Настоящее «плохое русское кино»

Я уже писал несколько постов на DTF, и почти каждый раз, либо в предисловии, либо в самом посте, я пытаюсь засейвиться: тут я не разбираюсь, в этом могу ошибаться, и так далее. В этом я сейвиться не буду. Абсолютно на все сто процентов я уверен в собственной правоте. Но само собой, я понимаю, что мнение у других людей может отличаться. С удовольствием послушаю.

Вас раздражает Сарик Андреасян? Ненавидите фильмы Жоры Крыжовникова? Смеетесь над глупым «Чернобылем» Данилы Козловского? Придержите собак: у меня есть кое-что действительно отвратильное.

Настоящее «плохое русское кино»

Часть первая.

Перед выходом проекта «ДАУ» большое количество новостей в громкими заголовкамивсплывало на профильных и не очень ресурсах. Оно и понятно: не каждый день в заголовок можно вставить словосочетание «Проект «Дау»: новый уровень отношений искусства и реальности». Или можно использовать кричащий заголовок с взаимоисключающими параграфами «Эпоха вырождения. Совок, Тесак и «Дау»: самый скандальный российский кинопроект десятилетия вышел онлайн».
Меня тоже заинтриговал этот проект, и, без особого фанатизма, но с большим любопытством, я ждал, когда же уже простым смертным посчастливится насладится невероятным актом искусства, да ещё и сделанным нашим соотечественником. Кинокритики подливали масла в огонь моего любопытства, выдавая тейки в духе «какими бы ни были многочисленные претензии к «Дау», это значительное произведение искусства и беспрецедентное событие.«

Претенциозный (но эффектный) трейлер. «Преступники и нобелевские лауреты отрезаны от современного мира». Почти (как) в цирке. О да ребята, нам тут такого контента наснимали на 14 фильмов и 3 серила, быстрее бежим смотреть!

Стоит дать короткую справку. Проект «Дау» изначально должен был быть биографической картиной про известного советского ученого Льва Ландау и рассказывать о быте свободомыслящих ученых в тоталитарной системе. За основу брали дневники самого учёного, но вскоре после съемок, которые все не могли закончится, количество задействованных лиц в производстве увеличивались (как и бюджет всего проекта; часть, кстати, минкульт вернул через суд, риспек). В итоге было отснято почти 700 часов материала за 14 лет работы проекта. Естественно, уже ни о какой историчности и реконструировании эпохи не может быть и речи.

Первый фильм, который я посмотрел — «Дау.Катя.Таня». На хронометраже фильма 1 час 6 минут я отписался своим друзьям: «Худшее говно что я видел за последние несколько лет». Но досмотрел до конца, хоть и с трудом. Потом я посмотрел самый скандальный фильм цикла — «Дау.Наташа». Вряд ли я когда-нибудь буду смотреть остальные фильмы, потому что эти фильмы оказались действительно мусорными со всех сторон. Здесь в прямом смысле плохо все — убогие, совершенно помойные и бредовые диалоги (спасибо импровизации), куча визуально мусорных сцен (спасибо импровизации; что на съёмочной площадке делал оператор Ларса Фон Триера — совершенно неясно, но он ушел до окончания съёмок, что как бы намекает), отвратительный звук (спасибо импровизации).
Видите ли, на площадке образовалась настолько «густая» и «правдоподобная атмосфера» что Хржановский решил отказаться от сценария спустя какое-то время после начала съемочного процесса. Очевидно, что съемки все равно курировались и планировались, но в привычном понимании у фильмов цикла «Дау» сценария нет. Однако самое ужасное в «Дау» то, что весь проект пытается быть чем-то большим, чем является на самом деле. А то, чем весь этот конвейер является на самом деле и того хуже. Фильм буквально плюет в зрителя, даже если мы говорим не о аудитории стран СНГ. Я не ватник, не про-феминист и не коммунист, но если европейская и мировая арт-богема смотрит на нашу историю и наш культурный код через подобные проекты — это полный крах.

Илья Хржановский создает впечатление фашиста и психически нездорового человека, кроме того, у него совершенно искревленная картина мира. Почему так вышло — можно понять из интервью режиссера «Медузе»(поговорим о нем чуть позже).

«Советский запах еще не выветрился. Мы по-прежнему его источаем»

Илья Хржановский

Режиссер

Он часто хвастался в этом и других интверью, что создал максимально близкое к тому времени пространство, которое максимально отражает реалии того времени. В этих самых реалиях актеры были предоставлены сами себе — общались, пили, конфликтовали и строили любовь. Своего рода «Дом-2» от мира искусства. Уже тут вся идея с тем, чтобы собрать из этого фильмы, проваливается, потому что съемки арт-экспозиций никогда не передадут тот же эффект, что и IRL. Но постойте. Что-то настоящее и вполне реальное в этих фильмах есть — это физические страдания людей, которые он неистово смакует крупными, тягучими планами. Давайте остановимся подробнее на сюжете. Дальше спойлеры.

Содержание скрыто

Показать

Дау. Катя.Таня рассказывает историю работницы библиотеки по имени Катя, которая теряет парня на фронте, после чего знакомится с «Дау», который стремится к половому контакту с ней и в конце концов этого добивается (вместе со своей женой, жмж). Катя рефлексирует по этому поводу. Ее душевные терзания прерываеткакой-то левый научный сотрудник. Во время насильственной постельной сцены их застаёт «Дау», после чего ломает кровать и обиженно уходит. Учёный-извращенец продолжает насиловать Катю, после того как глупая сцена истерики «Дау» заканчивается. После чего он (насильник) искренне удивляется, почему же Катечка с ним не разговаривает. «Дау» тем временем прощает Катю, но она продолжает депрессовать. После этого она встречает другую женщину в этом научном комплексе — Таню, у которой есть дочь. После этого Катя и Таня занимаются сексом. Их сливают злым НКВдшникам. Кровая гэбня допрашивает обоих. После чего Таня вешается, ее хоронят.

Это весь почти двухчасовой фильм. Все действо сопровождается реальными сексом, реальным бухлом и так далее, помимо этого здесь можно услышать корявую русскую речь актера, (которая еще и плохо записана, как будто звук на айфон 3GS писали) исполняющего роль Ландау, невнятную речь вообще всех и всратые диалоги в духе «ты любила когда-нибудь?» и «ты знаешь что такое любовь?». Не стоит так же забывать о замечательной арке самого самого Льва Ландау, которая описывается примерно так: «нам всем нужно срочно потрахаться». Это супер унылое кино(?), после второй половины хронометража я постоянно нажимал на стрелочку на клавиатуре, чтобы скипать. (Клянусь, не помню, чтобы вообще в жизни хоть один фильм пытался быстрее проскипать). Фильм вообще не пытается быть фильмом — он не использует никакие визуальные методы повествования, здесь нет постановки, но зато есть многозначительные ПАУЗЫ, по всем канонам заумного фестивального кино.

Некоторым фильмам это можно простить — я, например, в восторге от «Легенды о Зеленом рыцаре», но он полностью построен на визуальном языке, и поэтому очень многим не нравится только поэтому, и это заслуженно. Но «Дау» построен по принципу «Дома-2» — если кто-то бухает, снимаем. Если кто-то дерется — снимаем. Если кто-то трахается — НУ ТУТ УЖ извините, КУДА деваться, снимаем. Но поставленную планку дна всегда можно опустить еще ниже. Это нам прекрасно доказывает «Дау.Наташа», которая переплюнула лесбийскую песнь советских девушек. О чем же нам расскажет другой крупнокалиберный ААА артхаус от Ильи Хржановского?
Дальше — снова спойлеры, но, по мне так лучше прочитать мой, возможно, сумбурный перессказ, чем тратить время даже на скачивание этого говна с торрентов и уж тем более, не приведи господь, на трату денег за просмотров на официальном сайте проекта.

Содержание скрыто

Показать

Жила-была Наташа — буфетчица в этом же научном комплексе, работала с другой буфетчицей Олей. Они переодически побухивают и дерутся, кроя друг друга матом (сцены их пьяного нытья могут идти по 10-20 минут). Наташа кого-то там любит, но они не могут быть вместе. Наташа любит, когда ей причиняют боль в отношениях и делают плохо, но она все равно любит. Однажды в комплекс приезжает французский учёный, все весело бухают и Наташа занимается с ним любовью, после чего он делает вид, что этого не было. Она грустит, опять бухает и дерётся с Олей, не давая ей справить малую нужду (такая сцена действительно есть в фильме, минуты на три, чтобы вы насладились сполна) после чего теперь уже Наташу сливают НКВД и ее ведут на допрос, где ее избивают, окунают в толчок, засовывают ей в вагину бутылку, после чего она подкатывает к НКВДшнику, который ее пытал.

Занавес. Всем смеяться.

Все это снова сопровождается настоящим сексом и бухлом, только в этот раз Илья Хржановский решает угостить зрителя реальным физическим насилием (Наташу бьют с размаху по лицу) и реальным сексуальным насилием с бутылкой. Вообще, в принципе, можно считать финальную сцену главным высказыванием Хржановского о советском союзе и людях, которым посчастливилось в нём жить. Милый пухляш считает, что всем советским людям характерно поведение, при котором тебя без внятного повода загребают в органы, наливают рюмку, колотят, садят на бутылку, дают прикурить, а после ты говоришь: начальник, у вас такие красивые глаза…

Больше тут мусолить нечего — просто не смотрите это говно. Новаторский ли проект «Дау»? Формат определенно новаторский, спору нет. Потратить столько времени, создать инсталляцию, потом интерактивный музей — да, это круто, ещё и привлечь к этому инвесторов. Но никакого кинематографа здесь нет — Хржановский в свои 45 снял один фильм, который никому не сдался и никто про него не вспоминает, у него нет никакого киноопыта, он буквально бездарный постановщик. Если вырезать бэкграунд — ничего не останется, пустая русофобская пропаганда, которая ещё и заставляет вас смотреть на реальное насилие и делает под видом трансгрессивного искусства. Я не знаю, если это говно — все, что нам предлагают трансгрессивные методики искусства, то я лучше пойду посмотрю фильмы Андреасяна, ей богу, который просто неудачный конъюнктурщик, не осознающий, что он не снимает кино в Америке.

Часть вторая.

Чтобы более детально понять, откуд растут ноги Дау, можно (но нужно ли?) почитать интервью с Ильёй Хржановским.

Может быть, со мной что-то не так, но когда я прочитал интервью, Хржановский стал для меня еще более омерзительным персонажем. Во-первых, потому что у чувака очевидно синдром Бога — сама идея поставить такой проект как «Дау», это уже надо очень сильно переоценивать свои силы. Но это далеко не всегда плохо для творца, и даже хорошо.. А второе — наверное, я быдло и все такое, но как может быть интересен человек, который все детство провёл с советской интеллигенцией, не имея обычных друзей? Что тут может быть настолько интересного, чтобы чел не жалел о том, что вместо общения с любыми обычными сверстниками он слушал унылые стишки, истории про гулаг и прочую херню? Неудивительно, что после этого тебя посещает идея потратить 15(!) лет своей жизни на то, чтобы снимать огромный проект, полный «совкого» произвола, сексуального контента, включающего насилие и огромную концентрацию маргинальных персонажей на минуту фильма.

Последнее: я не против того, что Советский Союз выставляют в очень невыгодном свете, тем более в искусстве. Мне действительно плевать. Но
а) это преподносится как невероятный арт-эскпириенс;
б) это сделано абсолютно бездарным образом;
в) Хржановский просто делает бабки на заснятом реальном насилии и относится к своим актерам и персонажам как к отбросам, пригодным для социальных экспериментов.

Я тоже расстраиваюсь, когда в России что-то запрещают к прокату, но в этот раз спасибо, что это не стали прокатывать в кино. Я не против провакационного кино — ту же «Нимфоманку» Триера я посмотрел без проблем, и уж первая часть абсолютно точно талантливое кино. Или можно копнуть глубже во времени и вспомнить «Идиотов» того же Триера, где тоже много импровизации и визуально неприятных сцен. (Но, кстати говоря, секс в «Идиотах» хоть и настоящий, но отвечают за него профессиональные порнодублеры, а не актеры фильма). «Идиоты» мне нравятся не очень, но даже там четко можно уловить высказывание, а главная героиня способyа вызвать сопереживание. Фильмы же Хржановского НИЧЕМ не отличаются от фильмов от НТВ про советские заградотряды и зеков.
Ещё одно сравнение: «Дау» — эксплуатационное кино прямиком из кинотеатров 60-х по типу «Глубокой глотки», только если у ребят с камерами из 60-х был стояк на большие буфера, волосатые лобки и глубокую глотку, то у Ильи Хржановского стояк на волосатые лобки, нквд, «совок» и бутылки.

Вот теперь все на своих местах. Спасибо за внимание!

 

Источник

Читайте также