«Настоящий детектив» в СССР: обзор фильма «Казнь»

Режиссёр клипов Хаски и Оксимирона снял, пожалуй, самый захватывающий российский детектив за последние годы.

Сегодня в прокат вышел фильм «Казнь» Ладо Кватании. Это дебют режиссёра в большом кино, но его имя уже известно поклонникам русской музыки. Раньше Кватания снимал клипы для Хаски, Дельфина и Oxxxymiron, а также для своей жены Манижи.

Впрочем, если посмотреть недавние работы автора, уже заметно, что он не ограничивался лишь визуальным сопровождением песен. «Реванш» Хаски вышел как саундтрек к «Петровым в гриппе» Кирилла Серебренникова. В клип пригласили актёров фильма, и они разыграли драйвовую сцену с застольем, переходящим в резню.

«Настоящий детектив» в СССР: обзор фильма «Казнь»

Клипмейкеры нередко уходят в режиссуру полного метра, достаточно вспомнить Дэвида Финчера, Мишеля Гондри и даже Илью Найшуллера. Но всё же Кватания, хоть и начал с жанрового кино, поставил себе непростую задачу. Он снял не бодрую стилизацию вроде «Хардкора», а неспешный триллер, который цепляет запутанным сюжетом, атмосферой Советского Союза и саспенсом.

Но в итоге «Казнь» хочется назвать хорошим детективом и триллером даже не добавляя «для российского кино». Автор явно ориентировался на лучшие работы с Запада и Востока, но при этом не ушёл в копирование, а создал историю, полностью вписанную в атмосферу СССР.

Нелинейный детектив

В восьмидесятых следователь Исса Давыдов (Нико Тавадзе) несколько лет вычислял маньяка, убивавшего женщин. В итоге милиционер вроде поймал преступников и даже получил повышение по службе. Но в 1991 году появляется очередная жертва: девушка Кира (Аглая Тарасова) выжила после нападения и смогла указать, где злодей её держал. Давыдов, понимая, что в тюрьме сидят невиновные, отправляется на захват. Злодей пойман, но следователь хочет добиться от него письменного признания прямо на месте, чтобы исключить возможность второй ошибки.

Поначалу кажется, что в «Казни» слишком уж много отсылок к первому сезону «Настоящего детектива». Здесь и две временные линии, и спорящие напарники, и преступник в заброшенном доме. Но буквально после первого получаса становится ясно, что Кватания, хоть и явно черпал вдохновение из знаменитого сериала, создал принципиально другую историю.

Первое отличие в том, что временные линии представляют собой разные жанры. Происходящая в восьмидесятых завязка — действительно классический мрачный детектив, снятый по всем канонам жанра. Милиционеру поручают расследование, он приезжает в другое отделение, где коллеги его явно недолюбливают, получает нового напарника и собирает улики.

Но линия 1991 года — скорее камерный триллер. Значительная часть действия происходит в одном доме, где разворачивается психологическая дуэль между следователем и маньяком. Давыдов пробует все способы вывести злодея на чистую воду: от запугивания до торга.

А к финалу история и вовсе превращается в притчу о неизбежности наказания и одновременно об относительности вины каждого причастного к этому запутанному делу.

Увы, в отдельные моменты фильм кажется слишком сложным по структуре. Он разделён на семь глав, да ещё и действие постоянно скачет по разным годам. Если сразу не втянуться в подачу или отвлекаться, в происходящем легко запутаться.

Однако целостности «Казни» могут позавидовать многие детективы. В процессе просмотра отношение буквально к каждому важному персонажу изменится несколько раз. А к финалу окажется, что в фильме не было ни одной лишней детали, просто автор собирает его как головоломку из отдельных элементов. Зрителю на протяжении всего действия дают подсказки, но понять их значение можно лишь в самом конце.

Следствие вели…

Сюжет «Казни» охватывает десятилетний период: с начала восьмидесятых до перестройки и приближения СССР к развалу. Кватания умело выдерживает баланс между ностальгическими нотками и разоблачением эпохи.

С одной стороны, быт восьмидесятых восстановлен с потрясающей скрупулёзностью и любовью. Милиционеры, особенно второстепенные герои, кажутся абсолютно живыми, будто пришедшими из документальных записей той эпохи. Саундтрек, играющий с автомагнитол в «Волгах» и «Жигулях» или в ресторанах, состоит из реальных хитов восьмидесятых-девяностых. Всё проработано и знакомо до мелочей, вплоть до термосов и часов.

При желании можно придраться к некоторым стереотипам, явно пришедшим из западного кино: например, милиционеры составляют схему действий на доске и соединяют между собой жертв и подозреваемых. Но всё-таки будничное изучение бесконечных коричневых папок с делами как-то нужно визуализировать, и лучшего способа в кино пока не придумали.

Преступник же явно напоминает Андрея Чикатило, причём выглядит он значительно правдоподобнее, чем герой постыдного сериала Сарика Андреасяна. Что ещё интереснее, в картине появляется второй убийца по прозвищу Шахматист, будто списанный с Анатолия Сливко. Но на самом деле «Казнь» не опирается на какую-то реальную историю. Кватания и его соавтор Ольга Городецкая изучили биографии множества маньяков СССР и составили некий усреднённый портрет.

Это подводит к самой смелой и неоднозначной части сюжета. Когда Давыдов берётся за дело, коллеги отказываются верить, что в стране появился серийный убийца, избегая даже этого термина. А когда следователь всё же доказывает свою версию, на него давят сверху, заставляя посадить любого подозреваемого.

Казалось бы, такой поворот может привести к банальному сюжету про борьбу честного милиционера с системой. Но режиссёр идёт дальше и показывает, что главный герой и сам быстро вливается в порочную структуру. Из подозреваемых выбивают показания: их душат пакетами и пинают ногами, доводя до попыток самоубийства.

Без внезапного появления выжившей жертвы Давыдов бы наслаждался повышением и не вспоминал о деле. Здесь уже Кватания ссылается скорее на корейские «Воспоминания об убийстве», разрушая образ благородного следователя, который всегда находит настоящего преступника.

Но картина не становится отповедью эпохе или даже жёсткой критикой советского строя: маньяк и осуждённые невинные люди — не отражение развала страны, а просто частный случай. По сути, идеи «Казни» актуальны во все времена и в любой стране, что делает фильм не бездумной игрой на ностальгии, а универсальной захватывающей историей.

Не так однозначно

И всё же Ладо Кватанию подводит то ли клипмейкерское прошлое, то ли желание поместить в фильм сразу слишком много идей. Это касается сразу двух составляющих. Во-первых, фильм слишком затянут. Он длится 2 часа 10 минут, но к финалу ощущение, что все три: несколько раз кажется, что уже наступила кульминация, но история всё никак не хочет заканчиваться.

А во-вторых, действие слишком часто распадается на отдельные сцены. И проблема не только в упомянутом делении на главы и временные линии. Режиссёр перенасыщает картинку слишком очевидными метафорами и искусственно затягивает отдельные элементы, как, например, историю пьянства одного из персонажей.

Зато в других сценах фильм слишком разгоняется, и не очень понятно, зачем нужны показанные вскользь детали жизни главного героя. В сюжетах, основанных на реальных событиях, это можно списать на желание подробно рассказать правдивую историю. А так остаётся ощущение, что режиссёр просто не захотел выкидывать лишние части сценария.

И всё же перечисленные недостатки не портят общее впечатление. «Казнь» получилась тягучим атмосферным триллером, который держит в напряжении и удивляет поворотами сюжета.

В последние годы в российском кино стало появляться немало интересных авторских драм. Работа Кватании внушает надежду на развитие жанрового кино, которое ориентируется на лучшие мировые работы, но сохраняет индивидуальность.

Понравилось

  • Мрачная и тягучая атмосфера триллера.
  • Действительно неожиданные повороты сюжета.
  • Скрупулёзно воссозданный быт 80-90-х.
  • Драматический, почти философский подтекст.

Не понравилось

  • Затянутый финал.
  • Переизбыток метафор.
  • Иногда фильм распадается на отдельные клипы.

#казнь #мнения #обзоры

 

Источник

Читайте также