Продюсер Александр Роднянский — о том, как «чистка» проката в пользу российского кино разрушает систему, которой бы не существовало без Голливуда.
В своей колонке для журнала «Сноб» кинопродюсер, известный в том числе по работе с Фёдором Бондарчуком и Андреем Звягинцевым, высказался о скандальном переносе семейного фильма «Приключения Паддингтона 2» и о методах, которые Министерство культуры использует для «защиты» отечественного кино.
Роднянский отмечает, что российский прокат развивался и принял современный облик в девяностых. В первую очередь это произошло благодаря крупным голливудским картинам, таким как «Титаник» Джеймса Кэмерона, на успехе которого «выросла» система.
Долгое время в репертуаре не было ничего, кроме таких картин, и интерес зрителей к ним — не уникальное для России явление, это происходит почти во всех странах.
При этом, напоминает продюсер, отечественный кинопрокат — это частный бизнес, вложения в который должны приносить прибыль. А учитывая издержки на строительство, даже «выйти в ноль» кинотеатру очень непросто.
Частные инвесторы хотят зарабатывать деньги, они попросту заинтересованы в том, чтобы фильмы выходили в прокат вовремя, сопровождались рекламными кампаниями и привлекали максимальное количество зрителей. Только так они могут выжить. Потому что кинопрокат — сложная и не самая выгодная часть нашего производства.
На сборы, а значит, и на прибыль, будет влиять множество факторов. Это не только реклама и даты выхода фильмов, но и большой их выбор, который поможет охватить максимальную аудиторию.
Если в прокат выходит на фильм меньше — это большие риски, даже если на экранах все равно показывают успешную картину. Важно, чтобы в разных залах показывали и мультики, и драму, и триллер — разнообразие обеспечивает выживание.
Конкуренция в прокате действительно очень острая, и отечественные картины, большинство которых не выходит за рубежом, неспособны состязаться с голливудскими на равных. Но и тут ситуация улучшается, уверен Роднянский, причём в первую очередь — за счёт растущего качества нашего кино.
В 2017 году российские фильмы заработали в домашнем прокате рекордную сумму — 13 миллиардов рублей. Это четверть годовых сборов, и такой доли они достигли впервые в истории.
Отечественное кино не нуждается в том, чтобы ему «помогали» переносом премьер зарубежных фильмов, утверждает продюсер. Подобная инициатива, исходящая не от причастных к созданию самих фильмов, а от чиновников Минкультуры, лишь вредит всем.
Государственная поддержка необходима национальной киноиндустрии, и она существует в большинстве стран, но она должна представлять собой финансирование производство и продвижения фильмов. А ограничивать зарубежное кино на отечественном рынке нельзя, заключает Роднянский.
Это лишь ухудшит положение прокатчиков, и вряд ли действительно сильно поможет российскому кино.
В конце концов, лучшее, что случилось в нашей киноиндустрии за последние 20 лет, — это созданная усилиями частных инвесторов система кинопроката. Это для отечественного кино важнее всего: не будет кинотеатров — негде будет показывать «Движение вверх».
О неожиданном переносе «Паддингтона 2» с 18 января на 1 февраля стало известно всего за день до выхода фильма. После этого владельцы кинотеатров обвинили Министерство культуры, по чьей инициативе сменили дату релиза, в «грубом вмешательстве» в кинобизнес, однако у него нашлись и свои защитники.
Позднее, 19 января, Минкульт всё же отменил своё решение, о чём сообщил глава компании «Вольга», прокатывающей семейный фильм в России. Релиз «Паддингтона 2» состоится 20 января.
Источник: DTF