Назови мое имя. Пятый сезон «Лучше звоните Солу»

После просмотра пятого сезона “Лучше звоните Солу” остается ощущение, что это — один из самых талантливых и многогранных сериалов здесь и сейчас, над которым трудятся невероятно одаренные люди.

В тексте много спойлеров ко всему сериалу

Назови мое имя. Пятый сезон «Лучше звоните Солу»

“Лучше звоните Солу” — довольно медленный и неторопливый сериал. Он не пытается понравиться всем и в целом имеет довольно серьезный фильтр зрителей — те, кого “не затянет”, не задержатся, назвав шоу нудным. На самом же деле длинные серии и десятиминутные сцены — это то, что нужно сериалу, который рассказывает историю медленного, но верного превращения Человека в человека, где важно следить за оттенками.

Казалось бы, Винс Гиллиган и Питер Гулд завязли в идее снять что-то о том, как человек по своей воле из простого и честного становится комплексным и нечистым. Но напрямую столкнуть лбами “Сола” и “Во все тяжкие” не получится — деградация, омрачение, спуск Джимми МакГилла, который тот проходит оставаясь в первую очередь адвокатом, а не криминальным боссом, получаются более тонкими, чем падение Уолтера Уайта, который сразу свалился во тьму наркобизнеса. Да и расширенные второстепенные ветки в виде историй Ким, Майка, Начо и Гуса дают драме адвоката больше полутонов. От всего этого спин-офф кажется более зрелым.

Путь Сола Гудмана очень долгий и скользкий, который не произошел сам по себе — фраза “делая выборы, мы сами оказываемся на той или иной дороге” проходит лейтмотивом всего сезона. Превращение главного героя происходит очень медленно, но происходит. Практически после каждой сцены Сол не такой, каким был до нее. Все рубежи он преодолевает очень незаметно для себя, всегда теряя грань — поэтому моменты, где он видит, что переходит через что-то ранее запретное, особенно важны. Разгадывание, вычленение того, что он увидел, а что нет — магическая возможность, которую дарит шоу.

Джимми уже стал Солом — это произошло еще в прошлом сезоне. А сейчас, в пятом сезоне, произошел перелом, точка невозврата, когда Сол Гудман окончательно превратился в того, кого мы видели в оригинальном сериале — он становится преступником в руках других преступников. От простого отмазывания торчков от закона он доходит до спасителя крупного босса опасного наркокартеля и его денежного курьера. Это душераздирающее зрелище, от которого невозможно оторваться.

Хотя сериал и назван в честь адвоката Альбукерке, он не единственный, кто крадет наше внимание. Все основные персонажи имеют свои ветки сюжета, которые хитро переплетаются друг с другом, образуя невероятное веретено истории, и своим мировоззрением и действиями оттеняют историю Сола, демонстрируя то, кем бы он мог стать, ступи на иной путь.

Так как спин-офф одновременно является и приквелом, мы видим множество ключевых событий и действий, которые позже отразились на самих “тяжких”. И если, например, четвертый сезон и история Гуса была посвящена тому, как Фринг готовится захватывать власть, то в пятом он, наконец, устраивает молчаливую, спокойную, тихую революцию. Смотреть за тем, как она и ее последствия вмешиваются в жизни разных, совсем с ней не связанных людей, бескрайне интересно, что создает особую магию камерности и всесвязанности сериала.

Из-за того, что в “Во все тяжкие” многие из героев спин-оффа не появляются (хотя вы можете найти много подсказок, если прислушивались к деталям), становится очень нервно наблюдать за их жизнью, пока таймлайн общей истории неумолимо приближается ко времени восхода Хайзенберга.

Впрочем да — “Сол” это шоу, которое существует именно после истории Уолта и Джесси. Многие персонажи, отсылки и упоминания просто не сработают как должно, если вы решите смотреть “Сола”, чтобы подвести себя к магнум опусу Гиллигана — это не лучшая идея. Спин-офф, может, и достраивает и вселенную в целом, и сериал 2008 года в частности очень корректно и красиво, заставляя его блестеть еще ярче, но все равно очень костыльно смотрится без привязки к оригинальной истории.

“Лучше звоните Солу” — это сериал-выдумщик. Одна из его основных фишек — введение в заблуждение. Помните первую серию пятого сезона “Во все тяжкие”, в которой главные герои с помощью магнита пытались уничтожить улики в хранилище полицейского участка? Подобными идеями “Сол” заполнен доверху. Он именно что изобретательный. Колд-опенинг с тем, как Сол выбирает предметы потяжелее, заставляет зрителя гадать — “черт, что же он задумал? Что у него на уме?”. А что за съемки Сол устраивает? Зачем Начо разрезает пивные банки за минуты до рокового часа? Ответы на все эти вопросы появятся только в последний момент и почти наверняка вас впечатлят. Подобное создание напряжения, про которое забываешь, но которое очень неожиданно и вовремя дает о себе знать, очень выгодно выделяет весь сериал.

И таких примеров очень много, как на подобном, поэпизодном уровне, так и в масштабах всего сериала. Например, план борьбы Гуса с Лало это очень многоступенчатый, и его пазл сложится в единую картинку только к концу сезона. Но сериал не топит в недоумении и непонятках — благодаря умелой режиссуре и грамотному склеиванию глобальных событий сезона с более мелкими действиями в своих сериях ему удается держать в интригующем неведении.

Нужно отметить еще одну звездочку этого безгранично талантливого неба, ставшую частью великолепного почерка шоу. Это потрясающая, склонная к симметрии и крайне неожиданным ракурсам синематография Маршалла Адамса. Он очень любит давать ракурсы сверху и снизу, а также как бы от лица объектов и предметов, что добавляет камерности и бытового налета. Если бы я был художником, я бы зарисовал каждый кадр этого сериала.

У пятого сезона “Лучше звоните Солу” есть две особо яркие серии. Это “Bagman” и “Bad Choice Road” — восьмой и девятый эпизоды соответственно — они же одни из самых высокооцененных серий всего шоу. Мало того, что они написаны с присущими всему сериалу изяществом и тонкостью — они также играют очень важную роль в раскрытии трех основных героев сериала: Сола, Майка и Ким, подвергая их таким испытаниям, которые заставляют персонажей открыться и для зрителей, и для самих себя скрытыми ранее гранями личности.

Сол Гудман сам для себя понимает, какой жизненный путь он себе выбрал и признает то, что сам для себя всегда отрицал. Его переход за черту закона он проходит сам, думая, что произошло не по его воле. Но в моменты, когда ему нужно принимать судьбоносные решения, он точно другой личностью говорит “да” вещам, на которые Джимми прошлых недель не стал бы соглашаться. Так или иначе он сам оказывается виновником всех бед, которые с ним произошли. Он же сам кричит “el amigo del cartel” в секунду, которая могла стать для него последней.

Изнемогая от шока, солнца, жажды и злых воспоминаний, он понимает, почему он не хочет остаться гнить в пустыне старой и новой Мексики и для чего нужно продолжать борьбу и пересилить себя, открыв бутылку с желтой жидкостью. Джимми не впервой принимать трудные решения, но среди скал и песков пустыни он принимает самое трудное — продолжить жить дальше.

Потерянный, но всегда знающий куда и как идти Майкл Эрмантраут раньше был просто крутым лысым киллером — теперь он обрел такую явную глубину, которая в корне меняет наше представление о нем. Теперь каждое его проявление хладнокровия или, напротив, резкости, обретает невероятно пронизывающий подтекст, а его “here is what you gonna do” вызывает дрожь.

Ведь в каком-то смысле Майк получился тем Уолтером Уайтом, которым сам учитель химии и стремился вначале стать. Человек, которому нечего терять, готов пойти на все ради семьи своего сына. Самоотверженный альтруизм, которым Майкл убивает в себе личность, превращая себя только в инструмент, делает троп молчаливого головореза интересным, продуманным и печальным как никогда.

Ким Уэкслер, которая и без того весь сезон пыталась понять, кто она теперь и в чем природа ее отношений с Джимми, в предпоследней серии сезона в финальном монологе с Лало понимает себя и формулирует, кто она теперь. Выводы, к которым она пришла, можно интерпретировать по разному, но наверняка узнать то, к чему она пришла, мы сможем только в будущем.

Вообще в вопросе о том, кто самый драматичный герой этого сезона, с главным героем вполне может побороться Ким. В ее персонажа невозможно не влюбиться, отчего наблюдать за тем, через что она проходит сквозь сезон, очень больно.

Ким — это человек, который хочет разбираться и решать проблемы сама, которая требует от других признания своей силы и независимости, который при этом очень трепетен, умен, внимателен и ласков к своему партнеру. Но этот человек оказывается в отношениях с трикстером Джимми, который как неосознанно перекрывает своим талантом великолепного адвоката свою жену, разрушая Ким, всегда заставляя выбрать его план, так и вполне открыто слеп к ее целям и желаниям, проецируя свои на место своей жены и осуждая ее за ее выборы. И это при том, что во многих вопросах он сам вдохновил ее принять те решения, которые ее изменили.

Смотреть за тем, как в их отношениях появляются маленькие трещинки, очень слезливо и больно, и от того ее монолог в конце девятой серии, в котором она защищает своего вравшего ей мужа-эмоционального террориста, становится одним из самых печальных и потрясающих событий всего сериала. Все-таки “Лучше звоните Солу” мастерски делает больно.

Самая главная загадка вселенной Альбукерке — останется ли она как человек неоспоримо профессиональный и корректный на стороне светлой морали, или ее бойфренд, который все сильнее и сильнее уходит от понятия морали в принципе, утянет ее за собой в мир, где нет плохого, разрешилась. Но не с ожидаемым грохотом и громом, а гораздо тише и… Неожиданнее. Это может обескуражить некоторых, ожидавших, что небеса вот-вот упадут на землю и разъяснят все нераскрытое в отношениях между Ким и Джимми, но нет — финальная точка, видимо, будет поставлена в шестом сезоне.

Концовка пятого сезона оказывается очень острой и тревожной. Почти у каждого персонажа на горизонте рок и тягость, и не терпится посмотреть, кто и как с этим будет справляться и будет ли. Спин-офф все более уверенно вступает на территорию оригинального сериала — отсылок, упоминаний и камео (Шрейдера и Гомеза увидеть было очень приятно) становится все больше, а вместе с тем — боязни и опасений за героев.

Особенно страшно за Начо. Если раньше он казался немного лишним в этой истории, то теперь сериал в целом сложно представить без него. Пытаясь слезть с горы, он случайно оказывается чуть ли не на ее вершине. От этого после концовки сезона за человека, который “выбрал не тот бизнес”, переживаешь как за родного.

Финальный, шестой сезон, будет иметь 13 серий вместо 10, как было в предыдущих — и ему будет, о чем рассказать. Незакрытыми остались очень многие вопросы — от больших и обязательных, вроде судьбы Начо и Лало, Ким в таймлайне “тяжких” и нынешней жизни Джимми/Сола/Джина в Омахе, так и мелких и культовых, вроде покупки белого Кадиллака и аренды всем известного офиса с гипсовыми древнегреческими колоннами.

Премьера финала истории намечена на 2021 год.

Камерных сериалов, особенно за последние годы, появилось очень немало. Но мало сериалов настолько же дотошных до своих героев. «Лучше звоните Солу», как и его предшественник, это всегда про очень личные события, совокупности обстоятельств и хитрых планов, мелочи, которые вместе собираются в огромный шар случайностей и закономерностей, от глобальности которого уйти невозможно. Так и получается, что шоу, в котором, казалось бы, просто рассказывается об эксцентричном адвокате из Нью-Мексико, оказывается одним из самых интригующих, притягательных и печальных.

 

Источник

Читайте также