В популярной культуре закрепился образ ассасинов как скрытных наёмных убийц, но кем они были на самом деле? В этой статье разберём мифы и факты, а ещё сравним с реальностью игры Ubisoft — в том числе их новый продукт.
Но перед рассказом о самой игре и вообще серии Assassin’s Creed, пройдёмся по истории реального Ордена скрытных убийц и расприй Востока.
Ислам и появление ассасинов
Пророк Мухаммед родился в Мекке, примерно в 570 году. Он принёс людям ислам и объединил под этой верой большую часть арабских племён, запретив проливать кровь единоверцев. Считается, что Мухаммед не назвал своего преемника. Во время предсмертной болезни он попросил своего тестя и друга, Абу Бакра, вести молитвы. Старейшины мусульманской общины в Медине, одном из трёх святых городов (другие: Иерусалим и Мекка), избрали Абу Бакра преемником Мухаммеда и назначили на должность халифа. Поддержавшие избрание Абу Бакра стали называться суннитами или ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а («люди сунны и согласия уммы»).
У суннитов были соперники, которые посчитали, что преемником Мухаммеда следует считать двоюродного брата и зятя Пророка, Али. Сторонники Али назвали себя «шииату Али» («последователи Али»), а позже шиитами. Али воспитывался Мухаммедом с пяти лет и вторым в истории принял ислам (первой была жена Мухаммеда, Хадиджа).
Сунниты склонялись к умеренной политике и считали основной силой наибольшее количество правоверных в мире. Шииты же считали, что для руководства исламом требовался одарённый божественной благодатью посредник. Таким образом, для суннитов халиф был распорядителем делами государства, а для шиитов духовным вождём. Более того, шииты утверждали, что вождь может происходить только из рода Пророка.
Перед смертью Абу Бакр назначил преемником не Али, а своего советника Умара. К 641 году Умар овладел всей Сирией, Персией и Египтом. Александрия была захвачена почти без сопротивления. Местные христиане предпочли власть мусульман, которые проявили веротерпимость и обещали лучшие условия жизни, чем те, которые александрийцы переживали при гонениях императора Юстиниана.
Быстрое распространение ислама облегчалось хорошим отношением мусульман к побеждённым. Отказавшиеся принять ислам просто облагались большим налогом, чем мусульмане, но даже эта сумма была меньше, чем та, которую приходилось платить при христианском владычестве. Перед своей смертью Умар назначит шесть мусульманских вождей, которые должны были выбрать преемника. Али снова обделили и выбрали Усмана.
В 656 году мусульмане пролили кровь друг друга. Усмана убили шиитские мятежники. Шииты утверждали, что только человек от крови Пророка может править, и Али всё-таки был избран на должность халифа. Алиша, вдова Пророка, ненавидела Али, и подняла против него мятеж. Али разбил армию бунтовщиков, а Алиша вернулась в Медину. Двоюродный брат убитого шиитами халифа Усмана по имени Муавия отказался признать Али халифом.
Муавия вызвал Али на битву, но она не состоялась. Вместо этого Али согласился сложить полномочия халифа и избрать нового. Муавия воспользовался ситуацией, чтобы объявить халифом себя. Тогда ислам оказался расколот на халифы Муавии и Али. В 661 году Али был убит в Ираке. Это ознаменовало окончательный раскол между суннитами и шиитами, а Али до сих пор почитается как мученик, святость которого уступает только самому Пророку.
Омейяды и Аббасиды
Муавия положил начало династии Омейядов. Так возник огромный Омейядский халифат. Наследником Али был объявлен его старший сын Хасан, но его убила одна из жён. Тогда Хусейн, младший сын Али, встал во главе шиитов. Хусейн предъявил права на халифат и был убит заговорщиками, а его сын, названный в честь деда, Али, чудом спасся. Смерть Хусейна вызвала ещё большую ярость шиитов, сделав их движение более радикальным по отношению к суннитам.
Пока правнук Пророка, Али, был ребёнком, шиитами правил сильный лидер Мухтар. Благодаря ему шиизм распространился на Ирак и Иран. Аббасиды, потомки дяди Пророка Мухаммеда, аль-Аббаса, признали себя шиитами и предложили свою помощь Мухтару в борьбе с Омейядским халифатом. В 749 году Абу аль-Аббас стал первым аббасидским халифом, а в 750 году его войска нанесли поражение Омейядам в Египте. Тогда Аббасидский халифат возвысился.
Аббасиды не долго оставались шиитами и предали Али. Они начали притеснения шиитов, которые со временем переросли в настоящие гонения. В 762 году столицей Аббасидов становится бывший Вавилон, город Багдад. Халифат Аббасидов стал суннитским государством.
Шииты-исмаилиты
В 765 году в шиизме появилась новая партия, которая и привела к появлению ассассинов. Шиитский имам Джафар ас-Садик лишил своего старшего сына Исмаила наследства (предполагается, что из-за его экстремистских настроений). Исмаил продвигал каббалистическое учение, которое подразумевало раскрытие эзотерической истины и более углублённое изучение Корана. Джафар объявил о смерти Исмаила, (возможно, чтобы защитить того от гнева Аббасидов).
Дальнейшая судьба Исмаила ибн Джафара точно неизвестна. Сторонники Исмаила и его сына Мухаммада стали называться исмаилитами. Мухаммад ибн Исмаил превратил исмаилитов в скрытную организацию, которая ждала своего часа, чтобы возвыситься и явить себя миру. Последователи исмаилизма тайно проповедовали своё учение, успешно вербуя новых сторонников.
Исмаилитское учение отличалось тем, что сочетало почитание Корана с греческим неоплатонизмом и индийским мистицизмом. Исмаилиты были преданы одному сильному лидеру (имаму) который считался непогрешимым посредником Бога. Со временем исмаилиты превратились в хорошо организованную оппозиционную силу, собравшую под свои знамёна всех недовольных существующими порядками. Им не нравилось, что ислам обретает силу государственности вместо духовности, и своё учение они считали «более истинным».
Низаритское учение
В 909 году исмаилитский имам Убайдаллах поддержал восстание против Аббасидов на территориях Марокко, Алжира, Туниса и Ливии. То было время, когда исмаилиты достигли величайшей силы и смогли заявить о себе. Убайдаллах объявил себя потомком Али и его жены Фатимы (дочери Пророка Мухаммеда) и основал Фатимидский халифат. Аббасиды выдержали два крупных вторжения Фатимидов в Египет. Только правнук Убайдаллаха, Лидиниллах, смог завоевать древние земли фараонов в 972 году, объявив столицей Фатимидского халифата Каир. Фатимидская династия построила первое шиитское государство.
В XI веке Фатимидский халифат начали возглавлять военные диктаторы, а должность халифа стала лишь формальностью. В 1094 году умер халиф ал-Мустансир. У ал-Мустансира осталось двое сыновей. Низару было 50 лет, и отец официально объявил его наследником. Младшему сыну, ал-Мустали, только исполнился 21 год, и у него не было опыта в политике, как у брата. Судьбу Фатимидского халифата собрался решить военный диктатор ал-Афдал. Он наплевал на законную преемственность Низара и женил свою дочь на его брате ал-Мустали, объявив того халифом. Таким образом ал-Афдал намеревался дёргать за ниточки и управлять неопытным юношей.
Низар бежал в Александрию и начал вербовать сторонников для поднятия восстания. После некоторых успехов Низар был убит, но оппозиционные настроения уже разгорелись. Главным вождём сопротивления стал харизматичный и сильный лидер, проповедник по имени Хасан ас-Саббах. Он создал новое учение — исмаилитский мистицизм, который полностью отвергал государственную религию, считая её безвозвратно искажённой. В честь погибшего в борьбе с угнетателями Низара, эти исмаилиты назвали себя низаритами.
Фатимидский халифат шёл к своему закату и при ал-Мустали имел лишь территории Египта, а затем и вовсе оказался в изоляции. В 1130 году сын и преемник ал-Мустали, ал-Амир, будет убит ассасинами. Халифат приходил в упадок, а с Персии пришла новая угроза — тюрки-сельджуки. Аббасидам удалось избежать уничтожения только потому, что аббасидский халиф женился на племяннице сельджукского султана Тугрила и признал его «царём Запада и Востока». Сельджуки сосредоточили свои силы для борьбы с Фатимидским халифатом и крестоносцами.
Государство ассасинов
В 1081 году Хасан отправился в Багдад и, в течение следующих 9 лет изъездил всю Персию, проповедуя и собирая сторонников. Он искал неприступную крепость, из которой можно было вести свою деятельность и, в случае гнева Сельджукской империи, выдержать осаду. В горах Эльбруса он приметил скалу области Рудбар. Тамошний замок Аламут возвышался над плодородной замкнутой долиной в горах на высоте 1800 км над уровнем моря. Местные жители оказались весьма восприимчивы к учению Хасана. Крепостью владел шиит по имени Махди, она была его подарком от сельджукского султана Малик-шаха.
Крепость Аламут была построена около 860 года правителем Дейлема Вах-Суданом ибн Марзубаном. Однажды во время охоты он выпустил орла, который уселся на горную вершину в 180 метрах над долиной. Немедленно осознав стратегическую важность этой позиции, правитель возвёл на скале крепость и назвал её Алух-амут, что означает на языке обитателей Дейлема «урок орла».
Сперва Хасан обратил в свою веру окружающие замок поселения, а затем начал засылать агентов в сам замок и обращать местных воинов и даже офицеров. В 1090 году Хасан лично пробрался в замок и Махди понял, что он взят без боя. Бывший владелец сдался и покинул свои владения.
До нас дошла история, что Хасан отправил Махди к знатному человеку с распиской, по которой ему должны были выдать 3000 золотых в качестве компенсации. Махди не очень-то верил в данное обещание, но, когда предъявил расписку адресату, тот поцелован подпись Хасана и выдал 3000 золотых. Мы не знаем, насколько данная история правдива.
Захват Аламута ознаменовал создание государства низаритов. Хасан никогда не выходил из этой крепости. Он совершенствовал своё учение, занимался поиском новых знаний и вёл революционную деятельность, управляя распространением Низаритской Проповеди. Хасан был знаменит огромным багажом знаний в математике, астрономии, магии и алхимии. Лидер низаритов являлся настолько набожным, что казнил собственного сына за распитие вина, которое запрещено исламом.
Взор низаритов всегда выискивал хорошо укреплённые горные крепости. Вскоре войска Хасана взяли Ламмассар, расположенный в 30 км от Аламута. Вторую штаб-квартиру создали в Кухистане в Юго-Восточной Персии. Третий форпост ассассины образовали в горах Юго-Западного Ирана. Четвёртым, не менее важным, чем остальные, была Сирия.
Сельджукский султан Малик-шах уже не мог игнорировать угрозу низаритов и осадил одновременно Аламут и Ламмасар в 1092 году. Но небольшие гарнизоны смогли отбиться от войск султана, что являлось просто невероятным и продемонстрировало силу ассассинов. В этом же году ассассины совершили своё первое удачное политическое покушение, уничтожив визиря Низама ал-Мулка.
По легенде Низам, поэт Омар Хайям и Хасан были друзьями детства, которые обещали друг другу, что если один из них возвысится, то подтянет остальных на высокие должности. Низам ал-Мулк занял должность визиря сельджукского султана и выполнил обещание, поставив Омара на оплачиваемую должность придворного поэта и назначив на высокую политическую должность Хасана. Со временем Хасан захотел сместить друга, так как не разделял его способы правления, и тот про это узнал. Между ними разгорелась вражда, после которой Хасан бежал. Визирь Низам объявил Хасана своим главным врагом и долго выискивал.
Когда в Сельджукской империи началась грызня за престолонаследие, гениальный Хасан ас-Саббах воспользовался ситуацией и создал подпольные конторы по всей стране, чтобы подорвать власть, как он считал, угнетателей. Низариты управляли всеми действиями из своих крепостей, проявляя невероятную гибкость в политике и военном деле.
Низариты наносили точечные удары сельджукской власти, превратившись в серьёзную угрозу. Они захватывали всё больше крепостей, обращая в исмаилизм тамошних военачальников. Ассассины очень часто срывали нападения на свои крепости, уничтожая зачинщиков этих нападений. Офицеры, которые не хотели сотрудничать с низаритами, были вынуждены всегда носить доспехи и оружие.
Визирь Ахмад ал-Мулк предпринял вторую попытку взятия Аламута в 1106 году, но осада снова не увенчалась успехом. Вдобавок, под кинжалами ассассинов пал брат Ахмада. Полководец Ширгир предпринял третий поход на Аламут в 1118 году. Даже доведя защитников до стадии истощения, он так и не смог взять крепость, а после смерти султана Мухаммеда Тапара и вовсе отвёл войска. После смерти Мухаммеда к власти пришёл его младший брат, Санджар.
Один из рассказов демонстрирует дипломатическое искусство Хасана. Попытавшись заключить мир с Санджаром в самом начале его правления, Хасан направил к молодому султану послов. Они получили грубый отказ. Проснувшись однажды утром, султан обнаружил, что в пол у его ложа воткнут кинжал. В страхе он решил сохранить это происшествие в тайне. От Хасана прибыл гонец, который передал его слова: «Если бы я не желал султану добра, кинжал, воткнутый в пол, торчал бы у него из груди».
Как бы то ни было, Санджар действительно позволил ассассинам собирать налоги со своих земель и дорожные пошлины. Ассассины стали стабильной и несгибаемой политической силой, с которой приходилось считаться. Время открытого мятежа ассассинов закончилось (на какой-то период). Ассассины даже сражались в войске Санджара во время гражданской войны в Сельджукской империи.
В 1121 году фидаи Хасана прибыли в Каир и убили ал-Афдала, того самого генерала, который отстранил Низара от халифата, тем самым свершив великую месть низаритов. Для фидаи (с персидского — «жертвующий») акт убийства был актом религиозного самопожертвования. Историк Льюис пишет: «в глазах жертв ассассины были фанатичными преступниками, замешанными в кровавый заговор против общества и религии. В глазах исмаилитов они были элитным отрядом в борьбе против имама; убивая угнетателей и узурпаторов, они представляли высшее свидетельство своей веры и преданности, доставлявшее им немедленное и вечное блаженство».
В мае 1124 года Хасан заболел и скончался. Низариты Аламута продолжили существовать и дальше, до уничтожения их Монгольской империей (кроме ассассинов Сирии). Такого сильного, умного, праведного, идейного и невероятно харизматичного лидера у ассассинов больше не было никогда. Создание независимого государства внутри враждебной империи было не только величайшим достижением Хасана ас-Саббаха, но и чем-то невероятным по меркам истории. Гонимые суннитским сообществом и военной мощью сельджуков, ассассины смогли выстоять и даже превратиться в грозную силу.
Мифы и правда об ассасинах
В 1123 году вышел анти-низаритский трактат, в котором впервые зафиксирован термин «хашишийя». Аббасиды активно пытались очернить репутацию низаритов, но трактат создали при Фатимидском халифате, где их тоже не очень-то жаловали. Также ассассинов называли словами «хашишины» или «хашиши» — вероятно, производные от изначального слова. В тексте никак не пояснили данный термин.
Востоковед и арабист Сильвестр де Саси в 1809 году показал, что слово «ассасин» действительно произошло от слова «хашишин». Слово «хашишийя», вероятнее всего, было уничижительным ругательством, обозначающим людей низшего класса, чернь, отребье, бродяг. Из-за своего созвучия с наркотиком слово «гашишин» проникло в умы людей как обозначение ассассинов травокурами. Наш отечественный историк Леонид Васильев тоже так считал, но вот доказательств никаких не привёл.
Байка о применении ассасинами запретных веществ так и ходит по миру, так что давайте остановимся на ней подробнее.
- У нас нет ни одного задокументированного свидетельства, что низариты принимали наркотики.
- В ту эпоху мусульманами открыто осуждалось употребление гашиша. Это занятие было свойственно отбросам общества.
- Востоковед Сильвестр де Саси отвергал мысль о том, что ассассины курили травку.
- Даже самые, враждебно настроенные к ассасинам, мусульманские писатели, как среди суннитов, так и среди шиитов, не обвиняли их в использовании наркотиков.
- Если рассуждать логически, то вряд ли под действием гашиша можно было эффективно выполнить задание. Легче поверить, что фидаи пользовались другими стимуляторами.
- В «Книге чудес света» Марко Поло нет ни слова об употреблении гашиша: «Сперва их напоят, сонными брали и вводили в сад; там их будили»
В общем, меньше верьте популярным источникам информации!
Старец Горы, прыжок веры и популярная цитата. В крестовых походах христиане завоевали достаточно много территорий Святой земли. Кроме того, крестоносцы разгромили в бою генерала Фатимидов ал-Афдала (того самого, кто лишил власти Низара).
Европейцев называли франками, они основали четыре государства: Иерусалимское королевство, княжество Антиохийское, графство Триполи и графство Эдесское. В то время и начали проникать в Европу разные истории об ассасинах, и зародились мифы о них.
В 1175 году большую лепту в создание мифов внёс Бурхард из Страсбурга, посланец императора Священной Римской империи, которого отправили в Сирию и Египет. Он донёс, что обитатели сирийских гор называются «хейссессини» и живут, не соблюдая никаких законов. Бурхард описал ужасного наставника секты, руководящего сетью убийц. По его словам, наставник владел неприступными крепостями, в которых молодые люди воспитывались в послушании и верности. Они верили обещаниям награды за своё служение, райского блаженства после смерти. По приказу вождя ученики принимали из его рук кинжал и направляли на указанного врага.
Ассассины задумали убить короля Иерусалимского королевства, Конрада Монферратского, сделав такое предложение Генриху, племяннику Ричарда Львиное Сердце. Генрих описал свою поездку в крепость главы ассасинов в 1194 году, тогда он назвал тамошнего лидера Старцем Горы. Это был знаменитый Рашид ад-Дин Синан — тот самый Аль-Муалим из первой части серии игр Assassin’s Creed. То, что увидел там Генрих, если он не врал, и вдохновило разработчиков на создание «прыжка веры».
Генрих рассказывает, как Старец Горы доказывал, что христиане не способны на такую верность, какую испытывают его ученики по отношению к нему. Он подал знак двум юношам на вершине одной из башен; оба прыгнули вниз и разбились о скалы. Возможно, история является выдумкой. Тем не менее, она породила легенду о бесстрашии ассассинов и она легла, в том числе, в основу игр Ubisoft.
Марко Поло стал тем, кто внёс самый большой вклад в «популяризацию» ассассинов на западе в начале XIV века. Он путешествовал по Востоку 25 лет, побывав в Персии и даже прожив 17 лет в Китае при императорском дворе. Рассказы о путешествиях Марко Поло стали мировым бестселлером, их читают и по сей день. В них вошли легенды о чудесном саде, скрытом в Аламуте, который был похож на настоящий рай. Там были разные фрукты, картины, ковры, мёд, вино, молоко и только самые прекрасные женщины, обученные пению, танцам и искусству любви. Марко Поло писал, что войти туда дозволено только ученикам, тщательно отобранным Старцем. Старец обещал, что если ученик выполнит задание, то получит в награду доступ в сад, а если умрёт, то ангелы отнесут его в рай, где ещё лучше.
Слово «ассасин» вошло почти во все языки средневековой Европы и стало означать наёмного убийцу. Европейцы восхищались рассказами о преданности учеников Старцу Горы. Поэты и трубадуры клялись возлюбленным в верности, подобной верности ассассинов своему наставнику. Правители крестоносцев начали бояться за свои жизни, подозревая противников в заключении союза с таинственным Старцем. Союзы и правда были, даже убийства за плату, но ассассины не являлись общиной наёмников как таковых.
Имя великого вождя низаритов часто мелькает на страницах писателя Уильяма Берроуза. Фраза «Ничто не истина, всё дозволено» впервые прозвучала в его книге «Города красной ночи»:
Вопрос религии и верности в Assassin’s Creed. В начале первой части Assassin’s Creed Аль-Муалим доказывает главе тамплиеров, что его люди бесстрашны, демонстрируя, как они совершают прыжок веры: «Мои люди не боятся смерти. Они рады ей!» Командуя ученикам прыгнуть, наставник говорит: «К Богу!», что явно показывает религиозность данной общины. Но в этом случае возникает другой вопрос.
Главный герой, Альтаир, не скрывает своего своевольного поведения. Он открыто нарушает правила, установленные наставником братства, он не религиозен, что не один раз подтверждалось по ходу игры. Например, после битвы с Робером, Альтаир говорит Ричарду Львиное Сердце, что не бог помог ему, а мастерство. Маловероятно, что в обществе низаритов такой человек мог занимать высокую должность. Но, справедливости ради, стоит вспомнить, что его-таки наказали.
Куда интереснее «кредо ассассинов». Хоть оно и было придумано специально для игры, но очень хочется провести исторические параллели и сравнить это кредо с действиями низаритов.
Все три правила кредо нарушены. Первое правило гласит: «Не позволяй клинку убить невиновного». Само собой, ничего подобного у низаритов не было. Скорее всего низариты бы грохнули старика в храме Соломона (в самом начале игры), уже через минуту забыв его лицо, если бы он им мешал или подвергал риску.
Вот вам исторический пример. В 1129 году посланник низаритов прибыл на переговоры с Махмудом, сельджукским султаном. Посланника и его спутника убила толпа. Махмуд извинился, но отказался наказать убийц. В ответ ассассины перерезали 400 мирных жителей города Казвина.
Второе правило («Скрывайся у всех на виду») работало ровно до момента, пока ассасин не подобрался к жертве. Альтаир «в реальности» вполне мог просто наброситься на Робера.
Ни о каких тихих убийствах речи не шло. Переодевшись в оборванца или простого жителя, фидаи подбирался к цели и с лозунгами на устах резал её кинжалом. Почти всегда ассассинов убивали прямо на месте после совершения преступления — эдакие «одноразовые убийцы». За всю историю ассасинами было убито около 90-100 важных лидеров, а погибло при исполнении в районе 120 фидаи. Так что красивых погонь и пряток, как в игре, не было. Истории неизвестно ни одного случая, когда фидаи пытался сбежать от стражи.
Третье и последнее правило — «Не подставляй под удар братство», которое подразумевает, что ассасин не сдаст товарищей, даже если попадёт в плен, и не создаст такой ситуации, которая приведёт в дом врагов. Полагаю, что о таких вещах низариты просто не думали. По умолчанию за крысятничество наказывают в любом военизированном обществе. А в остальном лидеры ассассинов отлично понимали, что, убивая открыто и при свете дня, они рискуют вызвать гнев господ. Да и сама философия низаритов подразумевала заявлять о себе и держать противников в постоянном страхе. Так что они не боялись, что в дом придут враги, а были готовы к такому.
Мастерство ассассинов и лучшее снаряжение. Assassin’s Creed показывает нам образ убийцы в капюшоне, да и другие продукты поп-культуры внедрили в головы людей образ ассассинов как ловкачей с маской на лице и в лёгкой кожаной броне.
Но в реальности это было самое обычное воинское формирование с примерно таким же снаряжением. Конечно же не существовало супер-технологичных и дорогих скрытых клинков, ставших визитной карточкой серии, а странные белые костюмы с капюшоном вообще вызывают смех даже в контексте игры. Каким боком такой странный человек, да ещё и обвешанный оружием, может оставаться скрытым в толпе? Да никаким.
В Assassin’s Creed не так много частей, где уделяется внимание переодеванию, но в одной таки была целая механика смены костюмов. В Liberation главная героиня Авелин могла переодеваться в горожанку или рабыню. Механика весьма душная, потому что постоянно бегать до гардероба совсем не весело, но выглядит процесс правдоподобно. Да и некоторые активности были доступны только при смене одежды.
Переодевания есть и в других частях, но только в конкретных сюжетных миссиях, а не как постоянная, влияющая на игру механика. В новой Mirage, например, костюмы даже сохранять можно и до гардероба бегать не нужно, но едва ли они на что-то влияют, кроме продвижения в двух сюжетных заданиях. В Liberation, например, зонтик стрелял дротиками.
Вернёмся в реальность. Если говорить про фидаи, а не про регулярную армию низаритов, то у них с вооружением всё было просто. Неизвестен ни один случай, когда ассассин-убийца использовал для своей цели какое-либо другое оружие, кроме кинжала, а одежда, как я уже писал выше, была максимально неприметной.
Мастерских тренировок убийц не проводили. Убийца отправлялся в один конец, чтобы устранить цель и умереть рядом с ней. Не было никакого смысла вкладываться в долгое и тяжёлое обучение такого человека. А если выжил после устранения цели? Хорошо, значит. Пойдёт и убьёт кого-нибудь ещё.
История крепости Масиаф и низариты в наши дни. Сирийские ассассины не сразу завладели замком. Основан он был византийцами, а с 1103 года принадлежал крестоносцу, графу Тулузы, Раймунду IV. В 1140 году ассасины завладели крепостью — считается, что купили и, даже, стали союзниками Раймунда IV, помогая ему воевать против Зангидов. Такие же кратковременные союзы у них были и с тамплиерами, которые являются главными злодеями франшизы Assassin’s Creed.
Этот орден заслуживает отдельного лонгрида, так что дайте знать в комментариях, если вам это интересно!
Похоже, что сотрудники Ubisoft придумали сказку о тайных обществах тамплиеров и ассасинов после прочтения книги «Маятник Фуко» Умберто Эко, где раскрывается мистическая сторона Ордена тамплиеров и ассасинов, тема заговоров и эзотерики.
Ассассинов одинаково ненавидели Омейяды, Аббасиды, Фатимиды и Сельджуки. Поэтому они периодически помогали крестоносцам. Сельджуки вообще были довольно разрозненны во времена первого крестового похода, поэтому и проиграли его. Фатимиды тоже доживали свои последние годы и Зангиды устроили в Египте революцию, положив конец правлению Фатимидов.
Позже, как союзник Зангидов, на исторической сцене появляется блистательный военачальник по имени Салах ад-Дин, именуемый у нас и в Европе как Саладин. Возвысившись, Салах ад-Дин основал свою династию и сместил Зангидов. Так появился Султанат Айюбидов.
Воцарение Саладина означало две вещи: возвращение суннизма как государственной религии в Египте и конец владычеству крестоносцев. Салах ад-Дин был невероятно сильной личностью, потрясающим полководцем и защитником веры. По религиозному пылу и способности объединять людей он уступал только Пророку Мухаммеду. Салах ад-Дин придерживался идеи единого мусульманского общества с одинаковыми для всех религиозными принципами. Он хотел положить конец распрям и изгнать неверных со Святой земли, но также не упускал из виду еретиков исмаилитов-низаритов.
В 1176 году Саладин осадил Масиаф. Тогда им уже правил Рашид ад-Дин Синан («Аль Муалим»). Рашид вошёл в историю как один из самых могучих лидеров ассассинов. Считается, что по своей влиятельности и умению управлять, он уступал только Хасану ас-Саббаху. Синан был очень образованным, он знал математику и великое множество других наук.
По неизвестным причинам Саладин так и не смог взять Масиаф и отступил. В биографии Синана есть любопытный эпизод, который, возможно, отвечает на этот вопрос:
Считается, что это случай стал поводом к заключению союза между Саладином и Синаном. Историей больше не зафиксировано ни одного конфликта между ними.
В 1192 году ассассины Масиафа убили Конрада Монферратского, что ещё больше улучшило отношение между ними и Саладином. Это был тот случай, когда ассасины слились с толпой католических монахов. Предполагается, что Конрад был убит и по сговору ассасинов с королём Ричардом Львиное Сердце. Если так и есть, то ассассины мастерски сыграли двойную игру, а гибель Конрада облегчила переговоры Саладина и Ричарда. Вот такая была война — три сильных лидера на Святой земле боролись за свои принципы.
После смерти Синана сирийские ассассины больше не имели такого сильного лидера и молча подчинялись приказам из Аламута. Саладин вернул Иерусалим мусульманам и это стало поводом для третьего Третьего крестового похода.
В 1256 году Аламут пал под натиском Монгольской империи и государство ассасинов прекратило своё существование. Но не сами ассасины. Какое-то время, оставшиеся в живых сирийские низариты занимались наёмнической деятельностью, пока не смешались с обществом в разных городах и не превратились в обычных людей со своей особенной верой.
Низариты существуют и по сей день. Их численность составляет целых 15 миллионов человек. Конечно, это уже не ассассины, а их лидер, который называется титулом Ага-хан, живёт сейчас в Швейцарии, в Женеве. Зовут его Шах Карим аль-Хусейни и ему 86 лет.
В 1967 году Имаматом исмаилитов создана Организация Ага Хана по развитию (АКДН). С 2000 года программа поддержки исторических городов АКДН начала кампанию по сохранению крепости Масиаф. Она всё ещё существует, пусть не в идеальном виде, и можно съездить на неё посмотреть. На месте Аламута, к сожалению, остались только руины. Монголы сожгли даже аламутскую библиотеку, а вместе с ней и знания великого Хасана ас-Саббаха.
Mirage и попытка вернуть дух серии
Что вообще такое «дух Assassin’s Creed»? Для меня это был мир с мрачной философией, кучей заговоров, атмосферными городами и загадками машины «Анимус». То было время первой части, трилогии Эцио и, осмелюсь так сказать, третьей части, когда костюм ассассина не выдавали кому попало, а его нужно было заслужить. Когда стелс играл важную роль, пусть и не был обязательным. Когда игра пыталась быть научной фантастикой, а не фэнтези.
Удалось ли всё это вернуть в Mirage? Какие-то вайбы из старых частей — да, но… обо всём по порядку. Сперва промоем косточки сюжету новой части, в том числе с исторической точки зрения.
Главный герой, Басим, знаком игрокам по AC: Valhalla, и Mirage призвана познакомить на с историей его становления как ассасина. Начинает Басим в роли нищего, добывая себе пропитание путём воровства, как Аладдин. Он сдаёт краденое своему знакомому Дервишу, и в одном из посещений знакомится с Незримым — женщиной по имени Рошан.
В «Мираже» пока нет ассасинов, вместо них тут орден Незримых, а вместо тамплиеров — орден Древних, как в RPG-трилогии. Если вы играли в AC: Origins, то знаете, как началось противостояние этих орденов.
Басим желает произвести впечатление на Незримых. В его глазах они выглядят как борцы против угнетения и вообще за всё хорошее. Тогда герой узнаёт, что во дворец халифа принесли некий сундук, и решает украсть его, считая, что так привлечёт внимание ордена.
В сундуке оказывается артефакт древней цивилизации Предтеч, а сам халиф служит Древним. Зовут его Аль-Мутаваккиль — это реальная личность из династии Аббасидов. Вместе со своей подругой Нихаль Басим крадёт артефакт и обнаруживает себя. Вышло так, что они убили халифа, но стражники видели только лицо главного героя. На дворе 861 год — как раз день смерти Аль-Мутаваккиля в реальной истории, когда его убил собственный телохранитель.
Незримая Рошан узнаёт, что Басим нашёл таинственный артефакт и его все ищут. Она предлагает ему единственный путь к спасению — стать Незримым. И вот вы едете вместе в крепость Аламут. Там Басим начинает очень усердно тренироваться, чтобы отправиться в Багдад и начать убивать злодеев, а также участвовать в революции против «злой» династии Аббасидов.
Обидно, что Аламут нормально не показали изнутри. Его демонстрируют издалека, в роликах, но не дают по нему погулять, как по Масиафу в первой части. Вы будете появляться на тренировочной площадке по сюжету, а так вся деятельность в Аламуте проходит где-то на его подступах. Разработка замков дорожает, наверное!
Отдельно отмечу женщину-кузнеца, женщину-мастера наставника ассасинов. Конечно, в истории такого быть не могло. Вспомню исторический пример: Хасан ас-Саббах ввёл закон, по которому женщины с детьми обязаны покинуть крепость, если намечаются военные действия. То есть им даже присутствовать в таких местах не давали, не то что воевать.
Если ты не разбираешься в лоре, то для тебя вся эта возня тамплиеров с ассасинами будет выглядеть очередным банальным замесом, подобным сюжету предыдущих частей. Тамплиеры хотят артефакт, вы тоже хотите артефакт. Они злодействуют и контролируют всё что могут — вы освобождаете людей и участвуете в революциях. Лидер восставших тут Али аль-Хади — тоже, кстати, реальная личность. Он был шиитом и действительно сидел в тюрьме у Аббасидов, откуда мы достаём его по сюжету игры.
Если же немного разбираешься в лоре и играл в Valhalla, то ты знаешь, что Басим — реинкарнация Локи. Тогда твоё внимание сместится со скучной возни с тамплиерами на личную историю Басима, которая поставлена тут, на мой взгляд, неплохо. Мне было интересно наблюдать, как личность Локи пробуждается в Басиме и он пытается понять, что с ним происходит. Круто, что разработчики подали это в восточной манере, показывая внутренние терзания Басима как нападки джинна.
Если вы думаете, что джинн — добряк из «Аладдина», то ошибаетесь. В арабской мифологии джинны — это злые духи, демоны, если угодно. Слово «джинн» происходит от «джана» — «скрытый». Это существо не присутствует в материальном мире, но всегда находится с человеком, которого «выбрало». Дух любит являться во снах и терзать разум бедняги.
Справедливости ради, в арабских племенах джинн мог выступать как добрый дух, но с пришествием ислама их стали считать демонами, как и всё языческое.
Третьим фактором, который может быть препятствием получить удовольствие от нарратива игры — это незнание истории Ближнего Востока. Я же очень люблю арабскую культуру, поэтому кайфовал от общей эстетики, Багдада, встречи с историческими личностями, фактами и архитектурой. В старых ассасинах мы встречали Леонардо, Макиавелли, Архимеда и другие легендарные личности, о которых, так или иначе, наслышаны все. Тут же всё посложнее.
Бегал от стражи до того, как это стало мейнстримом
Как и во всех играх серии, в Mirage тебя обучают по ходу прохождения сюжета. Вступление очень долгое и нудное, а после него открываются побочные задания — «Контракты». Это такие активности, которые отправляют тебя что-нибудь украсть/подслушать/кого-нибудь убить или, например, угнать лодку. По необъяснимой причине эти контракты получились интереснее, чем сюжет, который то разгоняется, то превращается в череду бесконечных диалогов.
Русской озвучки в игре нет, поэтому для максимальной атмосферности я включил арабскую, которая в несколько раз лучше и приятнее, чем английская. В последней персонажи разговаривают с бесячим акцентом, а с арабской всё гармонично.
Помимо основных квестов и контрактов игра, предлагает стандартные активности, присущие серии: открывать точки обзора; обыскивать сундуки, в которых можно найти снарягу или чертежи для её улучшения; собирать книги и относить мудрецу для получения награды, как страницы в AC III; воровать уникальные ценные вещи из карманов и сдавать их нашему другу, скупщику краденного, Дервишу.
О каких наградах за сбор и воровство идёт речь? О «Знаках Хидмы». Для найма наёмников, подкупа глашатаев, да вообще для всего (в том числе продвижения по сюжету) мы собираем несколько разных видов значков. К примеру, в задании ты сталкиваешься с тем, что персонаж не хочет рассказывать, где ключи от комнаты твоей цели. Ты можешь дать ему значок вместо траты денег. А если нет ни того, ни другого — ищи ключ сам.
Если честно, мне не понравилась механика с этими значками. Для одних зелёные, для других жёлтые… Держать в голове несколько видов валют и фармить их быстро надоело, поэтому я на них забил, как и на золото. Пройти игру легко даже в самом первом костюме и с самым первым оружием. Прокачка немного облегчает игру открытием парочки «читерских» умений, но в целом не обязательно заострять на ней внимание.
По мере прокачки ты получаешь очки и тратишь их на открытие специальных «ячеек маны» для использования навыков. Самая «жёсткая» способность, которую можно открыть — это мгновенные убийства нескольких противников при накоплении концентрации. Одна ячейка — один враг. Можно увеличить количество ячеек с прокачкой.
Вторая «читерская» механика — возможность поднимать метательный нож с трупа. Так можно не заморачиваться с тем, чтобы подбираться к врагам, а просто выносить их ножами, возвращая их в карман. Вдобавок метательные ножи можно сделать отравленными. Порой я передвигался по коридорам, «выщёлкивая» почти всех противников только таким способом.
Как метательным ножам можно добавить яд, повышенный урон и тд, так прокачиваются и другие элементы снаряжения. Например, гранаты. А чтобы носить больше разных видов убийственных и вспомогательных предметов, нужно открывать дополнительные ячейки в сумке через меню прокачки персонажа. Прокачивается это всё за те же ресурсы, что и снаряжение, только чертежи искать не нужно.
В Mirage в контрактах тоже есть дополнительные условия «не спались», но главным мотиватором прятаться служит то, что драться с огромным скопом врагов трудно и долго.
Второй момент — качество самого стелса в старых частях было лучше. Там враги тебя очень быстро находили и начинали звать на помощь товарищей. В Mirage у тебя достаточно времени скрыться, пока стражник прищуривается и датчик наполняется. Находят тебя быстро, но только если подойдёшь вплотную. То есть Mirage, пусть и делает упор на стелс, даёт тебе больше времени на то, чтобы скрыться, если ты оказался близок к раскрытию.
При этом миссии можно проходить разными способами в рамках скрытного геймплея. Можешь найти отверстие в заборе, может пройти другим путём. Можешь попасть в кабинет важной шишки, подкупив кого-нибудь, а можешь украсть ключ из кармана. Вариативность радует.
А ещё в Mirage есть бюро ассасинов, навевающие воспоминания о первой части. Каждым бюро управляет персонаж, с которым мы познакомились в Аламуте, и даёт тебе задание, запускающее цепочку расследования. Там же можно прокачивать вспомогательные предметы, вроде метательных ножей. Кстати, по плакатам скучали? Чтобы снижать уровень разыскиваемости, снова нужно их сдирать
Если подача сюжета и похожа на первую игру, то сами ветки квестов выглядят вообще странно и поначалу у тебя в голове всё путается, потому что хвататься за задания, после выполнения первого расследования, можно в любом порядке.
Кроме вайбов старых частей, вы найдёте тут отсылки к Принцу Персии. Например, после тебя остаётся песочный след и добавлен кинжал времени с песочными часами. Правда, только в издании Deluxe.
А минусы-то будут?
Само собой.
Игра особо-то ничего и не предлагает вне сбора ресурсов, контрактов и сюжета. Слишком мало мелких событий в самом мире и Багдаде в частности. Люди — всего лишь декорация, которых даже убить нельзя. Хотелось бы побольше наполненности города Багдада, просто любоваться его красотами мало. Например, был мини-квест, где мальчик залез на башню и хотел прыгнуть в сено, чтобы впечатлить Незримых. Ты немного играешь в детского психолога и показываешь ему как прыгать — я про такие активности говорю. Есть ещё глажка котов, но едва ли это интересное занятие.
В минусы я бы записал и ориентацию на фанатов серии. Игрок, который не знает ничего про лор, не почувствует от Mirage никаких эмоций и, наверное, ничего толком не поймёт. Сюжет долго раскачивается и запросто может оттолкнуть уже в первые часы игры. По сути, самый сок начинается под конец.
Уже выше я говорил, что снаряжение и прокачка не доставляют радости. Это просто дополнительная механика, без которой можно пройти игру. Хотелось бы чувствовать, что твой персонаж становится значительно сильнее по мере продвижения, но ты просто находишь снарягу с разными пассивками, подбирая их под свой стиль игры. Но и стилей тут не так уж много можно придумать. Игра пытается быть похожей на RPG, но не предлагает тебе, со временем, более сильных противников, которые заставляли бы прокачать снаряжение. И эту самую прокачку в нормальном виде тоже не предлагает, как в каком-нибудь Ведьмаке.
Басиму больше всех надо. Он один ходит на все операции и убивает цели, не считая редкой помощи революционеров Али. Братства ассасинов не ощущается. Ума у разработчика не хватило, чтобы добавить крутейшую механику менеджмента и управления отрядами ассасинов, которая появилась в Brotherhood.
Если вы фанат, то и сами уже поиграли в неё, я уверен. Но вы играли лишь в некоторые части или вообще не прикосались к серии, то вас ничем не удивит и не зацепит данный продукт. Это средний, ничего принципиально нового не предлагающий экшен. Игра работает по той же модели, что и большинство игр от Ubisoft.
Я тот человек, который покупает все части ассасина, тот самый ненавистный всеми игрок, который кормит Ubisoft. Я выбиваю все ачивки в каждой части и зачищаю каждый сундук.
Серию AC я люблю за медитативный геймплей. Он для меня как повод окунуться во что-то ненапряжное. Знаете, иногда нравится мне собирать эти сундуки, делать контракты и заниматься подобными вещами. Вторая причина любви — это моя тяга к истории. Я обожаю посещать исторические города, про которые только читал в книгах, мне нравятся исторические сноски возле каждого здания, встреча с историческими личностями, кайфую от прекрасно переданных «юбиками» декораций. И всего этого в «Мираже» навалом.
Текст написал Dasteet для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать😉
#funpay #funpay_мнение #funpay_лонг #лонг #assassinscreed #мнение