что было раньше, тут умножили, отполировали и вывели на новый уровень. Сюжет — на 100 часов. Ещё больше локаций, больше противников, больше занятий. Стиль — в каждой мелочи, вплоть до анимации статистики в конце главы. Да, кто-то будет скучать по мрачности Persona 3, но повторять пройденное вряд ли разумно. И что более важно, пятая часть вывела популярность серии на новый уровень: раньше на Западе о Persona говорили не так уж часто, а теперь о ней так или иначе знают почти все. Рекордные продажи Persona 5 — ещё одно тому подтверждение.
- Kingdom Come: Deliverance — хардкорная ролевая игра от Дэниела Вавры, вызвавшая немало споров. Помимо излишних геймплейных сложностей, от которых пришлось избавляться патчами, Kingdom Come критиковали также за отсутствие темнокожих персонажей. Ну а Вавра отвечал резко и был непреклонен, ссылаясь на идентичность собственной страны. В остальном же это очень реалистичная и медитативная ролевая игра, которая очень хорошо показывает жизнь в Средние века.
- PlayerUnknown’s Battlegrounds — основатель нового жанра «королевской битвы» (если не брать в расчёт карты для Minecraft), за которым тут же погнались многие и… запросто обогнали. Плохая поддержка, которая в наше время едва ли не важнее самой игры, решила дело. Поэтому Fortnite в основном списке, а знаменитая некогда PUBG — здесь.
- Resident Evil 7: Biohazard — до сих пор лучшая демонстрация возможностей VR, а также игра, которая в одиночку может сполна окупить шлем от PlayStation. Образцовый хоррор от первого лица (если не брать в расчёт финальную четверть игры, конечно) и внезапный поворот для знаменитой серии, которая зашла в тупик вместе с RE6 и с тех пор перебивается лишь ремейками.
- Fallout 76 — печально известная попытка Bethesda сделать многопользовательскую игру в культовой вселенной. На момент релиза Fallout 76 была попросту неиграбельной и по-настоящему пустой. И даже год спустя разработчики продолжают неприятно удивлять. Тем не менее, проект более чем жив, а всё благодаря невероятно преданным и нелишённым фантазии игрокам, которые балансируют где-то между проявлениями гениального садизма и нечеловеческой щедрости.
- Resident Evil 2 — образцовый ремейк, который переосмысливает старый геймплей оригинала, избавляясь от худшего и сохраняя всё лучшее, к тому же преумножая это. Ну а Тиран, наряду с ксеноморфом из Alien Isolation, запомнится нам как один из самых страшных и опасных врагов в играх.
- Control — последняя на данный момент игра Remedy, которая в 2019 году получила множество наград и номинаций. Технически это самый настоящий некст-ген (что вылилось, правда, в проблемы с производительностью), а также лучшая «игроизация» SCP. Благодаря суперспособностям главной героини от локаций после боя не остаётся и камня на камне.
- DayZ — одна из самых важных мультиплеерных игр начала прошлого десятилетия, которая стартовала как мод для Arma 2. Больше четырёх миллионов проданных копий, пять лет в Early Access, огромная фанатская база. Сейчас о DayZ уже мало кто вспоминает — автор оригинального мода Дин Холл давно покинул команду, а остальные разработчики будто бы забили на развитие игры. Но когда-то этот шутер перевернул и фактически заново собрал жанр «выживалок». За это он и останется в истории.
- Shadow of Mordor — игра, что привнесла в индустрию уникальную механику Nemesis, чем и ценна в первую очередь. Она отвечает за динамические отношения вождей орков, которые могут меняться от ваших действий. И взаимодействие с ней — это главная фишка, которая удерживает игрока до самых титров. По сути, Shadow of Mordor и Shadow of War со всеми их миссиями, врагами и локациями — лишь песочницы, в которых игрок развлекается с симуляцией взаимоотношений орков, и аналогов у всего этого до сих пор нет. Лишь Ubisoft решилась делать шаги в сторону этой геймплейной идеи в Odyssey и строит вокруг похожей механики новую часть Watch Dogs.
- MGS V — последняя игра Хидео Кодзимы в составе Konami, которая, по слухам, и послужила причиной знаменитого скандала. Даже при том, что MGS V обрывается на полуслове, это отличная игра, в которой важен, в первую очередь, геймплей — сложный, многогранный, с тактикой и вариативностью.
- Stardew Valley — симулятор фермера, вдохновлённый серией Harvest Moon, который сумел стать невероятно популярным. Невероятной можно назвать и историю его создания. Эрик Барон практически в одиночку работал над игрой своей мечты на протяжении четырёх лет, трудясь над ней порой по 10 часов в день. При этом на всём пути его поддерживала девушка, которая верила в будущий успех. Однако и успех не сильно изменил жизнь Барона — став миллионером, он не кинулся покупать дорогие машины и особняки, а продолжил вести скромную жизнь.
- Papers, Please — игра, которая показала, что рутину можно превратить во что-то интересное. Механики Papers, Please затем копировали и делают это до сих пор — настолько простой в исполнении и понятной оказалась эта игра. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и её социальную важность.
- Terraria — 2D-альтернатива Minecraft, которая преуспела там, где её «родитель» не смог. Регулярные масштабные и, что самое главное, бесплатные обновления превратили некогда просто неплохой и амбициозный инди-проект в одну из самых продаваемых видеоигр в истории.
Над текстом работали: Олег Чимде, Алексей Сигабатулин, Вадим Елистратов, Даниил Кортез, Андрей Королёв, Артём Калеев, Андрей Верещагин, Джамиль Махмутов, Виктор Рут.