Не совсем «Чужой»: обзор фильма «Спутник»

Хороший русский триллер, которому не вредят штампы.

23 апреля, в обход проката, в онлайн-кинотеатрах вышел фильм Егора Абраменко «Спутник». Он вырос из короткометражки «Пассажир» 2017-го, с самого первого трейлера казался этаким русским «Чужим». И действительно, многое в нём заставляет вспомнить фильм Ридли Скотта. А ещё «Прибытие», «Живое», «Контакт», «Химеру», «Войну миров» Спилберга и даже «Венома». Но это совсем не плохо.

Не совсем «Чужой»: обзор фильма «Спутник»

Действие фильма происходит в 1983 году. Космонавт Константин Вешняков (Пётр Фёдоров) вместе со своим коллегой завершает космическую экспедицию. Посадка проходит не слишком гладко, в результате чего в Вешняков оказывается заражённым инопланетным паразитом, а его коллега, вроде как, погибает.

Космонавта тут же доставляют в секретную научно-исследовательскую лабораторию в Казахской ССР, которую возглавляет полковник Семирадов в исполнении Фёдора Бондарчука. Он же привлекает к работе главную героиню, нейрофизиолога Татьяну Климову (Оксана Акиньшина), которую только-только уволили из НИИ за использование радикальных методов для излечения подростка.

Дальше следует история, которую даже неискушённый зритель видел много раз. Своенравный учёный сперва с подозрением и неприязнью относится к «воякам» и вовсе не хочет работать на них. Однако довольно скоро она проникается интересом к исследованию (или его объекту) и полностью меняет его ход.

«Спутник», вопреки впечатлению, которое могут создать промо-материалы — не хоррор. Ему не удаётся напугать зрителя, да и такой цели авторы перед собой, очевидно, не ставили. Зато он хорошо держит в напряжении, медленно раскрывая как тайны инопланетного организма, так и секретной лаборатории. Каких-то необычных злодейских мотивов или откровений ждать не стоит, но важно другое.

В то время, как главную угрозу для Эллен Рипли в изолированных отсеках «Ностромо» представлял жуткий ксеноморф, Татьяне Лукиной в отрезанной от всего мира научной лаборатории угрожают, в первую очередь, люди. Тварь, у которой в «Спутнике» даже нет имени, практически весь фильм находится под контролем и особенно не желает её смерти.

Получается пусть и весьма распространённый, но любопытно поданный конфликт не человека и агрессивно настроенного пришельца, а одних идеалов с другими. При этом обвинить фильм в «антисоветчине» не выйдет — герои противостоят не правительству, а самодурам-военным, которые неоднократно подчёркивают, что начальство в Москве не знает об их работе. Всё по законам жанра.

Можно долго, бестолково и с упоением заниматься поиском всевозможных отсылок и заимствований, но нужно ли? Да, «Спутник» во многом скроен из штампов и клише западных фильмов об инопланетянах. И, да, из-за этого кто-то даже обвинит его во вторичности.

Однако за всеми клише скрывается действительно цельное произведение. «Спутник», несмотря на резковатую любовную линию и вымученный финальный твист, написан хорошо. Сценаристы Андрей Золоторёв и Олег Маловичко уделяют внимание и драме главных героев, и исследованию инопланетного организма, не скатываясь ни в «сопли», ни в «твёрдую» научную фантастику.

В итоге вышел добротный и совсем не глупый триллер. В нём отчётливо видно желание авторов угнаться за аналогичными голливудскими картинами, но в самом этом стремлении нет ничего плохого. Особенно, когда в результате мы получаем хорошее кино, которое, пусть и несколько топорно, но пытается поговорить со зрителем на тему отвественности и осознания вины.

Впрочем, сценарий — не единственная сильная (пусть и с оговорками) сторона картины. «Спутник» выглядит действительно здорово. Тёмные коридоры исследовательского комплекса, казахские степи — всё смотрится по-хорошему мрачно и неуютно.

Вопросы, однако, вызывает сама тварь. Анимирована она действительно хорошо и дорого — сказывается несбывшееся кинотеатральное прошлое фильма — но её дизайн не впечатляет. За тонкими лапками и большим «капюшоном», похожим на развесистые уши, попросту не разглядеть страшного инопланетного зверя. И даже когда ты знаешь, чего от него можно ожидать, его внешний вид не вызывает трепет, а временами и вовсе умиляет.

Вообще, в этом заключается основная проблема «Спутника». Да, он держит в напряжении и заставляет переживать за главную героиню, но это заслуга, прежде всего, Оксаны Акиньшиной, которая блистательно справляется с ролью умного человека, имеющего за плечами травматичный опыт. Она кажется робкой и отрешённой, но под действием внешних обстоятельств способна проявить силу и решимость. При этом переход из одного состояния в другое выглядит естественным.

Противостоящий ей полковник Семирадов — собирательный образ злобного и сурового вояки, этакий советский Майлз Куортич из «Аватара». Такой персонаж мог бы работать, однако Бонадрчуку не удаётся выглядеть по-настоящему угрожающе. Лишь в паре сцен ближе к концу фильма, когда у Семирадова окончательно сносит крышу, он выдаёт те самые карикатурные эмоции, которые ждёшь от подобных героев.

Семирадову отчаянно не хватает поддержки в виде других безусловных злодеев, ведь помимо него в комплексе и тройки положительных персонажей в комплекс населяют лишь безликие военные да учёные.

Несмотря на все минусы, «Спутник» — это хороший дебют Егора Абраменко в полнометражном кино. Местами вторичный, местами до зубовного скрежета пошлый, но сделанный с невероятным старанием и любовью. Да, авторами двигало желание создать своих «Чужого», «Живое» и «Прибытие», но в большом российском кино эта ниша пока не занята. А «Спутник» — далеко не самый плохой, хотя и очень осторожный первопроходец.

 

Источник

Читайте также